Задание №1 по философии. Философия 2. Проблемы гуманизма в современной философии
Скачать 36.65 Kb.
|
«Проблемы гуманизма в современной философии» Гуманизм в философии – это тип мировоззрения (впервые в развернутом виде представлен эпохой Возрождения): в центре - человек со своими поступками, достижениями, мечтами, желаниями, поведением и отношениями. Личность человека, его достоинство, свобода вне зависимости от социальной роли. На принципе гуманизма основан атеизм: на первостепенном значении человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или религиозной структуре. Важным является именно человеческая, а не божественная сущность, права человеческой личности, вытекающие из позитивного и научного понимания природы человеческих отношений, а не из религиозных заповедей. К атеизму примыкал и Фрейд. Исследуя "психический генезис" религиозных представлений, он настаивал на их иллюзорном характере, объявлял религию "коллективным неврозом навязчивости", возникающим на почве беспомощности человека перед противостоящими ему силами природы, собственными импульсами и влечениями, не контролируемыми разумом. Налагая запрет на инакомыслие, религия, как считал Фрейд, ведет к интеллектуальному застою, ослабляет умственный потенциал человечества. В XX веке в относительно спокойное развитие естественнонаучной антропологии вторглась наука «философия», заявившая свои права на постановку проблемы человека, поставившая под сомнение уже добытые знания, отрицавшая научно-натуралистический подход и объективистские методы исследования. Философия ставила вопрос о сущности человека, об уникальности его положения в бытии. Возникшая в начале XX века философская антропология была ориентирована на «идею человека». И в том, и в другом направлениях антропологии не существовало ответа на вопрос о биологических, исторических, социальных и культурных различиях людей. Значит, представители обоих направлений не могли прийти к общему мнению относительно критериев, позволяющих выделить человека среди других живых существ. Поиск сокровенной тайны человека, о необходимости которого заявила философская антропология начала XX века, должен был подкрепляться конкретно-научными естественными и гуманитарными программами изучения человека. Иначе антропология превратилась бы в науку без человека, как это произошло с «психологией без души», а философия осталась бы проповедью идеала, оказывающегося позади человека как культурного, социального и исторического существа. Вряд ли можно спорить с тем, что человек - это такое существо, которое имеет представление о самом себе и строит свою жизнь в соответствии с ним. В это время возникают течения философии по-разному трактующие гуманизм и бытие человека. Экзистенциализм (философия существования) - антропологический поворот философии к человеку, его внутреннему миру, анализирует условия человеческого существования, бытия, особенное внимание, обращая на «пограничные» условия жизни человека в кризисных ситуациях и жестких испытаниях. Философия существования пытается защитить человека в бездушном технизированном мире с его рациональной расчетливостью, где обесценивается личная жизнь человека, теряют значимость такие стороны жизни человека, как радость, печаль, отчаяние и надежда, восхищение и страх. Философия жизни - иррационалистическое направление, сложившееся на рубеже XIX и XX вв. Направление возникло всвязи с быстрым развитием биологии, психологии и других наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. Основа философии жизни - понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. Бытие – это статичное состояние, а Жизнь – это движение, становление. Жизнь как поток неуловима рассудочными методами познания. Ядро философии - человек. Его бытие тякуче, изменчиво -непосредственно данная реальность, через которую воспринимается предметный мир, общество. Для сохранения себя в этом мире и устройства свободной жизни, необходимо самопонимание, самосознание: сознание своего внутреннего мира, своих возможностей, способностей, воли. В повседневной жизни человек себя раскрывает через кризисные ситуации, Хайдеггер называет их пограничными. Это состояние борьбы и конфликта, чувства вины и страдания, но прежде всего – осознание конечности своего существования. «Решить, стоит ли жизнь того, чтоб ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии», - уверяет Камю в работе «Бунтующий человек». Причины кризисных ситуаций различные: болезнь, обида, война. В таких случаях человек сталкивается с жестокостью внешнего мира и даже его враждебностью. Познать себя помогает философия. По мнению Хайдеггера, человеческая жизнь имеет две стороны – сущность и существование. Сущность нельзя понять, наблюдая со стороны, её надо пережить, она всегда является неповторимым внутренним миром человека. Экзистенциалисты подчеркнули ряд особенных черт существования человека в мире - это заброшенность, страх, тревога, забота, надежда. Подведем итог : в основе гуманизма, возникщего в период Возрождения, несомненно, стоит человек. Гуманизм связан с атеизмом, что привело в начале двадцатого столетия к зарождению новых теорий и философских систем, среди которых «философия жизни», экзистенциализм и другие. Эти течения подробно анализируют бытие человека, его гуманистические тенденции, помогая становлению личности. |