Главная страница
Навигация по странице:

  • Ильиной Светланы Михайловны План проекта

  • Методика объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка. Фоне́тика

  • Задача среднего этапа

  • Задача старшего этапа

  • Содержанием фонетической зарядки могут быть

  • Аудио комплексы к УМК как один из методов объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.

  • Методика использования аудио записей на уроке.

  • Основные подходы и принципы проведения уроков с использованием аудио записей.

  • Этапы работы с аудио упражнениями и их задачи. Типы заданий для каждого из этапов.

  • Примеры применения технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.

  • ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ. проект Фонетика. Проект Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов


    Скачать 118.5 Kb.
    НазваниеПроект Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов
    АнкорОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ
    Дата12.03.2022
    Размер118.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапроект Фонетика.doc
    ТипУрок
    #393489

    ООО «Инфоурок»


    проект
    Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов
    по направлению подготовки
    АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    слушателя

    курса профессиональной переподготовки
    Ильиной Светланы Михайловны

    План проекта
    1. Методика объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.
    2. Методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.
    3. Примеры применения технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.



    1. Методика объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.

    Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку)

    То есть фонетика – это умение строить правильные и диалогические высказывания, владеть при этом темпом, манерой и паузами вне зависимости от их смыслоразличительных функций.

    В психологии навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений. Иными словами, навык-это частично автоматизированное действие. В педагогике навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. В английском языке произношение является и своего рода «визитной карточкой», позволяющей определить происхождение образования, а, следовательно, и статуса говорящего. При обучении фонетических навыков подростков на уроках английского языка на среднем этапе не маловажным остается умение читать вслух на иностранном языке. Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка, совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы) независимо от их смыслоразличительных функций.

    Без изучения и понимания звуковой стороны языка невозможны процессы формирования навыков устной и письменной речи. В результате изучения фонетики дети должны осознать неразрывную связь, которая существует между звуковой и смысловой стороной, понимать, как звуковая оболочка связана с лексическими и грамматическими явлениями.

    Главной целью обучения фонетике в школе является формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.

    Фонетические навыки состоят:

    1)Под речевыми слухо-произносительными навыками (СПН) понимаются навыки фонемо-правильного произношения всех изучаемых звуков в потоке речи, понимания этих звуков в речи других.

    2)Под ритмико-интонационными навыками (РИН) понимаются навыки интонационного и ритмически правильного оформления речи и, соответственно, понимание речи других.

    В условиях общеобразовательной основной школы невозможно добиться абсолютно правильного, близкого к речи носителя произношения. Поэтому становится задача добиваться от школьников относительно правильного произношения. Работа над ним должна основываться на принципе аппроксимации, т.е. приближения к правильному произношению носителя языка.

    В связи с этим выделяют этапы формирования фонетических навыков:

    -начальный этап,

    - средний этап,

    - старший этап,

    - продвинутый этап.

         На начальном этапе (2-4 классы) закладываются основы говорения, слушания и чтения. Работа над произношением является обязательным элементом в обучении иностранному языку и носит интенсивный характер. Развитие слухо-произносительных навыков должно происходить вместе с усвоением языкового материала. Последовательность введения звуков отражает функциональный подход: первыми осваиваются те звуки, которые нужны для произнесения первых структур, а также наиболее частотные звуки, что позволяет быстрее включить в говорение и аудирование структуры и лексику.

     Задача среднего этапа (5-6 классы) – воспрепятствовать деавтоматизации слухо-произносительных навыков, поддержать достигнутый уровень их сформированности. Неплохим упражнением для поддержания и коррекции фонетических навыков может быть фонетическая зарядка. В нее педагог включает наиболее трудный в фонетическом отношении материал из следующего урока.Фонетике отводятся отдельные этапы урока, на которых проводится фонетическая тренировка или фонетическая зарядка. Она не имеет фиксированного места на уроке, зависит от последовательности выполнения тех заданий, где учащиеся могут столкнуться с фонетическими трудностями, которые учитель должен предвосхитить и помочь ученикам избежать.

    Задача старшего этапа (7-11классы) состоит в поддержании и совершенствовании навыков. Не снижая требований к произношению учащихся, учитель  должен проводить интенсивную фонетическую отработку отдельных небольших фрагментов устной речи и чтения с  ТСО.

    Начальный этап является самым трудным и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных тесно связанных с ней навыков и умений.

    Становление слухо-произносительных навыков включает:

    - ознакомление со звуками,

    - тренировку учащихся в их произнесении для формирования навыка,

    - применение приобретенных навыков в устной речи и при громком чтении.

    Постановка звуков, обучение лексике, грамматике здесь идут одновременно. Ознакомление с фонетическим явлением происходит путем наглядной, несколько утрированной демонстрации его особенности в звучащем тексте. Последовательность предъявления фонетического материала диктуется его нуждами для общения. Поэтому с первых шагов приходится иногда вводить звуки, которые являются наиболее трудными, не имеющими аналога в родном языке. Например, уже на третьем-четвертом уроках английского языка малыши встречаются с такой фразой, как «This is a...», и ее вопросительной формой «Is this a...?». Сначала учитель произносит речевую модель или фразу, предназначенную для усвоения.

    Формирование слухо - произносительных и ритмико-интонационных навыков – длительный и сложный процесс. Для этих целей можно рекомендовать следующие типы фонетических предречевых, подготовительных упражнений.

    1. Упражнения на восприятия звука на слух:

    –в потоке речи;

    –в отдельном слове, изолирован, в сочетании с пояснением учителя;

    –с последующим многократным воспроизведением: сначала в отдельном слове, а затем -в речевом образце.

    1. Упражнения на воспроизведение фонетического явления (языковое фонетически направленное упражнение:

    –воспроизведение фонетического явления отдельными учащимися;

    –хоровое воспроизведение вместе с учителем;

    –хоровое воспроизведение без учителя;

    –индивидуальное воспроизведение в целях контроля.

    1. Упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетически направленных упражнениях:

    –работа над считалками;

    –работа над рифмовками;

    –работа над песнями;

    –работа над стихотворением;

    –чтение и проговаривание образцов речи диалогического и монологического характера;

    –чтение вслух отрывков из учебных и аутентичных текстов.

    Хорошим упражнением для поддержания и коррекции фонетических навыков может служить фонетическая зарядка. В нее учитель включает наиболее трудный в фонетическом отношении материал из предстоящего урока. При обучении фонетике считается целесообразным использование технических средств. ТСО дают учащимся образец для хорошего произношения. Учащиеся подражают такому образцу речи и стремятся к нему.

    Контроль слухо - произносительных навыков осуществляются при выполнении речевых упражнений в аудитории, в говорении или чтении вслух. Только в этом случаи можно объективно судить о степени практического владения фонетической стороной иноязычной речи. Таким образом, развитие фонетических навыков сложный и трудоемкий процесс, который состоит из четырех этапов: начальный, средний, старший и продвинутый, который имеет свои методы и приемы.

    На среднем этапе для формирования и закрепления фонетических навыков играют огромную роль фонетические упражнения:

    –упражнения на восприятия звука на слух;

    –упражнения на воспроизведение фонетического явления;

    –упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетически направленных упражнениях;

    –фонетическая зарядка.

    Цель фонетической зарядки:

    - предвосхищение и снятие возможных фонетических сложностей: слуховых, произносительных, ритмико-интонационных;

    - отработка фонетических навыков, которые оказались недостаточно сформированными.

    Содержанием фонетической зарядки могут быть:

    - чтение слов, предложений, микротекстов, стихов, пословиц, скороговорок.

    - чтение сложных частей предложений, словосочетаний с начала или с конца.

    - прослушивание с целью определения ошибок.

    - распознавание диалектов.

    - определение отношения к кому или чему-либо по интонации.

    - произнесение одной и той же фразы с различной интонацией.

    - повторение за диктором в паузах.

    - повторение синхронно с диктором.

    - узнавание слов со слуха.

    - декламация стихов, драматизация диалогов.

    Поскольку на среднем этапе увеличивается объем чтения про себя, следует регулярно читать небольшие отрывки текстов вслух, а при необходимости отрабатывать наиболее сложные и важные фонетические явления на дотекстовом этапе, обращая внимание на ритмико-интонационные модели.

    Работа над фонетикой строится на основе типичных фраз в следующей

    последовательности:

    1) восприятие фразы на слух;

    2) ее осмысление;

    3) вычленение педагогом подлежащего фонетической отработке слова;

    4) проговаривание слова учениками;

    5) вычленение педагогом фонем в слове;

    6) пояснение его артикуляции;

    7) многократное воспроизведение звука учениками;

    8) про слова и фразы в целом.

    При работе над звуковой стороной речи в рамках типовой фразы

    возможны два пути:

    – 1-й путь – имитационный (1-я группа фонем);

    – 2-й путь – аналитико-имитационный (2-я и 3-я группа фонем).

    При объяснении фонетического материала педагог может пользоваться следующими приемами:

    а) имитация звука в потоке речи;

    б) сравнение звука с аналогичным явлением в родном языке;

    в) сравнение фонетического явления внутри иностранного языка;

    г) анализ фонетического явления;

    д) объяснение фонетического явления (комментарий);

    1. Упражнения на восприятия звука на слух:

    – в потоке речи;

    – в отдельном слове, в сочетании с пояснением педагога;

    – с последующим многократным повторением: сначала в

    отдельном слове, а затем - в речевом образце.

    1. Упражнения на воспроизведение фонетического явления

    (языковое фонетически направленное упражнение):

    – воспроизведение фонетического явления отдельными учениками;

    – хоровое воспроизведение вместе с педагогом;

    – хоровое воспроизведение без педагога;

    – индивидуальное воспроизведение в целях контроля.

    3. Упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка

    в условно-речевых фонетических упражнениях:

    – работа над считалками;

    – работа над рифмовками;

    – работа над песнями;

    – работа над стихотворением;

    – чтение и проговаривание образцов речи диалогического и

    монологического характера;

    – чтение вслух отрывков из учебных и иностранных текстов.

    Для наилучшего запоминания фонетических навыков на уроке целесообразно использовать технические средства, чтобы ученики подражали именно речи эталона.

    1. Аудио комплексы к УМК как один из методов объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.

    Перед современной школой стоят важные зaдaчи по оргaнизaции содержания и структуры обрaзовaния в соответствии с требованиями ФГОС ООО, где развитию слухо - произносительных навыков школьников отводиться значимое место.

    Основной задачей педагога является развитие фонетических навыков на уроке иностранного языка с использованием современных приемов работы. Доступными на всех этапах обучения английскому языку считаются учебные аудио комплексы. Можно отметить, что введение аудио комплекса фонетических упражнений в процесс обучения меняет характер традиционного урока, делает его более живым и интересным. Также использование данного комплекса на уроках способствует расширению общего кругозора учеников, обогащению их языкового запаса и страноведческих знаний. Использование аудио дает способность развитию не только фонетических навыков, но и различных сторон психической деятельности школьников, и прежде всего, внимания и слуховой памяти.

    С точки зрения методики, учебный аудио комплекс – это специально подготовленное в методическом плане аудиовизуальное средство обучения, которое предназначено для создания естественных ситуаций речевого общения и обладающее большой силой эмоционального воздействия на учеников за счет синтеза основных видов наглядности (слуховой, моторной, образной, экстралингвистической и др.)

    Практика показывает, что учащийся запоминает то, что он слышит в пять раз лучше того, что он только читает. Для того чтобы процесс обучения иностранным языкам с помощью аудио записей был эффективным необходимо систематическое и разумное использование аудио комплексов на уроках. Также следует определить место аудио записей в системе обучения и частоту предъявления. В зарубежной методической литературе рекомендуется использование таких материалов один раз в неделю или, по меньшей мере, один раз в две недели. Если продолжительность занятия с использованием аудио записи от 45 минут до 1 часа. Предпочтение отдается коротким по продолжительности аудио записям (фонетическая зарядка): от 30 секунд до 5-10 минут, при этом считается, что 4-5 минут, прослушивание аудио записи можно использовать на каждом уроке. В силу этой особенности целесообразно использовать короткий отрывок для интенсивного изучения.

    Как считает В.В. Гуревич, фонетические упражнения с применением аудио включают:

    – демонстрацию образцов артикуляции с последующим их повторением;

    – воспроизведение отдельных слов, предложений, реплик диалога вслед

    за диктором с использованием кнопки «пауза»;

    – запись на носитель речи обучаемых, анализ ее педагогом с целью

    показать, как особенности артикуляции влияют на произношение; сравнение записей, сделанных в начале и конце обучения.

    Презентация речевых функций и средств их выражения осуществляются в понятном контексте, в различных ситуациях общения и сопровождаются выполнением следующих упражнений:

    – повторение разных речевых образцов, позволяющих реализовать данную функцию в паузах за диктором;

    – выбор предложенного перечня тех языковых средств выражения

    функций, которые встречаются в аудио записи.

    Активизация грамматического материала будет происходить в

    говорении после прослушивания аудио записи. Это могут быть

    комментирование аудио записи, дополнение ситуаций (например: восстановление текста), озвучивание реплик, составление вопросов разных

    видов к содержанию аудио записи.

    Таким образом, обучение иностранным языкам в современное время

    имеет коммуникативную направленность, поэтому аудио записи являются

    важным средством для обучения говорению и иноязычному общению.

    На уроке практически невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Одновременно при работе с аудио текстами отрабатываются лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудио-тексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее формирование навыков говорения или письма. В этом случае аудирование является средством обучения.

    При работе с аудиоматериалом, педагог ставит перед собой ряд педагогических условиях эффективного использования аудио в обучении английскому языку:

    – формирование положительной мотивации к учебе в изучении иностранного языка;

    – развитие доброжелательного и заинтересованного отношения к стране изучаемого языка, его культуре и народу;

    – формирование умения учащихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения;

    – учет физических особенностей и интересов школьников;

    – развитие их творческих способностей в процессе активной познавательной деятельности.

    Методика использования аудио записей на уроке.

    1. Ученики 2 раза слушают аудиофайл, не смотрят на исходный текст, находящийся на интерактивной доске (в учебнике), который закрыт от учащихся.

    2. Школьники должны постараться понять, о чем идет речь. В сильных классах они должны рассказать на английском языке, то, что они услышали из текста. В слабых классах (или слабые ученики) могут представить информацию об услышанном на русском языке.

    3. Дальше школьники выбирают верные слова, спрятанные в тексте с пропусками (открывается текст на интерактивной доске, который был скрыт от учащихся).

    4. Заданий столько, сколько спрятанных слов в тексте. В каждом задании должно быть по 4 варианта ответа, где один является верным. Учащиеся с помощью пультов выбирают верный, по их мнению, ответ. Варианты должны быть подобраны на выбор лексического значения и на орфографию.

    5. Теперь учитель открывает исходный текст, и школьники проверяют правильность их выбора ответа. Они внимательно смотрят на то, какие слова было трудно услышать и правильно ли были они написаны.

    6. Ученики слушают аудио запись еще раз, но уже опираются на предложенный текст.

    7. Учащиеся читают вслух диалог без звуковой записи. Выполняют это упражнение не более 2-3 раз. Затем пробуют воспроизвести произношение, ритм и тон английского языка.

    8. Учитель дает школьникам прослушать аудиозапись и прочитать диалог в тоже время, т.е. повторять за оратором. Повторяют 2-3 раза, чтобы воспроизвести тон и ритм английского диктора на аудио-файле. Для этого необходимо уделить огромное внимание на произношении, ритме, тембре и скорости. При такой работе аудио запись можно включить в замедленном ритме, если это позволяет техника. Использование такой записи позволит связать слова вместе более естественно. Также можно записать речь учащихся, а затем сравнить их голос с носителем языка на аудио-файле.

    9. И заключительный этап - это запись новых слов в тетрадь с переводом.

    Основные подходы и принципы проведения уроков с использованием аудио записей.

    1. Требование к аудио:

    –звук должен быть четким и качественным;

    –необходимо наличие соблюдение материала с темой урока;

    –четкая дикция.

    1. Требования к речи диктора:

    –на начальном этапе работы с аудио речь должна прослушиваться достаточно четко, без посторонних и фоновых шумов;

    –речь должна быть достаточно четкой и чуть замедленной;

    –желательно, чтобы акцент или диалект говорящего был понятен ученикам.

    1. Требование к языку:

    –язык должен соответствовать современным требованиям и нормам литературного языка, из тех областей, с которыми чаще всего придется сталкиваться ученикам (однако, во многих случаях данный выбор определяется целями урока);

    –необходимо наличие естественных пауз между высказываниями;

    –жаргонные выражения и восклицания должны быть достаточно короткими и не слишком сложными для понимания;

    –текст не должен быть перегружен новыми словами, выражениями и незнакомыми жестами.

    4. Требования к длительности аудио записей:

    –аудио должны занимать не более 5-10 минут или делиться на смысловые отрезки, повторяющиеся несколько раз в течение урока;

    –все отрезки должны иметь законченность.

    Этапы работы с аудио упражнениями и их задачи. Типы заданий для каждого из этапов.

    При работе с любым текстом в методике обучения иностранным языкам выделяют несколько основных этапов:

    - дотекстовый этап (pre-viewing),

    - текстовый этап (while viewing),

    - послетекстовый этап ((post) after-viewing).

    1. Дотекстовый этап.

    Цели этапа: мотивация к уроку ученика, настроить их на выполнение задания, сделать активными участниками образовательного процесса;

    –снять возможные трудности восприятия текста и подготовить к успешному выполнению задания.

    Типы заданий:

    1)Различные варианты предвосхищения содержания текста, основанные на:

    – систематизации знаний, которые получены ранее по данной теме;

    – специфике заголовка;

    – беглом просмотре части темы урока в учебнике;

    –списке новых слов с переводом или дефинициями, предъявляющиеся до текста.

    2) Краткое изложение педагогом основной тематики урока. Педагог может кратко передать важную мысль аудио фрагмента, дать понятие о том, о чем будет идти речь. Если сюжет будет интерес для учащихся, то это вступление должно заинтересовать школьников, а значит, первая цель этапа может считаться достигнутой. В своей речи учитель может передать основную мысль текста простыми и понятными словами, а может и сохранить ряд трудных для понимания выражений. Важным в данном случае является предвосхищение возможных трудностей языкового, речевого и социокультурного характера и их снятие с помощью различных приемов: это объяснение, толкование, перевод, соотнесение с ранее изученным материалом и т.д. Очевидно, что для использования такого типа задания педагогу необходимо иметь высокий уровень профессионально-методической и профессионально-коммуникативной компетенции.

    При работе сданным типом задания следует помнить о том, что сам текст вступления не является установкой на прослушивание, поэтому надо четко и понятно дать формулировку задания на время прослушивания текста, выбрать одно из заданий второго этапа, о которых далее будет расписано более подробно.

    3) Предварительное исследование темы

    Прослушиванием аудио текстов можно закончить ряд уроков по какой-либо теме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание на исследование конкретного материла, что логично готовит их к прослушиванию текста. Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по одной и той же теме (на родном и на иностранном языках), также повышает мотивацию в ходе прослушивания текста при условии, что аудио текст открывает новые перспективы видения данной темы, содержит новые элементы и непредсказуемости.

    1. Текстовый этап

    Цель этапа - обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенций учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения.

    Типы заданий:

    1. Задания на поиск языковой информации

    Данные упражнения и задания должны направляться на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного языкового

    материала: лексики, грамматики, фонетики.

    На данном этапе работы не столько формулировка задания, сколько содержание упражнения дает ту или иную степень эффективности и оправданности выполнения задания.

    Примерные формулировки заданий:

    Прослушайте аудио фрагмент и ...

    –подобрать к английским словам русские слова и выражения;

    –подобрать русское слово к следующим английским эквивалентами выражениям;

    –заполнить пропуски в предложениях нужными словами и выражениями;

    –записать все прилагательные, которые были услышаны в процессе прослушивания аудио тексте с существительным (все глаголы, которые употреблялись и т.д.);

    –записать глаголы из приведенного ниже списка в той грамматической форме, в которой они были употреблены в тексте;

    –с какой интонацией произносилось слово «конкретное слово» в аудио тексте;

    –из приведенного ниже списка синонимических выражений отметьте те, которые (не) употреблялись в тексте аудио.

    1. Задания, которые развивают рецептивные умения (на уровне выделения содержательной и смысловой информации)

    Здесь могут использоваться традиционные упражнения, направленные на:

    –поиск правильных ответов на вопросы (вопросы даются до прослушивания текста);

    –определение верных/ неверных утверждений;

    –соотнесение разрозненных предложений со смысловыми частями текста (план текста и заголовки каждой части предлагаются).

    1. Задания, направленные на развитие фонетических навыков.

    Приемы, которые направлены на формирование выстраивать монологическую речь с аудио:

    –предполагаемой внешности героев и их одежды;

    –предметов, находящихся рядом;

    –места событий;

    –характера взаимоотношений между персонажами и т.д.

    Все эти задания несут собой конкретный тип монолога - описания при сохранении ярко выраженных особенностей описания людей, предметов и т.д.

    4) Задания, направленные на использование кнопки « ПАУЗА».В данном задании учащимся предлагают предположить о дальнейшем ходе развития событий, что неразрывно связано с формированием таких дискурсивных умений как определение и установление логико-смысловых связей текста и их развитие.

    5) Задания, направленные на воспроизведение услышанного в форме рассказа, сообщения и т.д.Эффективность некоторых заданий, использованные для формирования навыков диалогической речи, например: выключение звука с последующим воспроизведением предполагаемого текста. Данное упражнение вряд ли можно использовать для воспроизведения текстов монолога, поскольку содержание монолога в этом случае предвосхитить практически невозможно, если только человек плохо разбирается в иноязычных текстах. Что же касается диалога, то при наличии таких - элементов речевой ситуации как места и времени событий, партнеров по общению, их невербальному поведению можно сделать определенные предположения о содержании диалога, особенно, если ситуация является достаточно стандартной (в магазине, в театре, у врача и т.д.)

    3. Послетекстовый этап.

    Цель этапа - использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.

    Начальный этап является обязательными как в условиях использования аудио текста в качестве средства формирования комплексных коммуникативных навыков, так и в качестве средства контроля рецептивных навыков (аудирования). Данный же этап может отсутствовать, если аудио-текст используется только для формирования и контроля рецептивных или фонетических умений. На данном этапе помимо выше перечисленных упражнений можно использовать:

    –проектную работу, связанную с подготовкой аналогичных аудио текстов самостоятельно;

    –ролевые игры, в основу которых положен сюжет или ситуация аудио фрагмента. При этом их можно частично видоизменять.

    Можно выделить как коммуникативные:

    What did they say? Учащиеся прослушивают звуковое оформление с частью звуков (это может быть сцена в ресторане, в магазине, встреча друзей, приход в гости или любой другой материал в зависимости от уровня школьников) и угадывают, о чем говорится в данном аудио фрагменте. Затем составляют диалог и проговаривают его как озвучивание аудио. Затем полностью аудио текст и педагог дает необходимые комментарии.

    Who said it? Учащимся выдаются листочки со строками из упражнения. После прослушивания школьники должны сказать, какие слова скорей всего должны стоять в том или другом фрагменте текста.

    What if? Ученики слушают аудио сюжет, после чего проводится обсуждение, каким мог бы быть этот текст, если бы действие происходило в нашей стране.

    What happens next? При прослушивании со звуком педагог останавливает аудио запись в некоторых местах, и ученики должны предсказать, что ответит персонаж, или что может случится дальше. Школьникам предлагается прослушать аудио упражнение и записать основные критерии в 6 колонок под заглавиями Who? What? Where? When? Why? How? What do you want to know about? Перед прослушиванием тематического аудио упражнения ученики составляют список возможных вопросов по теме текста. Затем они прослушивают упражнениеи находят ответы на вопросы, на какие возможно. Работа с вопросами. При прослушивании аудио текстов, которые не имеют опыта работы с аудио, рекомендуется сначала предложить ученикам список вопросов на поиск информации. Эти вопросы могут иметь определенную направленность темы. Предметом тренировочных упражнений могут быть звуки и звукосочетания, которые помещены во все более крупные единицы: от слога – через слово –к словосочетанию и к тексту. Работа над произношением при этом проходит путь от слушания текста, который произносит учитель, к тексту, который создает ученик. Также на начальном этапе целесообразно использовать такие способы, как: выполнение фонетической зарядки; отработка фонетической стороны нового лексико-грамматического материала; работа над произношением путем чтения вслух.

    Фонетическая зарядка является также основным способом развития фонетических навыков и представляет собой специальное тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического материала и препятствующее деавтоматизации навыков. Материалом фонетической зарядки могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, которые содержат фонетические явления, которые нуждаются в постоянной «инвентаризации». Обычно фонетическая зарядка строится структурированно: от более мелких единиц (собственного предмета тренировки) к более крупным, где эти единицы предстают в разнообразных сочетаниях. Например, в английском языке:

    [w] –what, water, wind, why,

    а далее рифмовка: Why do you cry Willy?

    Важным является выяснение места фонетической зарядки на уроке. Она часто дается в начале урока, вводит учеников в атмосферу урока, нейтрализуя влияние звуковой среды на родном языке.

    Фонетическая зарядка может предшествовать чтению, тогда она происходит на материале текста для чтения, вычленяющего фонетические трудности, группируются соответствующим образом и предлагаются затем ученикам для осознанной имитации. Процесс формирования фонетических навыков будет протекать успешнее, если правильно подобраны способы формирования фонетических навыков; учитываются возрастные особенности детей; соблюдается алгоритм формирования фонетических навыков. Таким образом, использование аудио комплекса фонетических упражнений на уроках английского языка позволит повысить уровень развития фонетических навыков в средней школе.

    1. Примеры применения технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.


    При ознакомлении с фонетическими явлениями объяснение обязательно должно сопровождаться демонстрацией эталонов звука, которые учащиеся слышат от учителя или в аудиозаписи, использовать аналитико-имитативный подход, при котором звуки, подлежащие специальной обработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила; это аналитическая часть работы. Затем эти звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, и проговариваются учащимися вслед за образцом, имитируются.

    Активное слушание гарантируется предваряющими заданиями, помогающими привлечь внимание к нужному качеству звука. Затем следует интенсивная тренировка учащихся в произношении. Тренировка включает два типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация потока слов конкретного звука, подлежащего усвоению. Поднятием руки или сигнальной карты учащийся показывает учителю, как он услышал звук.

    На начальном этапе обучения английскому языку, используются считалки, рифмовки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки и т.д.

    В зависимости от того, на что они направлены, существует несколько видов фонетических зарядок:

    - фонематическая,

    - лексико-фонетическая,

    - грамматико-фонетическая, направленные на ритм, мелодику и ударение. Далее материал для фонетических зарядок отбирается в соответствие с целями коммуникации. Рассмотрим эти виды подробнее.

    1.Фонематическая фонзарядка

    Фонематическая фонзарядка – это тренировка произнесения конкретного звука в разном окружении. Сначала звук предъявляется изолированно, учитель с помощью жестов объясняет или напоминает его артикуляцию, а затем начинается отработка звука в различном окружении в следующей последовательности: в изоляции – в слове – в словосочетании – во фразе. Например, звук [r].

    right – That’s right!

    wrong – That’s wrong!

    Is it right? Is it wrong?

    It is right! It is wrong!

    Who is right? Who is wrong?

    Peter is right. Peter is wrong.
    2. Грамматико-фонетическая зарядка

    Следующий вид фонетической зарядки позволяет отрабатывать различные грамматические структуры и явления. Как правило, эти явления уже знакомы учащимся и не требуется дополнительных объяснений со стороны учителя. Однако необходимо убедиться в том, что ученики отрабатываемую структуру узнают и могут правильно ее перевести на русский язык.

    Например, грамматико-фонетическая зарядка по закреплению употребления оборота "There is/are " по теме "The living room” (6 класс) выглядит следующим образом:

    There is a sofa. Is there a sofa?

    There is a door. Is there a door?

    There is a carpet on the floor. Is there a carpet on the floor?, т.д.

    По образцу можно попросить учащихся самих придумать подобные рифмовки и проверить, насколько хорошо они усвоили отрабатываемую грамматическую структуру.

    3. Можно использовать упражнения с элементами театрализации:

    - Дети отрабатывают звук [h], изображая, что они греют руки.

    - Дети отрабатывают звуки [v-f], поют их на мотов «Чижик-пыжик».

    - Дети отрабатывают звук [ei], представив, что они в лесу. Количество упражнений в воспроизведении должно быть больше. Эти упражнения представляют собой осознанную имитацию эталона звука, они мобилизуют все усилия учащихся и направляют их на качественное воспроизведение нового звука. Проводимые регулярно упражнения в осознанной имитации помогают преодолеть межъязыковую и внутриязыковую интерференцию, в частности подмену иноязычного звука звуком родного языка. Простая имитация без осознания особенности иноязычного звука недостаточно эффективна, так как учащиеся склонны воспринимать иноязычные звуки сквозь призму произносительной базы родного языка. В отношении некоторых звуков это безопасно, однако в связи с идиоматическими звуками такая подмена недопустима, так как это чревато нарушением коммуникации.

    Для осознанной имитации рекомендуется регулярно проводить фонетические зарядки, для которых следует использовать ценный в содержательном отношении материал: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы и поговорки. Фонетическая сторона этого материала должна быть тщательно отработана.

    Так, например, звук [w], дети часто произносят как русский [в].

    Why do you cry, Willy?

    Why do you cry?

    Why, Willy? Why, Willy?

    Why, Willy? Why?

    Whenever we meet,

    You always cry,

    Why do you cry, Willy?

    Why do you cry?

    Таким образом, мы рассмотрели несколько видов фонетических зарядок, которые направлены на формирование и развитие произносительных и интонационных навыков учащихся, а также способствующих повторению и закреплению лексического и грамматического материала не только на начальном, но и на последующих этапах обучения. Использование фонетических зарядок имеет ряд преимуществ:

    - регулярное проведение фонетических зарядок улучшает артикуляционные навыки учащихся;

    - ученики могут на слух различать долгие и краткие английские звуки, русские и английские звуки;

    - учащиеся знакомятся с разными моделями интонации, видами ударения и с английским ритмом;

    - фонетические зарядки способствуют не только развитию слухо-произносительных навыков, но и запоминанию и тренировке лексических единиц и грамматических структур.

    Приведенные фонетические зарядки можно рекомендовать для использования в процессе обучения английскому языку как на начальной ступени, так и на средней ступени обучения английскому языку.

    Вывод

    Для развития фонетических навыков рекомендуется использование следующих упражнений:

    – упражнения на восприятия звука на слух;

    – упражнения на воспроизведение фонетического явления;

    – упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетически направленных упражнениях;

    – фонетическая зарядка. Использование аудио комплекса на уроках иностранного языка обеспечивает познавательный интерес к изучении иностранного языка, развитие четкого и правильного произношения, мотивацию обучения.

    Заключение

    Развитие фонетических навыков строится в четыре этапа:

    1. начальный,

    2. средний,

    3. старший и продвинутый.

    Для развития фонетических навыков рекомендуется использование следующих упражнений:

    –упражнения на восприятия звука на слух;

    –упражнения на воспроизведение фонетического явления;

    –упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетически направленных упражнениях;

    –фонетическая зарядка.

    Использование аудио комплекса на уроках иностранного языка обеспечивает познавательный интерес к изучению иностранного языка, развитие четкого и правильного произношения, мотивацию обучения.

    В структуре аудио урока для развития фонетических навыков можно выделить четыре этапа:

    –подготовительный этап предварительного снятия языковых и лингвострановедческих трудностей;

    –восприятие аудио записи - развитие умений восприятия информации;

    –контроль понимания основного содержания;

    –развитие языковых навыков и умений устной речи.


    написать администратору сайта