Главная страница

финанс. Программа Финансовая грамотность


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеПрограмма Финансовая грамотность
Дата07.02.2022
Размер0.57 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлафинанс.pptx
ТипПрограмма
#354426

Финансовая грамотность и информатика: как совместить интересы?

1. Срок реализации программы определяется в рамках возрастной категории обучающихся. Программа «Финансовая грамотность» разработана для возрастной группы 13–18 лет (5-11 классы)

2. По решению образовательной организации можно выполнить программу курса как за один год, так и за несколько лет отдельными модулями.

3. Курс «Основы финансовой грамотности» может быть реализован в образовательной организации следующими способами:

• в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования в виде отдельного курса, дисциплины (модуля) за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений;

• в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования в интеграции с другими предметами: экономикой, математикой, информатикой, обществознанием, ОБЖ;

• в рамках программы дополнительного образования.


«Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем»

При любом способе реализации учителю необходимо разработать соответствующую рабочую программу.

Целесообразно подойти к разработке программы комплексно: включить практические занятия, деловые игры, экскурсии, проектную работу и другие активные формы образовательной деятельности по данной тематике в программу внеурочной деятельности и тем самым реализовать практико-ориентированный подход к реализации программы в полном объеме.

Финансовая грамотность и информатика: технология проектирования образовательной программы


1 этап

2 этап

3 этап

интеграция целей обучения по финансовой грамотности в цели предмета, исходя из целостного взгляда на него: главные задачи и планируемые результаты

сопряжение изучаемых тем предмета с содержательными модулями по финансовой грамотности (на основе учета возможностей организации взаимодействия с социумом, связи с реальной жизнью, интересами и возможностями обучающихся)

системность педагогической работы в формировании финансовой компетентности через последовательное освоение модулей по финансовой грамотности и организацию разных видов урочной и внеурочной деятельности по ходу движения изучения предмета и фиксация образовательного результата обучающихся

Финансовая грамотность как компетентность


Готовность нести ответственность

Готовность использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Финансовые компетенции (знания, умения)

ФГ: совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения



Общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России»

Часть базовой финансовой культуры личности

Способность продуктивно выполнять социально-экономические роли

Финансовые компетенции (знания, умения, опыт)

Личностные социально-значимые установки

ФГ: базовая составляющая общей финансовой культуры личности и представляет собой совокупность знаний, умений, опыта в финансовой сфере и личностных социально-значимых установок, сформированность которых определяет способность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли

Познавательная беседа (стикер-опрос) «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

  • Цель: выяснить отношение обучающихся к обучению финансовой грамотности; продемонстрировать, что изучение финансовой грамотности поможет им научиться искать и находить способы как правильно распоряжаться деньгами, чтобы достичь разных жизненных целей и каждый смог позаботиться о себе когда вырастет
  • Материалы: стикеры
  • Время: 10 минут
  • Ход беседы:
  • Разминка: начните беседу с короткой игры в ассоциации.
  • - Раздайте всем обучающимся по стикеру.

    - Предупредите, что сейчас скажите слово. После того, как участники услышали слово, им следует записать на стикере первое слово, которое им придет на ум.

    - Скажите «информатика».

    - Через 10 секунд прослушайте ассоциации класса со словом «информатика»

  • Стикер-опрос:
  • - Дайте каждому обучающемуся по новому стикеру

    - Предупредите, что сейчас скажите новое слово. Когда они его услышат, им нужно записать на стикере первое, что придет им на ум.

    - Скажите «финансовая грамотность»

    - Через 10 секунд прослушайте ассоциации класса со словами «финансовая грамотность»

    - Напишите на доске два заголовка «Информатика» и «Финансовая грамотность»

    - Теперь попросите детей проследовать к доске, приклеить свои стикеры и объяснить или доказать свою точку зрения. Используйте два ключевых вопроса «Почему ты так думашешь?» и «У кого другое мнение?»

    - Продолжайте пока все стикеры не будут помещены на стене

Этап закрепления полученных знаний: Прием «Связь»

  • Цель: установить как связаны «информатика» и «финансовая грамотность» в виде логической цепочки рассуждений
  • Время: 10 минут
  • Ход работы:
  • Начало: разделите класс на 4- 5 групп.
  • - Сформулируйте всем обучающимся задание: доказать, что информатика и финансовая грамотность взаимосвязаны между собой

    Разминка: предупредите, что начнете с разминки. Попросите в группе выстроить цепочку связей «данные и электричество». Выслушайте группы

    Основное задание: дайте задание группам написать цепочку связей между «информатикой и финансовой грамотностью»

    - Теперь попросите детей озвучить свои логические связи и объяснить их. - Выслушивайте все мнения, так как важно организовать свободный обмен мнениями

Рефлексия и перевод знаний в действия: Практикум по ФГ: Изучаю и действую. Задание на дом: выполни мини-проект «Я и мои планы на будущее»

  • Цель: Осознавать важность образования, которое обеспечит доходы и необходимость планирования своего будущего
  • Время: 10 минут
  • Ход работы:
  • Дата ____________ Меня зовут_____________________________. Мне___ лет.
  • Я живу в (название города, села, деревни и т.д.) _____________________страна __________________________________.
  • Мои любимые занятия – это ___________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________ .
  • Чтобы описать себя, я скажу, что я _____________________________________________
  • ____________________________________________________________________________.
  • Я мечтаю стать ______________________________________________________________.
  • А еще я надеюсь, что _________________________________________________________.
  • Чтобы исполнились мои мечты мне нужно ______________________________ ____________________________________________________

Содержание и ход практического задания:

1. Авторская разработка приема обучения и проектирование педагогической технологии по финансовой грамотности в учебной и деятельности по предмету «Информатика» (работа в группах)

Разработка проекта реализации педагогической технологии

Познавательная беседа (стикер-опрос) «Деньги» (5 кл.); «Жизненные потребности человека. Потребности и желания» (6 кл.); «ОЖС: и страхование» ( 7 кл.); «Экономика семьи: из чего она складывается» (8 кл.); Познавательная беседа «Финансовые риски» (9 кл.); «Из чего формируется бюджет семьи?» (10 кл.)

Основные этапы проектирования и типовые элементы педагогической технологии

Этап 1. Определение замысла учебных действий. Формулировка целей.

Этап 2. Расчет необходимого времени при заданном способе построения учебного процесса.

Этап 3. Разработка моделей педагогических действий.

Время на решение задачи – 10 минут

Демонстрация педагогического приема группами

Этап закрепления нового знания: Решение экономических задач. Контекстные и ситуационные задачи

Основной единицей контекстного обучения является учебная задача, наполненная определенным смыслом (контекстом).

Такие задачи можно классифицировать по разным основаниям: в соответствии с содержанием анализируемой ситуации, на основе учёта структуры выполняемого действия и так далее.

Контекстные задачи направлены на развитие способности обучающихся находить, интерпретировать и применять имеющуюся информацию в предлагаемом (заданном) контексте.

Контекст задается текстом, содержащим фрагмент конкретного нормативного документа, материала научной статьи, художественного текста, учебного текста и т.д., а также вопросами к нему, на которые следует ответить. Суть ситуационных задач состоит в том, что обучающиеся, ознакомившись с содержанием задачи, самостоятельно анализируют изложенную в ней ситуацию, выявляют проблему и предлагают (демонстрируют) варианты её решения (так типичные, так и авторские).

Пример интеграции: контекстные и ситуационные задачи


5 класс

Модуль «Доходы и расходы»:

взаимосвязь видов ресурсов и жизненных потребностей человека; что и как можно сберегать

Тема: Что и как можно и нужно сберегать

Задание 1 (контекстное)

Подбери к словосочетанию «сберегать ресурсы» похожие по смыслу слова. Помести их стрелочками в колесо.

копить, расходовать, экономить, тратить, запасаться, сохранять

Сберегать

беречь

?

?

?

?

Задание 2 (ситуационное)

Лиза заполнила таблицу, куда внесла то, что она может сберегать:

Материалы

(вещи и предметы)

Личные ресурсы

Природные ресурсы

Ценности

Книги

Одежда

Планшет

Деньги

Время

Вода

Тепло

Свет

Дружба

Любовь

 

Проведите беседу, задавая вопросы типа: «Что происходит с материалами, сбережениями, ресурсами, если их тратить?»; «Что происходит, если тратить любовь, дружбу?».

Важно получить выводы: Пункты в первых трех колонках уменьшаются по мере их траты. Но пункты в последней колонке «ценности» могут увеличиваться по мере их траты.

Пример интеграции: кейсы


7 класс

Модуль «Доходы и расходы»:

что значит экономия и как это делать

Тема: Способы сэкономить в путешествии

Задание 1 (кейс): Маша на летние каникулы вместе с родителями отправляется в путешествие по странам Южной Европы. В интернете нашла советы путешественнику:

Знакомьтесь с национальной кухней 

Выбирайте местные и сезонные блюда

Покупайте сувениры в туристических местах и в аэропорту

Всегда оформляйте туристическую страховку

Если вы едете в Европу, будет выгоднее взять с собой доллары

Какие из приведенных ниже советов помогут семье сэкономить бюджет? Составь свои советы для путешествия по выбранной тобой стране Южной Европы. Составить памятку для туристов.

Сюжетно-ролевая игра

  • Сюжетно-ролевая игра – это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения.
  • Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
  • Уровень творческой активности ребенка зависит от уровня сложности игры, характера игры, отношения к ней ребенка, позиции взрослого.
  • Характеристика содержания деятельности организатора

    на разных этапах игры

  • Подготовительный этап. Постановка целей, определение предмета игры и предметного поля.
  • Ввод в игру. Выбор ролей; определение полномочий; определение механизма интегрирования событий в игре.
  • Игровое взаимодействие. Контроль и коррекция игрового процесса; реализация игровой идеи.
  • Выход из игры. Завершение ролевого взаимодействия; достижение игровой цели.
  • Анализ игры. Подведение итогов, игровое моделирование.


написать администратору сайта