Образец автореферата. Программа Юрист в сфере уголовного судопроизводства
Скачать 25.73 Kb.
|
На правах рукописи Иванова Татьяна Алексеевна РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В РОССИИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ 40.04.01 юриспруденция Магистерская программа «Юрист в сфере уголовного судопроизводства» Автореферат магистерской диссертации 2019г. Актуальность темы исследования. В последнее время экстремизм перестал быть эпизодическим и экстраординарным явлением. В современном мире и России, в частности, он превратился в широко практикуемый различного рода религиозными, политическими, националистическими движениями способ силового разрешения целого ряда острых проблем. Проявляющийся время от времени в открытой форме, он представляет угрозу для стабильности всего мирового сообщества, так как глобализация превратила региональные угрозы во всеобщие. Данная тема актуальна, потому что чаще всего жертвой сектантов и террористов становится дети, подростки, молодые люди и девушки, чьи неокрепшие души легко попадают в сети идеологического обмана. (Добавить фактуру из введения для убедительности!!!!) Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Специальным вопросам борьбы с экстремизмом и его отдельными разновидностями посвящены кандидатские работы российских криминологов: Б.К. Мартыненко, В.В. Устинова, Н.В. Степанова, Т.В. Мартыновой, В.И. Власова, Ю.Н. Демидова, А.Г. Залужного, Ю.А. Кондратьева, А.А. Козлова, В.В. Д.А. Соколова, Р.Р.Абдулганеева и других. Проблематика молодежного, религиозного экстремизма широко представлена в публикациях татарстанских ученых: А.Л.Салагаева, Ю.Ю.Комлева, Р.Р.Абдулганеева, Е.В.Демидовой. При этом работ, выполненных на междисциплинарном стыке, уголовного права и девиантологии практически нет за исключением трудов криминологов социологической ориентации из волжско-невской криминологической школы (Я.И.Гилинский и др.) Цель исследования: изучение состояния, причин распространения религиозного экстремизма как формы негативной девиантности, уголовно-правовых характеристик, обусловленной им преступности, с обоснованием мер совершенствования механизма социально-правового регулирования и контроля в этой сфере. Задачи исследования: структурировать теоретико-методологическую рамку междисциплинарного исследования и уточнить понятие «религиозный экстремизм» как формы негативной девиантности; дать уголовно-правовую характеристику «преступлений ненависти» и других деликтов, обусловленных религиозным экстремизмом; выполнить эмпирическую оценку проявлений экстремизма и соответствующих им преступлениям в ряде регионов страны на современном этапе; систематизировать причины и факторы, детерминирующие распространение экстремизма и сопряженной с ним преступности; обосновать общесоциальные, уголовно-правовые и иные меры противодействия, профилактики экстремизму и преступности на почве религиозного ригоризма. Основные положения, содержащие элементы научной новизны, вынесенные на защиту: 1. В девиантологии под экстремизмом понимается совокупность девиантных практик, которые состоят в выборе и отстаивании крайних взглядов, позиций с применением нелегитимных, нередко насильственных действий и средств, противоречащих общепринятым социальным нормам современного общества. Отсюда опираясь на поликонцептуальность, достижения девиантологии и уголовно-правовой науки, интегративный подход религиозный экстремизм будем понимать, как «совокупность девиантных практик, которые состоят в выборе и отстаивании крайних религиозных взглядов, позиций, трактовок священных книг с применением нелегитимных, в том числе насильственных действий и средств, противоречащих общепринятым социальным нормам современного общества». 2. Преступления ненависти совершаются, прежде всего, на почве религиозной, рассовой, этнической нетерпимости или вражды. Данное уголовное деяние, мотивировано предубеждением. Именно мотив предубеждения отграничивает преступления ненависти от других уголовно-правовых деликтов. В данном исследовании установлено, что ключевычевым основанием для ригоризма и преступлений ненависти, других проявлений экстремизма являются радикальные установки и предубеждения в трактовках норм ислама, что используется в инструментальных целях для достижения неблаговидных политических целей преступных групп и организаций, запрещенных в РФ. Общественная опасность таких преступлений выражается в причинении существенного вреда основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений либо в создании угрозы причинения такого вреда. К преступлениям ненависти относятся преступления экстремистского характера: 1)публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); 2) возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ); 3) организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ); 4) организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ). 3. Вторичный анализ эмпирических данных позволил выделить наиболее весомые причины распространения религиозного экстремизма, в России и Татарстане. Среди них: невиданный рост социального расслоения в российском обществе; отсутствие выверенной миграционной политики; маргинализация части религиозно ориентированной молодежи, вызванная экономической и социальной фрустрацией, комплексами неполноценности, что усиливает агрессивность этой среды; распространение влияния религиозного фундаментализма, экспансия радикального ислама в регионах распространения этой традиционной религии; обострение исторических, этнических, региональных, территориальных, религиозных и иных конфликтов в местах компактного проживания представителей различных этносов; несовершенство уголовного, антиэкстремистского законодательства и правоприменительной практики в отношении преступлений, совершаемых на почве ненависти и ксенофобии; стремительное изменение жизненного уклада, мира ценностей, морально-нравственных ориентиров, криминализация массовой и молодежной субкультуры; ослабление воспитательных функций семьи, образовательных учреждений; отсутствие программно-целевых усилий государства в направлении развития веротерпимости и межэтнической толерантности в межнациональной среде. проблемы в системе религиозного образования. 4. В работе сделан вывод о приоритете профилактики экстремизма над репрессивными практиками, особенно в молодежной среде. Общесоциальную профилактику следует проводить путем усиления позитивной социальной активности молодежи (в политике спорте, учебе) в сфере занятости (в труде), в доступной досуговой сфере (спортивные секции, кружки, клубы по интересам) с одновременным усилением воспитательной функции институтов социализации (семья, школа, вуз, трудовой коллектив). В ряду этих мер важно снизить степень социального неравенства в обществе, сделав упор на молодежную среду, так как неравенство негативно влияет на их жизненный уклад и может способствовать негативным проявлениям. Со стороны государства необходима социальная помощь в части получения образования, занятости, финансовая помощь (доступная молодежная ипотека) по приобретению жилья нуждающимися. В целях профилактики и контрпропаганды экстремизма необходимо активно мониторить просторы интернета, ведь именно «сетевое общение» является сегодня рассадником экстремистской вербовки и полем призывов к данной противозаконной деятельности. Предлагается уделить повешенное внимание системе религиозного образования. Этим должно заняться как высшее духовенство, так и соответствующие структуры государства. Стоит решительно запретить исламским священникам получать образование в других странах, кроме России. А Российские религиозные образовательные учреждения периодически проверять, проводить лицензирование и аккредитацию. Научно-практическая значимость исследования. Полученные результаты и рекомендации могут быть использованы при разработке программ превенции религиозного экстремизма в Татарстане и других регионах страны, где имеет значение «исламский религиозный фактор» при вовлечении в экстремизм подростков и молодежи. Метод исследования. В диссертации применен междисциплинарный интегративный подход к комплексному изучению религиозного экстремизма. Автор опирался на методы индукции, дедукции, толкования норм уголовного права, сравнительного анализа правовых источников, метод неформализованного глубинного интервью, на вторичную интерпретации данных девиантологических и социологических исследований по проблемам экстремизма и терроризма. При подготовке исследования самостоятельно разработана методика неформализованного опроса работников правоохранительных органов из подразделений по борьбе с терроризмом и экстремизмом из УВД Повожского, Центрального, Уральского округов – участников семеннара группы «Резерв» в КЮИ МВД России в ноябре 2016г. Кроме того выполнен вторичный анализ данных социологических исследований ИС РАН. Эмпирическую основу диссертационного исследования составили нормативно-правовые источники: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015г.) "О противодействии экстремистской деятельности", Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 17.04.2017 г.) В эмпирический анализ включены результаты прикладных исследований российских авторов по проблеме религиозного экстремизма, данные публикаций в открытой печати, монографические работы и авторефераты диссертаций на избранную тему, материалы Интернет-ресурсов. Автором использованы открытые данные мониторинга по «преступлениям ненависти» Центра «Сова», эмпирические материалы Института социологии РАН и российского отделения германского Фонда имени Ф. Эберта «Двадцать лет реформ глазами россиян». Апробация работы состоялась на 2 всероссийских научно-практических конференциях адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов "Актуальные проблемы права: вопросы теории и практики"(12 мая 2016г.) и "Актуальные проблемы юридической науки и практики (12 мая 2017 г.) в Казанском юридическом институте МВД России с публикацией тезисов докладов. Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе раскрывается теоретико-методологические основы изучения религиозного экстремизма. Раскрываются основные подходы и понятия, в авторской редакции уточняется дискуссионный термин «религиозный экстремизм, анализируется природа этой формы негативной девиантности. Автор опирается на интегративный подход, на его основе аккумулирует достижения уголовно-правовой и девиантологической науки. В главе дается уголовно-правовая характеристика «преступлений ненависти» и других деликтов, обусловленных религиозным экстремизмом. Во второй главе раскрываются оценка состояния, причины распространения экстремизма и преступности на почве религиозного ригоризма. Дается эмпирическое описание проявлений экстремизма и соответствующих ему деликтов в ряде регионов страны на современном этапе. Приводится систематизация причин и факторов девиантизации части членов религиозных общин в форме религиозного экстремизма. Третья глава посвящена социальному контролю над проявлениями религиозного экстремизма и преступностями в этой сфере. Автор придерживается компромиссной (смешанной) стратегии социального контроля над проявлениями экстремизма, основу которой составляют меры и программы превенции этого негативного социального явления с одновременным совершенствованием норм антиэкстремистского и уголовного законодательств, а также правоприменительной практики. В частности в работе подробно описываются меры и практики общесоциальной (первичной) профилактики религиозной нетерпимости и экстремизма, специальной (вторичной) и индивидуальной профилактики экстремистских проявлений и «преступлений ненависти» на основе программно-целевого подхода. Предлагаются пути совершенствования отечественного законодательства и правоприменительной практики в этой сфере. В заключении работы структурированы основные обобщения и выводы, обозначены направления дальнейших исследований в интегративной парадигме. |