Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Реформация и протестантизм.

  • 2. Проповедь М.Лютера и начало Реформации.

  • 3. Мюнцер и Кальвин. Завершение Реформации и возникновение протестантских религиозных сект.

  • ОПК Доклад Протестантизм Изварина Арина. Протестантизм


    Скачать 22.73 Kb.
    НазваниеПротестантизм
    Дата10.11.2021
    Размер22.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОПК Доклад Протестантизм Изварина Арина.docx
    ТипДокументы
    #268445

    ПРОТЕСТАНТИЗМ

    1.Реформация и протестантизм.

    2.Проповедь М.Лютера и начало Реформации.

    3.Мюнцер и Кальвин. Возникновение протестантских течений.

    1. Реформация и протестантизм.

    РЕФОРМАЦИЯ - мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Римской Католической церкви и образованию новой формы христианства. После того как большая группа германских государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователи их стали называться протестантами, а новая форма христианства - протестантизмом.

    Таким образом, протестантизм - совокупность религиозных организаций и вероучений, возникших в результате Реформации католицизма, начиная с XVI в. Протестантизм вырос из религиозных конфликтов, которые были формой обнаружения ключевых проблем социального развития и их разрешения.

    С католической точки зрения, протестантизм представлял собой ересь, самовольный отход от богооткровенных учений и установлений церкви, ведущий к отступничеству от истинной веры и попранию моральных норм христианской жизни. Он принес в мир новое семя порчи и другого зла. Традиционный католический взгляд на Реформацию изложен папой Пием X в энциклике Editae saepe (1910). Основатели Реформации были "…людьми, одержимыми духом гордости и мятежа: враги Креста Христова, ищущие земного… чей бог - их чрево. Не исправление нравов замышляли они, но отрицание фундаментальных догматов веры, породившее великую смуту и открывшее им и другим дорогу к беспутной жизни. Отвергая авторитет и руководство церкви и надевая на себя ярмо произвола самых испорченных князей и людей, они пытаются разрушить учение, устроение и порядок церкви. И после этого… они смеют называть свой бунт и свое разрушение веры и морали "реставрацией" и величают себя "реставраторами" древнего порядка. В действительности они - истребители его, и ослабляя силу Европы конфликтами и войнами, они взрастили отступничество Нового времени".

    С протестантской точки зрения, напротив, именно Римско-католическая церковь уклонилась от богооткровенного учения и порядка первоначального христианства и тем самым отделила себя от живого мистического тела Христа. Гипертрофированное разрастание организационной машины средневековой церкви парализовало жизнь Духа. Спасение выродилось в своего рода массовое производство с пышными церковными обрядами и псевдоаскетическим образом жизни. Сверх того, она узурпировала дары Св.Духа в пользу касты клириков и таким образом открыла дверь всевозможным злоупотреблениям и эксплуатации христиан .

    Начало XVI в. в Европе - великая эпоха радикального перелома в европейской культуре, время благородных порывов, увлечения античной культурой. Появляется мироощущение, возвещающее начало буржуазной эры. Но католическая церковь выступала ярой защитницей средневековых порядков. Папство, по выражению Гоббса, - "привидение умершей Римской империи, сидящее в короне на ее гробу". У церкви была огромная власть, поддерживаемая светскими правителям, иинквизиция.

    2. Проповедь М.Лютера и начало Реформации.

    31 октября 1517 г. в Виттенберге Мартин Лютер (1483-1546) провозгласил 95 тезисов, главным мотивом которых было осуждение практики продажи индульгенций. Энгельс назвал это выступление "ударом молнии в бочку с порохом". Главная идея тезисов: для спасения требуется внутреннее покаяние грешника, которое нельзя заменить внешней денежной жертвой.

    Тезисы не только осуждали злоупотребления, приписывавшиеся продавцам индульгенций, но и вообще отрицали сами принципы, согласно которым эти индульгенции выдавались. Он полагал, что папа не имеет власти отпускать грехи (исключение составляют наказания, наложенные им самим) и оспаривал учение о сокровищнице заслуг Христа и святых, к которой папа прибегает для отпущения грехов. Кроме того, Лютер сожалел о том факте, что практика продажи индульгенций внушает людям ложную, как он полагал, уверенность в спасении.

    Рим ответил угрозой отлучения и физической расправы. Лютер отказался подчиниться, что привело к конфликту: 10 октября 1520 г. Лютер публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви.

    Реформатор опубликовал один за другим три памфлета, в которых смело изложил программу реформирования церкви - ее учения и организации. В первом из них, К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства, он призывал германских князей и государей реформировать германскую церковь, придав ей национальный характер и преобразовав ее в церковь, свободную от господства церковной иерархии, от суеверной внешней обрядности и от законов, допускающих монашескую жизнь, безбрачие священников и другие обычаи, в которых он видел извращение подлинно христианской традиции.

    Католическая церковь проповедовала различие между священной деятельностью клира и мирской - прихожан. Первая - угодная Богу и обеспечивающая спасение. Вторая - безразличная для загробной жизни и зависящая исключительно от заслуг перед Церковью. Определяющее - подчинение церковным регламентациям, требующим денег, которые приближали грешника к вратам рая.

    Претензии церкви на небесное представительство подверглись яростной атаке Лютера. Между богом и человеком не должно быть никаких посредников; Бог дает спасение по собственной свободной воле, а вовсе не принуждаемый домогательствами грешника. Судьба человека определяется не Церковью, а милостью божьей, и верующий добиться ее своими силами не способен. Он обретает ее, осознавая себя греховным существом, обретая личную веру в Бога, в искупительную жертву Христа. Учение о "личной вере", как основном и единственном условии спасения - фундамент протестантской догматики и переосмысление традиционного вероучения. Личная спасающая вера существует под воздействием Святого Духа, свидетельствующего о его предопределении к спасению. Лютер: "Я убежден, что не собственной силой и разумом могу верить в Иисуса Христа, моего господина, или прийти к нему, но что Дух Святой призвал меня посредством Евангелия, просветил своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере".

    В результате меняется представление о месте религии в жизни верующего: священной признается вся повседневная деятельность безотносительно к церковным регламентациям. Важно не то, что делает человек, а осознание им своего долга перед Богом, важен не результат деятельности, а внутреннее состояние, цель, которую человек ставит перед собой. Выдвигается новая этика - этика мотивов.

    Если в католицизме и православии человек надеется получить спасение, то в протестантизме он должен верить в то, что он уже спасен. Тем самым верующий осознает себя как слугу Бога, внутренне свободного от земной власти, как доверенное лицо небесного господина. Но воля Бога - это, по сути, социально-психологическая ориентация, которая формируется реальной социальной практикой как ее побудительный мотив и высшая духовная ценность. Протестантизм выступает против средневековых отношений личной зависимости, уравнивает людей, наделяет их надеждой на возможный успех.

    3. Мюнцер и Кальвин. Завершение Реформации и возникновение протестантских религиозных сект.

    Из-за социальных, религиозных и других противоречий Реформация с самого начала стала распадаться на отдельные течения.

    Мюнцер Томас (около 1490- 1525 гг.) - вождь и идеолог крестьянско-плебейских масс в Реформации и Крестьянской войне 1524-26 гг. в Германии. Т.Мюнцер (1490-1525) вначале был последователем Лютера, но затем стал главным идеологом и лидером народной реформации, выразителем мироощущения широких народных масс. Он разделял формулу "оправдания верой", но земное призвание понимал как решительную борьбу избранных ревнителей бога, призванных установить новый мир, в котором будут ликвидированы частные, эгоистические интересы, и который будет направлен против мирового зла. Это - программа установления царства божьего на земле, которое наступит в результате борьбы народа, действующего в соответствии с волей бога.

    Жан Кальвин (1509-1564) был еще одним выдающимся реформатором Церкви. Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают её в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению. Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

    Кальвин разработал концепцию республиканского теократизма: структуры церкви и светской власти должны быть независимы. Кальвин планировал организацию своей церкви, руководствуясь Библией и намереваясь воспроизвести строй первоначальной церкви в том виде, в каком его можно представить на основе Нового Завета. Он извлек из Библии принципы и нормы светского правления и ввел их в Женеве.

    В Англии протестанты выступали с отрицанием папской власти и догматов католицизма, но выступали за сохранение учения о церкви как о посреднике в спасении, епископальное устройство и сохранение церковной иерархии. Протест против этого привел к появлению еще одного протестантского течения - пуританизма.

    Лютеранская Реформация была введена в скандинавских странах по воле их монархов. Согласно королевским указам, Швеция (1527) и Норвегия (1537) стали протестантскими державами. Но во многих других европейских странах, где государи сохранили верность Римско-католической церкви (Польша, Чехия, Венгрия, Шотландия, Нидерланды, Франция), Реформация широко распространялась среди всех классов населения благодаря деятельности миссионеров и несмотря на репрессивные меры правительства.

    Так, во Франции протестантизм вылился в движение гугенотов, которое использовалось в политической борьбе и в основном завершилось 24 августа 1572 г. (Варфоломеевская ночь), когда гугеноты были физически истреблены католиками (по приказу королевы Франции Екатерины Медичи).

    Различные церкви, возникшие в результате разногласий внутри главных ветвей Реформации, все же остались верны, по крайней мере в существенных вещах, трем теологическим доктринам. Эти ответвления от лютеранства, а в большей мере - от кальвинизма отличаются друг от друга главным образом в вопросах институциональных, а не вероисповедных. Англиканская церковь, наиболее консервативная из них, сохранила епископальную иерархию и обряд ординации, а вместе с ними следы харизматического понимания священства. Скандинавские лютеранские церкви также построены по епископальному принципу. Пресвитерианская церковь с ее жестким кальвинизмом в своей организационной структуре сохраняет благодаря своим синодам некоторую долю централизации церковной власти. Анабаптисты вскоре утратили революционность и способствовали появлению баптистов, не имеющих жесткой церковной организации. В отличие от них, конгрегационалисты, или индепенденты, признают в каждой общине высшего арбитра для своих членов в вопросах веры и богослужения. Острые вероисповедные полемики между теологами различных церквей и групп продолжались, не ослабевая, на протяжении 16 - 17 вв.


    написать администратору сайта