Психологические закономерности восприятия медиапродукции. Психологические закономерности восприятия медиапродукции
Скачать 19.16 Kb.
|
Психологические закономерности восприятия медиапродукции Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Поскольку органов чувств у нас пять, то и модальностей восприятия пять: зрительное восприятие, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное. Одним из наиболее глубоко изученных в психологической науке можно считать зрительное восприятие, поэтому, не вдаваясь в детали теории зрительного восприятия, познакомимся с некоторыми его свойствами, которые в какой-то степени в той или иной форме могут проявляться и при работе с информационными, познавательными материалами. Одно из свойств зрительного восприятия, которое обеспечивает нам надежную систему ориентации в физическом мире, называется константностью. Оно проявляется в том, что мы более или менее стабильно воспринимаем известные нам формы, цвета, размеры независимо от ракурса или освещенности. Безусловно, изменить сформированную установку на медиапродукцию за один контакт с медиа невозможно. Для этого требуются коренные и долгосрочные изменения в их деятельности. Но всё же отношение людей к источнику информации меняется. Другое важное свойство восприятия – стремление человека к определенности, ясности. Психологи называют это свойство предметностью восприятия. Оно находит свое проявление в том, что люди не просто смотрят на предметы, они постоянно их классифицируют, т.е. относят к определенным классам, категориям предметов по их виду, функциям или каким-то другим признакам. В психологии фигурирует такое понятие, как «неоднозначность (двойственность) стимула». Это означает, что один и тот же предмет (объект) могут быть увидены человеком по-разному, то есть они могут иметь для него иной смысл и различное содержание. Со свойством определенности восприятия и эффектом двойственности тесно связана еще одна закономерность, известная в психологии как «правило фигуры и фона». Правило фигуры и фона носит всеобщий характер, поскольку внимание всегда носит селективную, или выборочную направленность, и то, на что направлено внимание, становится фигурой, предметом восприятия. А поскольку человек постоянно получает из внешнего мира (и из внутреннего тоже) непрерывный поток сигналов, его внимание часто переключается на разные предметы в зависимости от обстоятельств, целей деятельности и т.д., то фигуры и фон также находятся в постоянном движении. В медиаиндустрии обычно говорят о расстановке акцентов, что означает выделение каких-то моментов, к которым необходимо привлечь внимание аудитории. моментов, к которым необходимо привлечь внимание аудитории. На практике «фигура» нередко имеет слишком нечеткие, расплывчатые «контуры», что делает трудным ее восприятие, или вообще читатель (слушатель) воспринимает совсем не ту «фигуру», которую коммуникатор был намерен «нарисовать». Часто это происходит тогда, когда «фигура и фон» в информации носят обратимый характер (см. рисунок). Это свойство «обратимости» в информационно-пропагандистских материалах встречается, пожалуй, чаще, чем в физическом мире, поскольку психологические причины двойственного восприятия сложной информации также имеют более сложный и многообразный характер. С константностью и определенностью, или предметностью восприятия тесно связаны также такие его свойства, как целостность и упорядоченность. Констатируется способность по нескольким основным признакам воспринимать цельный образ объекта нашего внимания, и если у этого объекта даже чего-то не хватает, мы бессознательно дополняем его недостающими деталями. Упорядоченность восприятия выражается в стремлении видеть мир в организованных так, как мы привыкли их воспринимать. Если сложная, организованная система действительности оказывается нарушенной, мы теряем в ней привычные ориентиры, и наша способность к действиям может быть полностью или частично затруднена. В экспериментальных целях в психологии применяются иногда специальные очки, которые устроены таким образом, что надевший их человек видит свое окружение в сильно искаженном виде, например, перевернутым «с ног на голову». Говоря об особенностях восприятия, следует упомянуть и теорию когнитивного диссонанса, разработанную в 1957 году Л. Фестингером. Научное определение когнитивного диссонанса выглядит так: «Диссонанс есть негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями) об одном объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться либо путем отказа от одного «знания», перестав верить в него, либо приобретая новые, которые помогли бы снять диссонанс, либо, наконец, пересмотром каких-то своих прежних позиций». |