Главная страница

в.в набоков. Рассказа В. В. Набокова Адмиралтейская игла


Скачать 12.13 Kb.
НазваниеРассказа В. В. Набокова Адмиралтейская игла
Дата20.10.2020
Размер12.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлав.в набоков.docx
ТипРассказ
#144313

Тема 1: Жанровая форма рассказа В.В.Набокова «Адмиралтейская игла»

Говорить о типологических чертах эпистолярного рассказа у Набокова вряд ли возможно, опираясь на столь узкий материал. Но некоторые особенности проследить можно. Несомненно сходство этих текстов: они содержат традиционные маркеры эпистолярного жанра (обращение к конкретному адресату, повествование от первого лица), повествователь – писатель, адресат – женщина, с которой герой был разлучен много лет назад, основная тема письма – апелляция к общим воспоминаниям. Но отношение повествователя и к событиям, и к адресату в текстах различно, что становится ключевым моментом в построении структуры рассказа.

Начало рассказа «Адмиралтейская игла» нестандартное. Приветствие отставлено на целый абзац, в отличие от «Письма в Россию» (где первая фраза называет и приветствует адресата). Псевдоофициальное обращение «милостивая государыня» обозначает пол и намечает раздражительно-негативный тон. Повествователь противопоставляет себя «госпоже Сергею Солнцеву», которая тщетно пытается скрыться за мужским псевдонимом, но «фразы, запахивающиеся налево» с головой выдают горе-мистификаторшу. Таким образом, формируется оппозиция, на которой и строится весь текст: от диссонанса «условной изобразительности» пошленького романа и прекрасной реальности до самого главного несоответствия, раскрывающего карты повествователя – страха, что эта самая писательница-дилетантша и есть его первая любовь.

В «Адмиралтейской игле» наличествует рамка, которая образуется первым абзацем и последним предложением. Мысль о несомненной идентификации автора романа как той самой первой любви как бы приходит постепенно, вначале же герой обращается к своему коллеге, пусть и не очень талантливому. К концу рассказа становится понятно, что вся первая половина письма (где повествователь обращается к писательнице, а не к Кате) была написана с уверенностью в истинной природе адресата. И последняя фраза звучит совсем не искренне. Герой не подписывается, лелея слабую надежду, что он все же ошибся.


написать администратору сайта