Главная страница

Вера в колдовство – как обыденного сознания молодежи». Статья из журнала «Социологические исследования. Доклад. Рассказать о Вере в колдовство как обыденного сознания молодежи. Статья из журнала Социологические исследования 10, 2007 г. Автор В. В. Юдин


Скачать 36.43 Kb.
НазваниеРассказать о Вере в колдовство как обыденного сознания молодежи. Статья из журнала Социологические исследования 10, 2007 г. Автор В. В. Юдин
АнкорВера в колдовство – как обыденного сознания молодежи». Статья из журнала «Социологические исследования
Дата08.03.2022
Размер36.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад.docx
ТипСтатья
#386330

В своем докладе я хочу рассказать о «Вере в колдовство – как обыденного сознания молодежи». Статья из журнала «Социологические исследования» №10, 2007 г. Автор: В.В. Юдин.

В.В. Юдин – ст. пр. кафедры гуманитарных дисциплин Могилевского гос. Университета продовольствия (Беларусь).

Эмпирическую базу статьи оставляют исследования, проведенные в 2002 – 2005 гг. среди молодежи Могилевского региона Беларуси. В 2002 г. 600 респондентов 16 – 30 лет (учащаяся и работающая молодежь сельской местности и районных центрах). В 2004 г. - +79 чел. (679 чел.). В 2005 г. - +204 чел., причем исследование было посвящено феномену колдовства и степени включенности молодежи в подобные верования.

Автор рассказывает о проявлении внецерковных верований среди молодежи и степени включенности молодежи в практики, основанные на вере в колдовство и магию.

  1. Время конца 80-х – начала 90-х ХХ века стало временем всеобщего обращения жителей бывшего СССР к религии. Обращение было тем интенсивней, чем больше чувствовалась усталость от перемен и революций. Столь быстрые изменения в массовом сознании, от атеизма к почти повсеместной вере, произошли не на пустом месте. Машина атеистической пропаганды так и не смогла справиться с религиозными представлениями, находящимися в обыденном религиозном сознании. В нем и сохранялась вера, и как оказалось весьма живучая. Частью религиозного обыденного сознания являлась вера в колдовство, существование ведьм, знахарей, порчи, действенность заговоров.


Крушение господствующих идеологических систем, как свидетельствует исторический опыт, всегда вызывало к жизни новые системы взглядов, помогавшие ориентироваться в изменившемся мире, делавшие этот мир понятным и предсказуемым, а главное управляемым. А магия и колдовство как раз-таки и обещают наделить своего адепта силой способной управлять миром. Наш мир стал неуправляем, мы перестали понимать суть происходящих изменений, и эти изменения вышли из-под контроля, и, мало того, незаметно совершались подмены целей, и в результате полностью адаптироваться к изменявшейся ситуации смогли не более 18% жителей постсоветского пространства (Беларусь). Дезадаптация в социальной реальности, беспокойство, дезориентация, выливаются в такое состояние массового сознания, которое способно поверить во что угодно, даже в способности Гробового.


Гробовой Г.П - лидер культа, объявил себя «Иисусом Христом во II пришествии». Утверждал, что имеет воскрешать людей, телепортироваться, лечить СПИД и рак любой степени, а так же диагностировать неполадки в электронном оборудовании на расстоянии.


«Осиротевшее» сознание ведет поиск именно среди новоявленных «спасителей», «целителей» под рекламные объявления которых отдаются целые полосы газет. Но это колдовство современное, порожденное стихией рыночных отношений, ставшее способом заработка. Мы же будем говорить о верованиях имеющими связь с дохристианскими верованиями.


  1. Представления, касающиеся существования колдунов, ведьм, и самого колдовства продолжают сохраняться в обыденном религиозном сознании молодёжи и в наши дни. На прямой вопрос, об исследуемом феномене, помещенный в анкете: «Верите ли Вы в существование колдунов и ведьм?», безоговорочно признают реальность данного феномена 41,5% опрошенных, 27,7% не дали однозначного ответа. Каждый третий из опрошенных представителей молодежи (30,7%) полностью отрицает существование в нашей жизни данного явления. Однако, верящих в конкретные умения, которыми, обладают современные колдуньи и колдуны, уже гораздо больше.

Приводится сравнение за 2002 и 2004 гг.





2002

2004

Могут навести порчу

59

68,5

Могут лечить

42,7

54,7

Не верю

28,5

18,2

Мы видим, что выросло количество (10-15%) молодежи, признающей у колдунов и ведьм способность навести порчу, способность лечить, и значительно сократилось число не верящих в реальное существование людей, владеющими колдовскими умениями. Как утверждают участники опросов, немалая роль в распространении верований в колдунов, ведьм принадлежит СМИ. (статьи о разных необъяснимых явлениях)

Молодёжь отмечает, что немалую роль в поддержании интереса к магии, колдовству, играют произведения писателей. (М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»; Н.В. Гоголь, «Вий»; книги Стивена Кинга «Мертвая зона», «Сияние», «Доктор Сон». Фильмы: «Властелин колец», о Гарри Поттере.

Верования в колдовство во многом поддерживаются различными происшествиями, которые случаются в житейской практике молодежи. Из 204 респондентов, опрошенных в 2005 году, 20 дали описания конкретных случаев, имевших место в их жизни, и повлиявших на веру не только в колдовство, но и на религиозность вообще. В целом более половины опрошенных в 2005 году (132 респондента) заявили, что им приходилось слышать от знакомых, родственников о различных случаях порчи, приворота, сглаза.


  1. Автор приводит несколько интересных свидетельств о колдовских воздействиях, которым подвергались либо сами респонденты, либо родственники, либо знакомые.

На сегодняшний день продолжает существовать поверье, при котором считается, что «наслать порчу» можно при помощи некоторых предметов культа. В одном случае, чтобы навести порчу, использовался крестик, который засунули за косяк двери. В качестве таких предметов могут быть и свечи, обязательно купленные в церкви. Считается, что навредить живому человеку можно, если в церкви поставить свечку за упокой его души, при этом свечу обязательно надламывают.

«Случай произошел на свадьбе. Кто-то на свадебный стол поставил бутылку водки, которая была обклеена с двух сторон этикетками, а внутри в жидкости плавали волосы и ворсинки животных. Кто-то молодым во время дарения подкинул 10 рублей. Купюра была сложена пополам и ее потоптали ногами. Купюра означает, что кто-то желает молодым только 10 лет совместной жизни, бутылка – чтобы жизнь сопровождалась скандалами и ссорами. Когда эти вещи обнаружили, то сказали, чтоб никто не брал их в руки. Жених не верил в порчу, он отодрал этикетку с бутылки и бросил в огонь. Огонь резко вспыхнул. Молодой сказал, что в это время его руки онемели, и его что-то стукнуло по рукам, и, что к его ногам, упало что-то черное».

Такие случаи колдовских воздействий позволяют говорить, что до сегодня сохранились представления, касающиеся как традиционных способов колдовства, так и противодействия ему. Колдовство способствует приобретению молодежью некоторого религиозного опыта. Многие из опрошенных наиболее радикальным средством избавления от воздействия - считают посещение церковной службы и выполнение обрядов. Избежать порчи, сглаза и других злых влияний, как считают участники массовых опросов, помогают предметы религиозного культа, крестики, иконки и др.

Крестики носят при себе многие из представителей современной молодежи. Иконки с изображениями святых можно видеть в кабинах водителей маршрутных такси, автобусов, троллейбусов и просто автолюбителей. Иконки хранят в бумажниках рядом с деньгами, наверно, таким образом, хотят избежать воровства. В целом 39,8% из общего числа опрошенных представителей молодежи постоянно носят такой предмет культа как крестик. Каждый четвертый (26,8%) на всякий случай носит булавку. Не носит ничего подобного при себе 31% от общего числа опрошенных.

  1. Мотивы, которыми руководствуются представители молодежи храня при себе выше указанные предметы, колеблются от эстетических (красиво), до религиозных (символизирует веру). Опрос, таблица

Молодежь, носящая при себе предметы культа, меньше всего руководствуется эстетическими мотивами. Преобладает мотивация, связанная с желанием защититься от различных вредоносных колдовских воздействий. Иконки и крестики носят, поскольку те «отгоняют злые силы и помогают в делах». В народном сознание предметы культа считались средством против колдовских воздействий.

За помощью к знахарям, колдунам и ведьмам обрался каждый третий (28,8%). За какими надобностями, по мнению молодежи, обращаются к знахарям, бабкам и прочим народным целителям? Наиболее распространенной проблемой, с которой расправляются при помощи знахарей и бабок является испуг. Практически каждый второй (52,2%) из числа опрошенных заявил, что его близкие и знакомые обращались к знахарям и «бабкам» с целью заговорить испуг. Четверо из десяти (43,3%) молодых респондентов знают случаи обращения к знахарям за «лечебной» помощью. Приводит людей на прием к бабкам, знахарям и прочим экстрасенсам собственное желание узнать судьбу. Довольно часто к знахарям обращаются за тем, чтобы снять порчу – 37,5%. Интересно, что молодежи приходится сталкиваться с такими явлениями, как привораживание (5,3%).

Выводы автора:

  • Часть молодежи включена в отношения, основанные на вере в существование колдовства и его носителей, что, в свою очередь, способствует выживанию самих верований.

  • Рост религиозности, исследователи связывают с тем, что исторически «мгновенное крушение коммунистической идеологии вызвало острую потребность «осиротевшего» посткоммунистического сознания верить хоть во что-нибудь». Данная потребность проявляется в росте паранаучных (НЛО, астрология, экстрасенсы) и парарелигиозных (веры в гадания, порчу, переселение душ) верований.

  • Объясняя массовое обращение бывших граждан СССР к религии и суевериям, исследователи указывают и на всеобщий кризис и на «слишком быстрые для обывателя перемены, повлекшие за собой идейный вакуум в сочетании с резким повышением уровня невротизации населения». (депрессия, утомляемость, страхи, дискомфорт)

  • На сегодняшний день существенной частью обыденного религиозного сознания является вера в колдовство и магию. Причем эти верования передаются в процессе социализации молодежи от старших поколений. Не малая роль в сохранении верований в колдовство и его носителей принадлежит СМИ и произведениям искусства.

  • Многие из нынешних молодых людей включены в отношения, которые свое основание имеют на дохристианских народных поверьях (не стричь малышей, не показывать посторонним до крещения, нельзя качать пустую колыбель). Молодежь, сталкиваясь с колдовством, приобретает определенный религиозный опыт, что способствует росту ее религиозности.

Моя точка зрения:

Я согласна с мнением автора статьи и тоже считаю, что на данный момент молодежь действительно стала больше проявлять интерес и внимание к колдовству, гаданию, особенно к астрологии. Люди зачастую сталкиваются с такими жизненными ситуациями, в которых не знают, как им поступить правильно и безболезненно выйти из нее, так же из-за страха совершить ошибку или собственной неопределенности, желание узнать о своем будущем. Все это движет нами, чтобы обратиться к «особенным» людям, т.е. к экстрасенсам или астрологам. В первом случае – к людям, обладающим даром, данным свыше, который позволяет видеть и знать то, что не могут видеть другие люди, а во втором – люди, обладающие определенными знаниями, накопленными, передающимися из поколения в поколение или полученные от учителей.

Вера в необъяснимые явления, как во что-то особенное, таинственное, сверхъестественное и даже мистическое пробуждает интерес к ним и позволяет нам внести в свою жизнь немного разнообразия. Передача нашего опыта столкновения с такими явлениями, несомненно, способствует дальнейшему распространению и выживанию самих верований в колдовство.


написать администратору сайта