Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура Запада

  • Доклад по культурологии. доклад по культурологии. Разница между культурой Востока и культурой Запада. Культура Востока


    Скачать 19.9 Kb.
    НазваниеРазница между культурой Востока и культурой Запада. Культура Востока
    АнкорДоклад по культурологии
    Дата30.10.2020
    Размер19.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладоклад по культурологии.docx
    ТипДокументы
    #146992

    Разница между культурой Востока и культурой Запада.

    Культура Востока – культура таких стран, как Китай, Индия, Япония, а также других азиатских государств, отличающаяся устойчивостью, традиционностью, незыблемостью.

    Культура Запада – культура стран Европы и Северной Америки, воплощающая динамичный образ жизни, бурное развитие, в том числе и в технологической сфере.

    Даты начала и конца средневековья достаточно условны. Этот период начинается в конце V столетия и заканчивается где-то в середине XV века.

    Время достаточно сложное и противоречивое и сегодня разными учёными трактуется порой диаметрально противоположно. 

    В любом случае бесспорно то, что это качественно иная, абсолютно новая ступень формирования западной цивилизации. Её характеризует особое напряжение духовных сил человечества на пути прогресса и процветания.

    Запад:

    В области социального развития средневековая Европа совершает переход к феодальным отношениям. Вассальные отношения и присущий им иммунитет стали особенностью общественного развития средневековой Европы.

    Общественное устройство в Европе, как и в других культурах Средневековья, носило корпоративный характер. Человек в феодальном обществе — это глубоко сословная личность, полностью соответствующая стандартам поведения и мышления своего сословия. В отличие от Античности, он не осознает себя индивидуальностью, отдельной личностью, он всегда является частью целого — сакральной религиозной общины и социальной корпорации. Его свобода — это гарантированный статус в обществе.

    Уже отмечалось, что средневековое общество было чрезвычайно религиозно. Художественная культура также носила глубоко религиозный характер и обусловила появление сложной символики художественных образов. Каждая деталь произведения несла определенную смысловую нагрузку, имела символическое значение.

    В монастырях наряду со служением Богу и составлением монастырских хроник сохранялись и переписывались античные и восточные книги. Хотя практически все население было безграмотным, при них возникали школы, где преподавались дисциплины, унаследованные от Античности.

    В университетах возникла схоластика — средневековая наука, где догматические религиозные предпосылки соединились с формальной логикой, рационалистической методикой доказательств, без чего в дальнейшем не могла бы сформироваться современная наука.

    И, наконец, средневековая культура родила новую ключевую для судеб европейского развития категорию «истины». Бог знает смысл всех вещей. Он создал человека по своему образу и подобию, наделив его разумом. И человек стремится понять «природу вещей», открыв их истинный первичный смысл, заложенный Богом. Стремление к «истинному знанию» станет движущей силой науки Нового времени.

    Но то же стремление к истине привело церковь к догматизму и нетерпимости. Борьба за очищение истины от ложных мнений вылилась в костры инквизиции и процессы ведьм, что явно свидетельствовало о начале кризиса религиозной культуры.

    Важнейшей характеристикой этого периода был рост городов и городского ремесла. В классическое Средневековье быстро растут старые и возникают новые города – около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Увеличивающимся слоем городского населения были ремесленники. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход.

    Осью, вокруг которой вращалась Политика в Средние Века, была религия. Наиболее влиятельной из них в этот период оставалось Христианство. В странах западной Европе религиозным структурам с центром в Ватикане подчинялась большая часть католических стан. В этот период в Европе сложилась политическая система сословно-представительной монархии, в которой власть короля сочеталась с институтами, представлявшими интересы сословий: дворянства, духовенства и горожан.

    Церковь считала, что человек есть раб Божий, и обязан в течение жизни замаливать как первородные грехи, так и свои собственные. Учитывая силу влияния Папы Римского в Европе, такое отношение к бытию породило новые взгляды на политику.

    Роль короля, все более подчеркивалась почетными, представительскими и символическими функциями. Система парламентской монархии имела максимальные возможности среди всех имперско-монархических политических систем для эволюции в демократию.  В Средние века существовало очень мало возможностей для развития демократии. Особенно это касается построения цельной демократической системы в большом государстве.

    Восток:

    На Востоке в период Средневековья так же, как и на Западе, развивались феодальные отношения. Существовали крупное землевладение (государственное и частное), рентные отношения, связывавшие крупного землевладельца с основными производителями прибавочного продукта — крестьянами, находившимися в той или иной мере в зависимости, основанной главным образом на внеэкономическом принуждении.

    Феодализм средневекового Востока невозможно понять без учета его специфических черт, которые были связаны со стойкой многоукладностью, с глубоким влиянием традиций. Господство социально-экономических и социально-политических традиционных структур определяло крайне замедленный характер эволюции средневековых стран Востока.

    Выделяя наиболее общие черты сходства социально-экономической эволюции средневековых стран Востока, следует отметить, что ни одна из этих стран не достигла в эпоху Средневековья европейского уровня позднего феодализма, в недрах которого начиналось становление капиталистических отношений. По сравнению со средневековыми европейскими странами здесь резко отставало развитие промышленности, товарно-денежных, рыночных отношений. Замедленный характер развития определил устойчивую многоукладное многих средневековых восточных обществ, длительное сосуществование клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов.

    В отличие от европейского феодализма феодальные отношения в странах Востока переплетались и длительное время уживались даже с первобытнообщинными укладами. Рабство на Востоке, никогда не игравшее значительной роли в общественном производстве, продолжало существовать и в Средние века.

    Большую роль играла сельская община. Замкнутое натуральное хозяйство позволяло ей сохранять пережитки первобытнообщинного строя во взаимоотношениях между ее членами и в организации управления общиной. Государство и религия, ставшая идеологией господствующих классов, поддерживали и укрепляли общины.

    Большое влияние на весь ход исторического развития стран Востока оказало широкое распространение государственной собственности на землю, которая сочеталась с другой формой собственности — общинной — и с частным землевладением общинников-крестьян.

    Государственная собственность (в ее узком понимании) включала землевладение монарха и государственной казны. В широком же смысле она охватывала и земельные пожалования, осуществлявшиеся из государственного фонда, лицам, причастным к власти.

    Государство всемерно охраняло свою собственность на землю, сдерживало развитие частной собственности.

    Для средневековых обществ Востока была характерна и меньшая степень зависимости крестьян от господ. Отсутствие барщины привело к тому, что крестьяне не были прикреплены к земле феодалов. Зависимое положение крестьян в восточных странах определялось их связанностью налоговым бременем, поддерживаемым с помощью государственного аппарата, чиновничества. Эта зависимость скреплялась правом, религией, общинными порядками.

    Отличным было и положение средневековых восточных городов. Низкий уровень общественного разделения труда в странах Востока находил выражение в том, что города здесь не стали организующей и направляющей силой общественного прогресса.

    Сельская община тормозила развитие двустороннего товарооборота между городом и деревней, а вместе с тем и формирование сословия горожан. Эго определило порядки, существовавшие в восточных городах. Правовой статус горожан не отличался от статуса жителей деревни. В отличие от европейских восточные города не стали опорой центральной власти в ее борьбе с раздробленностью государства.

    Последний слайд:

    Запад:

    • Религиозная основа – христианство, разделение светской и духовной сфер жизни.

    • Индивидуализм, приоритет личности, ее прав и свобод.

    • Правовое государство. Закон выше власти. Развитое гражданское общество.

    • Частная собственность и рыночные отношения.

    • Интенсивные технологии, меньшая зависимость от природы.

    • Наличие развитых горизонтальных связей, независимость от власти, прогрессивный тип развития.

    Восток:

    • Религии – ислам, буддизм. Приоритет духовных идеалов и ценностей.

    • Принцип коллективизма, личность не представляет ценности.

    • Государство подчиняет общество.

    • Верховный собственник – государство, нет рыночной экономики.

    • Зависимость экономики от природных условий, экстенсивные технологии.

    • Вертикальный характер связей, отношения подданства.



    написать администратору сайта