Главная страница
Навигация по странице:

  • Итальянские термины Произношение Значение Медленные темпы

  • Изменения темпа

  • Сокращение Итальянские названия Произношение Значение pp

  • Основы нотной грамоты. Разница между положением нот при разных ключах показана ниже


    Скачать 0.6 Mb.
    НазваниеРазница между положением нот при разных ключах показана ниже
    АнкорОсновы нотной грамоты.pdf
    Дата01.10.2018
    Размер0.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОсновы нотной грамоты.pdf
    ТипДокументы
    #25319

    В европейской музыкальной системе принято деление октавы на двенадцать нот – семь основных и пять дополнительных. Основные ноты называются До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля,
    Си. Дополнительные образуются понижением или повышением основных нот. Ноты записываются на нотоносце
    (нотном стане) в соответствии с их высотой. Чем выше нота, тем выше она располагается на нотоносце. Нотный стан состоит из пяти линеек, на которых и между которыми записываются ноты. Когда высота ноты выходит за пределы пяти линеек, то она записывается на добавочных линейках, располагаемых выше или ниже основных.
    Слева в начале нотоносца ставится ключ. Самые распространённые ключи – скрипичный и басовый, они определяют высоты записываемых нот.
    Разница между положением нот при разных ключах показана ниже:
    Длительность звуков определяется формой нотных знаков, каждый из которых имеет своё название. Для обозначения пауз между звуками используются знаки пауз различной длительности. Точка справа от знака ноты или паузы увеличивает длительность наполовину.

    Если мы разделим ноту какой-либо длительности не на две, а на три равные части, то получим триоль. Аналогичным образом можно получить дуоли (2 части), квартоли (4 части), квинтоли
    (5 частей), секстоли (6 частей), септоли (7 частей) и т.д. Цифра сверху обозначает число дольных частей.
    Некоторое количество нот записывается в пределах такта. Такты разделяются тактовыми линиями.
    Такты имеют определённый размер. Например, в какую-нибудь коробку влезает три апельсина, следовательно размер этой коробки –
    три апельсина. Если объём одного апельсина равен объёму двух мандаринов, то размер коробки можно приравнять к шести мандаринам.
    С тактовыми размерами всё то же самое. Размер записывается в виде дроби и ставится в начале такта. Если же в начале такта размер не указан, то данный такт имеет указанный ранее размер.
    Верхняя цифра
    дроби указывает количество долей в такте, а нижняя – чему эти доли равны. Для размеров 2/2 и 4/4 вместо дроби может ставиться специальный знак.
    Чтобы правильно высчитывать длительность каждой ноты или паузы можно первое время считать вслух или отстукивать счёт ногой.
    Если указан размер 2/4, то счёт ведётся на два, то есть "раз-и, два- и". Для размера 3/4 нужно считать "раз-и, два-и, три-и". Для 4/4 - "раз-и, два-и, три-и, четыре-и" и т.д.
    Иногда музыкальные произведения начинаются с неполного такта, называемого затактом. В этом случае последний такт тоже неполный – в нём нет тех долей, что вошли в затакт.
    Счёт в затакте может начинаться со второй, третьей и других долей.

    Чтобы обозначить длительность ноты не умещающейся в пределы такта, используют лигу.
    Выше было сказано, что основные семь нот записываются на линейках и между ними, а оставшиеся пять образуются понижением или повышением основных. Такое изменение высоты звука называется альтерацией, а повышающие и понижающие знаки -– знаками альтерации. Они записываются слева от ноты. Бемоль
    (b) понижает звук на полтона, а диез (#) на полтона повышает. Дубль- диез и дубль-бемоль повышают и понижают на тон соответственно. Ещё есть аналогичные знаки для альтерации на четверть тона и на три четверти тона, но встретить их где-либо довольно сложно хотя бы потому, что не на каждом инструменте можно извлечь четверть тона.
    Здесь они даны скорее для информации, чтобы знали что такое вообще существует. Бекар отменяет действие предыдущих знаков. Все эти знаки альтерации действуют только на протяжении одного такта и в пределах одной октавы.
    Диез и бемоль могут стоять после ключа, в таком случае они называются ключевыми и действуют на протяжении всего произведения
    (или до определения новых ключевых знаков). Знаки альтерации, встречающиеся внутри такта, называются случайными. Ключевые знаки обычно устанавливаются в соответствии с тональностью произведения.
    Ноты октавы в порядке увеличения высоты звука: До, До#/Реb,
    Ре, Ре#/Миb, Ми, Фа, Фа#/Сольb, Соль, Соль#/Ляb, Ля, Ля#/Сиb, Си, До.
    Это хорошо отражает клавиатура фортепиано:
    Следует заметить, что между Ми и Фа, Си и До промежуточных нот нет, поскольку интервал между ними составляет полутон. Если повысить Си, то мы получим Си#, равный (в равномерно темперированном строе) по высоте звука ноте До, но в музыкальном смысле Си# не равен До, так как в пределах лада они занимают различные ступени и, соответственно, выполняют разные функции. В той же мере не равны Соль# и Ляb, Ре# и Миb и т.д. Такие, равные по
    высоте, но с разными названиями и функциями, ноты называются энгармонизмами.
    Темп – это скорость исполнения произведения. Иногда он определяется числом, означающим количество ударов метронома в минуту (bpm / beats per minute), а иногда словами, причём довольно часто на итальянском языке. Темп записывается в начале произведения.
    Итальянские
    термины
    Произношение
    Значение
    Медленные темпы
    Largo лярго очень медленно
    Lento ленто медленно
    Adagio адажио спокойно
    Умеренные темпы
    Andantino андантино неторопливо
    Moderato модерато умеренно
    Allegretto аллегретто оживлённо
    Быстрые темпы
    Allegro аллегро быстро
    Vivo виво живо
    Presto престо очень быстро
    Изменения темпа
    accelerando аччелерандо ускоряя ritenuto ритенуто сдерживая ritardando ритардандо запаздывая rallentando раллентандо замедляя allargando алляргандо расширяя
    Doppio movimento доппио мовименто вдвое скорее
    Piu mosso пиу моссо более подвижно
    Meno mosso мено моссо менее подвижно
    Tempo primo темпо примо первоначальный темп
    A tempo а темпо в темпе
    Come prima коме прима как сначала
    Если какая-то часть произведения повторяется, то чтобы не писать весь нотный текст ещё раз используют знаки репризы. Реприза – это повторение какой-либо части произведения
    сразу после его первого исполнения. Если при повторении части заканчиваются по разному, то ставятся два варианта завершения – один при повторении, другой при окончании.
    Если указанную часть нужно сыграть больше двух раз, тогда над закрывающим знаком репризы ставится количество
    повторений. Например, если указаны два повторения (2x), то всего эта часть должна быть сыграна три раза.
    Также для сокращения нотной записи пользуются знаками сеньо и фонарь. Сеньо указывает с какого места нужно начать повторение, а фонарь чаще всего обозначает место перехода от повторённой части к заключительной.
    Эти знаки обычно сопровождаются подписью, например: играть от знака сеньо до слова "Конец".
    Разные способы извлечения звука называются штрихами. При исполнении
    легато (legato) звуки следуют один за другим без перерыва и в нотном тексте объединяются лигой. При
    стаккато (staccato) ноты звучат отрывисто и обозначаются точкой над нотой или под ней.
    Иногда необходимо выделить какой-то звук большей громкостью, чем остальные. В этом случае над нотой или под ней ставится знак акцента.
    Форшлаг - это мелодическое украшение из одного или нескольких звуков, исполняемых за счёт длительности предыдущей ноты или паузы. Исполняется по желанию.
    Фермата –- это знак над нотой или паузой, либо под ней, дающий исполнителю право увеличивать её длительность.

    Постепенное увеличение громкости обозначается знаком крещендо (cresc.), а уменьшение – знаком диминуэндо (dim.)
    Сокращения, используемые для записи громкости звука:
    Сокращение
    Итальянские
    названия
    Произношение
    Значение
    pp pianissimo пианиссимо очень тихо
    p piano пиано тихо
    mp mezzo piano меццо-пиано не слишком тихо
    mf mezzo forte меццо-форте умеренно громко
    f forte форте громко
    ff fortissimo фортиссимо очень громко
    Если в каком-то месте произведения используются очень высокие или низкие для данного ключа ноты, то для удобства ноты пишутся октавой ниже или выше положенного, а это изменение обозначается знаком октавного повышения или понижения.
    Теперь о буквенном обозначении нот. В тексте ноты записываются латинскими буквами в соответствии с таблицей:
    До
    Ре
    Ми
    Фа
    Соль
    Ля
    Си
    C
    D
    E
    F
    G
    A
    B
    В некоторых странах, правда, и в России в том числе, принято было до некоторого времени обозначать Си как H, а Си-бемоль – B. Но мы не станем обращать внимание на этот пережиток и будем пользоваться международными обозначениями.
    Повышение (#) ноты обозначаются добавлением к ней суффикса "is", а понижение (b) – суффикса "es" для согласных и "s" для гласных.
    Например, C# – Cis, Db – Des, Eb – Es, E# – Eis.


    написать администратору сайта