Главная страница

история кдд. Тема. Развитие истории кдд


Скачать 23.07 Kb.
НазваниеРазвитие истории кдд
Анкористория кдд
Дата26.02.2021
Размер23.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТема.docx
ТипДокументы
#179946

Тема: «Развитие истории КДД».

С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII веке стали появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная 1719 году в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, которые я уже упоминала, организовываться художественные выставки.

В конце XIX-XX веков получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и др., которые объединяли узкий круг людей из высших слоев дворянского сословия.

Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах.

К началу XX века хороводы у сельских жителей практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались.

Последние десятилетия XIX-XX веков были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения. В начале XX века в целях своего собственного просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации: "общества самообразования рабочих". На рубеже XIX-XX веков в России появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию разумных развлечений для народа.

Культурно-просветительные учреждения активно включились в работу по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликвидации неграмотности. При клубах создавались политкружки. В эти же годы в стране начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность. Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В выборе репертуара театральные кружки ориентировались в основном на классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на острые злободневные темы.

В связи с экономической разрухой, явившейся следствием гражданской войны и начавшегося после неурожая 1921 года голодом, государство вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 году губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые учреждения. В конце 20-х годов в городах были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х годов - Дворцы культуры, в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 года стали появляться первые районные библиотеки и районные Дома культуры.С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить новые формы массовых праздников "первой борозды", "урожая" и др.

С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшалась их сеть. Уже во второй половине 1941 года количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось на половину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военный госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Деятельность учреждений культуры была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народохозяйственных задач военного времени.

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки -передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времён гражданской войны.

Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов и др.

Пожалуй, наиболее полно это время отразилось в таких эстрадных жанрах, как песня и танец. Песня героическая, патриотическая, массовая постоянно звучит с эстрадных подмостков и оказывает влияние на песню лирическую. В результате такого взаимопроникновения возникают песни, в которых лирика приобретает гражданскую окраску.

Не только песни, но и танец идёт на прямое, открытое сближение с современностью. Бурной жизнерадостностью мироощущения, стремительностью темпа, активным утверждением положительных начал нашей жизни покоряли сюжетные композиции А. Редель и М. Хрусталёва, Н. Мирозоянц и В. Резцова.

Несколько медленнее осваиваются новые темпы разговорными жанрами. Трудности усугубляются тем, что в это период, когда главным для художника становится пристальное внимание к разработке характера советского человека, к его психологии, изображение его жизни и борьбы, роль и назначение малых форм в системе искусств ставится под сомнение.

Тема: «Становление просветительской работы в 1917-1935 годах».
Культурная жизнь Казахстана начала ХХ века характеризовалась противоречивыми тенденциями и кризисными процессами. Формирование социалистического сознания человека, его преданность идеям партии были краеугольным камнем большевистской идеологии. Решением этой задачи занимались клубы, библиотеки, музей, избы-читальни и другие учреждения внешкольного образования.

В Казахстане, где внешкольное образование практически отсутствовало, заявление большевиков о готовности содействовать приобщению населению ко всем богатством культуры, нашло мощную поддержку. Местная интеллигенция и простые люди взялись за создание культурно-просветительных учреждений. Так, 27 декабря 1917 г. в пос. Мартук Актюбинского уезда усилиями интеллигенции и крестьян начал работу культурно-просветительный кружок. На 1 января 1918 г. членов кружка насчитывалось 30 человек. Они объединились в две секции: 1) просветительная секция и 2) секция разумных развлечений. Кружок открыл библиотеку, давал спектакли. В 1920 г. съезд работников просвещения Кустанайского уезда нашел «возможным открывать избы-читальни при каждой школе». В 1928 г. в республике было 236 библиотек с книжным фондом 488,3 тыс. экз., 810 клубных учреждений, 92 киноустановки, 6 музеев.

В первые годы Советской власти в Казахстане началась борьба с неграмотностью среди взрослого населения. Эта борьба вошла в историю как «Ликбез». В 1924 году было образовано общество « долой неграмотность», члены которого на добровольной основе обучали взрослое население письму, чтению и грамоте. Обучением занимались комсомольцы, учащиеся старших классов, деятели профсоюзов. Обучение проходило в специальных пунктах. В аулах просветительской работой занимались «красные юрты».

Первый профессиональный Казахский театр открылся в Кызыл-Орде в 1926 году. Театр возглавил Шанин. В 1933 году в Алма-Ате открылись Республиканский театр драмы, уйгурский музыкально-драматический театр.

В 1937 году в Кызыл-Орде открылся корейский театр, в Чимкенте - узбекский театр, а в Петропавловске - татарский.

Яркой демонстрацией достижений Казахского советского искусства являлась Первая декада литературы и искусства Казахстана в Москве в мае 1938 года. Особое восхищение у зрителей вызвала певица Куляш Бейсеитова, которой было присвоено звание: «Народной артистки СССР». В мае 1938 года на киностудии «Ленфильм» был снят первый казахский фильм « Амангельды».

Благодаря «Ликбезу» и введению всеобщего образования грамотность населения Казахстна в 1939 году составила 65%, а среди казахского населения 40%.

Такие города как Риддер, Чимкент, Алма-Ата, Аулие-Ата стали районами сплошной грамотности.

В послевоенные годы оригинальные произведения создали ветераны музыкального искусства А.Жубанов, Е.Брусиловский, В.Великанов, Л.Хамиди, С.Шабельский и другие. Лучшим творением казахского киноискусства 50-60-х годов явились художественные фильмы «Джамбул», «Ботагоз», «Его время придет», «Песнь о Маншуке», «За нами Москва», «Девушка-джигит». О профессиональном и творческом росте кинематографистов республики свидетельствует фильмы 70-80-х годов «Кыз-Жибек», «Конец атамана», «Транссибирский экспресс», «Торы», «Султан Бейбарыс».
https://iie.kz/?p=610

https://omsu.ru/vestnik/articles/y1999-i3/a109/article.html

https://works.doklad.ru/view/kZEeBQFbSJo/2.html

https://works.doklad.ru/view/kZEeBQFbSJo/2.html

https://smekni.com/a/127165-5/kulturno-dosugovaya-deyatelnost-na-rusi-5/

материал по истории Казахстана


написать администратору сайта