Главная страница
Навигация по странице:

  • Планируемые результаты: Предметные

  • Метапредметные УУД: Коммуникативные

  • Регулятивные

  • Тип урока

  • Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний

  • III. Мотивационно-целевой этап

  • IV. Открытие нового материала 1. Начало возрождение культуры в русских землях

  • 2. Книжное дело, летописание

  • 3. Устное народное творчество, литература

  • V.Подведение итогов урока Проверим насколько вы хорошо усвоили новый материалВыполнение тестовой работы.VI. Рефлексия

  • VII. Домашнее задание: п.22

  • Тест по истории Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV века, 6 класс 1 вариант 1.

  • урок истории 6 класс. культура 6. Развитие культуры в русских землях во второй половине 1314 в


    Скачать 33.67 Kb.
    НазваниеРазвитие культуры в русских землях во второй половине 1314 в
    Анкорурок истории 6 класс
    Дата10.05.2022
    Размер33.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакультура 6.docx
    ТипУрок
    #519981

    Тема урока: Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в.

    Цель: используя современные образовательные технологии создать у учащихся возможность познакомиться с возрождением культуры Руси на основе национального подъёма, вызванного победой в Куликовской битве.

    Задачи урока:

    1.Образовательная: познакомить учащихся с выдающимися достижениями культуры Руси 13-14 веков, показать важность сохранения культурных памятников истории нашей страны

    2.Развивающая: создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы; продолжить развитие умений, работать с заданиями в форме ОГЭ; находить ответы на вопросы в учебнике.

    3.Воспитательная: воспитывать чувство толерантности, патриотизма.

    Виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, эстетическая, проблемно-поисковая.

    Планируемые результаты:

    Предметные: овладевать целостными представлениями о культурном пути Руси; описывать и оценивать памятники материальной и художественной культуры, объяснять их значение; характеризовать основные жанры литературы XIII-XIV вв.; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории своей страны;

    Метапредметные УУД:

    Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме;

    Регулятивные: самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

    Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать роль и значение искусства в жизни человека.

    Оборудование: Учебник История России А.В.Торкунова часть 2. «Просвещение» 2016 Проектор. Презентация «Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в.» Карта «Русь 12-15вв» Рабочая тетрадь. И.А.Артасов, А.А.Данилов и другие. «Просвещение» 2016 Индивидуальные задания. Сообщения учащихся. Задания. Предметы из школьного музея (рушник, корзинка, глиняный горшок…)

    Тип урока: усвоение новых знаний.


    План урока

    1. Начало возрождения культуры в русских землях.

    2. Книжное дело, летописание.

    3. Устное народное творчество, литература.

    4. Зодчество.

    5. Живопись.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний

    1. Игра-повторение. Я зачитываю депеши, а вы отгадываете, кто, кому и по какому случаю их мог послать…

    1. «Хочу восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над Русскими землями»? /Мамай/

    2. В битве с Мамаем нас поддерживает церковный деятель, основатель Троице -Сергиева монастыря? /Сергий Радонежский/

    3.Осмотрел я местность, приказал переправить свои полки на правый берег реки? /Дон/. 4.Пространство между Доном и рекой Непрядвой называлось? /Куликово поле./

    5.Татар он с Руси прогнал. Слава добрая за ним до наших дней живёт. И князя этого народ нарёк? /Донским/

    -Вопрос? О каком событии идёт речь? Найдите и назовите подтверждения (слайд ) Позади у воинов Непрядва, Слева - затуманившийся Дон И простор великий только на два, Только на два стана разделён. Вот сейчас - не в дальней дали где-то Здесь сойдутся, как гроза с грозой... Грянул поединок Пересвета, Вышедшего в бой с Темир-Мурзой

    2.Устный опрос. - Москва – центр объединения северо-восточных земель. Какие факты об этом свидетельствуют? (запрет междоусобиц, отразила литовского князя Ольгерда, роль Сергия Радонежского)

    - Как Русь готовиться к борьбе за свободу? Что произошло 11 августа 1378г.?

    - Куликовская битва и её значение. - Событие 1382 года.

    - Каковы причины и последствия похода Тохтамыша на Москву?

    III. Мотивационно-целевой этап

    Определим тему урока. В этом нам поможет высказывание Владимира Солоухина (слайд ) «Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в кружева, в вышивку, в песню, в танец, в живопись? Да из души человека, откуда же ей еще было прийти!» И предметы из школьного музея.

    Памятники культуры учёные иногда называют памятниками истории. Справедливо ли это? Не противоречит ли истине? Попробуем ответить на эти вопросы на нашем уроке.

    Тема урока: Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в. (записывают в тетрадь) (слайд )

    - Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

    - На какие вопросы нам предстоит ответить?

    - Какие цели мы ставим на сегоднешнем уроке?

    - Как мы можем достичь поставленной цели?

    Проблемный вопрос : (слайд ) Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

    IV. Открытие нового материала

    1. Начало возрождение культуры в русских землях

    - Как отразилось Батыево нашествие на культурной жизни Руси? (Ответы учеников)

    После нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла.

    «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», – горевал один из писателей того времени.

    - Ответьте на вопросы п.1 § 22 учебника. (Проверка выполнения задания)

    - Работая с п.1 § 22 учебника, предположите, какие факторы могли способствовать возрождению русской культуры. (освоение новых территорий, успехи в хозяйственном развитии, усиление Московского княжества, начало процесса объединения Северо-Восточной Руси, идея единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством)

    2. Книжное дело, летописание

    Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи. Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах – Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. (слайд )Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись – буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов. В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше. (слайд )

    Работа в группах:

    1 группа - Заполните схему «Материал для письма». В скобках укажите века их внедрения.

    2 группа - Заполните схему «Изменение типа письма». В скобках укажите века их внедрения.

    Обратите внимание на то, как выглядит устав, полуустав и скоропись.

    Попробуйте написать по одной букве каждым типом письма.

    Какой тип письма наиболее простой в написании?

    Вспомните, для чего применялся устав

    . Предположите, для чего применялась скоропись.

    В XII-XIII вв. существовали те же литературные жанры , что и во времена Киевской Руси, а вот число произведений выросло во много раз. Во время политической раздробленности возникло множество летописных центров: Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Галич, Рязань, Ростов, Суздаль и др.

    - Почему летописи являются важнейшими источниками по истории Руси? (Ответы учеников)

    Авторами хроник в Киевской земле были не только монахи, но и светские люди. Так, киевский боярин Пётр Бориславич, человек близкий к киевским князьям, составил как предполагают, свод 1146-1196 гг. Он включил в текст свои личные впечатления, письма Изяслава и его противников и союзников, договоры. Киевский свод содержал яркие описания личностей многих русских князей. В целом получился увлекательный рассказ, который был одновременно и военской повестью, и походным дневником, и романом в письмах.

    Из северорусских письменных источников мы узнаём о новгородских и псковских вольностях, междоусобных войнах, в которых северные республики принимали участие. Новгородско-псковским хроникам было присуще внимание к бытовым деталям. Они подробно описывали наводнения, пожары, постройку дворов, крепостных стен, башен и т.д.

    3. Устное народное творчество, литература

    Наивысшего расцвета достиг в 14 веке былинный героический эпос.( стр 63) Сохранились былины Былины: —сказочный сюжет (это связано с тем, что события, изображенные в былине, почти стерлись в памяти людей); —достаточно большой объем; — герои — лирические богатыри. (слайд)

    - Вспомните былины о Садко. Как вы полагаете, почему в Новгородской земле появились именно такие герои? (Ответы учеников)

    - Работая с п.3 § 22 учебника, определите, какие новые литературные жанры стали популярны в XIII-XIV вв.


    Появился и такой новый жанр устного народного творчества, как исторические песни. Главными героями здесь были обычные люди, которые боролись с захватчиками, либо девушки, попавшие в ордынский плен.

    Примером таких песен является «Песнь о Щелкане», в которой рассказывается о восстании жителей Твери в 1327 году против баскака Щелкана.

    Вспомните, кто такой баскак ( это представитель ордынского хана на Руси)

    Песня так описывает поведение Щелкана:

    Брал он, млад Щелкан,

    Дани-невыходы,

    Царские невыплаты.

    С князей — по сто рублей,

    С бояр — по пятидесяти.

    У которого денег нет,

    У того дитя возьмёт;

    У кого дитяти нет,

    У того жену возьмёт;

    У кого жены нет,

    Того самого головой возьмёт.

    Ещё один пример исторических песен – «Песнь об Авдотье Рязаночке»,которая освободила из плена ордынцев жителей Рязани и возродила город.

    Основными жанрами в литературе Руси XIII–XIV веков стали воинская повесть и жития святых.Воинские повести основывались на реальных исторических фактах и рассказывали о боевых подвигах русского народа, а жития описывали жизнь и заслуги выдающихся деятелей русской церкви и князей, причисленных к лику святых.Одним из таких памятников русской литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем», которая включает в себя и рассказ о Евпатии Коловрате.

    В основу этой повести легли подлинные события 1237 года, когда войско Батыя взяло Рязань и убило много горожан и княжескую семью.Уцелевшие жители собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат « И погнались вслед безбожного царя… И начали сечь без милости.И смешались все полки татарские. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали.»

    Одними из самых известных и популярных жизнеописаний того времени являются “Житие Александра Невского” и “Житие Михаила Тверского”.Восхваляли Александра Невского здесь, например, за победу на Чудском озере:

    «…И возвратился князь Александр с победою славною,

    и было много пленных в войске его,

    и вели босыми подле коней тех, кто называет себя “божьими рыцарями”»


    - В чём отличие былины от исторической песни? Стр.58 учебник

    ФИЗМИНУТКА (Ученики повторяют движения за учителем)

    Раз – подняться, подтянуться,

    Два – согнуться, разогнуться,

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире.

    Пять – руками помахать,

    Шесть – за парты сесть опять.

    РАБОТА С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ И УЧЕБНИКОМ Рабочая тетрадь, страница 96, учебник страница58-59 Заполнить таблицу «Устное народное творчество».

    4. Зодчество. (слайд )

    Представьте, что мы совершаем экскурсию по Золотому Кольцу России. Поможет нам воссоздать облик древнерусской архитектуры мультимедийная презентация.

    Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («Липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.

    В XIV веке нов новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич. Это придавало постройкам особое своеобразие.

    Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор.

    Архангельский собор. (Сообщения учащихся)

    Новый Московский Кремль (Сообщение учащихся)

    Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней.Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чем-то повторяли старинные образцы.

    Особенности зодчества Пскова (слайд )

    В тридцати километрах севернее Курска в местечке Свобода находится один из первых монастырей в курском крае - Святыня земли курской - Коренная Пустынь. Основание Коренной пустыни восходит к XIII веку. Предание гласит, что однажды в 1295 году некий охотник, житель города Рыльска, проходя берегом реки Тускари, обнаружил у корней дерева (отсюда название пустыни — Коренная) лежащую ликом вниз икону Богоматери «Знамение». Так была обретена чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская – Коренная, сыгравшая большую роль в истории курского края.

    Охотник с несколькими товарищами построил на месте явления иконы деревянную часовню. Об этом событии узнал Рыльский князь Шемяка, который велел перенести икону в Рыльск, но она чудесным образом возвратилась обратно в часовню. К иконе часто приходил молиться священник по имени Боголюб. Однажды на него напали татары, сожгли часовню, а явленный образ Богоматери раскололи на две части и бросили их в разных местах. Священника увели в плен. Через много лет он сумел вернуться на родину и стал искать рассеченную икону. Найдя обе части, он сложил их вместе, и икона тотчас соединилась и стала совершенно целой. Слава о чудесной иконе дошла до царя Федора Иоанновича, который повелел устроить на месте явления иконы обитель.(слайд)

    -Предлагаю учащимся отметить самый понравившийся памятник архитектуры и объяснить свой выбор. Какие особенности русской культуры XIII–XIV веков в нём прослеживаются? (Ответы учеников)

    -Посмотрите на парты. Что вы там видите? (Картинки с изображением памятников). Вам необходимо определить, из какого он города и кто его автор и как называется. Эти сувениры вы оставите у себя и спросите родителей, знают ли они эти памятники культуры.

    5.Живопись.

    Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера Феофана Грека. (Сообщение учеников) (слайд )

    Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри.У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублев. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви – алтарь – от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий порядок, образовали единую композицию.

    -Работа с учебником стр. 61и Презентацией (слайд )

    Описание иконы Донской Божьей Матери.

    -Что нового внёс в изображение Феофан Грек?

    - Работая с историческим документом на с. 62 учебника, ответьте на вопросы после него

    Вывод:

    Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.

    Возвращение к проблемному вопросу поставленному в начале урока.

    Русь отличает стремление к коллективности творчества, соборности, в то время как в Европе проявляется стремление к индивидуальности личности, искусство рано приобретает светские черты, поэтому там произойдет взлет человеческого гения в эпоху Возрождения. Русь же будет отстаивать свой путь развития. Православие вплоть до XIX века останется главной доминантой русской культуры

    V.Подведение итогов урока

    Проверим насколько вы хорошо усвоили новый материал

    Выполнение тестовой работы.

    VI. Рефлексия

    Упражнение «3+1» : назвать три своих удачных действия на уроке и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

    VII. Домашнее задание: п.22,

    Рабочая тетрадь задания №2,3,6. Задания для самоконтроля.

    Подготовить исследовательский проект «Взаимопроникновение культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды».

    VIII. Закрепление:

    Рабочая тетрадь задание №1

    Этот урок я хочу закончить стихотворением Леонида Зеленского
    Культура русская богата, животворна,

    Духовностью пропитана насквозь,
    Как русская душа она бездонна,
    Понять её нельзя пытаться вскользь.
     
    От чувства совести она неотделима,
    Славянской веры, ценностей её,
    Она как воздух нам необходима,
    Как благодатное целебное питьё.
     
    Культура русская щедра и многолика,
    Разнообразна, как природная краса,
    Талантами  и мудростью велика,
    И необъятна словно небеса.
     
    Её всечеловечность помогает
    Объединять народы матушки-земли,
    А искренность сердца их согревает,
    Как днём весенним в небе журавли.
     
    Культура русская богата, животворна,
    Духовностью пропитана насквозь,
    Как русская душа она бездонна...
    С ней никогда не буду жить я врозь.
     

    Тест по истории Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV века, 6 класс

    1 вариант

    1. С какого времени, по мнению историков, после нашествия Батыя началось возрождение культуры в русских землях?

    1) с начала XIII в.
    2) со второй половины XIII в.
    3) с начала XIV в.
    4) со второй половины XIV в.

    2. Новый материал для письма — бумага — заменил другой, более дорогой материал, который использовался ранее. Это

    1) береста
    2) пергамент
    3) тростник
    4) глиняные таблички

    3. Установите соответствие между термином и его значением.

    Термин

    А) летопись
    Б) былина
    В) устав
    Г) эпос

    Значение

    1) тип письма, форма кириллицы с чётким геометрическим ри­сунком букв
    2) совокупность произведений на­родного творчества
    3) русская народная эпическая песня о богатырях
    4) запись исторических событий по годам

    4. Установите соответствие между литературными произведениями и городами, в которых они были созданы.

    Произведения

    А) Песня о Щелкане
    Б) Былина о Садко
    В) «Повесть о разорении Батыем…»

    Города

    1) Новгород
    2) Рязань
    3) Тверь

    5. Когда после нашествия Батыя возобновилось каменное строительство в русских городах?

    1) в конце XIII в.
    2) в начале XIV в.
    3) во второй половине XIV в.
    4) в начале XV в.

    6. При сооружении новых зданий в Московском княжестве зодчие ориентировались прежде всего на архитектуру

    1) Киева
    2) Владимира
    3) Новгорода
    4) Рязани

    7. Церковь Фёдора Стратилата, церковь Спаса Преображе­ния на Ильине улице — это памятники архитектуры го­рода

    1) Новгорода
    2) Москвы
    3) Киева
    4) Рязани

    8. Известный иконописец Феофан Грек приехал на Русь из

    1) Италии
    2) Византии
    3) Франции
    4) Китая

    9. Укажите произведение Феофана Грека.

    1) фрески Успенского собора Владимира
    2) иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
    3) икона Владимирской Божьей Матери
    4) киевская икона Богородицы Софии

    10. В какое время в культуре Руси оформились иконостасы?

    1) в первой половине XII в.
    2) в начале XIII в.
    3) в конце XIV в.
    4) в начале XV в.

    2 вариант

    1. В чём выразился урон, нанесённый Батыевым нашестви­ем русской культуре?

    1) появлении новых традиций, заимствованных на Востоке
    2) развитии языка, появлении новых слов
    3) исчезновении отдельных видов ремесла
    4) складывании единства Русской земли

    2. Новым материалом для написания книг, который ввозили на Русь с XIV в., была

    1) береста
    2) глина
    3) бумага
    4) каменная плита

    3. Установите соответствие между термином и его значением.

    Термины

    А) эпос
    Б) летопись
    В) житие
    Г) полуустав

    Значения

    1) жанр древнерусской литературы, рассказывающий биографии святых
    2) форма кириллицы, которая исполь­зовалась с XV в., пришла на смену уставу
    3) совокупность произведений народно­го творчества
    4) исторический жанр произведений, представляющий собой погодовую запись событий

    4. Установите соответствие между героями древнерусской литературы и городами, в которых появились произведения о них.

    Герои

    А) купец Садко
    Б) Житие Михаила Ярославича
    В) «Повесть о разорении Батыем…»

    Города

    1) Тверь
    2) Рязань
    3) Новгород

    5. Единственной постройкой конца XIII в., созданной после нашествия Батыя и сохранившейся до настоящего време­ни около Новгорода, является

    1) церковь Фёдора Стратилата
    2) церковь Спаса Преображения
    3) церковь Николы на Липне
    4) Изборская крепость

    6. Единственный в XIV в. белокаменный Кремль в Северо­-Восточной Руси был построен в

    1) Новгороде
    2) Москве
    3) Рязани
    4) Тамбове

    7. Чтобы подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы, зодчие Москвы строили здания в стиле архитектуры города

    1) Новгорода
    2) Рязани
    3) Владимира
    4) Пскова

    8. Кто является автором фресок в церкви Спаса Преображе­ния на Ильине улице в Новгороде?

    1) Сергий Радонежский
    2) Феофан Грек
    3) Симон Ушаков
    4) Дионисий

    9. Новой чертой оформления русского храма в конце XIV в. стало появление

    1) скульптур
    2) витражей
    3) мозаики
    4) иконостаса

    10. К особенности культурного возрождения Руси в отличие от Возрождения в Европе относится

    1) необходимость реформирования правил церковного бого­служения
    2) критика папы римского и его окружения
    3) культурное сближение Русских земель, национальный подъём
    4) возрождение языческих культов


    написать администратору сайта