Главная страница

Статья. Развитие роли музеев в цифровую эпоху


Скачать 23.41 Kb.
НазваниеРазвитие роли музеев в цифровую эпоху
АнкорСтатья
Дата28.07.2022
Размер23.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСтатья.docx
ТипДокументы
#637404

РАЗВИТИЕ РОЛИ МУЗЕЕВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Глобальная компьютеризация музеев, использование информационных ресурсов этих учреждений являются основными инструментами музеев как социокультурных институтов в духовном воспитании, культурном воспитании народа. Наверное, современные технологии как нигде (по крайней мере, в сфере культуры) расширяют возможности практически всех направлений музейной деятельности - от определения оптимального температурного режима до создания виртуальных музеев.

Мировая практика доказала, что логика, согласно которой сайты крайне скупо представляют коллекцию музеев из опасения конкуренции между сайтом и самим музеем или с музейными подсобными продуктами, не работает. Чем полнее страница, тем лучше она работает на музей и на продажу его продукции: живое изображение и изображение на мониторе - это очень разные вещи, как разные вещи - изображение на мониторе и качественная печать. Скорее изображение в интернете пробуждает желание купить ту же вещь в более качественном, более качественном виде и уж тем более увидеть ее «вживую». Очень важно, что пользователями Интернета являются в основном молодые люди, то есть те, для кого выбор - пойти в музей или в бар - зачастую решается непосредственным впечатлением от увиденного или услышанного, а для элементарных Информация о себе часто бывает не лишней: существование музея, пусть даже минимум в три раза более известного, не говоря уже о его местоположении и составе его коллекции [1, с. 19].

Новые технологии, которые все больше внедряются в музейную деятельность, применимы в разных областях музейной деятельности. С одной стороны, автор рассмотрел две основные области их применения – внутримузейное (выставочное пространство) и внемузейное пространство (представление музея в сети Интернет), с другой стороны, такие области применения цифровых технологий, как исследовательская, коммерческая и маркетинговая зоны музея, значение технологии для реализации функции хранения экспонатов. Некоторые цифровые технологии, например, оцифровка музейной коллекции, могут быть успешно использованы для предоставления людям из разных стран открытого доступа к музейной коллекции и проведения более качественных исследований. В целом цифровизация музея имеет большой потенциал для позитивного развития сферы в разных направлениях. Однако главной задачей, которую автор считает коммуникативной, сделать музей вновь актуальным для общения с посетителем, сделать его современным местом проведения свободного времени, не теряя при этом атмосферы музея как места хранения уникальных экспонатов [2, с. 9].

Перед музеями стоит задача привлечения новых посетителей и удержания тех, кто уже имеет то или иное учреждение культуры. Традиционная ценность музея – доступ к уникальным экспонатам культуры – сегодня теряет свою привлекательность в глазах публики, которая может найти множество объектов культуры в Интернете. Новые тенденции в сфере, осознание изменений в обществе, новые запросы посетителей и борьба с другими культурными институциями поставили музеи перед необходимостью поиска новых способов взаимодействия с аудиторией, из которых наиболее перспективной была цифровизация музея.

До сих пор под задачей современного информационного обеспечения деятельности в сфере культуры зачастую понималось оснащение учреждений культуры современным оборудованием и обучение его использованию. Однако очевидно, что использование новых информационных технологий предполагает не только количественное, но и качественное изменение профессиональной деятельности работников культуры, а работа с информацией поднимается на другой, принципиально новый уровень.

Пономарев Б.Б. считает, что современный музей насыщен средствами отображения информации. Число персональных компьютеров может превосходить количество музейных сотрудников, ибо значительная часть техники предназначена для посетителей. Уже 20 лет компьютеры используются как вспомогательные средства [3, с. 183]:

  • облегчающие работу по учету и хранению (музейные АИС);

  • поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации);

  • зачастую непосредственно предъявляющие хранимый музеем материал (например, показ кинофрагментов в Музее кино) и т.п.

Музейные web-сайты и CD-ROMы заняли свое место наравне с традиционными изданиями на бумажном носителе.

В последние годы в музейной практике сформировался принципиально новый подход к использованию современных средств отображения информации.

Первый и наиболее простой вариант - использование средств мультимедиа в художественных экспозициях, когда программа является составной частью представленного объекта. Например, в Музее этнологии в Лейдене (Нидерланды) показал выставку политической карикатуры, где рядом с карикатурными рисунками были выставлены мониторы, демонстрирующие телеинтервью изображенных персонажей. Это значительно увеличивало эффект воздействия графических листов. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с более радикальным подходом. Типичным становится прием, когда в экспозиции выставлено произведение современного искусства, а на стоящем рядом мониторе автор демонстрирует свое творение и произносит по его поводу некоторый текст [4, с. 60].

Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна не только в художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных пар из разного типа музеев [5, с. 16]:

  • музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена);

  • чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва);

  • наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден);

  • форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто);

  • чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей «Натуралис», Лейден);

  • технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена).

Итак, наиболее интересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции, и мультимедиа принимает на себя его функции. Все это может быть показано и с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современные средства отображения информации оказываются в данном случае куда более зрелищными, а главное более подлинными, чем что-либо иное. Подобная практика использования мультимедиа широко распространена в естественнонаучных и технических музеях, но встречается также в музеях художественного и исторического профиля.

Таким образом, сегодня большая часть музеев, так или иначе, работает с цифровой коммуникацией. Хотя под цифровым маркетингом обычно понимают работу с новыми медиа, по отношению к музейной сфере в него можно включить также те инструменты, которые находятся в непосредственной коммуникации с посетителем в стенах музея – цифровые панели, технология дополненной реальности, аудиогиды и другие. Цифровые инструменты носят различные функции в работе музея, от поддержания прямого контакта с посетителями до и после визита, сбора обратной связи, как это делают социальные сети, до создания потенциала для более глубокого погружения в атмосферу музейной выставки, как это позволяют сделать мультимедийные аудио- или видеоинструменты.

На основе всей работы сформулированы перспективы использования цифровых технологий, а именно – возможность повышения уровня коммуникации с различными группами посетителей, диверсификация процесса посещения музея для разных музейных аудиторий, поддержание длительных отношений с посетителями, благодаря возможности поддерживать контакт с ними до и после непосредственного визита в музей, усовершенствование сферы сбора и анализа данных, а также выход музея за пределы традиционного музейного пространства благодаря интернет-коммуникациям, усиление его глобального присутствия.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Алиясова В.Н. Музеи Северного и Восточного Казахстана как центры сохранения и популяризации палеонтологических коллекций: автореф. дис. канд. культурологии. – Кемерово, 2019. –25 с.

  2. Кайназарова А.Е. Музейное дело в Казахстане: автореф. дис.канд. ист. наук. – Алматы, 2019. – 24 с.

  3. Кущенко А.В. Музей в системе социокультурной коммуникации // Вестн. КазНПУ им. Абая. Сер. «Ист. и соц.-полит. науки». – 2018. – № 4 (47). – C. 183–186.

  4. Мурзагалиева Э.Т. Принцип доступности среды в архитектуре музеев // Вестн. Казах. голов. архитектур. - строит. акад. – 2019. – № 4 (58). – С. 60–65.

  5. Мусаханова М.З. Развитие музеев Казахстана: автореф. дис.канд. ист. наук. – Алматы, 2019. – 30 с.


написать администратору сайта