Главная страница

Развитие творческой активности на уроках изо. Развитие творческой активности на уроках изобразительного. Развитие творческой активности на уроках изобразительного искусства


Скачать 2.84 Mb.
НазваниеРазвитие творческой активности на уроках изобразительного искусства
АнкорРазвитие творческой активности на уроках изо
Дата14.03.2022
Размер2.84 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие творческой активности на уроках изобразительного.doc
ТипУрок
#396255

Развитие творческой активности на уроках изобразительного

искусства.

Главной задачей на современном этапе становится воспитание личности, способной ориентироваться в изменяющихся условиях. На первый план выходят креативные качества – способность к творчеству.

Уроки изобразительного искусства необходимы и очень важны в системе общего образования. Изобразительная деятельность развивает творческие способности, умение наблюдать, анализировать; художественный вкус, воображение, эстетические чувства (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления.

Чем отличается художник от нехудожника? Б.М. Неменский в книге «Педагогика искусства» отвечает: способностью видеть, воспринимать.

Американская художница Бетти Эдвардс разработала свою систему обучения рисованию. В книге «Откройте в себе художника» она пишет: «Совокупное умение рисовать то, что находится у вас перед глазами, требует только пяти фундаментальных навыков.

Эти навыки не являются собственно навыками рисования. Это навыки восприятия:

  1. восприятие очертаний;

  2. восприятие пространства;

  3. восприятие пропорций;

  4. восприятие света и тени;

  5. восприятие целостного образа».


Благодаря этому открытию они поводят пятидневный курс, который даёт возможность учащимся приобрести основные навыки за пять дней интенсивных занятий.

Студенты её курсов отмечают, что они совершенно по-другому начинают воспринимать окружающий мир.

В основе её курса обучения рисованию лежит стратегия: чтобы получить доступ к образному, имеющему дело со зрительным восприятием П-режиму работы мозга, необходимо предложить мозгу работу, которую отвергает вербально - аналитический Л-режим.
Рассмотрим эти упражнения.

Вазы и лица. Упражнение для обоих полушарий.




Нарисовать профиль лица, повёрнутый к центру. Провести сверху и снизу прямые линии, нарисовать вторую половину профиля.

Перевёрнутый рисунок.

Т щательно срисовывать линии перевёрнутого рисунка.
Чисто контурный рисунок.

П рикрепить лист бумаги скотчем к столу. Отвернуться в противоположную сторону. Срисовывать объект, не глядя, медленно следуя взглядом по контуру.
Модифицированное контурное рисование.

К онтурное рисование с «подглядыванием».


Малахинский Александр. 7 кл




Изображение пустого пространства.

Изображение не самого предмета, а пустого пространства вокруг него.




Макаров Артур, 7 кл.


Работы учащихся.





Сергеева Дарья.7 кл.

Макаров Артур.7 кл.

Для творческого процесса необходимо создать соответствующие условия. Это и доброжелательная, не авторитарная атмосфера, воздействие нескольких образов - зрительных, применение музыки, литературного ряда. Большую роль в творческом настрое играют и предварительные упражнения на развитие фантазии и воображения.

  1. Увеличение - уменьшение.


Это самый простой прием, он широко используется в сказ­ках, былинах, фантастике... Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрю­эль...

Увеличивать и уменьшать можно практически все: геомет­рические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния.


  1. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям.


а) выбирают несколько произвольных объектов живой и/или неживой природы;

б) формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства «из головы»;

пример, в качестве объекта («донора свойств») выбрали качества орла: летает, прекрасное зрение, питается грызунами, живет в горах...


  1. Оживший рисунок.

Вы получили замечательный дар: все, что вы нарисуе­те, — оживает! Что бы вы нарисовали? Великих людей? Вымирающих животных? Новых животных и новые растения?


  1. Превращение человека в любой объект.


Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб...), в растения (дуб, розу, баобаб...), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш...).

Но самое главное в этом приеме — это воспитание эмпатии, т.е. умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.


  1. Антропоморфизм.


Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать...) любых объектов — одушевленных и неоду­шевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ...

... Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей.

— Братец мой, —

Отвечает месяц ясный, —

Не видал я девы красной...


  1. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.


В какое живое существо ты превратил бы воздушный шарик?


  1. «Оживление» умерших людей, персонажей, животных, растений.


Что было бы, если бы воскресли бронтозавры?
9. Фантастическое объединение.
Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств частей двух-трех объектов. Например, рыба + человек = русалка; лошадь + человек = кентавр...


10. Фантастическое дробление.

Вспомните сюжет замечательного романа «Двенадцать стульев» или сюжет сказки Светлова о человеке по фа­милии Рубль, который упал с пятнадцатого этажа и раз­бился на десять гривенников. У каждого гривенника своя судьба: один гривенник разменяли на копейки; дру­гой стал большим начальником и выглядел важнее руб­ля; третий начал размножаться.

- Придумайте и вы сказку на подобный сюжет. Напри­мер, апельсин разлетелся на дольки; гранат рассы­пался на 365 зернышек (именно 365 зернышек в любом гранате, проверьте); судьба сестер-горошин из одного
стручка...


12. Метод Л.Н.Толстого.
Л.Н. Толстой регулярно пользовался каждое утро в каче­стве утренней гимнастики ума следующим методом: брал самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описы­вал этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

Например, что бы сказал о часах австралийский абори­ген?

По такому описанию учащиеся выполняют рисунок.

Предлагаемые ниже упражнения помогают реализовать принцип развивающего обучения, обеспечивают развитие интеллектуальной, эмоциональной сферы личности, развитие познавательных интересов и способностей учащихся, творческой активности.

Упражнения включают в себя различные задания на выражение характера линий, цвета, пятна, задания, развивающие абстрактное, ассоциативное мышление, фантазию. Выполняя упражнение перед основным заданием, учащиеся пробуют свои силы, находят новые решения задачи, которые затем реализуют в основном задании. Упражнения раскрепощают, помогают лучше понять задачу практического задания, позволяют реализовать возможности, учесть недостатки при решении основной задачи урока.

Задания некоторых упражнений можно повторять несколько раз. Например, упражнения «живые вещи», «цветовушки». Упражнения можно предлагать не только как тренировочные, но и в качестве дополнительных заданий учащимся, которые справляются с работой раньше остальных. Задания упражнений интересны и могут быть предложены и как основные на уроке.

При разработке упражнений мною планировалось применение их на уроках изобразительного искусства в 6 классе, когда знакомство с изобразительным искусством выходит на новый профессиональный уровень. Но задания упражнений интересны и младшим школьникам. Упражнения построены в последовательности от простого к сложному, что позволяет их применять и использовать в кружковой работе в качестве последовательных заданий.

Упражнения, развивающие фантазию и творческую

активность учащихся на уроках

изобразительных искусства

(6 класс).

Упражнение № 1. Выразительная линия.

Цели:

  1. Показать роль и возможности линии в рисунке.

  2. Показать необходимость использования в линейном рисунке линий, разных по толщине и напряжению.

Задание: нарисовать два разных одуванчика распустившийся и «Воздушный». Урок «Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства».

У
Воронин Стас, 2б кл.
пражнение № 2.
Почеркушки.

Цели и задачи: Развитие фантазии учащихся. Задание: Создать образ из случайных линий.

Упражнение № 3. Линия и штрих.

Цели и задачи: 1. Показать возможности линии.

2.Показать разновидности штриха.

3 . Развивать умение создавать декоративный образ. Задание: нарисовать листок с дерева. Урок. «Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства»

Войнов Иван, 6а кл.

Демьянова Кристина, 6а кл.

Спиридонова Алина, 6а кл.


Упражнение № 4. Живые вещи.

Цели и задачи: 1. Научить видеть форму, пропорции, характер

неодушевленных предметов.

2. Развивать умение сравнивать предметы.

Задание: обвести шаблон предмета, создать образ в соответствии с его характером. Урок «Натюрморт. Построение.»





Нилова Маша, 6б кл.

У
Усачёва Олеся, 6а кл.
пражнение № 5
Ниткография.

Задание: нитку, смоченную в краске, уложить между двумя листами бумаги,

получить отпечаток, вытащив ее за кончик, дорисовать образ.

Урок «Черное и белое - основа языка графики».

Можно предлагать как дополнительное или основное задание по теме урока.



Суходолов Ниита, 1б кл.

Николаева Вика, 6а кл.

Упражнение № 6. Его величество - Цвет.

Цели и задачи: Дать понять, что цвет — главный элемент выразительности в живописи.

Задание: из двух цветов составить множество оттенков.

Урок. « Цвет - основа языка живописи.»

Упражнение №7. Цвет и настроение.

Цели и задачи: 1. Учить воспринимать цветовую гамму как выражение настроения.

2. Продолжить знакомство с возможностями цвета. Задание: передать настроение в цвете.

Темы: нежный рассвет

Н ежная грусть

Ненастныйдень Радость тревога и др.


Кужелина Катя, 6б кл.

Бавченков Максим, 6б кл.

Упражнение № 8. Цветные фантазии.

Цели и задачи: 1. Учить умению составлять гармоничные цветовые сочетания.

Задание: на мелованной бумаге гуашью нанести разноцветные пятна получить отпечаток на втором листе; из отпечатков создать единый образ.



Баранкова Таня, 6а кл.


Упражнение № 9. Цветовушка с дорисовкой.

Цели и задачи:

1. развитие фантазии

2. развитие навыка передачи выразительности

образа через пятно.

Задание: дорисовать палитру.

Можно давать как фронтальное задание,

всем классом рассматривая палитру,

так и индивидуальное.


Героева Катя, 6б кл.

Упражнение № 10. Композиция по описанию.

Цели и задачи: 1. Развитие умения создавать образ по словесному описанию, передавать свои впечатления от прочитанного,

Задание: проиллюстрировать стихотворение.


Грустно дому без хозяина

В мир смотреть открытой дверью

Пустотой молить отчаянно

В возвращение не веря.
Одиноко дом сутулится

Крышей стены прикрывает

На пустынной, тихой улице

Жизнь былую забывает



Родичева Маша, 6б кл.

Эти упражнения можно использовать и для диагностики уровня воображения.

В настоящее время существует много упражнений, развивающих воображение.

Упражнения (тесты) на развитие воображения.


У пражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упражнение 1


Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

У пражнение 2


Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

У пражнение 3


Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Упражнение 4.


Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.




У пражнение 5.


Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

Упражнение 6.


Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.




Упражнение 7.


На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

У пражнение 8.


Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.

Литература
Карманчиков А.И. Диагностика и технологии развития у детей мышления различных типов. – М.: Педагогическая литература, 2008. – 144 с.
Эдвардс Б. Откройте в себе художника / Пер. с англ. П.А.Самсонов. – Мн.: ООО «Попурри», 2000.


написать администратору сайта