Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Ранняя лирика в творчестве А.С.Пушкина. Лицейский и Петербургский периоды.

  • 3. Философские проблемы лирики А.С. Пушкина.

  • Список использованной литературы

  • реферат по литературе. РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Рефера т по дисциплине на тему


    Скачать 41.21 Kb.
    НазваниеРефера т по дисциплине на тему
    Анкорреферат по литературе
    Дата13.06.2022
    Размер41.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.docx
    ТипДокументы
    #588570


    Р Е Ф Е Р А Т
    по дисциплине_____________________________________________________
    на тему:_____________________________________________________________________

    Выполнил(а):
    Студент(ка) ________________________________________

    Специальность 40.02.02.Правоохранительная деятельность

    Группа ___________ Шифр__________ Вариант ___________
    Проверил:
    Преподаватель_____________________ ______________________

    Роспись (Ф.И.О.)


    г. Грозный
    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение…………………………………………………………………….……..3

    1. Биография великого поэта и писателя А.С.Пушкина………………………..4

    2. Ранняя лирика в творчестве А.С.Пушкина. Лицейский и Петербургский периоды……………………………………………………………………………8

    3. Проблемы философской лирики А.С.Пушкина……………………...……..11

    Заключение ……………………………………………………………………....14

    Список использованной литературы……………………………………….......15

    Введение

    Значение А.С. Пушкина не ограничивается его местом в российской литературе, он сам и его произведения представляют несомненный интерес для читателей. О лирике Пушкина  говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это  разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Пушкин  уже к семнадцати годам  был вполне сложившимся поэтом,  способным соперничать с такими маститыми светилами, как  Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие  от  громоздких строф  Державина  обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое  Ломоносовым и Карамзиным,  завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы  сами говорим на этом языке. Бывают поэты “от ума”. Их творчество холодно и тенденциозно. Другие  слишком много внимания уделяют форме.  А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. 

    Исходя из постоянного интереса в российском обществе к жизни и творчеству А.С. Пушкина, рассмотрение в творчестве поэта ранней и философской лирики актуально и востребовано. Целью данной работы является изучение биографии А.С.Пушкина, анализ ранней и философской лирики в творчестве А.С.Пушкина. Для наиболее полного раскрытия темы исследования нам необходимо остановиться на следующих проблемах и поставить конкретные задачи: - рассмотреть ключевые моменты биографии А.С.Пушкина; - проанализировать раннюю лирику А.С. Пушкина; - рассмотреть мотивы философской лирики в творчестве А.С.Пушкина. Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка используемой литературы.

    1. Биография великого поэта и писателя А. С. Пушкина.

    Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (по старому стилю) или 6 июня (по новому) в 1799 году в городе Москве. Его родители были типичными представителями обедневшего дворянства. Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра первого, впоследствии русскому генералу Ганнибалу. Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. Детей в семье было трое: старшая - Ольга, второй-Александр и младший – Левушка, любимец семьи. В доме у Пушкиных бывали писатели – Николай Михайлович Карамзин, Иван Иванович Дмитриев, молодой поэт Василий Андреевич Жуковский. Жили Пушкины открыто и весело. Родители обходили вниманием Александра, не жаловали ему свою любовь. Лишь бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал испытывала к Сашеньке и любовь, и жалость, и нежность. Характер у Александра был неуравновешенный и учился он не всегда хорошо, но отличался умом не по годам. Александр также нежно любил свою бабушку, учился у нее русской грамоте, а когда стал старше, то с удовольствием слушал ее рассказы о Петре первом и о своем прадеде Ганнибале. [5,303c.] В доме за детьми ухаживала няня Арина Родионовна – крепостная крестьянка семьи Пушкиных. Няня знала много народных русских песен, былин и сказок . Маленький Саша заслушивался рассказами своей няни, она была замечательной рассказчицей. Зимы Пушкины проводили в Москве, а летом уезжали жить в село Захарово, которое находилось в нескольких километрах от Москвы, недалеко от Звенигорода. В деревню Сашеньку привезли, когда ему исполнилось семь лет. Деревенские просторы бескрайних полей, могучие леса, старые деревья в саду пленили маленького мальчика. Незабываемые краски поздней осени, и ослепительные зимние дни произвели неизгладимые впечатления на будущего поэта. Родители Пушкина желали для своих сыновей блестящего карьерного роста, именно по этой причине они отдали Александра в закрытое привилегированное учебное заведение - Царскосельский лицей, в Петербурге. Здание лицея находилось в пристройках царского дворца. Лицей был предназначен для обучения правящей в те времена верхушки страны. В лицей Александра привез дядя- Василий Львович, в возрасте двенадцати лет. Теперь лицей станет для Пушкина и домом и семьей. В Царском Селе был прекрасный сад с вековыми липами и зелеными лужайками, а также большим озером, вокруг которого любили гулять лицеисты. В лицее образовывались свои кружки - и именно в этих кружках начали отмечаться личности каждого. «Мы сживались и свыкались друг с другом, и именно здесь образовались связи на всю жизнь» - говорил Пушкин.[4,112c.] В 1812 году началась Отечественная война. Вся Россия поднялась на борьбу с врагом. Тревожно следили за военными событиями лицеисты. Прислушивались к всякому известию, связанному с военными событиями, читали газеты. Но учеба шла своим чередом. Учеба давалась Пушкину легко, но учился он не охотно и особенно не любил математику. Пушкин очень любил читать книги на русском и на французском языке. Любовь к поэзии у Александра проснулась еще в детстве. Первые стихи он начал сочинять в семь – восемь лет. В 1814 году в журнале «Вестник Европы» напечатали первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». Лицеисты очень гордились этим событием и радовались за друга. Семья Пушкиных переехала в Петербург весной 1814 года, и родители навещали иногда сына, и очень редко на праздники забирали домой. К тому времени брат Александра- Лев поступил в пансион при Лицее, и братья стали видеться очень часто. Лев очень любил старшего брата и знал наизусть все стихи Александра, и пришел в восторг, узнав, что к Саше в Лицей приходил Жуковский. В 1815 году в январе, лицеисты переходили на старший курс. На публичном экзамене Александр прочел свое новое стихотворение - «Воспоминание в Царском Селе». В стихотворении упоминался Державин. Гаврила Романович присутствовал на экзамене и пришел в неописуемый восторг от стихотворения. К окончанию лицея Пушкин был уже признанным поэтом и не только в Лицее. Часто стихи Пушкина переписывались и распространялись в списках. В 1820 году напечатали первую большую поэму Пушкина «Руслан и Людмила!. Популярность Пушкина росла и его «возмутительные стихи» все больше и больше не нравились царю Александру первому. Царь грозил Пушкину ссылкой в Сибирь, но по просьбе друзей наказание смягчили и отправили в маленький глухой городок Екатеринослав (Днепропетровск) на службу в канцелярию. Как только Пушкин приехал на место ссылки, как поехал кататься по Днепру на лодке, искупался в реке и подхватил лихорадку. В Екатеринослав в гости к Пушкину приехала семья генерала Раевского. Пушкин был тяжело болен. Раевские добились разрешения и увезли Пушкина с собой на Кавказ. Горы, море, природа, беспечная жизнь сделали свое дело, и здоровье его пошло на поправку. [2,87c.] Затем, около трех лет Пушкин жил в Кишиневе, где написал-«Песнь о вещем Олеге», «Узник», «Кинжал», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Евгений Онегин». Летом 1824 года царь приказал отправить Пушкина в Михайловское – имение его родителей. Пушкин находился под постоянным надзором властей. Специальный человек наблюдал за Пушкиным в Михайловском. Даже отец Александра Сергеевича вынужден был дать подписку о том , что будет следить за поведением сына. Пушкину трудно было примериться с этим, и он уехал жить к соседям в село Тригорское. В изгнании Пушкин провел шесть лет, прежде чем царь» милостливо» простил его.[1,187c.]

    Однажды в Москве на балу Пушкин увидел красавицу Наталью Николаевну Гончарову, полюбил ее и решил жениться. Согласия на брак Пушкин долго не мог получить, так как родители Гончаровой не хотели выдавать дочь за человека небогатого, находящегося под постоянным надзором полиции. Лишь весной 1830 года согласие на брак было получено, и помолвка состоялась. Свадьба Пушкина с Натальей Гончаровой состоялась в феврале 1831 года. Пушкин был счастлив. Молодая чета переехала к концу зимы в Петербург, а лето они провели в Царском Селе. В это время Пушкин пишет « Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказку о золотом петушке».. Жена Пушкина была знатной красавицей и за ней нагло и назойливо начал ухаживать кавалергардский офицер иностранный проходимец Дантес – человек пустой и гнусный. Дантес опутал жену Пушкина клеветой и ложью унизил и оскорбил честь поэта. Александр Сергеевич вынужден был вызвать Дантеса на дуэль. Вблизи Петербурга на Черной речке 27 января 1837 года состоялась дуэль между поэтом Пушкиным и Дантесом. Царь Николай первый знал о дуэле, и мог ее отменить, но царю было угодно убийство Пушкина, и потому дуэль состоялась. Подойдя к барьеру, Пушкин навел пистолет, но Дантес выстрелил первым, не доходя до барьера. От выстрела Пушкин упал лицом вниз. Умер Пушкин 29 января 1837 года в 14 часов 45 минут, в возрасте 38 лет. 3 февраля 1837 года в полночь гроб с телом поэта тайно от народа увезли в Михайловское и похоронили на кладбище Святогорского монастыря.

    2. Ранняя лирика в творчестве А.С.Пушкина. Лицейский и Петербургский периоды. Философское осмысление роли поэта в обществе, тема призвания, избранности — эти мотивы встречаются в лирике практически всех мастеров слова. Не обошел эту тему молчанием и А. С. Пушкин, который хорошо знал поэтическую традицию, да и сам, разумеется, задумывался о значении поэтического дара. Тема назначения поэта звучит в ранней лирике Пушкина. Так, стихотворение «К другу стихотворцу» (1814) относится к его лицейскому периоду жизни. В нем юный Пушкин в насмешливом тоне достаточно подробно описывает незавидную участь поэта. Обращаясь к другу, выведенному под именем Арист, Пушкин сначала указывает на то, что произведения многих авторов, считавших себя поэтами, забыты и никому не интересны из-за своей тяжеловесности и надуманности: Страшися участи бессмысленных певцов, Нас убивающих громадою стихов! Потомков поздних дань поэтам справедлива; На Пинде лавры есть, но есть там и крапива, — предостерегает Пушкин приятеля, решившего во что бы то ни стало сделаться поэтом. Рассуждая о том, что «хорошие стихи не так легко писать», Пушкин отмечает русских поэтов, являющихся «честью и славой россов» — И. И. Дмитриева, Г. Р. Державина и Ломоносова. В противопоставление им под вымышленными именами он называет и ряд поэтов-графоманов, на произведениях которых «Фебова проклятия печать». Далее Пушкин указывает на то, что судьба по-настоящему талантливого поэта отнюдь не так завидна, как это может показаться со стороны. Признание еще не означает богатство; Пушкин приводит примеры талантливых поэтов, которые так и оставались нищими всю свою жизнь: Лачужка под землей, высоки чердаки — Вот пышны их дворцы, великолепны залы. Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо...[3,134c.] В стихотворении «Лицинию» (1815) Пушкин продолжает размышлять о судьбе и общественной роли поэта. Однако контекст этих раздумий меняется: в стихотворении под видом Древнего Рима выведены вечные пороки тиранического общества. Республиканский Рим расценивался современниками Пушкина как государство, где ведущей ценностью являлись права и свободы граждан. В стихотворении «Лицинию» Рим уже перестал соответствовать этому идеалу. Какой же, по мнению Пушкина, должна быть гражданская позиция поэта, живущего в подобном обществе? ... кипит в груди свобода; Во мне не дремлет дух великого народа. ...Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом, В сатире праведной порок изображу И нравы сих веков потомству обнажу. Итак, поэт должен говорить об общественных проблемах, но в то же время он призывает друга оставить столичное общество, где царят порок и корысть: ненависть к рабству, презрение к угодливости проявляется не в борьбе с ними, а в философском затворничестве в деревенском доме. Выпущенный из лицея, Пушкин поселился в Петербурге. Этот период отмечен сближением с декабристами. Поэт постоянно встречается с Ф. Глинкой, В. Тургеневым, П. Чаадаевым и испытывает сильное воздействие их идей. Пушкин вступает в тесно связанные с декабристским движением литературные общества «Зеленая лампа» и Вольное общество любителей российской словесности. Его политическая лирика становится выразительницей идей Союза Благоденствия. Именно в сфере политической лирики этих лет особенно заметно новаторство Пушкина и его поиски новых художественных решений. Попробовав в оде «Вольность» решить задачу создания актуальной политической лирики на основе традиции XVIII в., Пушкин в дальнейшем к этому опыту больше не обращался, а призыв Кюхельбекера в 1824 г. возродить оду вызвал у него ироническое отношение. Интересны попытки использовать «низкие», традиционно считавшиеся маргинальными жанры и на их основе создать гражданскую поэзию, соединяющую высокий пафос с интимными интонациями. Такие опыты делаются с мадригалом («К Н. Я. Плюсковой», «Краев чужих неопытный любитель...»), дружеским посланием («лампистский» цикл) [7,12c.] Особенно интересно в этом отношении послание «К Чаадаеву» (1818). Первые строки стихотворения должны вызвать в сознании читателей образы и стилистику унылой элегии. Жанр этот, активно культивировавшийся молодыми поэтами начала 1820-х гг. и самим Пушкиным, не встречал сочувствия в кругу декабристов. На фоне элегической традиции строки: «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман» -- воспринимались как жалоба на «преждевременную старость души», разочарование в «юных забавах». Достаточно вспомнить элегию Пушкина: «Я пережил свои желанья, / Я разлюбил свои мечты; / Остались мне одни страданья, / Плоды сердечной пустоты», чтобы сделалось очевидным стилистическое и интонационное родство этих строк. Однако начало следующей строфы резко поворачивает течение смысла. Не случайно она начинается с энергического противительного «но». Разочарованной душе противопоставлена душа, полная сил и мужества. Вместе с тем фразеологическое клише «горит желанье» намекает, как кажется, и на то, что речь идет о нерастраченной силе любовного чувства (ср., например, пушкинское: «В крови горит огонь желанья»). Только с 6-го стиха раскрывается, что речь идет о жажде свободы и борьбы. Третья строфа сливает образность политической и любовной лирики в напряженно-эмоциональное единство. И только после этого идут две заключительные строфы, в которых страстный порыв уступает возвышенной мечте, а напряженно-любовная фразеология сменяется образом боевого товарищества для Пушкина политическая и любовная лирика не противостояли друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия[6,374c.]

    3. Философские проблемы лирики А.С. Пушкина.

    Философское осмысление ведущих и общезначимых для всего человечества проблем было характерно как для лирики двадцатых годов, так и для стихов Пушкина более позднего периода.

    Раздумья о жизни, её смысле, её цели, о смерти и бессмертии становятся ведущими философскими мотивами лирики Пушкина на этапе завершения «праздника жизни». Среди стихотворений этого периода особенно заметным является «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» В нём настойчиво звучит мотив смерти, её неотвратимости. Проблема смерти решается поэтом не только как неизбежность, но и как закономерное завершение земного бытия:

    Я говорю: промчатся годы,

    И сколько здесь не видно нас,

    Мы все сойдём под вечны своды –

    И чей-нибудь уж близок час.

    Стихи поражают удивительной щедростью пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь даже тогда, когда в ней для него самого уже не остаётся места.

    И пусть у гробового входа

    Младая будет жизнь играть,

    И равнодушная природа

    Красою вечною сиять,-

    Пишет поэт, завершая стихотворение.

    В «Дорожных жалобах» А.С.Пушкин пишет о неустроенности личной жизни, о том, чего не хватало ему с детства. Причём собственная судьба воспринимается поэтом в общерусском контексте: русское бездорожье имеет в стихотворении как прямой, так и переносный смысл, в значение этого слова вкладывается историческое блуждание страны в поисках правильного пути развития.[10,125c.]

    Проблема бездорожья. Но уже иного. Духовного, свойства возникает в стихотворении А.С.Пушкина «Бесы». В нём рассказывается о потерянности человека в вихрях исторических событий. Мотив духовного бездорожья выстрадан поэтом, который много размышляет о событиях 1825 года, о собственном чудесном избавлении от участи, постигшей участников народного восстания 1825 года, о собственно чудесном избавлении от участи, постигшей участников восстания на Сенатской площади. В стихах Пушкина возникает проблема избранничества, понимания высокой миссии, возложенной Богом на него как на поэта. Именно эта проблема становится ведущей в стихотворении «Арион».

    Продолжает философскую лирику тридцатых годов, так называемый Каменноостровский цикл, ядро которого составляют стихотворения «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Этот цикл объединяет раздумья над проблемой поэтического познания мира и человека. Из-под пера А.С.Пушкина выходит стихотворение переложение великопостной молитвы Ефима Сирина. Раздумья о религии, о её великой укрепляющей нравственной силе становятся ведущим мотивом этого стихотворения.

    Настоящий расцвет переживает Пушкин-философ в Болдинскую осень 1833 года. Среди крупный произведений о роли судьбы в жизни человека, о роли личности в истории привлекает поэтический шедевр «Осень». Мотив связи человека с круговорот природной жизни и мотив творчества являются ведущими в этом стихотворении. Русская природа, жизнь, слитая с ней, подчиняющаяся её законам, представляется автору стихотворения величайшей ценностью., без неё нет вдохновения, а значит, нет и творчества. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» - пишет о себе поэт.

    Вглядываясь в художественную ткань стихотворения «…Вновь я посетил…», читатель легко обнаруживает целый комплекс тем и мотивов пушкинской лирики, выражающих представления о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. Именно на их фоне звучит главная философская проблема этого стихотворения – проблема смены поколений. Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя сама не имеет памяти. Она обновляется, повторяясь в каждом своём обновлении. Поэтому шум новых сосен «племени младого», который когда-нибудь услышат потомки, будет таким же, как сейчас, и он затронет в их душах те струны, которые заставят их вспоминать об умершем предке, тоже жившим в этом повторяющемся мире. Это-то и позволяет автору стихотворения «…Вновь я посетил…» воскликнуть: «Здравствуй, племя Младое, незнакомое!» [9,123c.]

    Долгим и тернистым был путь великого поэта сквозь «жестокий век». Он вёл в бессмертие. Мотив поэтического бессмертия - ведущий в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», ставшем своеобразным завещанием А.С.Пушкина.

    Таким образом, философские мотивы были присущи лирике Пушкина на протяжении всего его творчества. Они возникли в связи с обращением поэта к проблемам смерти и бессмертия, веры и безверия, смены поколений, творчества, смысла бытия. Всю философскую лирику А.С.Пушкина можно подвергнуть периодизации, которая будет соответствовать жизненным этапам великого поэта, на каждом из которых она задумывался над какими-то вполне определёнными проблемами. Однако, на любом этапе творчества А.С.Пушкин говорил в своих стихах только об общезначимом для человечества. Наверное, поэтому «не зарастёт народная тропа» к этому русскому поэту


    Заключение
    Пушкин был поэтом действительности, откликался на многообразие жизненных явлений. Пушкин – это поэт, понимающий своё высокое предназначение. Это гуманист, мыслитель и философ. Изучив биографию, великого поэта и писателя русской литературы, выявили, что именно, годы, проведенные А. С. Пушкиным в южной ссылке, – не только разнообразные и прожитые с настроением, но и период интенсивного творчества, время глубоких размышлений. Лицейские и петербургские годы сформировали мироощущение, политические убеждения поэта. Лицейская лирика Пушкина преисполнена радости жизни. В лирике Пушкина биографические факты всегда сопряжены с многообразными явлениями русской действительности, которая широко вошла в его поэзию. Пушкин осмыслил свою судьбу как часть русской истории и современности. Собственный духовный рост осознан им на фоне неостановимого обновления жизни — вечного, закономерного, мудрого и прекрасного закона. Благодаря этому лирика Пушкина полно запечатлела и его личный мир, и внутренний мир его современников. Пушкин стал лирическим голосом эпохи.

    Список использованной литературы
    1. Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. – СПб.,1979.- 187 с.

    2.Ахматова А.А. О Пушкине. Статьи и заметки. 3-е издание. М: Книги, 1985 г. -87 с. 3. Вацуро В.Э. Ранняя лирика Пушкина и поэтическая традиция 20-х годов // Русская литература. СПб., 1964-134с.

    4. Дугин Л. Лицей, Москва, 1987.-11 с.

    5. Коровина В. Я. Пушкин в школе. Пособие для учителей. – М., 1978. – 303с.

    6.Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы /1830 – 1833/. – Л., 1974. – 374с

    7. Рыскин Е.И., Журнал А.С.Пушкина "Современник". 1836-1837. Указатель содержания, М., 1967.-12с.

    8. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. М., 1990.-114с.

    9. Тойбин Н. М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820-х и 1830-х годов. – Воронеж, 1980. – 123с.

    10.Федотов Г.П. Певец империи и свободы // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX – первая половина ХХ вв. М., 1990.-125c.


    написать администратору сайта