Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Б. Л. Пастернака. Роман « Доктор Живаго ». Жанровое своеобразие и художественные особенности романа.

  • БИЛЕТ № 2 1. В чем смысл противопоставления Петра Первого и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

  • 2. А. И. Солженицын. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев.

  • БИЛЕТ № 3 Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Почему так трагически одинок Печорин

  • 2. Поиски человеком смысла жизни в произведениях А.П.Платонова (на примере одного произведения).

  • БИЛЕТ № 4 1. А. Н. Островский. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы.

  • 2. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

  • БИЛЕТ № 5 1. А. Н. Островский Драма «Бесприданница». Социальные и нравственные проблемы в драме.

  • 2. М. А. Булгакова роман «Мастер и Маргарита». История создания произведения. Основные темы и проблемы в романе .

  • БИЛЕТ № 6 1. Конфликт поколений и его разрешение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  • М. А. Булгаков. Роман «Белая гвардия». История создания произведения. Основные темы и проблемы в романе .

  • БИЛЕТ № 7 «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

  • Мир человеческой души в лирике М.И. Цветаевой (Чтение наизусть одного из стихотворений).

  • БИЛЕТ № 8 «Диалектика души» героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.)

  • Основные мотивы лирики А. Ахматовой. Чтение наизусть одного из стихотворений.

  • БИЛЕТ № 9 1. К утузов и Наполеон (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

  • 2. В.В.Маяковский. Основные темы и мотивы лирики. Чтение наизусть одного стихотворения.

  • БИЛЕТ № 10 Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе.

  • БИЛЕТ № 11 1. Двойники Раскольникова. Их роль в системе художественных образов романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • 2. Тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

  • БИЛЕТ № 12 1. Тема любви в прозе А.И. Куприна (на примере одного произведения по выбору экзаменуемого).

  • 2. А.П.Чехов. «Вишневый сад». Жанровое и художественное своеобразие пьесы. Тема гибели «дворянских гнезд».

  • БИЛЕТ. Билет 1 Н. В. Гоголь Петербургские повести проблематика и художественное своеобразие


    Скачать 62.8 Kb.
    НазваниеБилет 1 Н. В. Гоголь Петербургские повести проблематика и художественное своеобразие
    Дата09.11.2022
    Размер62.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБИЛЕТ.docx
    ТипСборник
    #778536
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    БИЛЕТ № 1
    1. Н.В. Гоголь «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие.

    Николай Гоголь писал свои “Петербургские повести” на протяжении 1831-1841 годов. Все произведения этого цикла связаны одной темой: влияние власти и денег на человека.

    Петербургские повести-это общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного.

    Петербургские повести знаменуют обращение писателя от мелко- и средне-поместной усадьбе к чиновному Петербургу. Мастерство Гоголя сделалось еще более зрелым и социально направленным, но в то же время и еще более мрачным. Усилились острота пера, сжатость, выразительность, общая экономность в средствах. Замысловатый и фантастический сюжет уступил место анекдоту, манера письма стала более прозаической.
    2. Б. Л. Пастернака. Роман «Доктор Живаго». Жанровое своеобразие и художественные особенности романа.

    Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию в области литературы. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля. В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

    БИЛЕТ № 2
    1. В чем смысл противопоставления Петра Первого и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»?

    Тираны, противопоставляя себе стихию, рискуют быть сметены ей сами: «С Божией стихией/Царям не совладеть». Таким образом, противопоставление Петра 1 и Евгения имеет глубокий смысл. А. С. Пушкин показывает, что государственные интересы не должны быть отделены от потребностей частных людей, поскольку это может привести к протесту «маленьких людей».

    2. А. И. Солженицын. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев.

    Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года, но вскоре на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицын занимается мать, дедушка и бабушка. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын задумал, когда был зимой 1950-1951 гг. в Экибазстузском лагере. Он решил описать все годы заключения одним днём, «и это будет всё». Первоначальное название рассказа – лагерный номер писателя. Для советских людей рассказ открыл запретную тему – жизнь миллионов людей, попавших в лагеря. Рассказ как будто разоблачал культ личности Сталина, но имя Сталина один раз Солженицын упомянул по настоянию редактора «Нового мира» Твардовского. Для Солженицына, когда-то преданного коммуниста, попавшего в заключение за то, что в письме к другу ругал «Пахана» (Сталина), это произведение – разоблачение всего советского строя и общества.

    БИЛЕТ № 3


    1. Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Почему так трагически одинок Печорин?

    Именно М. Ю Лермонтов впервые в русской литературе поставил проблему потерянного поколения. Писатель выразил в своем романе «Герой нашего времени» глубокую двойственность человека, его силу и слабость. Пассивное неприятие общественных перемен порождало одиночество, страхи, сомнения, душевное ожесточение.

    Главный герой романа Печорин явился выразителем пороков всего поколения. Герой не склоняет головы перед временем, не плывет по течению. В своем осмыслении эпохи, бессмысленном протесте Печорин потерпел крах, но его раздумья – это наболевшие мысли лучших людей того времени.

    В этом кроется причина осуждения автором своего поколения: оно вянет в бездействии, пассивности, равнодушии. Поколение Лермонтова жило в страхе, покорности перед властью.

    2. Поиски человеком смысла жизни в произведениях А.П.Платонова (на примере одного произведения).

    Художественный мир А. П. Платонова. Вера А. П Платонова в силу добра, в свет души человеческой не могла не найти своего воплощения на страницах произведений писателя. Герои Платонова — это люди-преобразователи, смело подчиняющие себе природу, устремленные в светлое будущее.

    Повесть «Сокровенный человек» (1928). Произведение посвящено событиям, связанным с революцией и Граждан­ской войной. Главный герой, машинист Фома Пухов, после смерти жены попадает на фронт и участвует в Новороссийском десанте. Он не понимает смысла своего существования, балагурит и провоцирует людей на спор, во всем сомневается, да и само имя героя вызывает ассоциацию с Фомой неверующим. Его несет по земле в общем людском потоке по «проселкам революции». На сложные жизненные вопро­сы герой старается вначале не обращать внимания, но со­кровенный внутренний мир берет верх над всем внешним.

    БИЛЕТ № 4
    1. А. Н. Островский. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы.
    Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства.

    В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния. Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание картин Волжского простора и духоты калиновских нравов, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действия – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, её уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.
    2. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

    Великая Отечественная война – одна из главных тем в творчестве А.Т. Твардовского. Он сам был на фронте в качестве корреспондента и своими глазами видел все то, о чем рассказано в его произведениях. Он лично был свидетелем того, как война изменила жизнь целого поколения. А.Т. Твардовский, конечно, не единственный кто писал о войне, но именно ему в поэме «Василий Тёркин» удалось наиболее реалистично воссоздать образ русского солдата. Твардовский считал, что история создается простым народом, что только он играет ключевую роль в важнейших исторических событиях. Свою точку зрения автор пытается доказать на примере Василия Теркина. Будет справедливо заметить, что эта поэма стала благодарностью, своего рода данью памяти и почитания простым русским солдатам, ведь участь Василия Теркина подобна участи миллиарда таких же солдат.

    Теркин воплощает в себе лучшие черты не только солдата, но и человека. Василий в любой ситуации оставался оптимистом, любил жизнь и на многие вещи смотрел с юмором. Даже получив ранение и находясь в шаге от смерти, он сумел собрать волю в кулак и одержать победу.

    Он отличался естественностью и простотой, чувством патриотизма, готовностью к подвигам, смелостью и самоуважением. Неотъемлемая часть существования Василия – любовь к родине. Зачастую за его юмором кроются переживания за родную землю. Своими шутками он поддерживал боевой дух товарищей в трудную минуту, ловко играл на гармони.

    БИЛЕТ № 5
    1. А. Н. Островский Драма «Бесприданница». Социальные и нравственные проблемы в драме.

    В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» особое внимание уделяется нравственной проблематике. Автор показывает жизненные ценности героев. Если для Ларисы важными являются свобода и любовь, то для других персонажей деньги становятся наивысшей ценностью. Именно это становится причиной конфликта нравственно чистой Ларисы Огудаловой и общества, в котором она находится.

    Нравственная проблематика в «Бесприданнице» тесно связана с социальной. Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев, Харита Игнатьевна Огудалова стремятся к материальному благополучию, потому что так принято в обществе. Герои находятся под влиянием общественных предрассудков, поэтому в их ценностях находятся только деньги и социальный статус. Ради этого персонажи готовы действительно на многое.

    Все их поступки можно назвать безнравственными: мать Ларисы торгует своими дочерьми, Карандышев пользуется Ларисой, чтобы показать свое положение в обществе, Паратов ради богатства готов вступить в брак с нелюбимой женщиной, Кнуров и Вожеватов, как и Паратов, не готовы связывать свою жизнь с бесприданницей. Все это говорит о том, что в мире дельцов и торгашей чужих жизней нет понятия морали и нравственности. Люди готовы продать абсолютно все, чтобы получить то, что хочется именно им.

    2. М. А. Булгакова роман «Мастер и Маргарита». История создания произведения. Основные темы и проблемы в романе .

    Источником вдохновения для писателя стала трагедия Гёте «Фауст». Первоначальные записи были уничтожены самим Булкаговым, но после восстановлены. Они послужили основой для написания романа, над которым Михаил Афанасьевич работал в течение 12 лет. Центральная тема романа – противостояние добра и зла. Композиция «Мастера и Маргариты» весьма сложна – это двойной роман или роман в романе, в котором параллельно друг другу ведутся сюжетные линии Мастера и Понтия Пилата. Впервые писатель задумался над будущим романом в середине 20-х годов. Толчком для его написания послужило гениальное произведение немецкого поэта Гёте «Фауст».

    Известно, что первые наброски к роману были сделаны в 1928 году, однако в них не фигурировал ни Мастер, ни Маргарита. Центральными персонажами в первоначальном варианте были Иисус и Воланд. Также было немало вариаций названия произведения, и все они крутились вокруг мистического героя: «Черный маг», «Князь тьмы», «Копыто инженера», «Гастроли Воланда». Лишь незадолго до своей смерти, после многочисленных правок и дотошной критики Булгаков переименовал свой роман в «Мастера и Маргариту».

    БИЛЕТ № 6

    1. Конфликт поколений и его разрешение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

    «Отцы и дети» – роман, созданный И.С.Тургеневым в 1862 году, в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Этот вопрос является вечным, но он особенно обостряется в моменты, когда молодое поколение решает изменить старые устои. Проблема выражается в самых различных ситуациях на протяжении всего произведения. Представителями родителей являются Кирсановы и родители Базарова. Их поколение 40-х годов свято чтит традиции предков и пытается сохранить их для следующего поколения. Но молодые «шестидесятники» не хотят принимать старое мировоззрение, они боролись против помещичества (время действия романа близко к 1861 — году отмены крепостного права), за равенство и прогресс, за свободное саморазвитие. Они являются представителями демократии. Проблема отцов и детей актуальна и по сей день. Решение этой проблемы зависит от всех людей: если предыдущее поколение будет более терпимо к изменениям и идеям нового, будет принимать и пытаться понимать их. А молодые в то же время будут с уважением относиться к старым традициям.
    2. М. А. Булгаков. Роман «Белая гвардия». История создания произведения. Основные темы и проблемы в романе .

    Булгаков был непосредственным свидетелем всех ужасов Гражданской войны 1918-1919 г. в Киеве, когда власть в городе несколько раз переходила из рук в руки к различным политическим силам. Именно эти события, впечатления от трагизма происходящего были положены в основу романа. Работа над созданием произведением была начата в 1922 году и продолжалась до 1924 г. В центре внимания романа – идеологически близкие Булгакову интеллигенция и офицеры царской армии, произведение, таким образом, содержит автобиографические черты, сохранен даже номер дома, в котором жила семья Булгаковых в годы захвата Киева Петлюрой. Автор затрагивает проблематику ощущения растерянности, ненужности в среде дворянской интеллигенции и белых офицеров. Люди, посвятившие свою жизнь служению Родине, в одночасье оказались не нужны своей стране. Продолжать борьбу было не кому, да и не за что. В белом движении царит отчаяние и предательство, а страна оказалась разделена между множеством политических сил и идей.

    БИЛЕТ № 7


    1. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

    Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи.

    В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными особенностями, а также воплощает какой-то свой взгляд на мир и его ценности. Во всех событиях, описанных в произведении, так или иначе участвуют члены этих семей. Роман охватывает пятнадцать лет жизни, семьи прослежены в трех поколениях: отцы, дети и внуки.

    Семья Ростовых – пример идеальных отношений любящих и уважающих друг друга родных людей. Отец семейства, граф Илья Ростов, изображен как типичный русский барин. Управляющий Митенька постоянно обманывает графа. Только Николай Ростов разоблачает и увольняет его. В семье никто никого не обвиняет, не подозревает, не обманывает. Они – одно целое, всегда искренне готовы помочь друг другу. Радости и горести переживаются сообща, вместе ищут ответы на сложные вопросы. Они быстро переживают неприятности, в них преобладает эмоциональное и интуитивное начало. Все Ростовы – увлекающиеся люди, но ошибки и промахи членов семьи не вызывают неприятия и вражды друг к другу. Семья расстраивается и горюет, когда Николай Ростов проигрывается в карты, переживает историю влюбленности Наташи в Анатоля Курагина и попытку бегства с ним, хотя все светское общество обсуждает это позорное событие.


    1. Мир человеческой души в лирике М.И. Цветаевой (Чтение наизусть одного из стихотворений).

    Замечательный русский поэт Марина Ивановна Цветаева однажды сказала: «Я не верю стихами, которые – льются. Рвутся – да!» И показывала это на протяжении всей жизни собственными – рвущимися из сердца – строками. Это были удивительные стихи о пережитом. В них всегда было и есть дыхание. В буквальном смысле: слышно, как человек дышит. Душа всегда была главным героем цветаевского творчества. Невероятная открытость, откровенность – неповторимые черты лирики.

    Судьба поэтессы сложилась трагически, но она была настолько яркой личностью и талантливым человеком, что все жизненные перипетии нашли отражение в ее лирике.

    БИЛЕТ № 8


    1. «Диалектика души» героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.)

    Роман "Война и мир" Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре "Войны и мира", потому как фигура Пьера значима для самого автора и играет огромную роль в его произведении. Известно, что судьба этого героя послужила основой замысла всего романа.

    Образ Пьера Безухова был задуман первоначально как образ декабриста, но затем Толстой возвратился к додекабрьскому периоду жизни своего героя и представил его юность, мужание. Толстой знал, что именно Пьер Безухов, этот мягкий человек, предстанет впоследствии как организатор тайного общества "независимых и свободных людей". Именно Пьеру предстоит в дальнейшем обвинить царя в бездействии, резко раскритиковать общественный строи, реакцию и аракчеевщину.

    Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. И читатель не может не заметить этих качеств, не оценить их, несмотря на то что сначала Пьер представлен потерянным, слабохарактерным, ничем не выделяющимся молодым человеком.


    1. Основные мотивы лирики А. Ахматовой. Чтение наизусть одного из стихотворений.

    Без сомнения, центральной темой творчества Анны Ахматовой является Любовь. Первые ее стихи, вынесенные на суд широкой публики, были представлены в журнале «Аполлон» в 1911 году, за год до выхода сборника «Вечер», и сразу получили широкий отклик у читателей и одобрение известных поэтов того времени. Лирическая героиня Ахматовой любима и отвергнута, кого-то возносит на алтарь, а кого-то без сожаления покидает.

    Любовь к Родине занимает особенное место в творчестве А. А. Ахматовой. Уже повзрослевшая вместе с поэтом лирическая героиня, сознавая происходящее вокруг, весь ужас и неизбежность Апокалипсиса, делает вполне осознанный выбор. И Родина, к которой обращается в стихах Ахматова, это не только собирательный образ всей России. Родина -- это и Царское Село, и Павловск, и Петербург, и места в Тверской губернии -- Слепнёво и Бежецк: Там белые церкви и звонкий, светящийся лед, Там милого сына цветут васильковые очи. Над городом древним алмазные русские ночи И серп поднебесный желтее, чем липовый мед..

    БИЛЕТ № 9
    1. Кутузов и Наполеон (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

    Образы Кутузова, Наполеона в романе «Война и мир» Толстого занимают одно из центральных мест. Изображая войну с Францией, автор населяет свой роман реальными историческими личностями: император Александр, Сперанский, генерал Багратион, Аракчеев, маршал Даву. Главными среди них, безусловно, становятся два великих полководца. Их масштабные фигуры возникают перед нами, как живые. Мы уважаем и сочувствуем Кутузову и презираем Наполеона. Создавая этих героев, писатель не даёт подробной характеристики. Наше впечатление складывается на основании поступков, отдельных фраз, внешнего вида персонажей.

    Основным приёмом композиции произведения является приём антитезы. Противопоставление звучит уже в самом названии, как бы предвосхищая события. Фигуры Кутузова и Наполеона в «Войне и мире» тоже противопоставлены друг другу. Оба, по мнению Толстого, сыграли большую роль в истории. Разница в том, что один из них герой положительный, а другой – отрицательный. Читая роман, надо иметь в виду, что это художественное произведение, а не документальный труд. Некоторые черты героев намеренно преувеличены, гротескны. Таким образом писатель добивается наибольшего эффекта и даёт оценку персонажам.

    2. В.В.Маяковский. Основные темы и мотивы лирики. Чтение наизусть одного стихотворения.

    В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта. Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года).

    Все дореволюционное творчество поэта связано с эстетикой футуризма, провозгласившего новый подход к искусству и поэзии. В “Манифесте” футуристов провозглашались следующие принципы творчества: отказ от старых правил, норм, догм; стихотворчество, изобретение “заумного языка”; эксперимент в области языка на всех уровнях (звук, слог, слово); выбор особых тем (урбанистическая, тема прославления достижений цивилизации). В. В. Маяковский следует этим принципам в начале своего творческого пути.

    Основными темами его поэзии на этом этапе являются: тема города, тема отрицания буржуазного образа жизни, тема любви и одиночества.

    БИЛЕТ № 10


    1. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе.

    Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

    Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.


    1. Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина. Чтение наизусть одного стихотворения.

    Ведущая тема творчества С. А. Есенина. Образ России в творчестве многих поэтов представал в сложном единстве необычайной красоты и граничащей с нищетой убогости, силы духа народа, его внутренней непобедимой мощи и многовековой рабской психологии. Не обошел своим вни­манием «загадку русской души» и С. А. Есенин, пронесший через всю жизнь преданную любовь к Родине, создав ее не­повторимый образ: «Моя лирика жива одной большой лю­бовью к родине. Чувство родины — основное в моем творче­стве». Образ России в поэзии С. А. Есенина подвижен, изме­няется жизнь общества и облик страны в более поздних стихотворениях также претерпевает изменения.

    В ранней лирике Есенина образ родины формируется на основании пейзажей в средней полосе России — живописные озера, бескрайние поля. У поэта было трепетное отношение к крестьянам, что находит отражение в его творчестве.

    Сергей Александрович неоднократно говорил, что любовь к своей земле — ведущая тема в его творчестве. Самые первые произведения о родном крае наполнены звуками, яркими оттенками, запахами. Скорее всего, при жизни Есенин заслужил популярность благодаря простоте и понятности своих стихов для обычных людей.

    БИЛЕТ № 11
    1. Двойники Раскольникова. Их роль в системе художественных образов романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев.. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение. В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

    2. Тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

    Революция в поэме «Двенадцать» показана, как стихийное и бесконтрольное событие. Автор сравнивает ее с метелью и вьюгой, с бураном, который сметает все на своем пути. Для Блока революция стала неизбежным событием. В нем собрано все недовольство и ненависть, которые в один миг вырвались на свободу и теперь несутся по просторам великой страны, сметая фигуры «буржуазной пошлости». Революция ломает старый мир «барыней», «буржуев», «витий». Она беспощадна к ним. В строках поэмы мы слышим строки о гибели России. Но это не так. Умирает старый мир, а на его место приходит новый. Для Блока революция имеет две стороны: черную и белую. Все происходящее в то время было залито кровью и насилием, сопровождалось грабежами и убийствами. Именно поэтому через все произведение идет борьба «черного вечера» и «белого снега». Блок пытается понять может ли революция действительно создать что-то новое или она способна лишь на разрушение. Движущей силой революции становится образ двенадцати. Это простые солдаты, которые шагают уверенным шагом по улицам революционного города. Блок не однозначно относится к ним. В поэме они сначала изображены, как бандиты («в зубах цигарка, примят картуз»), но потом автор, говорит, что они простые русские парни, которые отправились служить в красную армию. Затем снова Блок показывает их грязные поступки. Они выливаю свою злость и ненависть на ни в чем не повинных людей. Двенадцать без доли сомнений убивают Катьку, только потому, что она сейчас с другим.

    БИЛЕТ № 12

    1. Тема любви в прозе А.И. Куприна (на примере одного произведения по выбору экзаменуемого).

    Любовь — заветная тема для Куприна. Любовью величественной и всепроникающей, вечной трагедией и вечной тайной наполнены страницы «Олеси» и «Суламифи». Любовь, возрождающая человека, раскрывающая все человеческие способности, проникающая в самые потаенные уголки души, входит в сердце читателя со страниц «Гранатового браслета». В этом удивительном по своей поэтичности произведении автор воспевает дар неземной любви, приравнивая его к высокому искусству. В основе сюжета рассказа лежит курьезный случай из жизни. Единственное, что изменил автор, это финал. Куприн же своим рассказом подтверждает, что для его героя не мир сужается до любви, а любовь расширяется до размеров целого мира. Она настолько велика, что заслоняет собой все, становится уже не частью жизни, пусть даже самой большой, а самой жизнью. Поэтому без любимой женщины Желткову нечем больше жить. Но Желтков решил пойти на смерть во имя возлюбленной, чтобы не причинять ей беспокойства своим существованием. Он жертвует собой во имя ее счастья, а не умирает от безысходности, лишившись единственного смысла жизни. Желтков никогда не был близко знаком с Верой Шейной, и потому «заочная» утрата Веры не стала бы для него концом любви и жизни. Ведь любовь, где бы он ни находился, всегда была с ним и вселяла в него жизненные силы.

    2. А.П.Чехов. «Вишневый сад». Жанровое и художественное своеобразие пьесы.  Тема гибели «дворянских гнезд».

    А. П. Чехов не раз подходил в своих произведениях к теме распада дворянских гнезд. В пьесе «Вишневый сад» Чехов как бы обобщает тему гибели дворянских гнезд и подводит итог своим размышлениям о судьбе дворянства.

    Перед нами типичная дворянская усадьба, окруженная старым вишневым садом. «Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо!..» - восторженно говорит героиня пьесы Раневская. Дворянское гнездо доживает последние дни. Имение не только заложено, но и перезаложено. Вскоре, в случае неуплаты процентов, оно пойдет с молотка. И что вообще представляют собой эти последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим? В прошлом - это богатая дворянская семья, которая ездила в Париж на лошадях и на балах которой танцевали генералы, бароны, адмиралы. Раневская имела дачу даже на юге Франции в Метоне. Прошлое стоит теперь перед Любовью Андреевной в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги. Лопахин предлагает владельцам имения верное средство спасти усадьбу: разбить вишневый сад на участки и сдавать в аренду под дачи. Но с точки зрения барских понятий это средство кажется недопустимым, оскорбительным для чести и фамильных традиций. Оно противоречит и дворянской этике. «Дача и дачники -это так пошло, простите», - барски высокомерно заявляет Раневская Лопахину. Поэзия вишневого сада и его дворянское прошлое заслоняют от хозяев усадьбы жизнь и требования практического расчета.

    БИЛЕТ № 13

    1.   1   2   3   4


    написать администратору сайта