Главная страница
Навигация по странице:

  • Повесть «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека».

  • БИЛЕТ № 22 1. А.И.Блок поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

  • М.А.Булгаков. Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей.

  • БИЛЕТ № 23 1.

  • Тема стихотворения

  • БИЛЕТ № 24 1. «Обломовщина» в романе Гончарова и в русской жизни.

  • 2. Михаил Шолохов роман-эпопея «Тихий Дон». Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.

  • А.А. Ахматова. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. ( чтение наизусть стихотворения и его анализ)

  • 2. Проблема творчества и судьбы художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • БИЛЕТ № 26 Проблема творчества и судьбы художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

  • Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  • БИЛЕТ № 27 А. Блок поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

  • Образ Сони Мармеладовой как воплощение народного идеала добра, справедливости, правды в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • БИЛЕТ № 28 1. Образ женщины-крестьянки в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  • Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору учащегося).

  • БИЛЕТ. Билет 1 Н. В. Гоголь Петербургские повести проблематика и художественное своеобразие


    Скачать 62.8 Kb.
    НазваниеБилет 1 Н. В. Гоголь Петербургские повести проблематика и художественное своеобразие
    Дата09.11.2022
    Размер62.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБИЛЕТ.docx
    ТипСборник
    #778536
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    Тема – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.

    Композиция – традиционная для новеллы, рассказа. Состоит из трёх частей: приезда генерала, встречи с бывшей возлюбленной и поспешного отъезда.

    2. Повесть «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека».

    Герой рассказа Александра Ивановича Куприна “Гранатовый браслет” – “маленький человек”, чиновник Желтков. Он живет в невзрачной, бедно обставленной комнате. Его скромное жилище так не похоже на роскошный, с шикарным убранством дом, где проживает женщина, которой он давно и безоговорочно предан, – Вера Николаевна Шеина…

    С самого начала любовь Желткова заведомо обречена на страдания. Его любовь трагична по ряду причин.

    Прежде всего, между ним и Верой Николаевной Шеиной огромная социальная пропасть. Они из разных миров.

    Вера Николаевна – княгиня, богатая аристократка, ни в чем не знающая недостатка. Желтков – бедный чиновник, человек без имени, ничем не примечательный.

    Именно эта социальная разница и сделала невозможным его счастье, ведь он встретил и полюбил Веру Николаевну тогда, когда она была свободной незамужней женщиной. Но Желтков осознает пропасть, которая разделяет его с этой утонченной женщиной. Послав Вере Николаевне в день ее именин гранатовый браслет, он в письме извиняется перед возлюбленной за те “глупые дикие письма”, которые он “осмеливался” ей писать и даже “ожидать ответа на них”.

    Желткову и в голову не приходит, что он тоже человек, и в его любви нет и не может быть ничего оскорбительного. Ничего постыдного нет в том, что бедный маленький человек любит девушку из высшего общества. К сожалению, Желтков слишком низко оценивает себя.

    БИЛЕТ № 22

    1. А.И.Блок поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

    Богат и разнообразен ритм поэмы “Двенадцать”. Он “вбирает в себя и разговорный свободный стих (начало), и фольклорный ритм плясовой частушки (“Как пошли наши ребята в красной гвардии служить”), я интонацию мещанского романса (“Не слышно шума городского”), и пафос революционного лозунга (“Революционный держите шаг”), и уличный язык голытьбы (“Запирайте этажи”), и припев революционной песни (“Вперед, вперед, рабочий народ”), и, наконец, все нарастающий к концу поэмы и подчиняющий себе все интонации торжественный к неуклонный ритм державного шага революции”. В научном ритмико-музыкальном анализе поэмы “Двенадцать” Чуковский видел возможность постигнуть идейный замысел Блока. Такой анализ – дело будущего. Но и простые наблюдения над текстом поэмы дают возможность увидеть постепенное и неуклонное “поглощение” ритмом “державного шага” остальных ритмов, в которых находили отражение повседневные, мелочные, низменные интересы. Некоторые выводы о ритмике “Двенадцати” школьники могут делать в процессе последовательного знакомства с отдельными главами поэмы. Как изменяется ритм на протяжении всей поэмы и как это связано с замыслом Блока? Обращая внимание на такого рода вопросы, можно увидеть отражение в ритме постоянного противоборства двух начал: стихии и организованной силы – и “превращение темного и слепого стихийно-бунтарского начала в строгую, музыкально организованную революционную “волю”.

    2. М.А.Булгаков. Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей.

    Романное действие заканчивается в 1925 году, а повествует произведение о революционных событиях в Киеве зимой 1918-1919 годов. Это было сложное, тревожное время, когда советская власть трудно завоёвывала своё право на существование. М.Волошин писал, что Булгаков стал первым писателем, «кто запечатлел душу русской усобицы». М.А. Булгаков в своём романе правдиво показал ту растерянность, суматоху, а потом и кровавую оргию, которые царили в Киеве в то время. Но «Белая гвардия» - это книга и о русской истории, её философии, о судьбе классической русской культуры. Булгаков подчёркивал, что речь в его романе идёт о людях, трагически заблудившихся в «железном буране революции». В своём произведении автор размышляет о судьбах России, народа, интеллигенции. Книга Булгакова автобиографична. Отец писателя был преподавателем в Киевской духовной академии. Сам Михаил закончил I Киевскую гимназию, затем медицинский факультет университета. В годы первой мировой войны будущий писатель работал земским врачом на селе. Потом он переехал в Вязьму. Здесь его и застала революция. В центре повествования находится дружная и интеллигентная, немного сентиментальная семья.

    БИЛЕТ № 23
    1. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. (чтение наизусть стихотворения и его анализ)

    В дореволюционном творчестве Маяковский отвергает мир буржуазии и созданное ею лживое общество. Он буквально врывается в литературу, отказавшись от подражаний и избитых шаблонов. Его ранние произведения кардинально отличаются от общепринятого представления о поэзии. Поэма “Во весь голос” Маяковского, строго говоря, таковой не является: поэт написал только вступление, но и критики, и литературоведы считают его полноценным произведением. История создания – вступление к поэме было написано Владимиром Владимировичем зимой в 1929–1930 году. Таким образом поэт воплотил свое желание обратиться к современному читателю и потомкам без посредников. Тема стихотворения – творческое кредо автора и итоги двадцати лет поэтического труда. Композиция – одночастная, на протяжении всего стихотворения поэтом развивается одна и та же мысль.

    2. С.А.Есенин. Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.

    «Анну Снегину» сам С.А. Есенин называет лиро-эпической поэмой. Это значит, в произведении эпическое соединилось воедино с лирическим. Исторические события, которые оказывали влияние на весь русский народ, переплетались с событиями из жизни главного героя, связанные с любовной линией. Наличие сюжета говорит об эпическом характере повествования. Наличие образа лирического героя, на чувства которого обращается внимание, говорит о лирическом характере повествования. В поэме особое внимание уделяется историческим событиям. Здесь говорится и о мировой войне, и о причинах и предпосылках революции, и о самой революции, и о гражданской войне, и о послереволюционном времени. С.А. Есенин не описывает каждое событие подробно, а лишь схематично повествует о них. Однако то, что эти события оказали влияние на каждого представителя русского народа, позволяет сказать о том, что в поэме отражается эпическое.

    Особое внимание уделяется оценке революции и оценке гражданской войны. Демонстрируя как предпосылки (убийство Проном старшины; стремление Прона забрать у Снегиных угодья), так и непосредственные события, автор показывает негативные последствия тех исторических событий, с которыми пришлось столкнуться русскому народу.
    БИЛЕТ № 24

    1. «Обломовщина» в романе Гончарова и в русской жизни.

    Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет в 1859 году, в тот момент, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознало губительность существующих порядков. Глубокое знание жизни и точность социального анализа характеров позволили писателю найти удивительно верное определение уклада русской жизни того времени - обломовщина. В этом романе разрешается обширная, общечеловеческая психологическая задача, которая могла возникнуть лишь в явлениях чисто русских, национальных, возможных только при нашем образе жизни, при тех исторических обстоятельствах, которые сформировали народный характер, при тех условиях, под влиянием которых развивалось и отчасти развивается до сих пор наше молодое поколение. Автором затронуты жизненные вопросы и недостатки общества с целью показать всю полноту картины жизни как она есть, и человека с его чувствами, мыслями и страстями. Полная объективность, спокойное, бесстрастное творчество, отсутствие узких временных целей и лирических порывов, нарушающих ясность и отчетливость эпического повествования - вот отличительные признаки таланта Гончарова. Мысль его, проведенная в романе, принадлежит всем векам и народам, но имеет особенное значение для русского общества. Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собой все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства.

    2. Михаил Шолохов роман-эпопея «Тихий Дон». Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.

    Женские образы в романе-эпопее «Тихий Дон» играют очень большую роль, каждый образ символичен и несёт за собой особый смысл, влияющий на восприятие всего романа в целом. Но судьбы их действительно очень трагичны, сложно сказать, что хотя бы одна женщина в романе по-настоящему счастлива. Женщинам в то время было нелегко, в особенности женщинам-казачкам. Они всегда были зависимы от мужчин, от мужских прихотей, они должны были безропотно всё принимать и со всем соглашаться, грубо говоря, женщины были никем. Это очень хорошо показывается в романе. Но несмотря на всё это, огонь в женских душах не угасал, а наоборот подпитывал окружающих, за их внутреннюю силу они вызывают уважение у читателей. Именно они при всех обстоятельствах продолжали воспитывать детей, сохранять домашний уют и поддерживать. Благодаря женщинам, было намного легче переживать те ужасные события, связанные с войной и революцией. В романе «Тихий Дон» есть два главных женских образа. Это мать Григория Мелехова – Ильинична, его жена Наталья. Эти две женщины важны для Григория и для романа в целом.

    БИЛЕТ № 25
    1. А.А. Ахматова. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. ( чтение наизусть стихотворения и его анализ)

    Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий. Тема Родины все более властно звучит в поэзии в годы первой мировой войны. Поэтесса, понимая, что война – величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач. Родина корчится от боли, и Ахматова молит судьбу, “чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей”. Но тучи сгущались, и не славу, а страдание, боль и муку принес России 1917 год. И все это разделит со своей страной Ахматова, решив остаться навсегда именно здесь. Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала приближение новой войны, которая станет трагедией для многих народов, и эту “двадцать четвертую драму Шекспира”, которую пишет страшное время, “уже мы не в силах читать!” Не в силах потому, что позади тридцатые годы: изломанные судьбы, миллионы безвинных жертв, звон тюремных ключей, отступничество от общечеловеческих норм, личное горе. Ахматова сама удивлялась, почему стих не замолчал, ведь “перед этим горем гнутся горы, не течет великая река”.

    2. Проблема творчества и судьбы художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    В романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это пишется с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека.

    Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Его не называют по имени, видимо, потому, что он – олицетворение трагической судьбы художника в том мире, в который он приходит со своим романом.

    Жизнь Мастера, историка по образованию, была бесцветной. Однако была у него мечта – написать роман о Понтии Пилате, воплотить собственное видение истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Вскоре представилась возможность осуществить эту мечту – он выиграл сто тысяч рублей. На фоне других писателей МАССОЛИТа Мастер выделяется именно своей подлинностью. М. Булгаков показывает, что у этих так называемых творческих людей совсем не творческие интересы. Они мечтают только о дачах (“дач всего двадцать две, нас в МАССОЛИТе три тысячи”), о творческих отпусках (здесь все точно рассчитано: до двух недель – на рассказ-новеллу, до одного года – на роман), о том, чтобы вкусно и дешево поесть.

    БИЛЕТ № 26


    1. Проблема творчества и судьбы художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

    В романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это пишется с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека.

    Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Его не называют по имени, видимо, потому, что он – олицетворение трагической судьбы художника в том мире, в который он приходит со своим романом.

    Жизнь Мастера, историка по образованию, была бесцветной. Однако была у него мечта – написать роман о Понтии Пилате, воплотить собственное видение истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Вскоре представилась возможность осуществить эту мечту – он выиграл сто тысяч рублей. На фоне других писателей МАССОЛИТа Мастер выделяется именно своей подлинностью. М. Булгаков показывает, что у этих так называемых творческих людей совсем не творческие интересы. Они мечтают только о дачах (“дач всего двадцать две, нас в МАССОЛИТе три тысячи”), о творческих отпусках (здесь все точно рассчитано: до двух недель – на рассказ-новеллу, до одного года – на роман), о том, чтобы вкусно и дешево поесть.

    1. Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев. Логично, что поэма, в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов, но стоит вглядеться в них пристальнее – и нас поразит разнообразие и живость этих персонажей. Первые крестьяне, с которыми знакомится читатель – это крестьяне-правдоискатели, поспорившие о том, кому хорошо живется на Руси. Для поэмы важны не столько их отдельные образы, сколько в целом та идея, которую они выражают – без них сюжет произведения просто бы развалился. И, тем не менее, Некрасов наделяет каждого из них именем, родной деревней (названия деревень уже сами по себе красноречивы: Горелово, Заплатово…) и определенными чертами характера и внешности: Лука – завзятый спорщик, Пахом – старик. Да и взгляды крестьян, несмотря на целостность их образа, различны, каждый не отступается от своих взглядов вплоть до драки. В целом же образ этих мужиков является групповым, поэтому в нем и выделяются самые основные, характерные почти для любого крестьянина черты. Это крайняя бедность, упрямство и любознательность, желание отыскать правду. Отметим, что описывая дорогих его сердцу крестьян, Некрасов все же не приукрашает их образы. Он показывает и пороки, в основном – всеобщее пьянство.

    БИЛЕТ № 27


    1. А. Блок поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

    Богат и разнообразен ритм поэмы “Двенадцать”. Он “вбирает в себя и разговорный свободный стих (начало), и фольклорный ритм плясовой частушки (“Как пошли наши ребята в красной гвардии служить”), я интонацию мещанского романса (“Не слышно шума городского”), и пафос революционного лозунга (“Революционный держите шаг”), и уличный язык голытьбы (“Запирайте этажи”), и припев революционной песни (“Вперед, вперед, рабочий народ”), и, наконец, все нарастающий к концу поэмы и подчиняющий себе все интонации торжественный к неуклонный ритм державного шага революции”. В научном ритмико-музыкальном анализе поэмы “Двенадцать” Чуковский видел возможность постигнуть идейный замысел Блока. Такой анализ – дело будущего. Но и простые наблюдения над текстом поэмы дают возможность увидеть постепенное и неуклонное “поглощение” ритмом “державного шага” остальных ритмов, в которых находили отражение повседневные, мелочные, низменные интересы. Некоторые выводы о ритмике “Двенадцати” школьники могут делать в процессе последовательного знакомства с отдельными главами поэмы. Как изменяется ритм на протяжении всей поэмы и как это связано с замыслом Блока? Обращая внимание на такого рода вопросы, можно увидеть отражение в ритме постоянного противоборства двух начал: стихии и организованной силы – и “превращение темного и слепого стихийно-бунтарского начала в строгую, музыкально организованную революционную “волю”.

    1. Образ Сони Мармеладовой как воплощение народного идеала добра, справедливости, правды в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» выражает свое отношение к Родиону Раскольникову посредством других действующих лиц романа, что позволяет автору вершить своеобразный «суд» над своим героем. И тем основным действующим лицом, в столкновении которого с Раскольниковым и выявляется позиция самого автора, становится Соня Мармеладова. Именно она – воплощение идеала христианского смирения, кротости и человеколюбия – оказывает самое сильное влияние на Родиона, принимающего в итоге решение прекратить «бунт».

    Соня так же, как и Раскольников, «переступила» моральные нормы. Однако она пошла против человеческого морального закона, стала отверженной ради закона более высокого, ради жизней других людей.
    БИЛЕТ № 28
    1. Образ женщины-крестьянки в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

    В поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой творчества великого поэта – народ. Здесь Некрасов рисует различные типы крестьян, всесторонне показывает их жизнь – и в горе, и в “счастии”.

    Одним из самых ярких в поэме является образ Матрены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, образ, воплотивший в себе черты всех женщин матушки – Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.

    Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасовым в произведениях, написанных до поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэт изображал крестьянку как терпеливую, забитую (“ты вся – воплощенный испуг, ты вся – вековая истома”), покорную (“до гроба рабу покоряться”), то теперь он стремится показать зарождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.

    Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она “сурова и смугла”, “осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми”. Некрасов с сердечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: “…волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие…”

    2. Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору учащегося).

    Ф. И. Тютчев – поэт возвышенного чувства, умеющий передать самые разные грани любви – “и блаженство, и без­надежность”. Человеческое сердце не всегда способно вмес­тить всю силу переживаний, отражение в поэзии психологи­ческих нюансов придает любовной лирике Ф. И. Тютчева драматизм. Тема любви в поэзии Ф. И. Тютчева. Романтическая идиллия предстает перед читателем в ранних стихотворени­ях Ф. И. Тютчева о любви. Воспоминание о любовном пере­живании окрашено в светлые и нежные тона в стихотворе­нии “Я помню время золотое…” (1834-1836), посвященном графине Амалии Лерхенфельд. Никакие жизненные бури не омрачают чувства героев. Прекрасный вечерний пейзаж, на фоне которого проходит свидание, дополняет внутреннюю гармонию чувств влюбленных. Эпитеты, широко использующиеся в тексте, обладают ярко выраженной положительной оценкой, что усиливает общее впечатление счастья и благополучия: “время золотое”, “милый край”, “младая фея”, “нога младенческая”, “течи юные”, “веселость беспечная” и т. д.

    Иначе предстает любовь в лирике позднего периода Ф. И. Тютчева. Это поединок двух сердец, несущий в себе как блаженство, так и иссушающую душу страсть.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта