БИЛЕТ. Билет 1 Н. В. Гоголь Петербургские повести проблематика и художественное своеобразие
Скачать 62.8 Kb.
|
Тема любви в прозе И.А. Бунина (на примере рассказов из сборника «Темные аллеи»). Судьба Ивана Алексеевича Бунина была и счастливой, и трагичной. Он достиг непревзойдённых высот в своём искусстве, первый среди русских писателей получил Нобелевскую премию, был признан выдающимся мастером слова. Но тридцать лет Бунин прожил на чужбине, с неутолённой тоской по Родине и постоянной душевной близостью с ней. От этих переживаний родился величайший по своей художественной ценности цикл рассказов «Тёмные аллеи» Бунина, который вышел в 1943 году в Нью-Йорке в урезанном составе. Следующее издание этого цикла состоялось в Париже в 1946 году. Оно включало в себя тридцать восемь рассказов. Этот сборник отличался от освещения любви в советской литературе. Герой рассказа «Тёмные аллеи», ещё будучи молодым помещиком, соблазнил крестьянку Надежду. А затем его жизнь пошла своим чередом. И вот по прошествии многих лет он, будучи уже военным в больших чинах, проездом оказывается в тех местах, где любил в молодости. В хозяйке заезжей избы он узнаёт Надежду, постаревшую, как и он сам, но всё ещё красивую женщину. Встреча бывших влюблённых и составляет сюжетную канву произведения. Бунин показывает себя настоящим знатоком человеческой души, он тонко передаёт внутренние переживания героев. Их краткий разговор содержит в себе больше эмоциональной, чем фактической информации. 2. Философская лирика Ф.И.Тютчева. Чтение наизусть и анализ стихотворения (по выбору учащегося). Творчество Тютчева во многом носит философский характер. Поэт считал, что весь мир заключает в себе какую-то истину, которую человеку определить очень сложно. По мнению Тютчева, слова не могут в полной мере показать и рассказать тайны вселенной, мироздания. Для мировосприятия Тютчева также характерно восприятие мира как двойственной субстанции. Идеальное и демоническое – вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Таким образом, философия Тютчева тесно связана с «глобальным», поэт не видит существования обычного, конкретного без большого и великого. В философской лирике Тютчева, «самой ночной души русской поэзии», открывается вся прелесть окружающего мира как божественного космоса. БИЛЕТ № 14 1. А.А. Фет. Основные мотивы творчества. Чтение наизусть одного стихотворения (по выбору студента). В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892). Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, первозданной свежести и благоухания. Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни — погружение в мир красоты. Именно красота — главный мотив и идея творчества великого русского лирика. Красота, явленная в поэзии Фета, — стержень бытия и мира. Тайны красоты, язык ее созвучий, ее многоликий образ и стремится воплотить поэт в своих творениях. Поэзия — храм искусства, а поэт — жрец этого храма. Основные темы поэзии Фета — природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. 2. Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне». Человек – это основная тема пьесы М. Горького «На дне». Герои произведения рассуждают по поводу предназначения человека в мире, человеческого смысла жизни, каков на самом деле человек. Среди всех жителей ночлежки выделяется «рабочий человек» Клещ. Он держится в одиночестве, не желая сближаться с ворами и пьяницами, живущими без чести и совести, с которыми проживает в одной ночлежке. Клещ четко делит людей на «рвань» и «рабочих людей». Васька Пепел не поддерживает позицию Клеща. Он уверен, что человека нельзя судить по его работе, ведь тогда лошадь намного лучше человека, потому что она намного сильнее и способнее. Деление людей прослеживается и в контрасте образов Барона и других жителей ночлежки. Васька Пепел говорит о том, что раньше Барон людей, живущих в ночлежке, за людей и не считал. Однако Барон уже привык к остальным ночлежникам и считает себя равным им. В рассуждениях персонажей часто происходит деление людей на бедных и богатых. Сатин, Васька Пепел и Бубнов считают, что честь и совесть должны иметь только богатые люди, а бедным она и не нужна. Бубнов считает, что человек остается человеком, как бы он ни старался «разукрасить» себя. Эту же мысль поддерживает и Лука. Он говорит о том, что все люди между собой равны, что каждый родился человеком и останется человеком, как бы он не притворялся или «вихлялся», таким же человеком он и умрет. Лука считает, что каждый, независимо от его социального положения, является человеком, поэтому он «всегда своей цены стоит». Вскоре с этим же соглашается даже Клещ. БИЛЕТ № 15 1. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья в поэме. В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека. Этим вопросом странники задаются с самого начала произведения. Странникам хочется отыскать счастливого человека из простых людей. На сельской ярморке они предлагают еды и водки тем, кто считает себя счастливым. к сожалению, таких людей они найти не смогли. Ни один человек не подходит под критерии, которые придумали мужики. По их мнению, в каждой ситуации могло быть и хуже. Для попа счастье — это покой и достаток. Помещик был согласен с попом. Солдат рассказывает историю о том, что он был бит перебит, но все таки выжил. Для него это счастья. Странники выслушали много историй, даже слышали, что счастья — это хороший урожай репы. Охотник рассказывает странникам историю, как его друзей загрызли медведи, а ему все лишь повредили скулу. Для каждого человека счастье - это что-то свое, для кого-то счастье - это мелочность или всякая удача. Все это является подтверждением плохой жизни народа. Я считаю, что надо начинать с вопроса что такое счастье? Немногие над этим задумываются. Я считаю, что счастье — это внутреннее состояние человека, в тот момент, когда он испытывает радость за себя или своих близких. Теперь можно ответить на вопрос: Кто же все таки счастлив в поэме Некрасова? Я считаю, что по-настоящему счастливы Матрена Тимофеевна и Григорий Добросклонов. 2. Образ Сони Мармеладовой как воплощение народного идеала добра, справедливости, правды в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» выражает свое отношение к Родиону Раскольникову посредством других действующих лиц романа, что позволяет автору вершить своеобразный «суд» над своим героем. И тем основным действующим лицом, в столкновении которого с Раскольниковым и выявляется позиция самого автора, становится Соня Мармеладова. Именно она – воплощение идеала христианского смирения, кротости и человеколюбия – оказывает самое сильное влияние на Родиона, принимающего в итоге решение прекратить «бунт». Соня так же, как и Раскольников, «переступила» моральные нормы. Однако она пошла против человеческого морального закона, стала отверженной ради закона более высокого, ради жизней других людей. БИЛЕТ № 16 1. Поэзия «серебряного века» (общий обзор). Чтение наизусть стихотворения одного из поэтов. На рубеже XIX и XX веков радикально изменились буквально все стороны жизни России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Новая эпоха историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. Переход от классической литературы к новому литературному направлению сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. Особенно динамично развивалась в это время русская поэзия. Позднее поэзия этой поры получила название «поэтический ренессанс», или «серебряный век». Эпитет «серебряный» подразумевает индивидуальность и особое сияние (не блеск!), одухотворенность целого созвездия неповторимых художников слова этого времени. Возникнув по аналогии с понятием «золотой век», традиционно обозначавшим пушкинский период русской литературы, это словосочетание поначалу использовалось для характеристики вершинных явлений поэтической культуры XX века — творчества А. Блока, А. Белого, И. Анненского, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других блестящих мастеров слова. Однако постепенно термин «серебряный век» стали относить ко всей художественной культуре России конца XIX — начала XX века: это символизм, акмеизм, «неокрестьянская» и частично футуристическая литература. 2 Трагические страницы истории в «лагерной» прозе. Эпоха сталинского правления в истории нашей страны запомнилась не только быстрой индустриализацией, победой над фашистской Германией, но и попранием законов, массовым террором в отношении собственных граждан, выстраиванием системы исправительнотрудовых (а по сути — концентрационных) лагерей, объединённых под одной вывеской: ГУЛАГ — Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения. Период после смерти Сталина советский писатель И. Эренбург обозначил метким словом «оттепель». Так называлась его повесть, написанная уже после эпохи «большого террора». Из мест заключения начали возвращаться писатели, и правда лагерной жизни не давала им покоя, просилась на страницы их будущих книг. Так родилась лагерная литература. Её корни уходят в историю русской литературы. Здесь можно вспомнить не только Достоевского, но и протопопа Аввакума. Наметились основные узлы лагерной литературы: муки заключённых людей, образ свободы, складывающийся в их сознании, взаимная ненависть и взаимная же зависимость надзирателей и заключённых. Однако у Достоевского все герои отбывали наказание за реально совершённое преступление. В литературе периода «оттепели» рассказывается о том, как жертвами репрессивного режима оказывались безвинные люди. БИЛЕТ № 17 Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2 стихотворений по выбору экзаменуемого). Искренность Мандельштама граничила с самоубийством. В ноябре 1933 г. он написал резко сатирическое стихотворение о Сталине, которое начиналось строчками: Мы живем, под собою не чуя страны, - Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, - Там припомнят кремлевского горца... По свидетельству Е. Евтушенко: «Мандельштам был первым русским поэтом, написавшим стихи против начинавшегося в 30-е годы культа личности Сталина, за что и поплатился». Как ни удивительно, приговор Мандельштаму был вынесен довольно мягкий. Люди в то время погибали и за гораздо меньшие «провинности». Резолюция Сталина всего лишь гласила: «Изолировать, но сохранить», -и Осип Мандельштам был отправлен в ссылку в далекий северный поселок Чердынь. После ссылки ему запретили проживать в двенадцати крупных городах России, Мандельштам был переведен в менее суровые условия - в Воронеж, где поэт влачил нищенское существование. Стихи воронежского цикла долгое время оставались неопубликованными. Они не были, что называется, политическими, но даже «нейтральные» стихи воспринимались как вызов. Эти стихи проникнуты ощущением близкой гибели, иногда они звучат как заклинания, увы, безуспешные. Я должен жить, хотя я дважды умер, А город от воды ополоумел, - Как он хорош, как весел, как скуласт, Как на лемех приятен жирный пласт, Как степь молчит в апрельском провороте... А небо, небо - твой Буонорроти! «Я должен жить, хотя я дважды умер». 1935 Обличение самодурства в драме Островского «Гроза». Образы Дикого и Кабанихи. Образы Дикого и Кабанихи в пьесе. Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островского. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темного царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании. Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге — Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представляет собой некую патриархальную идиллию. Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе является купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Ужтакого-то ругателя, каку нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису. БИЛЕТ № 18 1. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Особенности сатирического обличения. Анализ 2 сказок. Кратко проблематику сказок Салтыкова-Щедрина можно обозначить следующими моментами Тема власти, неуважения человеческой личности. Глупость, не знающая границ, но в высшей степени самоуверенности. Недостатки просветительской деятельности наделенных властью. Раболепие и страх, воплощением которого является премудрый пескарь, герой одноименного произведения. Чтобы написать хорошее сочинение «Салтыков-Щедрин и его творчество», важно рассмотреть, какие же важнейшие вопросы были освещены в сказках. Так, «Медведь на воеводстве» — это емкая аллегория самодержавия, которое падает в результате бунта. Под образами медведей, пришедших к власти, автор показывает русских монархов. Каждый из Топтыгиных стремился к обогащению, не думал о вверенных им подданных, не стремился улучшить жизнь в лесу. «Дикий помещик» — произведение, посвященное взаимоотношениям народа и барина. Помещик, привыкший, что все за него делают крестьяне, стал совершенно беззащитным и неприспособленным к жизни. Со временем он настолько отупел, что, возненавидев «крестьянский запах», возжелал, чтобы все мужики исчезли. Этому герою и в голову не пришло, что он полностью зависим от своих крепостных. В гротескной жестокой форме писатели выводит перед читателем образ глупого, ленивого, но очень избалованного барина. 2. Проблема творчества и судьбы художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это пишется с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Его не называют по имени, видимо, потому, что он – олицетворение трагической судьбы художника в том мире, в который он приходит со своим романом. Жизнь Мастера, историка по образованию, была бесцветной. Однако была у него мечта – написать роман о Понтии Пилате, воплотить собственное видение истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Вскоре представилась возможность осуществить эту мечту – он выиграл сто тысяч рублей. На фоне других писателей МАССОЛИТа Мастер выделяется именно своей подлинностью. М. Булгаков показывает, что у этих так называемых творческих людей совсем не творческие интересы. Они мечтают только о дачах (“дач всего двадцать две, нас в МАССОЛИТе три тысячи”), о творческих отпусках (здесь все точно рассчитано: до двух недель – на рассказ-новеллу, до одного года – на роман), о том, чтобы вкусно и дешево поесть. БИЛЕТ № 19 1. Обличение пошлости, бездуховности, обывательщины в ранних рассказах А.П.Чехова. Антон Павлович Чехов – писатель-юморист, писатель-сатирик, откликнувшийся на общественную обстановку современной ему России и поднявший в своих рассказах злободневные проблемы своего времени. Все рассказы писателя не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. “Пошлость пошлого человека” – это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства – главное в его произведениях. Действительно, пошлость и мещанство жизни людей – вот чем наполнены рассказы Чехова в основном сатирические, а не юмористические), вот против чего он восстает и что обличает в своих произведениях “Крыжовник”, “Ионыч”, “Душечка”, “Человек в футляре”, “Палат № 6” и многих других. А знаем ли мы, что такое пошлость, мещанство, мещанский образ жизни? В словаре пошлостью называется все низкое в нравственном отношении, то есть деградировавшее, а мещанами – людей с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитым вкусом. Такое понимание пошлости и мещанства мы видим прежде всего рассказе “Ионыч”. 2. Н.А. Некрасов основные мотивы творчества. Чтение наизусть одного из стихотворений. «Я лиру посвятил народу своему», — с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих преобразований, когда общественно-политические реформы потребовали реформ в искусстве, в том числе и поэзии. Такой глубочайшей реформой было по своей сути творчество Н. А. Некрасова, который повернул поэзию лицом к народу, наполнив ее народным мироощущением и живым народным языком. Он один из первых, кто проложил дорогу демократической поэзии. Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н. А. Некрасов не исключение. Если у Кюхельбекера, Пушкина поэт — «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, идет к людям «глаголом жечь сердца», то у Лермонтова пророк уже другой: он бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэту Некрасова — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно БИЛЕТ № 20 1. Особенности сатиры в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина Кратко проблематику сказок Салтыкова-Щедрина можно обозначить следующими моментами Тема власти, неуважения человеческой личности. Глупость, не знающая границ, но в высшей степени самоуверенности. Недостатки просветительской деятельности наделенных властью. Раболепие и страх, воплощением которого является премудрый пескарь, герой одноименного произведения. Чтобы написать хорошее сочинение «Салтыков-Щедрин и его творчество», важно рассмотреть, какие же важнейшие вопросы были освещены в сказках. Так, «Медведь на воеводстве» — это емкая аллегория самодержавия, которое падает в результате бунта. Под образами медведей, пришедших к власти, автор показывает русских монархов. Каждый из Топтыгиных стремился к обогащению, не думал о вверенных им подданных, не стремился улучшить жизнь в лесу. «Дикий помещик» — произведение, посвященное взаимоотношениям народа и барина. Помещик, привыкший, что все за него делают крестьяне, стал совершенно беззащитным и неприспособленным к жизни. Со временем он настолько отупел, что, возненавидев «крестьянский запах», возжелал, чтобы все мужики исчезли. Этому герою и в голову не пришло, что он полностью зависим от своих крепостных. В гротескной жестокой форме писатели выводит перед читателем образ глупого, ленивого, но очень избалованного барина. 2. Драматическое и комическое в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» Пьесы Чехова всегда двуплановы: драматическое действие всегда сопровождается авторской иронией, простая фабула имеет скрытый смысл, и за всем происходящим постоянно чувствуется присутствие автора. Что касается «Вишневого сада», при чтении пьесы нужно помнить слова автора о том, что это комедия ( «вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс») и роли Вари и Лопахина также комические. В "Вишнёвом саду" много комических ситуаций: любовная идиллия Яши и Дуняши, фокусные трюки и речь Шарлотты Ивановны, неудачи Спиходова. Также в героях, которых нельзя назвать абсолютно комическими, много смешного. Например, Лопахин часто смешон со своими шутками - типа "до свиданцыа" или "Охмелия, иди в монастырь", хотя он и богатый, уважаемый всеми человек. БИЛЕТ № 21 1. Проза И. А. Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Цикл рассказов Бунина “Тёмные аллеи” – лучшее, что написано автором за всю его творческую жизнь. Несмотря на простоту и доступность бунинского стиля, анализ произведения требует специальных знаний. ассказ написан в эмиграции. Тоска по родине, светлые воспоминания, уход от реальности: войны и голода – послужили толчком к написанию рассказа. |