Главная страница
Навигация по странице:

  • Юмористические рассказы А.П.Чехова. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.

  • БИЛЕТ № 30 1. Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека».

  • Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  • БИЛЕТ. Билет 1 Н. В. Гоголь Петербургские повести проблематика и художественное своеобразие


    Скачать 62.8 Kb.
    НазваниеБилет 1 Н. В. Гоголь Петербургские повести проблематика и художественное своеобразие
    Дата09.11.2022
    Размер62.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБИЛЕТ.docx
    ТипСборник
    #778536
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    БИЛЕТ № 29
    1. Экологические и нравственные проблемы в произведениях Распутина.

    Повести Распутина - это попытка найти нечто основное и решающее в менталитете и сознании современного человека. К своей цели автор идет, освещая и решая в своих произведениях такие нравственные проблемы, как проблема памяти, проблема взаимоотношений «отцов» и «детей», проблема любви и привязанности к родной земле, проблема мелочности, проблема сочувствия, сострадания, милосердия, совести, проблема эволюции представлений о материальных ценностях, перелома в духовной жизни человечества. Проблемы, которые затрагивает Валентин Распутин в повести «Прощание с Матерой», стали актуальны на исходе прошлого века. Это экологическая проблема, связанная с научно-техническим прогрессом и влиянием его на жизнь природы, это проблема наступления цивилизации на заповедные уголки России. В то же время в повести поднимается ряд других, нравственных проблем, которые принято называть «вечными». Это проблема взаимоотношения поколений, поиск смысла жизни, проблема жизни и смерти, памяти и забвения, проблема совести.

    Поэтому экологическая проблема перерастает в проблему нравственную. Ведь, по мнению Распутина, нравственность народа зависит от связи людей с природой и прошлым. Поэтому гибель природы несет с собой страшные нравственные потери.

    2. Юмористические рассказы А.П.Чехова. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.

    Рассказы Чехова, собственно, и посвящены исследованию различных граней духовного подчинения и рабства, начиная от самых простых до сложнейших.

    В чеховском повествовании среда перестала быть внешней, посторонней человеку силой, и персонажи зависят от нее в той мере, в какой сами же ее создают и воспроизводят. Поэтому у Чехова, в отличие от большинства других писателей, разрабатывавших именно тему конфликта со средой, так много рассказов о достигнутой цели, о сбывшейся мечте, о людях, добившихся “счастья”. Чем полнее чеховский персонале соответствует “среде”, тем меньше он похож на человека. Чехов дал множественный анализ причин, принуждающих людей к подчинению и неволе. В рассказах Чехова завершилась и тема “маленького человека” – тема Гоголя и Достоевского, поднявших “малость” и унижение до трагедийных высот. Чехову принадлежат удивительные слова о человеке, в котором “все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, и люди в его глазах, вероятно, вообще не могли быть “маленькими”. Быть может, весь секрет заключается в том, что Чехов изображал и обобщал маленькое в людях.

    Среди ранних рассказов Чехова выделяются те, где смешное не столько развлекает, сколько заставляет задуматься и содрогнуться. В рассказе “Смерть чиновника” маленький человек, чиновник Червяков, случайно чихнул в театре на лысину генерала.

    БИЛЕТ № 30

    1. Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека».

    Герой рассказа Александра Ивановича Куприна “Гранатовый браслет” – “маленький человек”, чиновник Желтков. Он живет в невзрачной, бедно обставленной комнате. Его скромное жилище так не похоже на роскошный, с шикарным убранством дом, где проживает женщина, которой он давно и безоговорочно предан, – Вера Николаевна Шеина…

    С самого начала любовь Желткова заведомо обречена на страдания. Его любовь трагична по ряду причин.

    Прежде всего, между ним и Верой Николаевной Шеиной огромная социальная пропасть. Они из разных миров.

    Вера Николаевна – княгиня, богатая аристократка, ни в чем не знающая недостатка. Желтков – бедный чиновник, человек без имени, ничем не примечательный. Именно эта социальная разница и сделала невозможным его счастье, ведь он встретил и полюбил Веру Николаевну тогда, когда она была свободной незамужней женщиной. Но Желтков осознает пропасть, которая разделяет его с этой утонченной женщиной. Послав Вере Николаевне в день ее именин гранатовый браслет, он в письме извиняется перед возлюбленной за те “глупые дикие письма”, которые он “осмеливался” ей писать и даже “ожидать ответа на них”.

    Желткову и в голову не приходит, что он тоже человек, и в его любви нет и не может быть ничего оскорбительного. Ничего постыдного нет в том, что бедный маленький человек любит девушку из высшего общества. К сожалению, Желтков слишком низко оценивает себя.

    2 Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

    Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев. Логично, что поэма, в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов, но стоит вглядеться в них пристальнее – и нас поразит разнообразие и живость этих персонажей. Первые крестьяне, с которыми знакомится читатель – это крестьяне-правдоискатели, поспорившие о том, кому хорошо живется на Руси. Для поэмы важны не столько их отдельные образы, сколько в целом та идея, которую они выражают – без них сюжет произведения просто бы развалился. И, тем не менее, Некрасов наделяет каждого из них именем, родной деревней (названия деревень уже сами по себе красноречивы: Горелово, Заплатово…) и определенными чертами характера и внешности: Лука – завзятый спорщик, Пахом – старик. Да и взгляды крестьян, несмотря на целостность их образа, различны, каждый не отступается от своих взглядов вплоть до драки. В целом же образ этих мужиков является групповым, поэтому в нем и выделяются самые основные, характерные почти для любого крестьянина черты. Это крайняя бедность, упрямство и любознательность, желание отыскать правду. Отметим, что описывая дорогих его сердцу крестьян, Некрасов все же не приукрашает их образы. Он показывает и пороки, в основном – всеобщее пьянство.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта