Главная страница
Навигация по странице:

  • Простейшие формы

  • Поклонение природею

  • Виды магии Виды магии по методам воздействия

  • «фетишизм» .Фетишизм

  • Религияи древнего мира.. Религии древнего мира


    Скачать 39.04 Kb.
    НазваниеРелигии древнего мира
    Дата18.09.2018
    Размер39.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРелигияи древнего мира..docx
    ТипРеферат
    #50991



    РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО МИРА»

    Выполнила студентка гр. 11 ПГ


    САМАРА 2018

    Оглавление

    Введение ……………………………………………………………………3

    Введение 3

    1.Зарождение первобытных религий 4

    2. Тотемизм 5

    Магия 5

    4.Фетишизм 7

    Анимизм 7

    Шаманизм 8

    Заключение 9

    Список используемой литературы 10


    Введение



    Что такое «религия» Очень давно люди начали задумываться над вопросами, которые невозможно объяснить только земным опытом. Например, откуда мы произошли? Что происходит после смерти? Кто создал деревья, горы, моря? Эти и многие другие задачи оставались без ответа.

    Выход был найден в одушевлении и поклонении явлениям, объектам ландшафта, животным и растениям. Именно такой подход отличает все древние религии. Более подробно о них мы поговорим далее. Сам термин «религия» происходит из латинского языка. Это понятие означает мироосознание, которое включает в себя веру в высшие силы, моральные и этические законы, систему культовых действий и специфические организации. Некоторые современные верования соответствуют не всем пунктам. Они не могут быть определены как «религия».

    До возникновения философии именно религия занималась вопросами добра и зла, нравственности и морали, смысла жизни и многими другими. Также еще с древних времен выделился особый социальный слой – жрецы. Это современные священники, проповедники, миссионеры. Они не только занимаются проблемой «спасения души», но представляют собой достаточно влиятельный государственный институт. 10 основных привычек позитивных людей.

    Мы знаем о верованиях древних людей по наскальным рисункам и захоронениям. Кроме этого, некоторые племена до сих пор живут на уровне каменного века. Поэтому этнографы могут изучить и описать их мировоззрение и космологию. Именно из этих трех источников мы и знаем про древние религии. Наши предки начали отделять реальный мир от потустороннего более сорока тысяч лет назад.

    Цель работы: рассмотреть религии древнего мира.








    1.Зарождение первобытных религий


    Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

    О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.

    Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

    Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

    Поклонение природею Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе. Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».

    2. Тотемизм


    Ранней формой религиозных воззрений следует считатьтотемизм.

    Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).

    Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.

    Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива.


    Магия



    К ранним формам религии относитсямагия.

    Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

    Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).

    Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды имели общий характер, то затем постепенно произошла их дифференциация. Современные специалисты классифицирую магию но методам и целям воздействия.

    Виды магии

    Виды магии по методам воздействия:

    • контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);

    • парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногги, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);

    • имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

    Виды магии по социальной направленности и целям воздействия:

    • вредоносная (нанесение порчи);

    • военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником);

    • любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);

    • лечебная;

    • промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства);

    • метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);

    Магию иногда называют первобытной наукой или пранаукой, потому что она содержала элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.

    4.Фетишизм


    У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных веровании получила название «фетишизм».

    Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

    Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).

    Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.

    Анимизм


    Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть обанимизме.

    Анимизм — вера в существование души и духов.

    Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов.

    Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.

    Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех религий мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие — оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

    Шаманизм


    Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

    Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.

    Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.

    На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно.

    Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.

    Заключение


    Вопросом возникновения религии, прежде всего, занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.

    На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения:

    • религиозная: человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывал себя в откровениях, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников. Политеизм рассматривается как результат постепенного отхода от изначального монотеизма.

    • промежуточная, с одной стороны опирающаяся на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии.

    • эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления.



    Список используемой литературы


    1. Аллес Г. Религия //The Encyclopedia of Religion. Macmillan Reference, 2005.

    2. Доусон К. Г.  Религия и культура. — СПб., 2000. — С. 62.

    3.Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. — М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.

    4.  Пивоваров Д. В. Религия как связь с Богом. Философия религии. Курс лекций. Часть первая. Лекция 3.

    5. Религия/Гараджа В. И.//Проба — Ременсы. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969—1978, т. 21).

    6.Смирнов М. Ю. Религиоведение как призвание и профессия// Царскосельские чтения. — 2016. — С. 152.

    7. Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. Архивировано 15 мая 2012 года.


    написать администратору сайта