Главная страница

реферат религия в современном обществе. Религия в современном обществе


Скачать 311.11 Kb.
НазваниеРелигия в современном обществе
Дата14.01.2021
Размер311.11 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлареферат религия в современном обществе.rtf
ТипРеферат
#168187

Тема: «Религия в современном обществе»

Содержание



Введение

1. Религия как социокультурное явление

1.1 Религия и культура

1.2 Роль и функции религии в современном мире

1.3 Современные религии и религиозные течения

2. Религия в современном обществе

2.1 Отношение современного общества к религии

2.2 Религия в современной России

Заключение

Список использованной литературы

Введение
Проблематика. В современном светском обществе очень нелегко оценить место, занимаемое религией, поскольку наблюдается некоторая неопределенность с религиозной идентификацией и самоидентификацией современных людей, с выделением тех религиозно определяемых субъектов, отношения с которыми старается выстраивать государство, да и вообще, с самим понятием религии. Поэтому проблема места и роли религии вызывает определенный интерес на фоне наблюдающейся в последние годы ее трансформацией в современном обществе потребления и соответствующим изменением ее восприятия человеком сегодня.

Однако роль религии в современном мире по-прежнему велика, что опровергает популярную в ХХ веке секуляризационную теорию, согласно которой роль религии обратно пропорциональна развитию прогресса. Сторонники этой теории были уверены, что научно-технический прогресс уже к началу двадцать первого века станет причиной того, что веру в высшие силы сохранят только люди, живущие в слабо развитых странах. Во второй половине ХХ века секуляризационная гипотеза отчасти подтверждалась, так как именно в этот период бурно развивались и находили миллионы приверженцев теории атеизма и агностицизма, однако конец ХХ - начало XXI века ознаменовались быстрым приростом количества верующих людей и развитием ряда религий.

1. Религия как социокультурное явление
.1 Религия и культура
На всех этапах развития человеческой цивилизации религия была и остается одним из важнейших факторов, влияющих на мировоззрение и способ жизни каждого верующего, а также на отношения в обществе в целом. Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, организованном поклонении Богу или богам и на необходимости соблюдать определенный свод норм и правил, предписанных верующим. Таким образом, сущность религиозного мировоззрения заключается в том, что его основой является вера в сверхъестественный «Абсолют», который в зависимости от конкретной религии имеет свой набор качеств и характерных особенностей. Кроме того, характерной чертой религиозного сознания является то, что оно основано на недоказуемых утверждениях о конечных причинах мира, о смысле и ценности человеческого существования.

Основой религиозного мировоззрения, таким образом, является религиозная вера, включающая в себя знание и принятие в качестве истинных религиозных идей, представлений и понятий, а кроме того, уверенность в существовании сущностных основ, а также присущих им свойств и вещей. Говоря о сущностных характеристиках религии, необходимо подчеркнуть, что она есть феномен культуры. В этой связи целесообразно остановиться на соотношении этих понятий. При всех различиях в уровнях развития религии и культуры и их соотношениях между собой, они всегда являются существенными факторами личной, общественной и государственной жизни. Стоит отметить, что даже атеизм не представляет в этом ряду исключение, поскольку утверждает и определяет себя через то или иное отношение к религии.

Культура и религия соотносятся между собой как часть и целое, однако эти их значения могут меняться под влиянием исторических условий. Например, вплоть до начала эпохи Нового времени религия безраздельно царила в обществе, образовывая одну из главных функциональных составляющих этого общества, она представляла собой своеобразный управленческий центр всей общественной жизни, являясь хранилищем коллективного социального опыта.

Существует два противоположных понимания роли культуры и религии в жизни современного общества. С одной стороны, в них видят источник общественного развития. Как, например, в нашей стране в последние годы все чаще говорят, что источником возрождения России должно стать православие, являющееся, по мнению многих, первоисточником российской культуры и государственности. С другой стороны, признается, что само общество, в процессе своего развития обновляет культуру и религию.

Религия, в свою очередь, также играет в культуре чрезвычайно важную роль. Важнейшая задача религий как социокультурного явления заключается в позитивном поддержании нормального течения жизни. Религиозные представления - это коллективные представления, выражающие коллективные реальности, обряды; - это также и способы действия, возникающие в собравшихся вместе группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп. Все это обеспечивается тем, что религиозная вера имеет два главных источника. Один из них - это вера во всемогущего Бога, выступающего судьей людей. Второй источник - вера, по всей видимости, возникшая на основе нормальных переживаний, в нечто существующее в человеке, и остающееся существовать после его смерти. Эта вера возвышает природу человека, посредством нее он становится сыном Бога, его наследником, он - "дитя бессмертия", способное войти в вечную жизнь. Т.е., наука дает возможность человеку накапливать информацию и факты, религия позволяет обрести моральные ценности и цель в жизни.

Вместе с тем, следует отметить, что для нашего времени характерно кризисное мироощущение. Так в качестве одного из проявлений жизни современного человека наблюдается усиление антинаучных настроений (неверие в науку), главными причинами которых являются на мой взгляд следующие. Во-первых, это некоторое разочарование в традиционной науке, которая оказывается бессильной в решении некоторых жизненно важные проблем. Во-вторых, это очевидная дисциплинарная разрозненность и утилитарная направленность современной науки. Нынешний человек, обладающий определенным, узконаправленным образованием, не получает целостного представления о мире.

Религия остается загадкой не только в теоретическом, но и в этическом смысле. Она полна теоретических и этических противоречий. Она обещает нам общение с природой, с людьми, со сверхъестественными силами и с самими богами. Однако ее воздействие прямо противоположно. Религия, в ее конкретном проявлении, становится источником непримиримых разногласий и фанатичной борьбы между людьми. Религия претендует на обладание абсолютной истиной, но ее история есть история ошибок и ересей. Антропологов и этнологов часто поражало сходство элементарных идей, обнаруживаемых ими во всем мире и при совершенно различных социальных и культурных условиях. То же характерно и для религии. Предметы веры, догматы, теологические системы заняты бесконечной борьбой. Порой и этические идеалы различных религий настолько широко расходятся, что едва ли совместимы друг с другом. Тем не менее, все это не затрагивает специфической формы религиозного чувства и внутреннего единства религиозного мышления. Меняются религиозные символы, но основополагающие принципы остаются неизменными.

Одной из важных функций религии является функция мировоззренческая, которую она реализует благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. К данной функции непосредственно примыкают органически с ней связанные компенсаторная и ценностно-интегрирующая, которые определяют место человека в обществе, его адаптацию к окружающему миру. Но при этом в ряде случаев можно наблюдать дисфункцию при выполнении религией своих функций, особенно это характерно для нетрадиционных религий, новых религиозных течений и тоталитарных сект.

Религиозные учения, в первую очередь, предназначены для составления картины мира, объяснения человеку сущности и причин всего, что происходит вокруг. Каждая религия представляет собой учение, следование которому позволяет человеку найти свое место в мире, определить смысл и цель своей жизни. Однако по мнению некоторых авторов, религиозный взгляд на мир не только навязывает верующим систему антинаучных представлений, но и воспитывает у них пренебрежение ко всему «земному» и «мирскому».

Задача верующих, согласно христианскому вероучению, это спасение их души, достигаемое с помощью веры в бога и поклонения ему. Тем самым все социальные проблемы приобретают второстепенное значение. Независимо от политических позиций, занимаемых духовенством, религия не только воспитывает в людях антинаучный взгляд на мир, но и одновременно препятствует проявлению социальной активности. Так или иначе, но религиозное придание смысла наличному бытию позволяет верующему человеку как-бы вырваться за пределы ограниченности, поддерживает в нем надежду на достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения. Кроме этого, религиозная картина мира определенным образом влияет на отношение людей к окружающей их действительности, на их социальные ориентации и установки, а значит, и на их социальное поведение, на их культуру.

1.2 Роль и функции религии в современном мире
В светских странах религия и власть разделены. Очевидно, что расцвет мировых религий и появление многочисленных новых религиозных течений напрямую зависит от духовных и психологических потребностей людей. Роль религии в современном мире практически не изменилась по сравнению с той ролью, которую играли религиозные верования в прошлые века, если не учитывать того факта, что в большинстве государств религия и политика разделены, и священнослужители не обладают властью оказывать существенное влияние на политические и гражданский процессы в стране.

Тем не менее, во многих государствах религиозные организации оказывают значительное влияние на политические и социальные процессы. Также не следует забывать, что религия формирует мировоззрение верующих, поэтому даже в светских государствах религиозные организации опосредствованно влияют на жизнь общества, так как они формируют взгляды на жизнь, убеждения, а зачастую - и гражданскую позицию граждан, являющихся членами религиозной общины.

Роль религии в современном мире выражается в том, что она выполняет определенные функции. О функции религии в наше время есть много мнений. Кто-то может считать, что религия - это опиум для народа, а кто-то, напротив, назовет религию спасением для нестабильного общества. Так или иначе, религия сильно повлияла на облик современного мира. Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или - как) они влияют на жизнь людей. Хотя данное разделение является весьма условным, поскольку одна функциональная составляющая может трактоваться как отражающее две, а то и все сразу функции религии. Во всех случаях, функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты.

Мировоззренческая функция - характеризует способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии. Заслугу религии в развитии нынешнего мировоззрения и нравственности признают не только люди верующие, но даже и убежденные атеисты. При этом любые попытки доказать, что человечество в состоянии самостоятельно прийти к современным общечеловеческим моральным нормам, можно лишь сравнить с попытками написать историю человечества в предположении обладания людьми двух противопоставленных больших пальцев на каждой руке. Мировоззренческая функция создает и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением. Наиболее сильно ощущают недостаток общения многие престарелые люди. Однако страдают от одиночества и многие люди среднего возраста, и некоторая часть молодежи. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодолевается.

Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций. Главный положительный момент функции религии состоит в содействии религиозных организаций общественному прогрессу. Но также следует отметить и то, что религия постоянно служила мотивом или прикрытием в политике, ибо многие войны, конфликты, законы продиктованы исключительно религиозными мотивами, какими бы непонятными с точки зрения современного «человека мира» они не казались. Именем Бога делались, делаются, будут делаться такие вещи, которые ничьим другим именем и не прикроешь, как они бесчеловечны.

Культуротранслирующая функция - это то, как вообще влияет религия на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре. Данная функция религии обнаруживает отношение религии к духовной культуре, под которой понимается совокупность достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональной сферах. В духовную культуру включают такие структурные элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, науку, философию, искусство, нравственность и т. д. Религия дает художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала светское искусство было бы во много раз беднее по своей художественной выразительности. Какой бы универсальной и духовной ни была религия, она никогда не избегнет необходимости воплотиться в культуре и облечь себя в социальные институты и традиции, если она хочет оказывать влияние на человеческую жизнь и поведение. Но с другой стороны, некоторые религии выдвигают определенные препятствия для участия верующих в светской художественной деятельности, вплоть до самых жестоких мер.

Нравственная функция представляет собой возможность влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм. При всех плюсах данной функции религии, ее консерватизм зачастую оказывается не в состоянии справиться с динамикой и многообразием современного мира и выступает как тормозящий фактор в выработке новых нравственных норм. При этом некоторые нравственные нормы религий с позиции современного человека давно нуждаются в пересмотре, что в принципе достаточно тяжело или даже невозможно (эвтаназия, опыты над животными, контрацепция, аборты и другие).

По отношению непосредственно к самому человеку можно выделить еще несколько функций религии. Так, религия позволяет человеку удовлетворить его духовные потребности. Удовлетворение душевных и мистических потребностей людей. Так как большинству людей присущ интерес к глобальным философским вопросам и связанные с ними переживания, именно религия предоставляет ответы на эти вопросы, а также помогает людям обрести душевное равновесие и гармонию.

Регулятивная функция религии заключается в том, что каждая религия имеет свод установленных правил и моральных норм, которых должен придерживаться каждый верующий. Поэтому можно сказать, что религиозные организации создают и обосновывают морально-этические и поведенческие нормы, которым следует вся верующая часть гражданского общества.

Воспитательная функция религии заключается в том, что принадлежность человека к той или иной религиозной организации вынуждает его соблюдать правила и нормы, предписанные для всех верующих, поэтому многие люди после прихода в церковь корректируют свое поведение и даже избавляются от вредных привычек. Религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов, и способна существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.

Коммуникативная функция религии наблюдается в том, что практически во всех религиозных организациях верующие общаются между собой, находят среди единоверцев товарищей и друзей. Религия объединяет людей одной конфессии в группу, дает им определенные моральные, духовные и ценностные ориентиры. Религиозная коммуникация охватывает различные процессы взаимодействия: общение, социализацию, передачи религиозного опыта, развитие связей между отдельными верующими, между верующими и религиозной общиной, духовенством, между религиозными организациями разного вероисповедания. Она способствует как интеграции так и дезинтеграции религиозных групп.

Утешительная функция религии проявляется в тогда, когда в моменты трагедий, сложных жизненных ситуаций и сильных душевных страданий многие люди обращаются к религии, так как хотят получить утешение. В религиозных организациях люди могут не только получить нужную поддержку от верующих, но и обрести надежду на лучшее, поверив в возможность помощи высших сил. Не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

Итак, функции религии представляют собой способы, уровень, направления влияния религии на социум, его структурные элементы, личность. Ее функции тесно связаны со структурой религии и могу проявлять себя явно или скрыто.

1.3 Современные религии и религиозные течения



Мировой опыт распространения религий показывает, что религиозный состав населения не является статичным и подвержен с течением времени существенным, а иногда и коренным изменениям. При этом наблюдающиеся в последнее время необратимые глобализационные процессы неминуемо затрагивают и религиозную сферу, отчего в современном мире все больший вес начинаю набирать основные мировые религии, и все больше сокращается число приверженцев различных этнорелигий.

В качестве хорошего подтверждения данному факту является религиозная ситуация на Африканском континенте - если еще чуть больше века назад среди африканского населения преимущественно преобладали сторонники местных этнорелигий, то на сегодняшний день всю Африку можно условно поделить на две зоны - христианскую (юг Африки) мусульманскую (север Африки). Самыми широко распространенными религиями в нынешнем мире являются так называемые мировые религии - христианство, ислам, буддизм, число сторонников, каждой из которых составляет более миллиарда человек. Помимо этих основных религиозных течений, получили также широкое распространение - индуизм, иудаизм, даосизм, сикхизм и некоторые другие религии.

Однако последнее столетие можно считать не только периодом расцвета мировых религий, но и временем зарождения и бурного развития многочисленных религиозных течений и псевдорелигиозных сект. Неошаманизм, неоязычество, учение Дона Хуана (Карлос Кастанеда), учение Ошо, саентология, Агни-йога, - это только малая часть религиозных течений, возникших в прошлом веке и имеющих на данный момент сотни тысяч адептов. Сегодня перед человеком распахивается весьма широкий выбор различных религиозных учений, и современное общество граждан в большинстве стран мира уже нельзя назвать моно-конфессиональным.

Многие новые религиозные течения не свойственны духовной и культурной матрице этноса, на ментальном уровне не укоренены, но распространяются вследствие активной миссионерской деятельности, зачастую навязчивой и агрессивной (и хорошо финансируемой). К новым религиозным движениям относятся и так называемые неорелигии, которые сформировались недавно. Их появление обусловлено как изменением мировоззренческих парадигм, так и личностной духовной инициативой отдельных личностей, которые, используя в качестве основы отдельные традиционные вероисповедания или синкретизм нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию - чаще всего в форме тоталитарной секты с признаками культа основателя религии.

Обычно они не слишком многочисленны, но их влияние на общественную жизнь измеряется не количеством последователей, поскольку миссионеры направляют свои усилия на привлечение в подобные организации прежде всего представителей элит, а также молодежи - социально активной части общества. Способствуют приобщение к новым религиозным течениям социально-экономическая и политическая нестабильность, жажда духовного поиска для выражения личных духовно-ценностных ориентиров. Молодежь, зачастую еще не определившуюся в своем отношении к религии, привлекает экзотика неведомых культов. Можно выделить несколько типов нетрадиционных религий:

Неохристианские религиозные течения (их еще именуют учениями евангельского типа) возникают на основе традиционного христианства (преимущественно протестантского толка) с целью приспособления его к требованиям времени, основываются на Библии как основном вероисповедном источнике и на личности Иисуса Христа как центральной фигуре своих религиозных доктрин. Лидер церкви считается пророком, посланником Бога.

Неоориенталистские течения (от лат. ориенталис - восточный) - не связанные с христианством восточные религии, пересаженные на западную почву. Основателями ориенталистских направлений чаще всего бывают различные гуру, йоги, свами, махараджи. Общим для таких групп является положение о том, что все существующее - иллюзорно, а за ним скрыта истина природы, гармоническая и справедливая. Задача последователей заключается в том, чтобы при помощи медитации слиться с этой истинной природой. Почти отсутствуют неорелигии на основе ислама, который продемонстрировал значительную устойчивость (чему, вероятно, способствовал последовательный монотеизм и несложный культ).

Синтетические религии в своих культах опираются на разнообразные религиозные традиции, однако не просто эклектически их соединяют, а создают собственные учения, систему обрядов, религиозную организацию, претендуя нередко на статус сверх религии. Им свойственен культ лидера, создание собственных вероисповедных источников, идея богоизбранности последователей.

Эзотерические (оккультные) объединения - вневероисповедные мистические течения, которые основываются на вере в существование сверхъестественного мира, мистические представления о нем и магические способы общения с ним и использования его в собственных интересах.

Неоязычество (чаще всего бывает проявлением “родноверства” - возвращения к вере предков) характеризуется возрождением дохристианских верований с некоторой их модернизацией; иногда в них сохраняется политеизм, иногда они превращаются в монотеистические (путем выделения какого-либо одного божества или синкретизации разных божеств в одном).

Сциентистские (наукологические: от лат. scientia - знание, наука), или сайентологические движения - наиболее современная форма нетрадиционной религиозности, сторонники которой пытаются объединить науку и религию, отражать проблемы современного постиндустриального общества в религиозно-реалистическом духе.

Мистико-оздоровительные движения, в которых соединяются элементы религии и народной нетрадиционной медицины.

Сатанизм - наименование течений, которые возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла: демонами, Сатаной и проч. Сатана представляется им бунтарем, борцом за ничем не сдерживаемую, неограниченную свободу (в этом якобы и состоит суть его конфликта с Богом), всесильным и всемогущим.

Довольно популярными сегодня являются и различные оккультные и эзотерические учения, утверждающие о существовании скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, а также комплекс верований в существование скрытой связи человека с потусторонним миром. Подобные учения признают существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для “посвящённых”, прошедших через особую инициацию и специальную психологическую тренировку.

При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психологическими потрясениями, переживанием смерти и “нового рождения”, усматривается в достижении “высшей ступени” сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т. н. “тайным знаниям” - воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. Оккультизм - это изучение оккультного, то есть «скрытого» знания. Он позиционирует себя как философскую систему мировоззрения, стремящуюся синтезировать знания, добытые науками, с целью установить законы, управляющие всеми явлениями; при этом предполагается, что случайностей не бывает и каждое действие является следствием другого действия. Он может включать в себя такие элементы, как магия, экстрасенсорное восприятие, астрология, нумерология, хиромантия, спиритуализм, осознанные сновидения и карты таро.

Весьма распространены в настоящее время и различные ориентальные культы. Ориентальные культы исповедуют духовное освобождение, которое достигается через такое переживание реальности, когда разум играет подчиненную роль. Ориентальные культы исповедуют также своеобразный космосцентризм: поклонники восточных ритуалов пытаются уловить некие ритмы Космоса, Вселенной. Для восточных культов характерна идея возможности постижения истины за пределами интеллекта, в результате мистического опыта. Современному Западу импонирует антропологизм восточных религий, мистическое возвеличивание телесных и духовных способностей человека. Кроме того, отсутствие канонического вероучения, возможность его интерпретации позволяет чуть ли не каждому поклоннику восточных религий находить в них что-то свое, созвучное его образу мыслей.

религия мировоззрение социокультурный

2. Религия в современном обществе
2.1 Отношение современного общества к религии
Во времена не столь отдаленные религия являлась оплотом общественного мироустройства. Сегодня можно сказать, что внешне религии вроде-как процветают: в городах любой страны можно найти множество храмов, причем религии и конфессии - на выбор. Во славу Творца и Господа поются прекрасные гимны, строятся великолепные и просторные храмы, люди приходят на проповеди, издания Библии расходятся все так же уверенно. Однако если посмотреть поближе, окажется, что глубинная религиозность людей существенно изменилась.

Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту».

Для молодежи венчание - красивый обряд, и сегодня оно становится все более и более популярным. По мнению религиоведа, «венчание - торжественный обряд, и эта торжественность, когда звучат песнопения и когда молодожены выходят из церкви под звон колоколов, привлекает молодых людей. Другой момент - венчание якобы «делает брак крепче», это обряд «на всякий случай», «на удачу». Впрочем, как показывает статистика, церковные браки столь же легко распадаются, как и браки без венчания».

Для молодежи религия сейчас становится частью некой новой культуры. Причем часто многое просто заимствуется из западных традиций. К примеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят, духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они - лишь повод для очередной вечеринки. При этом имена святых становятся «знаками без значения», совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу.

В целом же, религиозность можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, это - личные опыты и переживания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации, в качестве культурной традиции. Сейчас религия начинает восприниматься все больше именно во втором качестве. Конечно, роль религии в современном обществе весьма значительна.

Сильное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом. Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам:

- более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям, "конкурирующим" с традиционным верованием;

- увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

- возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

- быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

- попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

- появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест в атеистов и агностиков. Одним из ярких примеров, демонстрирующих недовольство неверующей части общества тем, что государственные власти в угоду религиозным общинам переписывают законы и наделяют членов религиозных общин исключительными правами, является появление пастафарианства, культа "невидимого розового единорога" и других пародийных религий.

Пастафарианство или Церковь летающего макаронного монстра - пародийная религия, основанная Бобби Хендерсоном в 2005 году в знак протеста против решения департамента образования штата Канзас, требующего ввести в школьный курс концепцию «Разумного замысла» как альтернативу эволюционному учению. Пастафарианство (англ. Pastafarianism) - это своего рода протест против возрастания влияния религии на общественную жизнь. В открытом письме на своём веб-сайте Хендерсон возвещает веру в сверхъестественного Создателя, похожего на макароны и тефтели - Летающего макаронного монстра (ЛММ), и призывает к изучению пастафарианства в школах наряду с другими религиями, тем самым используя аргумент reductio ad absurdum (доведение до абсурда). Несмотря на пародийность, религия имеет официальный статус и существует на тех же правах, что и остальные религии.

По моему же мнению, подобные «религии» очень похоже на «духовный вирус» в организме цивилизации, и человечество пока еще не выработало против него иммунитет. Будет лучше, если мы вовремя одумаемся и вылечим эту напасть. В противном случае может случиться так, что завтра возникнет новый похожий вирус, который станет поражать другие наши ценности: почитание старших, любовь к родной планете, свободу выбора, институт семьи и прочие вечные идеалы, взращенные, между прочим, на религиозном мировоззрении.

2.2 Религия в современной России



Как известно из истории, а история это неотъемлемая часть генетической памяти любого народа населяющего нашу землю, без истории невозможно полноценное развитие этого народа, православная религия являлась основой русского государства фактически с самого его основания. Основной свод правил нашего народа и нашего государства его фундамент, это православное учение. Православие стало государственной религией нашей страны со своей спецификой и своими ценностями, вылившимися в рождение уникальной культуры и внесшей неоспоримый огромный след в развитее всего человечества.

На протяжении более тысячелетней истории русского государства, все основные ценности, великие произведения науки и искусства и самой основы жизнедеятельности были связаны воедино с православием. Непостижимые по своей красоте храмы, произведения Ермолова и Рублева, Даниила Черного и Дионисия, Иванова и Левитана, письменные литературные произведения и научные трактаты, музыкальные шедевры характеризующие быт, нравственность, подвиги, полет мысли и фантазии, развитие науки и техники, так или иначе связаны с православием. Оно является верой нашего славного прошлого. Нашей культурой и нашим наследием.

Начиная с момента как православная религия стала неотъемлемой частью нашего государства, наши прадеды впитывали в себя традиции культурного развития через православие, эти традиции накапливались, создавая генетическую память народа. Именно опираясь на православные ценности, развивалась самобытная абсолютно непохожая на иные культуры, история и культура нашего государства и если хотите российского народа, являющегося цементирующей частью нашего государства.

Сегодня наша страна является светским государством, в котором законодательно закреплено право каждого человека на свободу вероисповедания. Сейчас религия в современной России переживает этап бурного развития, так как в посткоммунистическом обществе спрос на духовные и мистические учения достаточно высок. Согласно данным опросов компании "Левада-Центр", если в 1991 году верующими себя называли немногим более 30% людей, в 2000 году - примерно 50% граждан, то сегодня уже религиозными себя читают более 75% жителей РФ. Также немаловажно, что примерно 20% россиян верят в наличие высших сил, но при этом не причисляют себя ни к одной конфессии, поэтому на данный момент только 1 из 20 граждан РФ является атеистом.

Православная традиция христианства является наиболее распространенной религией в современной России. На втором месте после православия идет ислам, на третьем - адепты различных течений христианства, которые не являются ответвлениями православной традиции, далее - приверженцы тюрко-монгольских шаманских религий, неоязычества, буддизма, старообрядчества и др.

Однако при проведении исследований на тему религии порой выясняются довольно парадоксальные факты. Так по данным некоторых опросов процент причисляющих себя к православию выше процента собственно верующих в Бога! К тому же доля соблюдающих хоть какие-то религиозные предписания и того меньше. Так или иначе, религия в современной России играет все большую роль, и нельзя сказать, что эта роль однозначно положительная: распространение различных деструктивных сект, попытки привнести в школьный учебный процесс ту или иную религиозную традицию и возникающие на религиозной почве конфликты в обществе - это отрицательные последствия, причиной которых является стремительное увеличение количества религиозных организаций в стране и быстрый прирост числа верующих.

Привлекательность традиционных религий повышается среди лиц с консервативным мышлением, которые не способны принять распространяющийся в обществе плюрализм, в том числе и религиозный. Они обращаются к традиционным вероисповеданиям, с позиции которых могут осуществлять критику всех новых течений в общественном сознании. С этой точки зрения, традиционные религии усиливают свое влияние в определённых слоях общества в условиях неоднозначности мировоззренческих ориентации и некоторого идеологического хаоса современной России.

Возможность самоидентификации посредством религии и церкви сама по себе не нова, но в условиях социальной модернизации, когда происходят коренные изменения во всех сферах общества, она приобретает особое значение, так как дает возможность человеку найти свое место, которое было утрачено в результате перемен в общественной жизни. Рассматривая религиозное поведение, можно говорить о культовом поведении и внешнем социальном поведении верующих. К культовому поведению относится посещение богослужений и участие в них, выполнение религиозных обрядов и празднование религиозных праздников, совершение культовых действии в домашних условиях. Результаты эмпирических исследований, однако, не фиксируют наличие данных составляющих в полном объеме даже у большинства верующих. Поэтому религиозное поведение в России следует рассматривать не только в его культовых проявлениях, но и нужно выделять его ценностно-мотивационные аспекты.

Фактами внешнего социального поведения верующих является осуществление жизнедеятельности в соответствии с религиозными нормами и ценностями, религиозное воспитание в семье, пропаганда религии среди коллег, знакомых, участие в деятельности церковных советов и соборов. Религиозное поведение также осуществляется во многом исходя из оценки окружающих по критериям принадлежности к категориям «я - свои» или «я -чужие». Большая часть российских православных, участников опроса в Нижегородской области, проявляет негативное отношение к другим религиям и, прежде всего - к исламу.

Обновление и модернизация современного российского общества и сопровождающие ее кризисные явления в общественном сознании и экономике становятся определяющими факторами трансформации религии как элемента духовной культуры. Религия, претендуя на роль государственной идеологии, помогает части общества заполнить мировоззренческий вакуум. Однако в обществе существует большая часть людей, для которых религиозные догматы и предписания не являются определяющими. Навязывание религиозных ценностей вызывает у них процесс скрытого или выраженного противостояния.

Проведенный анализ литературы, публикаций и исследований, а также и личный опыт позволяют сделать вывод о том, что у молодых россиян пока еще не сформировано религиозное сознание, ибо нет четкого представления о сущности религии. В сознании молодежи переплетены между собой такие религиозные объекты как Бог, мистические силы и сверхъестественные силы, что противоречит исконному пониманию религии как веры в Бога или Богов. Однако вместе с тем, большинство авторов и исследователей говорят о возрастающей роли религии в жизни современного общества и молодежи, как самой активной его части.

Тем не менее следует все - же отметить, что невзирая на некоторое отсутствие четких религиозных представлений у сегодняшних молодых и немолодых россиян и неоднозначности во взглядах на проявления религии в современном обществе, у большинства граждан сформировалось однозначное мнение о важности и необходимости религии в современной России. Подобное мнение обусловлено тем, что вера способна сплачивать общество, понижая степень жестокости и равнодушия в каждом человеке. Однако многие также считают, как отмечают респонденты, что при этом вера не должна внушаться и навязываться, потому что в свободном выборе вероисповедания, скорее всего, лежит определенный залог искренности соблюдения религиозных норм.

Заключение
Итак, эволюционные изменения, происходящие в религии, неразрывно связаны с процессами, определяющими становление нынешней постиндустриальной реальности. Миропонимание современного информационного общества характеризуется довольно поверхностным отношением к разного рода претензиям на абсолютность и единственность, как для религиозного, так и для рационального мышления и восприятия. Поэтому сегодня и наблюдается возникновение множества вариантов миропонимания, которые приводят к необходимости толерантного к ним отношения, учитывающего сложность и многообразие действительности.

В силу этого миропонимание информационного общества стало более толерантным к разного рода новым, несвойственным ранее религиозным традициям и к нетрадиционной религиозности. Сегодня религиозное сознание людей наполняется новыми идеями и представлениями, характерными для различных религиозных традиций. Тем самым религия и сегодня пытается адаптироваться к новой социокультурной ситуации, поэтому закостенелые, не способные к преобразованиям и обновлениям догматические принципы традиционных религий в меняющихся социально-политических и культурных условиях не могут удовлетворить все многообразие духовных запросов современного общества.

Если же говорить о России, то в нашей стране религиозность как социокультурное явление имеет свои особенности, а так называемое «религиозное возрождение» в нашей стране - это явление также весьма поверхностное. Оно происходит в основном в сфере самоидентификации и мало затрагивает глубокие религиозные чувства людей и их поведение. В частности, наши сограждане по таким показателям как посещение церквей, мало изменившимся за постсоветский период, по-прежнему являются одним из наименее религиозных народов Европы. Да и вообще сегодня религиозность очень быстро превращается в формальность, поскольку сама религия абсолютным большинством людей (верующий и неверующих) воспринимается «не религиозно», а скорее как социально-полезное средство поддержания в обществе культуры и морали. При этом большая часть новоиспеченных верующих именуют себя верующими скорее потому, что считают религию полезной для общества, а принадлежность к верующим - признаком респектабельности, и отнюдь не в силу искренней веры в Бога. Таким образом, возникновение так называемого «религиозного рынка» содействует потребительски легкому отношению к церкви и вере: если церковь предъявляет жесткие требования, можно найти другую, более подходящую и менее обременительную, как следствие возникает активная конкуренция и целенаправленная деятельность религиозных организаций по привлечению новых адептов.

Религия была и остается сегодня важным фактором в развитии любой цивилизации. Ее место в жизни того или иного социума определяется различными обстоятельствами: уровнем развития общества, общественного сознания, культуры, традициями, характером межрелигиозного диалога, влиянием смежных социально-политических образований. В ходе исследования у меня сложилось такое впечатление, что положение религии в современном обществе весьма противоречиво, а дать однозначную оценку ее роли, потенциалу и перспективам очень сложно, а может быть и вовсе не представляется возможным. Однако, сегодня становится очевидным, что религия претерпевает глубокие и необратимые изменения. При этом многое будет зависеть от умения той или иной религии адаптироваться к современным реалиям в быстроменяющемся современном мире.

Список использованной литературы
1. Грановская, Р.М. Психология веры/ Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2004. - 576 с.

2. Григоренко А.Ю.: Религии мира: словарь-справочник. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.

3. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007.

4. Дубин Б. «Легкое бремя»: массовое православие в России 1990-2000-х годов // Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. М., 2006.

5. Зеленков М.Ю.: Мировые религии: история и современность. - Ростов на/Д: Феникс, 2008. - 252 с.

6. Инглхарт Р.: Модернизация, культурные изменения и демократия. - М.: Новое издательство, 2011. - 464 с.

7. Религиозные практики в современной России: Сборник статей / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. М., 2006.

8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для аспирантов, докторантов и соискателей. М.: Согласие, 2010. - 672 с.

9. Фортунатова В.А. Культурология. Конспект лекций. Н. Новгород; НИМБ, 2003. - 112 с.

10. Библиотека христианской литературы.

11. Википедия. Интернет-ресурс.


написать администратору сайта