Главная страница
Навигация по странице:

  • ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Информатика и основы информационно-коммуникационных технологий»

  • ФИО студента Филиппова Наталья Владимировна Направление подготовки

  • Группа РСО-Б-0-З-2021-1 Москва 2022 Основы

  • Этапы

  • Алгоритмический

  • Арифметические

  • Целые

  • Логический

  • Символьный

  • Строковый

  • Вещественный

  • Стандартные

  • Некоторые

  • Описательная

  • Исполнительная

  • Основные

  • Оператор

  • 1.Основы программирования 2

  • Часть 2. Обработка табличных данных

  • Решение задачи разбивается на следующие этапы


    Скачать 260.76 Kb.
    НазваниеРешение задачи разбивается на следующие этапы
    Дата23.05.2022
    Размер260.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаInformatika_IPZ_1_chast.docx
    ТипРешение
    #544819






    Российский государственный социальный университет




    ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    по дисциплине «Информатика и основы информационно-коммуникационных технологий»


    Итоговое практическое задание в форме контрольной работы

    ФИО студента

    Филиппова Наталья Владимировна

    Направление подготовки

    Реклама и связи с общественностью

    Группа

    РСО-Б-0-З-2021-1



    Москва 2022

    1. Основыпрограммирования

    Первые шаги при обучении программированию1 для многих оказываются очень нелегкими. Главное качество программиста– хорошее логическое мышление – развивается только в упорной и кропотливой работе.


      1. ЭтапырешениязадачнаЭВМ

    Решение задачи разбивается на следующие этапы.

    • Постановка задачи.

    • Формализация (математическая постановка).

    • Выбор (разработка) метода решения

    • Разработка алгоритма2.

    • Составление программы.

    • Отладка программы.

    • Вычисление и обработка результатов.

    При постановке задачи определяется конечная цель и вырабатывается общий подход к решению задачи. Выясняется, сколько решений имеет задача и имеет ли их вообще. Изучаются общие свойства рассматриваемого физического явления или объекта, анализируются возможности данной системы программирования.

    На этом этапе все объекты задачи описываются на языке математики, выбирается форма хранения данных, составляются все необходимые формулы.

    Производится выбор существующего или разработка нового метода решения (очень важен в то же время личностный этап).

    На этом этапе метод решения записывается применительно к данной задаче на одном из алгоритмических языков (чаще на графическом).

    Решение задачи переводится на язык, понятный машине.


        1. Алгоритмический язык Pascal

    Алгоритмический язык Паскаль был разработан в 1973 г. швейцарским математиком Никлаусом Виртом для обучения студентов структурному программированию. Язык получил свое название в честь французского математика Блеза Паскаля (1623–1662).

    Выбор Паскаля для обучения программированию объясняется рядом его достоинств. Во-первых, этот язык полно отражает идеи структурного программирования3. Во-вторых, Паскаль предоставляет гибкие возможности в отношении используемых структур данных. Большое внимание в языке уделено вопросу повышения надежности программ: средства языка позволяют осуществлять достаточно полный контроль правильности использования данных различных типов и программных объектов как на этапе трансляции программ, так и на этапе их выполнения. Благодаря перечисленным возможностям, Паскаль широко применяется не только в области обучения, но и в практической работе.

    Программа– это запись алгоритма на языке программирования, приводящая к конечному результату за конечное число шагов.

    Программа – это детальное и законченное описание алгоритма средствами языка программирования. Исполнителем программы является компьютер. Для выполнения компьютером программа должна быть представлена в машинном коде 4– последовательности чисел, понимаемых процессором. Написать программу в машинных кодах вручную достаточно сложно. Поэтому сегодня практически все программы создаются с помощью языков программирования, которые по своему синтаксису и семантике приближены к естественному человеческому языку. Это снижает трудоемкость программирования. Однако листинг5 программы, записанный с помощью языка программирования, должен быть преобразован в машинный код. Эта операция выполняется автоматически с помощью специальной служебной программы, называемой транслятором.

    Основные элементы программирования:

    • ввод информации;

    • хранение информации;

    • команды обработки (операции);

    • вывод данных;

    • проверка условий;

    • повторные выполнения (циклы);

    • подпрограммы (процедуры).

        1. Алфавит языка

    Программа на Паскале записывается в виде последовательности символов, образующих алфавит языка. Алфавит включает:

    • заглавные и прописные латинские буквы;

    • арабские цифры;

    • знаки препинания (: ; , .);

    • знаки операций;

    • некоторые спецсимволы.

    Арифметическиевыраженияиправилаихзаписи

    Арифметические выражения строятся из простых операндов, связанных знаками арифметических операций:

    Знаки операций

    Пояснения

    div

    деление нацело

    mod

    остаток от деления

    *

    умножение

    /

    деление



    вычитание

    +

    сложение


    Операцииdivиmod

    Целочисленное деление div отличается от обычной операции деления тем, что возвращает целую часть частного, а дробная часть отбрасывается.

    Например:

    17 div 3 = 5

    8 div 2 = 4

    1 div 5 = 0

    Взятие остатка от деления mod вычисляет остаток, полученный при выполнении целочисленного деления.

    Например:

    17 mod 3 = 2

    8 mod 2 = 0

    1 mod 5 = 1

    При выполнении арифметических операций соблюдаются следующие правила:

    1. два знака не могут следовать один за другим;

    2. при выполнении арифметических операций соблюдается следующая иерархия (приоритет) выполнения: стандартные функции div, mod;*, / +,

    1. Типыданных

    Переменные на языке Паскаль задаются своими именами.



    Имена переменных могут содержать малые и большие буквы латинского алфавита, арабские цифры и знак подчеркивания. Переменные, используемые в программе, обязательно должны быть описаны. При описании переменных задаются имена и типы переменных. Тип – определяет объем оперативной памяти, выделяемой под хранение переменной. Для описания стандартных типов переменных используют зарезервированные английские слова. Помимо стандартных типов, можно строить и пользовательские типы данных, которые базируются только на стандартных типах.

    Целыетипы


    Тип

    Диапазон значений

    Память

    (байт)

    shortint

    (короткие целые)

    −128÷127

    1

    longint

    (удвоенные целые)

    −231÷231−1

    4

    integer

    (обычные целые)

    −32768÷32767

    2

    word

    (целые положительные)

    0÷65535

    2

    byte

    (целые короткие положительные)

    0÷255

    2


    Логическийтип

    boolean– логические переменные занимают 1 байт памяти, могут принимать два значения:

    тrue (истина);

    false (ложь).

    Логические переменные могут использоваться только в логических выражениях.

    Над данными логического типа нельзя выполнять обычные арифметические операции, для них определены логические операции и операции сравнения.

    Для идентификаторов имеет место:

    True > False.

    Над логическими переменными возможны следующие логические операции:

    and (и);

    оr (или);

    not (не).

    Символьныйтип

    char– символьные переменные, служат для хранения одного символа (буква, цифра, знаки препинания, специальные символы, непосредственно код) и занимают 1 байт памяти.

    Строковыйтип

    string– строковые переменные, служат для хранения любой цепочки символов и занимают 255 байт памяти.

    Вещественный тип

    real– вещественные переменные, занимают 6 байт памяти

    (11 знаков после запятой).

    Вещественные числа могут быть заданы в форме:

    • с фиксированной точкой: 0.5 +5.0 133.15

    • с плавающей точкой: 3.5 Е 2 0.45 Е −3

    Форма с плавающей точкой используется для изображения очень больших или очень маленьких чисел.


    Имя функции

    Математическая запись

    Тип результата

    sin (x)

    sin x

    вещ.

    cos (x)

    cos x

    вещ.

    arctg(x)

    аrctgx

    вещ.

    exp (x)

    ex

    вещ.

    ln (x)

    ln x

    вещ.

    pi

    3.14

    вещ.

    abs (x)

    │x│

    вещ.

    sqr (x)

    x2

    вещ.

    sqrt (x)

    x

    вещ.

    trunc (x)ближ

    айшее наименьшее целое число

    цел.

    int(x)целая

    часть числа

    цел.

    round (x)

    ближайшее целое число (математиче-

    ское округление)

    цел.

    frag (x)дробн

    ая часть числа

    вещ.

    random (x)

    генератор случайных чисел от 0 до x;

    если x отсутствует диапазон чисел 01

    вещ.

    odd (x)

    возвращает TRUE, если x число не- четное

    лог.



    1. Стандартныефункции


    Аргументом стандартной функции может быть переменная, константа, выражение, стоящее справа от имени в скобках. Для тригонометрических функций аргумент задается в радианах.

    Некоторыеполезныеформулы

    Формула возведения числа в любую степень:

    ax = ex*ln (a) = exp(x*ln(a)).

    Формула перевода числа из градусов в радианы:


    рад
    x = xo * pi/180.
    Структура программы на языке Паскаль

    Программа на языке Паскаль имеет следующую структуру:

    program<имя>;

    <описательная часть>;

    <раздел функций и процедур>;

    begin

    <исполнительная часть>;

    end.

    Зарезервированные слова:

    program <имя> необязательная строка;

    begin начало;

    end конец.

    <имя> присваивается составителем программы (строится по правилам составления имен переменных).

    Описательнаячастьпрограммы

    Все переменные, используемые в программе, должны быть описаны.

    Описание начинается со служебного слова var.

    Например:

    program ff; var

    i,n: integer; x,y,z: real; begin

    ...

    Список переменных от типа отделяется «:», одно описание от другого – «;», список переменных перечисляется через «,». Если в программе используются метки, то они описываются с помощью служебного слова label. Метки могут быть числовые и символьные.

    В программах на Паскале можно использовать константы, которые описываются с помощью служебного слова const.

    Const n = 100;

    Переменная-константа (n) более в программе не описывается, ее тип определяется присвоенным ей числовым значением.

    С помощью служебного слова uses можно подключать к программе стандартные библиотечные модули. Стандартные модули объединяют функции определенного назначения и в случае необходимости подключаются к программе.

    Например, для использования функции очистки экрана (clrscr) к программе подключают стандартный модуль crt.

    Uses crt;

    Исполнительнаячастьпрограммы

    Выполнение программы начинается именно с исполнительной части.

    Отдельные инструкции, входящие в программу, называются операторами. Операторы отделяются один от другого – «;».

    Операторы бывают трех типов:

    • пустой оператор;

    • простой оператор;

    • составной оператор.

    Структура составного оператора:

    begin

    <оператор 1>; <оператор 2>; …<оператор N>; end;
    Основныеоператоры

    Оператор присваивания:

    <переменная> : = <выражения>;

    где «: знак присваивания.

    Следующие выражения читаются одинаково

    y:=d+beta; y:=d+Beta;

    Заглавные и прописные буквы в программе интерпретируются одинаково.

    Оператор ввода:

    readln (<список ввода>);

    где readln имя оператора ввода; <список ввода> список имен переменных, разделенных запятыми.

    Например:

    readln (a,b,c);

    По данному оператору с клавиатуры необходимо ввести значения переменных a, b и c.

    По оператору

    readln ;

    Компьютер ожидает нажатия любой клавиши. Используется как последний в программе, чтобы успеть записать результаты вычислений.

    Оператор вывода:

    writeln (<список вывода>);

    где writeln имя оператора вывода; <список вывода> список переменных вывода, разделенных запятыми.

    Оператор

    writeln ;

    Оператор writeln без списка вывода можно использовать для пропуска пустых строк при оформлении вывода результатов
    Оглавление

    1.Основы программирования 2

    1.1.ЭтапырешениязадачнаЭВМ 2

    1.1.1.Алгоритмический язык Pascal 2

    1.1.2.Алфавит языка 3

    2.Типы данных 4

    3.Стандартныефункции 6



    Часть 2. Обработка табличных данных
    Дать развернутый ответ на вопрос, привести скриншот демонстрационного примера. Вопрос: Для чего используются диаграммы в работе пользователя?

    Ответ: Диаграммы в работе пользователя используются для отображения числовых данных в графической, более наглядной форме.

    Существуют три типа диаграмм:
    1. Круговая
    2. Точечная
    3. Гистограмма

    1.Круговая.
    Круговая диаграмма — диаграмма, отображающая числовые табличные значения в виде круга с секторами.


    Фондом «Общественное мнение» был проведен опрос среди жителей города К. в январе 2016 г. о том, какой фрукт они считают самым любимым. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде круговой диаграммы.


    2.Точечная.
    Точечная диаграмма – диаграмма, предназначенная для построения математических графиков, имеющих две оси координат («х» и «y»).

    Изменение стоимости сахара в городах А, Н и М. в период с 1 по 4 мая представлено в точечной диаграмме.



    3.Гистограмма.
    Гистограмма — диаграмма, изображающая числовые табличные данные в виде столбиков.

    В гистограмме представлены результаты максимальной скорости, набранной участниками автогонки В. в первом, втором, третьем и четвёртом заезде.


    элементам диаграммы относятся объекты, в которых определены действия перемещения и действия контекстного меню. С помощью контекстного меню можно описать рамку, выбрать цвет и текстуру.

    Блок 2

    1. Заполнить портфолио РГСУ. Сделать скриншот.



    1 Программирование интересная, живая, быстро развивающаяся наука.

    2 Алгоритм — это точно определённая инструкция, последовательно применяя которую к исходным данным, можно получить решение задачи. 

    3 Структу́рное программи́рование — парадигма программирования, в основе которой лежит представление программы в виде иерархической структуры блоков.

    4 Машинный код-это строго числовой язык, который предназначен для максимально быстрой работы и может рассматриваться как представление самого низкого уровня скомпилированной или собранной компьютерной программы или как примитивный и аппаратно-зависимый язык программирования.

    5 Ли́стинг (от англ. list — список) — совокупность процедур включения ценных бумаг в биржевой список (список ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам), осуществление контроля за соответствием ценных бумаг установленным биржей условиям и требованиям


    написать администратору сайта