РИТОРИКА ответы к экзамену. Риторика. Вопросы к экзамену. Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире. Риторика Аристотеля
Скачать 103.5 Kb.
|
РИТОРИКА. Вопросы к экзамену. 1.Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире. Риторика Аристотеля. Риторика – одна из древнейших наук. Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Риторика как систематическая дисциплина сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина. Вследствие этого, афинскую демократию можно назвать первой риторической республикой. Отдельные элементы риторики (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли еще раньше в Древней Индии и в Древнем Китае. Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. В древней риторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия-это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Большую роль отводили софисты, которые были риторами – платными учителями философии и ораторского искусства. Софисты владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Основателем риторического искусства считается Протагор.. Виднейшие ораторы и теоретики красноречия Др.Греции и Др.Рима смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов. Большим культурным и научным событием было появление «Риторики» Аристотеля(384-322гг до н.э.), который значительно развил учение Платона об ораторском искусстве. Риторику Аристотель ставит в общую систему своего учения, выделяя в нем теоретическую часть-учение о бытии, практическую часть- учение о человеческой деятельности и поэтическую часть-учение о творчестве. По Аристотелю, существует материя, или пассивная возможность становления, форма (сущность, суть бытия), начало движения, цель. Аристотель считает, что риторика-искусство, соответствующее диалектике. Он определяет риторику как искусство убеждения, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. Аристотель определяет риторику как искусство убеждения, которое использует все возможное, когда реальная достоверность оказывается недостаточной.
Основоположником ораторского искусства в России считается Михаил Ломоносов. Он добился того, чтобы предметы в высших учебных заведениях того времени преподавались на русском языке. Именно тогда получили распространение публичные выступления на русском языке. Мастерами публичных выступлений, которые поддерживали российское академическое ораторское искусство, были легендарные писатели Александр Герцен, Виссарион Белинский, Николай Гоголь, Михаил Салтыков-Щедрин, Владимир Короленко. Также 19 век стал переломным периодом в сфере юриспруденции, так как в это время получило огромную популярность русское судебное красноречие. Судебные процессы регулярно освещались в газетах, что только способствовало популяризации и совершенствованию судебного ораторского искусства. Судебные ораторы поднимали злободневные вопросы, которые занимали мысли и чувства обычных людей. Если же охарактеризовать мастеров красноречия в общих чертах, то можно отметить, что всем им присущи такие качества, как: искренность, гражданская смелость, общественная активность, убежденность в правоте своих идей, уважительное отношение к слову и постоянная работа над своим стилем и языком. В наше время ораторское искусство не утратило своей важности, и успешные руководители, политики и бизнесмены понимают эффективность красноречия в достижении желаемых целей. Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее. Первый учебник риторики на русском языке был написан Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711-1765). Он был напечатан в 1748 г. под названием “Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки”. Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи; это свод правил, ему предлагалось следовать в тех устных и письменных произведениях, в которых затрагивались преимущественно государственные, общественные и религиозно-философские темы. В своем труде он выделяет собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще, касающееся прозы и стихов; ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе; поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений. Риторика М.В.Ломоносова состоит из трех частей: “О изобретении”, “О украшении”, “О расположении”. Все позднейшие русские риторики основывались на труде М.В. Ломоносова. 2.Римские авторы об ораторском искусстве. Цицерон и Квинтилиан. В Риме, как и в Греции, ораторское слово считалось важнейшим орудием политической борьбы. Но Рим был не демократической республикой, как Афины, а аристократической: власть находилась в руках узкого круга знатных семейств, и секреты ораторского искусства передавались по наследству. Поэтому когда в Риме появились первые преподаватели риторики (разумеется, греки), которые за плату были готовы учить любого, сенат увидел в этом опасность для себя и несколько раз изгонял их из города (в 161 и 92 гг. до н. э.); так же изгоняли и греческих учителей философии — как развращающих нравы. Однако риторика стучалась в дверь слишком настойчиво. Рим, добившись политического владычества в Средиземноморье, старательно усваивал греческую культуру, стремясь и в этой сфере если не к первенству, то по крайней мере к равноправию, а риторика (наряду с философией) была основой этой культуры. Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах. Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу. Задачи оратора по Цицерену:
Цицерон(106-43 гг. до н.э.) считает, что основа ораторского искусства прежде всего – глубокое знание предмета, если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором. Красноречие – это искусство, но труднейшее из искусства. Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи. По мнению Цицерона, самое важное для оратора – это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи – чистота и ясность языка. Цицерон видит красоту речи в ее свежести, сочности, нежности, учености, благородстве, пленительности, изяществе, страстности. Квинтилиан (35-100г. н.э)риторику как науку разделяет на три части: в первой рассуждают об искусстве, во второй об искуснике, в третьей о самом произведении. Он пишет, что риторика состоит в способности и силе убеждать. По Квинтилитону, риторика состоит из пяти частей: изобретения, расположения, изложения, память, произнесения(или действия). Цели оратора – поучать, возбуждать, услаждать, хотя не всякая речь преследует все три. Он выделяет три рода речи: доказательный, рассудительный, судебный. Труд квинтилитона-это систематическое и строго продуманное изложение риторического учения с учетом достижений теоретической риторики и опыта классического красноречия. Квинтилиан превозносит ясность, чистоту, правильность и соразмерность слога, украшения же могут выполнять свою функцию лишь в том случае, если соответствуют предмету речи и цели выступления.
Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от конкретной сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. Род красноречия - это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. В современной практике публичного общения вслед за Н.Н. Кохтевым выделяют:
Речь является средством человеческой коммуникации, она направлена от человека к человеку или множеству людей. Процесс коммуникации упрощенно состоит в следующем. Имеется, с одной стороны, говорящий (в общем виде отправитель или субъект) и, с другой — слушающий (получатель, адресат). Отправитель и адресат вступают в определенный контакт с целью передачи сообщения, представленного в виде некоторой последовательности сигналов: звуков, букв и т.д. Наиболее важное различие между языком и речью состоит в том, что в речи мы всегда имеем дело с непрерывным рядом (континуумом), в то время как в системе языка мы имеем дело с категориями. В связи с этим выделяются шесть функций языка, каждой из которых соответствует определенная коммуникативная установка:
К основным невербальным средствам общения относятся: Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся: - жестика; - мимика; - пантомимика. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить: • Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.) • Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.). • Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания. Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела. Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных Горой речи, как высота, громкость голоса, его тембр. Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно. Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. Немало информации дают сила и высота голоса. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы. Важно, ЧТО в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения. Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.
Его реализации способствует выполнение принципов:
Для её достижения могут использоваться тропы. Троп (от др.-греч. — оборот) — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи.
5 основных этапов: 1. Выбор темы 2. Определение цели выступления 3. Работа с источниками 4. Работа над формой речи 5. Произнесение речи. Техническая составляющая. Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить к друг другу и соответствовать целому. 1.Целесообразность, актуальность для аудитории, обусловлена потребностями жизни и задачами современности. 2.Определение и формулирование целеполагания в соответствии с особенностями слушателей: - уровень восприятия информации; - уровень слушательской культуры; - психолингвистические свойства; - интеллектуальная культура и подготовка; - уровень речевой культуры. 3 Поиск и отбор информации, материала по теме, систематизация его, создание плана выступления, построение композиции, структуры, подбор различного рода иллюстраций ( цитаты, примеры, интересные факты, положения, удачные формулировки и др.), подбор аргументации, формулировка и запись тезисов. 4 Композиционно- логическое построение речи: - зачин\ вступление\, - главная часть\экспозиция\, - финал \выводная часть\ Стилистическое оформление речи: - иформационный, - научный, - художественный, - публицистический, Выбор способа изложения: - индуктивный, - дедуктивный, - ступенчатый, - концентрический В главной части раскрывается всесторонне тема и идею.
Инвенция (в переводе на русский язык - изобретение) есть искусство добывания и предварительной систематизации материала. Как раздел риторики инвенция предполагала разработку проблематики, связанной с предметной областью речи, а именно с тем, о чем пойдет разговор. Рационально-логической основой реализации концепции выступает замысел речи, включающий в себя определение предмета и темы речи, формирование проблемного выражения темы и тезиса речи. Предметом называют "фрагмент действительности", который подлежит рассмотрению или обсуждению. Предмет выступает источником содержания речи, он может быть как материальным, так и идеальным. |