Роль познавательно речевого развития на занятиях по музыкальному воспитанию
Скачать 30.5 Kb.
|
Доклад к педсовету на тему: «Роль познавательно – речевого развития на занятиях по музыкальному воспитанию» Никого не нужно убеждать в важности музыкального развития дошкольников. Музыка, как никакой другой вид исскуства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать. Музыкальное движение и пение, помимо эстетических и образовательных задач, способствует еще и укреплению здоровья, развивает память и речь детей. Кроме этого, между музыкальным воспитанием ребенка и его речевым развитием существует много общего в плане решения единых целей и задач; как и существует единство между музыкальным искусством, музыкальной речью, с одной стороны, и словесной, с другой. Б.В.Асафьев – ученый, музыковед – научно обосновал взгляд на музыкальное искусство как интонационное, специфика которого заключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Проводя параллели между музыкой и словесной речью, Асафьев указывал, что в речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания. Это состояние тонового напряжения объединяет музыкальную и речевую интонацию. Кроме того, музыка и речь имеют общие выразительные возможности: интонационная окраска в речи и музыке передается с помощью одинаковых средств высоты, тембра, силы голоса и звука, темпа протекания, определенного ритма, использования акцентов, пауз движения. Таково теоретическое обоснование общности музыки и речи, обоснование необходимости и возможности комплексного подхода к проблемам музыкального и речевого развития ребенка. Так переходя от теории к практике хочется отметить, что роль познавательно – речевого развития на музыкальных занятиях велика. Это можно наблюдать почти во всех видах музыкальной деятельности. Так, на слушании классической и инструментальной музыки дети знакомятся с новыми композиторами, новыми произведениями, что расширяет кругозор детей. Также после прослушивания произведения задаются вопросы о содержании, о характере музыки, тем самым активизируется мышление, а вследствие этого и речь ребенка. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. При прослушивании песен также идет расширение кругозора ребенка, при помощи бесед о содержании песни, вопросов и посильных задач. Особое внимание при разучивании песен обращаю на дикцию, на новые незнакомые слова, которые им потом объясняю. Постоянно пополняю активный словарь у детей. Применяю художественное слово почти во всех видах деятельности, что также способствует расширению кругозора и воспитывает эстетический вкус ребенка. Большое внимание уделяю работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко использую жанры детского фольклора, игры-драматизации, игры – хороводы, которые также развивают воображение, фантазию, образно – ассоциативное мышление и речевую активность. Музыкально-ритмическиенавыки, приобретенные в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей .Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л.Генералов: “Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка”. В свободную от занятий музыкальную деятельность педагогам немаловажно включать прослушивание детских песенок, музыкальных сказок, которые повышают певческую активность ребенка, способствует развитию речи, обогащают пассивный словарь. Попытки подпевать внесут вклад в развитие артикуляционного аппарата ребенка. Музыкальный руководитель: Косинова Н.В. |