Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра гуманитарных и социальных наук Контрольная работа по дисциплине «История» на тему

  • «Лечебное дело», группы 121 Красносельских Екатерина Андреевна Подпись автора / /

  • Мухаммед.

  • Источники

  • Федеральное государственное бюджетное учреждение в. Роль религии и духовенства в среденевековых обществах Запада, Востока и Руси


    Скачать 48.67 Kb.
    НазваниеРоль религии и духовенства в среденевековых обществах Запада, Востока и Руси
    Дата24.02.2021
    Размер48.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФедеральное государственное бюджетное учреждение в.docx
    ТипКонтрольная работа
    #179230


    Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Кировский государственный медицинский университет»

    Министерства здравоозранения Российской Федерации

    Кафедра гуманитарных и социальных наук

    Контрольная работа по дисциплине «История» на тему:

    «Роль религии и духовенства в среденевековых обществах Запада, Востока и Руси»

    Работу выполнила: студентка,

    обучающаяся по специальности

    «Лечебное дело», группы 121

    Красносельских Екатерина Андреевна

    Подпись автора / /

    «» 20г

    Работу проверил: кандидат философских наук,

    доцент Коротков Николай Владимирович


    Оценка

    Подпись преподавателя / /

    «» 20г

    Киров 2020

    Содержани

    Работу проверил: кандидат философских наук, 1

    доцент Коротков Николай Владимирович 1

    Введение 1

    Роль религии и духовенства в среденевековом обществе Запада 1

    Гемания 1

    Англия 3

    Франция 6

    Вывод 6

    Роль религии и духовенства в среденевековом обществе Востока 8

    Япония 8

    Индия 9

    Китай 10

    Корея 11

    Арабские страны 12

    Вывод 13

    Роль религии и духовенства в среденевековом обществе Руси. 13

    Заключение 19

    Введение 1

    Роль религии и духовенства в среденевековом обществе Запада 1

    Гемания 1

    Англия 3

    Франция 6

    Вывод 6

    Роль религии и духовенства в среденевековом обществе Востока 7

    Япония 7

    Индия 9

    Китай 10

    Корея 11

    Арабские страны 12

    Вывод 13

    Роль религии и духовенства в среденевековом обществе Руси. 13

    Заключение 19

    Источники 20

    Введение


    религия несомненно занимала важное место во всех средневековых обществах на всех континенатх. Невозможно представить всю власть и главентсво религии в средневековье, но вразных странах и на рахных континентах ,естественно, была разная религия, которая действовала разными методами, но преследовала похожие цели.

    Роль религии и духовенства в среденевековом обществе Запада

    Гемания


    К началу XVI в. католическая церковь играла огромную политическую и экономическую роль в германских землях. Здесь она обладала колоссальными земельными богатствами и материальными ресурсами. Архиепископы Трира, Кёльна и Майнца участвовали в выборах императора. Во многих областях Германии, особенно в бассейне Рейна, где концентрировались владения духовных князей, церковь осуществляла функции территориального господства. Однако в конце XV — начале XVI в. все явственнее проявлялся кризис католицизма, который выражался в состоянии церковного учения, культа и обрядов. Набирал темп процесс обмирщения церкви, деньги все заметнее подчиняли себе духовную власть. Церковные иерархи, стремясь пополнить свои доходы, брали пример со светских феодалов и год от года повышали суммы поборов. Получила распространение продажа церковных должностей. Невежество и безнравственность в среде клира, вопиющие противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле вызывали нарастание антиклерикальных настроений во всех слоях общества.

    Особенно возмущали попытки удовлетворить свою страсть к наживе за счет распространения «божьей милости» — индульгенций. Индульгенция — письмо, которое удостоверяло, что его обладателя церковь, располагавшая запасом «божественной благодати», освобождала от епитимьи (наказание, которое назначал священник грешнику после исповеди) на определенное количество лет. Востребованность индульгенций была связана с тем, что люди боялись умереть, не исполнив все наказания за грехи, а индульгенция давала гарантии отпущения грехов и тем самым надежду на попадание в рай. С увеличением доходности индульгенций резко расширился их ассортимент. Появились разрешения не соблюдать пост. Папа Сикст IV в 1476 г. ввел отпущение грехов бедным душам в чистилище. Оно позволяло либо вообще освободить души умерших от пребывания в чистилище, либо в зависимости от финансовых возможностей значительно сократить время их страданий. В итоге получение бумажной «милости» превратилось в откровенную покупку «отпущения грехов».

    В Германии папы и высшее немецкое духовенство из-за отсутствия сильной центральной власти могли действовать совершенно безнаказанно. В 1514 г. Альбрехт Бранденбургский, используя поддержку папы и финансовую помощь Фуггеров, приобрел сан архиепископа Майнцского. Естественно, что Альбрехт должен был оплатить услуги и Фуггеров, и римской курии. В 1515 г. папа Лев X выпустил буллу о распространении индульгенций в церковных провинциях Майнца, Магдебурга и Бранденбурга. Половина платы за эти индульгенции шла архиепископу Майнцскому, а другая половина — папе, для строительства собора св. Петра. Ежегодно доминиканские монахи везли индульгенции из Рима в Германию, где уже существовала широкая сеть «продавцов». Многие считали индульгенции обманом, но по-прежнему покупали их из-за страха не достичь спасения. Церковь, которой нужны были деньги, запугивала мирян ужасами Страшного суда и ада. Откровенное «торгашество» священников порождало в умах верующих сомнение: способна ли была католическая церковь выполнять свою главную функцию — помощь в спасении души.

    Но кроме всего вышеперечисленного, можно выделить и другие, более материальные поводы для недовольства церковью. У крестьян наибольший протест вызывала ежегодная практика взимания десятины, которая фактически состояла из нескольких видов: «большая» десятина — с зерна; «малая» — с огородных культур; «десятина крови» — со скота. Нещадной была эксплуатация крестьянства в церковных имениях. В начале XVI в. расширились и различные поборы (аннаты) с городского населения.

    Церковь не была заинтересована в централизации империи и тем более в создании единого немецкого государства. Опыт Франции и Англии показывал, что сильная королевская власть стремится к ограничению влиянию папы в своем государстве, к контролю за финансовыми ресурсами духовных владений. Вследствие этого политика римской курии в Германии была направлена на столкновение интересов князей, на недопущение создания центральных правительственных органов и усиления императорской власти. Таким образом, деятельность католической церкви в начале XVI в. в Германии противоречила политическим и экономическим интересам немцев и не соответствовала представлениям значительной части верующих о той духовной миссии, которую она должна была выполнять.

    Англия



    Нормандское завоевание принесло в Англию основные веяния и идеи западного христианства, включив ее в орбиту религиозных реформ XI и XII вв. и открыв ее для таких новшеств, как новые монашеские ордена или крестовые походы. Английская церковь номинально и, в весьма высокой степени, фактически подчинялась папскому престолу. Церковнослужители присягали на верность двум господам — папе и королю. Благодаря международным религиозным связям английские священники могли сделать карьеру за границей, и наоборот, священники-иностранцы могли занимать высшие должности в английской церкви. Британские острова не остались в стороне и от волны распространения новых монашеских орденов: в 1220-х гг. в Англии появились доминиканцы и францисканцы. Неприглядная сторона того вклада, который внесла Англия в западное христианство, состояла в антисемитизме, который процветал на континенте начиная с 1090-х гг. Первое упоминание о евреях в Англии относится к довольно позднему времени — началу XII в., однако после этого антисемитизм становится заметной чертой английской жизни, достигнув высшей точки в правление Эдуарда I, издавшего указ об изгнании из страны евреев в 1290 г. В 1144 г. против евреев было выдвинуто, вероятно, первое обвинение в убийстве младенцев. Антисемитизм отражал враждебность к чужакам, свойственную средневековому обществу. Это была оборотная сторона крестовых походов.

    Но продолжали существовать и более застарелые страхи. Роль тьмы — мира, находящегося за пределами человеческого понимания и не поддающегося его контролю — в средневековом воображении была одновременно составляющим элементом и порождением более общего страха. Это был враждебный мир, в котором действовали дьявол и ведьмы — представители легионов злых сил. Многие суеверия поддерживались и подогревались церковью. В 1479 г. Яков III, король Шотландии, обвинил в колдовстве своего брата, графа Мара. Несколько ведьм были сожжены по обвинению в уничтожении восковой фигурки, долженствовавшей представлять короля Якова.

    Многие короли Англии боролись с амбициями и претензиями папского престола и местного духовенства. Отказ Иоанна признавать поставленного папой архиепископа Кентерберийского привел к тому, что в 1208 г. на Англию был наложен интердикт, запрещавший все богослужения в стране. Короли враждебно смотрели на церковную юрисдикцию, не связанную с королевским правосудием, и на перемещение средств за пределы Англии. В XIV в. были изданы постановления, призванные ограничить папскую власть: Статуты Провизоров (1351 г.) и Praemunire (1351, 1393 гг.).

    Антиклерикальными настроениями воспользовались лолларды, во главе которых стоял Джон Уиклифф (ум. 1384 г.), оксфордский теолог, отличавшийся радикальными воззрениями. Он отрицал необходимость в посредничестве между Богом и человеком, осуществляемом духовенством, папскую власть и доктрину пресуществления. Уиклифф подчеркивал авторитет Писания и подвергал критике богатство монашеских орденов. Он был осужден папой и английской церковью. После смерти Уиклиффа лолларды подвергались гонениям, особенно усилившимся после провала лоллардского заговора в 1414 г.

    Церковь играла важнейшую роль в обществе — не в последнюю очередь в качестве образовательного, здравоохранительного и благотворительного института. Средневековые больницы, например, были первоначально религиозными учреждениями, предоставлявшими скорее тепло, кров и пищу, чем медицинское обслуживание. Они давали кров прокаженным и прочим отверженным.

    Популярность и жизнеспособность позднесредневековой английской церкви остаются предметом споров. Некоторые историки подчеркивают ее популярность и жизнеспособность и утверждают, что по этим причинам Реформация не пользовалась популярностью в массах; другие ученые высказывают сомнения по этому поводу. Можно считать религиозные обряды главной путеводной нитью для средневекового человека, наполняющей его жизнь значением и красотой, но с тем же успехом можно переносить упор на антиклерикальные настроения. Можно выделить аспект  единения общества, особенно очевидный, например, для мессы, а можно придерживаться мнения, что религия способствовала обособлению индивидуума, указывая на частные молитвы, отвлекающие внимание от латинской литургии, произносимой священником. Как бы то ни было, большинство священников добросовестно выполняли свои обязанности и пользовались уважением прихожан. Традиционные обряды и верования поддерживались вербальными и визуальными средствами, включая кэролы, мистерии, витражи, статуи и фрески. Поэтому столь важную роль сыграла их отмена и уничтожение во время Реформации. Ясно то, что английское христианство XV в. являлось неотъемлемой частью международной церкви и что недовольство некоторыми ее сторонами и существование ереси лоллардов увеличивали тревогу, которую испытывали люди той эпохи.

    Франция



    Средневековье всегда считалось самой христианской эпохой, а Францию называли «старшей дочерью церкви». Общепризнано, что в XI столетии христианство было распространено на всей территории Франции, даже если кое-где в удаленных районах и существовали некоторые суеверия, предполагавшие наличие каких-либо других верований. Церковь как организация расцвела и утвердила свою власть между XI и XIV в. Во главе ее находился папа римский, порвавший, начиная с 1054 г., все связи с Константинополем и принимавший активное и полновластное участие в политических и религиозных делах Запада (организация крестовых походов, отлучение суверенов от церкви за нарушение нравственности и супружеского долга). В каждой стране эволюция национальной церкви шла двумя путями: становление светской или белой церкви, служители которой жили среди мирян, и развитие монастырей, (черной или регулярной церкви). Представители обеих церковных иерархий вменяли верующим в обязанность изучение катехизиса (Credo), присутствие на церковных богослужениях и участие в религиозных обрядах, из которых исповедь стала носить все более индивидуализированный подход. Церковь стремилась изгонять из жизни общества и исправлять нормы нравственности и поведения, считавшиеся, по ее мнению, отклонением: от суеверий до ереси, которую она выжигала огнем инквизиций.

    Вывод



    В духовно-культурной сфере Запада раннее средневековье стало временем усиления роли религий, духовенства. Вырабатывалась система отношений между светской и церковной властями. В Западной Европе на протяжении первого тысячелетия нашей эры христианство превратилось из сообщества гонимых единомышленников, сторонников учения Иисуса Христа, в мощную наднациональную и надгосударственную силу, оформилось в теократическое государство во главе с папой (т.е. государство, где духовная и светская власть принадлежали папе римскому).

    Также можно сказать, что христианская церковь помогала светским правителям регулировать сложные отношения между людьми, заботилась о больных, стариках и сиротах, открывала школы. Священники крестили детей, венчали молодожёнов, отпевали покойников. Будучи людьми образованными, они часто занимали важные посты при дворах европейских правителей и давали советы императорам, королям, герцогам.

    Церковь старалась, чтобы усобицы между феодалами не наносили другим людям слишком большого вреда. Она требовала от феодалов заключать «Божий мир» – соглашение о правилах ведения войны. Воинам запрещалось нападать на безоружных людей: священников, женщин, крестьян; воевать от заката дня в среду до восхода в понедельник и в дни церковных праздников. Таким образом, для ведения военных действий оставалось только сто дней в году.

    Таким образом, можно сказать, что религия и духовенство в среденевековой европе играли вуажную роль. Духовенство присутствовало во всех сферах жизни средневекового общества, оно встречало человека при его рождении и провожало после смерти, назначало новых правителей, а также являлось одним из крупнейших землевладельцев.





    Роль религии и духовенства в среденевековом обществе Востока

    Япония



    В средневековой Японии происходит смешение нескольких религиозных течений. Наиболее всего выражен синтоизм или «путь богов». Большинство населения свято веровали в мифы, поэтому всему приписывали божественные истоки. Духи неба считались предками монархов, а простые жители происходили от духов более низкого происхождения. В синтоизме поклоняются духам предков, а после смерти готовятся сами превратиться в духов. Бестелесные сущности вездесущи, они невидимо изменяют течение жизни, способны влиять на происходящие события. Благодаря синтоизму проявляется еще одна отличительная черта японцев – любовь к гармонии природы. Из Китая в Японию пришел буддизм. Придворная знать первая решила примкнуть к этому новомодному учению. Философское учение должно было сплотить страну и поддержать авторитет центральной власти. Религия в средневековой Японии вошла в кодекс чести самураев: дисциплинированность, хладнокровность, отрешенность и самоконтроль. Стали появляться буддийские монастыри, готовящие настоящих бесстрастных воинов. С буддизмом японцы позаимствовали иероглифическую письменность, которая нужна при переписывании священных буддийских наставлений. В стране мирно уживались две религии, в некоторых случаях они переплетались между собой. Население могло одновременно следовать принципам предписаний синтоизма и буддизма, которые не шли между собой в диссонанс. Государственной религией в средневековой Японии считается буддизм, но в качестве национальной религии одновременно проявляется и синтоизм. От буддизма в 12 веке отделяется отдельная ветвь – конфуцианство. По новой идеологии, дети не только должны подчиняться решению родителей, но и безоговорочно их любить.

    Индия


    Буддизм и индуизм- религии возникшие на территории Индии.Буддизм был распространён в этом государстве несколько веков до и после Рождества Христова, однако уже в первые века нашей эры он начал терять позиции, уступая место более мифологизированному и красочному индуизму. Мировая религия индийского происхождения - буддизм - является одной из главных религий Востока, но не самой Индии. Главной религией в самой Индии признан индуизм.

    Индуизм - явление сложное и разнородное. Это не только религия, но и весь уклад культуры, включая мифы, обряды, древнюю литературу, социальные традиции и т.д. У индуизма нет строгого канона, нет «узаконенного» пантеона богов. В одних провинциях одни предпочтения, в других - другие. Известный специалист по индийской религии Раймонд Хаммер ссылается (не указывая имени) на слова одного из учёных, что единственное, что объединяет индуизм, - это местный колорит и поклонение перед коровой.

    Предания и мифы прочно вошли в жизнь каждого индийца, став важной составной частью индуизма. Такие эпические сказания, ка Рамаяна и Махабхарата оказали огромное воздействие на многие поколения индийцев, их социальные и этические идеалы, на воспитание их чувств и эмоций, формирование их представлений о пантеоне богов и духов, героев и демонов. Ещё можно отметить сборники мифических преданий - пураны, которые легко и понятно, хорошим языком и яркими красками, излагая истории и приключения различных богов, полубогов и героев индуистского пантеона, стали одним из любимых в народе жанров, что также сыграло немаловажную роль в формировании индуизма как всеохватывающей религиозно - культурной системы.

    Жрецами индуизма, носителями основ её религиозной культуры, ритуального обряда, этики, эстетики, форм социально - семейного уклада и быта были члены брахманских каст, потомки жрецов из варны брахманов, которые ещё до нашей эры являлись носителями религиозных знаний и исполнителями ритуальных обрядов. Из их числа цари выбирали себе советников и чиновников, они диктовали народу нормы жизни, сводившиеся главным образом к строгому соблюдению иерархии каст и определённому поведению внутри касты. Брахманы были домашними жрецами в богатых, в первую очередь в самих же брахманских семьях. Из их числа выходили наиболее авторитетные религиозные учителя - гуру, обучавшие молодое поколение, прежде всего брахманское, всей мудрости индуизма. Но важнейшей социальной функцией брахманов, как наиболее высокого в Индии сословия, было удовлетворение религиозных потребностей всех остальных слоёв населения.

    Китай



    С началом Средневековья в Китае получает распространение буддизм. В VI в. он становится государственной религией. Именно раннее Средневековье стало периодом утверждения буддизма, который оказан огромное влияние на развитие китайской философии, литературы и искусства Буддизм впитал местные обряды и культ предков: к святым были причислены местные мудрецы и герои.

    Буддизм имел больше всего сторонников среди знати, тогда как у простонародья был распространен даосизм. Это учение хранило идеи равенства и осуждало богат­ство. С VII в. начала создаваться даосская церковная организация. Впоследствии правящая верхушка существенно видоизменила даосизм в свою пользу.

    Между даосизмом и буддизмом продолжалась борьба за влияние в китайском обществе. Однако обе религии не могли соревноваться с конфуцианством — основой морали, образования, государственного строя, зако­нодательства. Конфуцианство учило поклоняться императору, бить справедливым и честным, любить родителей, с уважением относиться к людям, особенно уважать старших и заботиться о младших. Именно в духе конфуцианства была разработана система обяза­тельных государственных экзаменов, которые сдавали чиновники для получения должности.

    Сосуществование нескольких религий было характер­ной чертой китайского общества в раннем Средневековье. 13 XI-XTI вв. в конфуцианство начали вводить элементы даосизма и буддизма. Именно это видоизмененное конфуцианство стало новой мощной политической и культурной силой в Китае. И хотя новое, конфуцианство не вытеснило ни даосизма, ни буддизма, в конце XIV в. оно заняло господствующее положение в стране.

    Корея



    Буддизм стал распространяться в Корее в IV в., его привезли китайские монахи, специально с миссионерскими целями посещавшие страну. Первоначально очагом этой религии на Корейском полуострове стало Когурё, одно из трех существовавших тогда в Корее государств (остальные именовались Пэкче и Силла). Немного позже, но в том же столетии он распространился в Пэкче и через полтора столетия — в третьем корейском государстве. К тому времени, когда Силла сумела подчинить себе остальные государства и создать одно общее (VIII в.), буддизм во всех трех государствах был уже признанной государственной религией.

    В это время, однако, такое же положение государственной религии занимало в Корее конфуцианство. Немного позже проник в страну и даосизм. В общем буддизм не вел с этими религиями прямой борьбы. Были, правда, периоды конфронтации буддизма и даосизма. Так, например, в середине VII в., когда представитель когурёсской сангхи Подок повел борьбу против даосизма, убеждая вана (властителя) Поджана не допускать даосизма под предлогом того, что новая религия вызовет духовный разброд в стране, ван не согласился с этим, и даосизм стал распространяться, ослабляя позиции буддийской сангхи. То, что вскоре Когурё потеряло свою независимость, объясняется некоторыми авторами именно тем, что оно не пользовалось в это время былой поддержкой, которую оказывали ему сангха и вообще буддисты.

    Арабские страны



    Основой религиозной жизни жителей Востока был ислам. Ислам (араб. «покорность») – самая молодая из трех мировых религий. В современном мире ислам – вторая по числу последователей мировая религия. Это – монотеистическая религия, и почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Ислам возник в Аравии в VII в., его основателем стал Мухаммед. Эта религия складывалась под влиянием христианства и иудаизма. Идеальная форма исламской государственности – эгалитарная светская теократия. Все верующие, независимо от своего социального статуса, были равны перед божественным законом; имам или мулла – главный на общей молитве, которую может возглавить любой знающий Коран мусульманин. Законодательной властью обладает только Коран, а исполнительная власть – религиозная и светская – принадлежит Богу и осуществляется через халифа. Основные направления ислама:

    1) суннизм;

    2) шиизм;

    3) ваххабизм.

    Основной источник мусульманского вероучения – Коран (араб. «чтение вслух»). Второй источник мусульманского вероучения – Сунна – примеры из жизни Мухаммеда как образец решения религиозных социально-политических проблем.

    В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся обрядовые и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строятся семейные, правовые, имущественные отношения мусульман. Важнейшей частью ислама является шариат – свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина.

    Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением и мифологией, важную часть которых представляли ангелы и демоны, или джинны. Мусульмане очень боялись сглаза, верили в бессмертие души и загробную жизнь. Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам. Широко распространены были и различные гадания.

    Вывод



    Религия и духовенство на среденевековом Восткоке была также важна, как и на Западе. Где-то религия была неотделима от законов, где-то была на стороне правящих кругов, а где-то наоборот выступала против них.

    Роль религии и духовенства в среденевековом обществе Руси.


    Мозаичная картина древнерусской жизни, складывающаяся из разрозненных, неясных и даже противоречивых свидетельств древнерусских и иностранных источников позволяет говорить о том, что введение христианства на Руси Владимиром Святославичем в качестве государственной религии опиралось на традицию длительного проникновения этого вероучения на восточнославянские земли.

    Крещение Руси, положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов:

    1. Интересы развивающегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог.

    2. Практически весь европейский мир перешёл к христианству, и Русь больше не могла оставаться языческой окраиной.

    3. Христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям, оно укрепляло семью.

    4. Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны.

    5. Появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало объяснения, требовало новой идеологии.

    Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не могло дать этого объяснения. Христианство же с его идеей, что всё идёт от Бога - и богатство, и бедность, и счастье, и несчастье, давало людям некоторое примирение с действительностью. Главным в христианстве были не жизненные успехи - богатство, власть, добыча на войне, а совершенствование души, свершение добра и достижение тем самым вечного спасения и блаженства в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вёл праведный образ жизни, то становился духовно выше любого богача, нажившего своё добро неправедным путём. Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, оправдать человека в его поступках.

    Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причём вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьёз пришлось выбирать между двумя: принятие православия и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на западную Европу.

    Как известно, князь Владимир выбрал православие. Сохранилась история о выборе веры. Будучи неудовлетворёнными другими религиями, а также западным христианским обрядом, послы князя Владимира так говорили о богослужении в Софии Константинопольской, свидетелями которого они стали: «Не знаем мы, на небе были или на земле, ибо на земле нельзя видеть такого зрелища и такой красоты; не умеем вам рассказать, только знаем, что там Бог пребывает с людьми и что служба их превосходит службу всех других стран; мы не можем забыть такой красоты».

    Вскоре после официального введения христианства на Руси была создана первоначальная организация русской православной церкви в форме митрополии константинопольского патриарха. Её возглавлял митрополит, присылавшийся из Константинополя и имевший своим местопребыванием кафедральный собор святой Софии в Киеве. Церковное управление на местах, в важных политических и административных центрах, осуществлялась епископами, подчинёнными митрополиту.

    Формирование церковной структуры на Руси явилось процессом внутреннего развития государственного строя. Сама митрополия в Киеве, объединявшая всю государственную территорию Руси, была центром национальной церкви. В пору феодальной раздробленности и существования самостоятельных княжеств церковная система из нескольких епископий, подчинённых как местным князьям, так и Киеву, в определённой степени компенсировала недостаток политической централизации.

    Активная роль государственной власти при формировании на Руси церковной организации сказалась не только в создании её структуры, но и в обеспечении материальных условий деятельности. Передача церкви десятой части всех великокняжеских доходов была на этом пути первым шагом. Церковная десятина на Руси, как средство обеспечения христианского культа, известна с первых сообщений о строительстве первых храмов. Прежде всего - это десятая часть от княжеских даней, от поступлений княжеского суда, от княжеских торговых пошлин. Далее князья стали предоставлять митрополиту, епископам, крупным храмам земли, населённые смердами, и передавать церковным организациям часть своих прав на эти земли и их население.

    Летописные сообщения указывают на то, что соборные церкви и кафедры владели не только сёлами, но и городами. Так система господства одних людей и зависимость других стала внедряться и в церковную среду.

    В условиях средневековья христианская церковь никогда не ограничивалась и не могла ограничиваться только конфессиональной деятельностью. Ей приходилось выполнять ряд других важных функций, таких как церковно-административная, экономическая, юридическая, культурная.

    Средневековое религиозное сознание заставляло человека постоянно заботиться о своей душе и её месте «на том свете» и искупать прегрешения перед богом через посредничество церкви. Поэтому наряду с десятиной и земельными пожалованиями церковь получала от князей большие материальные средства в виде дарения церковных сосудов из драгоценных металлов, крестов, украшенных драгоценными камнями, священнической ритуальной одежды и других предметов для богослужения, литературных книг, часто в богатых окладах. Эти ценности не только обеспечивали функционирование храмов, но и предавали им и службе, совершавшейся в них, торжественность и великолепие, что имело не только эстетическое, но и идеологическое значение. Правда, при всём при этом, церкви с их богатствами становились большим соблазном для всякого рода злоумышленников.

    Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. В сферу её юрисдикции входили дела о разводах («распуты») двоежёнстве, нецерковных формах заключения брака («умыкание»), изнасилований («пошибание»), о браке в близких степенях родства. Столкнувшись с нормами обычного права, выработанного на Руси, церковь отобрала для применения в сферах семейного и брачного права те из них которые соответствовали государственному, классовому строю, христианским принципам. Это были нормы, способствующие выделению малой семьи, укреплению моногамии, прочности брака, частной собственности, подчинению центральной власти.

    Люди, лишённые средств к существованию вследствие своих физических данных, повсюду составляли нагрузку, которую брала на себя церковь как организация, связанная своим происхождением с религией обиженных и угнетённых. Церковь как феодальная организация сохранила и укрепила функции отдушины - для отведения в безопасную сторону социального и всякого другого недовольства нижнего звена феодального общества. Особый трактат о месте церкви в обществе XIII в. - Правило о церковных людях - посвящает немало строк перечислению так называемых благотворительных дел, якобы требующих больших средств церкви: «…нищих кормление и чад мног, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напостех поможение, в пожаре и в потопе, пленным искупление» и др.

    Монголо-татарское нашествие и установление на Русь политического господства завоевателей несколько изменило положение церкви.

    Разорение и уничтожение тысяч сел и городов, истребление населения в годы вражеского нашествия привели к упадку хозяйства и культуры русских земель. Государственная власть ослабла, усиливались раздробленность и сепаратизм отдельных княжеств. В этих условиях возросло значение церкви, оставшейся единственной феодальной организацией, с которой считались и завоеватели и русские князья. Церковники использовали любое значительное событие социальной жизни для упрочнения своего влияния и религиозной веры в народе. Так рассказ о монгольском нашествии летописцы сопроводили учением о том, что оно ниспослано за небрежение к религии и церкви. Неурожай, голод, эпидемии и наводнения церковь постоянно использовала для укрепления своего авторитета. В связи со стихийными бедствиями усиленно подчёркивалось значения всяких знамений, совершались молебны и крестные ходы, строились обетные храмы и всячески внушалась мысль о том, что для избежания несчастий необходимо укреплять веру.

    Отстаивая своё монопольное положение в области идеологического воздействия на народные массы, русская церковь вела упорную борьбу с другими религиями, насаждая представление об исключительности православия, проповедовала враждебность к другим народам и странам, ненависть ко всему иноземному.

    Религиозная идеология проникала во все области духовной культуры средневековой Руси: просвещение и образование нахолодилось преимущественно в руках духовенства. Под его влиянием находились литература, летописание. Изобразительное искусство и архитектура были так же неразрывно связанные с церковью, удовлетворяя прежде всего её потребности. Играя определённую роль в развитии культуры на Руси, церковь вместе с тем серьёзно тормозила её. Слепое преклонение перед церковными авторитетами, неприязнь к рационалистическому мышлению, проповедь религиозного мировоззрения - все это сковывало творчество передовых русских людей того времени.

    Заключение


    В средние века религия была неотъемлемой частью жизни каждого общество, в особенности в раннее средневековье. Это происходило, потому что большая часть населения была малограмотной, к тому же в те времена не было быстрого развития науки, поэтому не в силах объяснить те или иные природные явления люди списывали их на проделки демонов или других злых сил. И в этом объяснении у религии была роль защитниуа всех людей. Но с течением времени и развитием наук религия на Западе стала терять свои позиции, но на на Востоке и Руси вера оставалась такой же сильной.

    Источники:

    • Блэк Джереми «История Британских Островов»

    • Поло де Болье Мари-Анн «Средневековая Франция»

    • Бонвеч Бернд «История Германии. Том 1. С древнейших времён до создания Германской империи»

    • https://studwood.ru/523190/religiovedenie/rol_religii_duhovenstva_srednevekovoy_rusi

    • Крывелев Иосиф Аронович «История религий. Том 2»

    • С. В. Константинова История мировой и отечественной культуры. 





    написать администратору сайта