Главная страница

Стереотипы в межкультурной коммуникации. Стереотипы в межкультур. комуникации. Роль стереотипов в восприятии другой культуры


Скачать 1.19 Mb.
НазваниеРоль стереотипов в восприятии другой культуры
АнкорСтереотипы в межкультурной коммуникации
Дата27.02.2023
Размер1.19 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаСтереотипы в межкультур. комуникации.pptx
ТипДокументы
#958539

РОЛЬ СТЕРЕОТИПОВ В ВОСПРИЯТИИ ДРУГОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Актуальность темы обусловлена обострением ксенофобии людей друг к другу на фоне последних событий в мире. И стереотипы не способствуют улучшению данной ситуации. Изучение методов преодоления предрассудков о другой культуре посодействует взаимопониманию людей, принятие и уважение пусть и не привычной, но не менее ценной культуры.
  • Объект исследования – стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации.
  • Целью работы – исследование роли стереотипов в межкультурной коммуникации.
  • В процессе работы будут рассмотрены следующие задачи:
  • 1) изучить происхождение стереотипов;
  • 2) выявить роль стереотипов в межкультурной коммуникации;
  • 3) изучить проблему предрассудков в современном обществе.
  • Стереотипом является эмоционально окрашенный и устойчивый образ о неком явлении – часто неосознанно – возникающий в мыслях у человека. Данное представление выражает его отношение к окружающему и складывается в ходе его социальных взаимодействий и получения жизненного опыта, нередко упоминается в контексте предвзятых и устаревших взглядов.
  • Американский писатель Уолтер Липпман выделяет следующие черты стереотипов:
  • 1. Реальность – это сложное и многогранное понятие, в отличие от стереотипов – даже самые объемные и глубокие по смыслу стереотипы вполне объяснимы в нескольких словах.
  • 2. Стереотипы формируются не на основе нашего опыта – мы познаем их из нашего окружения (семья, знакомые, коллеги), СМИ (новости, реклама, художественные фильмы) и так далее.
  • 3. В основе стереотипа лежит ложная подоплека. Стереотип задвигает личность человека на задний план и приписывает ему характеристика в зависимости от его расы, культуры, возраста.
  • 4. Стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждены, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказываться от него, а утверждать, что исключение только подтверждает правило. К примеру, знакомство человека с высоким японцем только подкрепляет его стереотип, что японцы низкие.
  • Психологические механизмы стереотипирования базируются на принципе сбережения усилий, присущем ежедневному поведению людей. Люди реагируют на события и вещи, помещая их в те категории, которые им привычны и понятны. Тотальный отказ от стереотипов превратил бы жизнь в бесконечную череду проб и ошибок, но полная стереотипизация жизни делает ее примитивной и свидетельствует об интеллектуальной ограниченности человека
  • Английским психологом Г. Тежфел, немецким исследователем В. Квастгофом были выделены основные функции стереотипов. Они продемонстрированы на рисунке, где также включены общепринятые современные функции стереотипов
  • Проблемы стереотипов рассматриваются не только в публикациях социологов, но и в исследованиях маркетологов, психологов и прочих специалистах. Профессионалы своих отраслей имеют собственное представление о стереотипе и о его классификации.
  • Предубеждение – это стереотипное видение человека, социума. Особенность этих стереотипов заключается в том, что они подпитывают враждебное, ксенофобное отношение к другим группам на фоне расизма, нацизма, эйджизма или сексизма.
  • Отметим, что сущность предубеждений как раз и заключена в беспричинном отрицательном отношении к группе и ее отдельным представителям. Это означает, что предубеждение — это преднамеренное осуждение, побуждающее нас к предвзятому суждению о некой личности только на основе его отождествления с некоторой общностью.
  • Учитывая суть предубеждений, стоит обратить внимание на то, что они рождаются из-за ошибочного и отрывочного понимания информации о неком объекте. Такая установка, возникающая из подсознательной ассоциации и несущая в себе ошибочную и недостоверную информацию, оказывает длительное воздействие на отношение человека к объекту.
  • Предубеждения являются частью культуры, так как они имеют социальное, а не биологическое происхождение. Так, они являются устойчивыми и распространенными элементами каждодневной современной культуры, передающиеся из поколения в поколение, и закрепляются благодаря традициям и обычаям. Довольно часто предрассудки включаются в культуру как табу или заповедей – строжайших представлений, как нужно относиться к представителям соответствующих национальных или культурных общностей.
  • Бесчисленные публикации о психологической натуре людей доказывают, что у нас есть специальный механизм, благодаря которому существует возможность реагировать на другого человека, совершенно не связанного логически с появлением этой реакции.
  • Сущность данного процесса заключается в перенесении выражения эмоций в другую ситуацию, в которой есть вариант осуществить с выгодой или с безопасностью для человека. Люди пользуются психологическим смещением, не осознавая это в качестве некоего защитного механизма, или целенаправленно для выплеска эмоций.
  • Наиболее распространенный вид предрассудков - этнический. Одной из социально-психологических причин является попытка членов доминанты группы этноса, которые расположены на низких ступенях социальной лестницы, отыскать ресурс для умственного удовлетворения. В зарубежной психологии есть много теорий о корнях предрассудков. Теория разочарования и агрессии – одна из таких. Ее сущность заключается в том, что в натуре людей, которое вызвано негативными эмоциями, появляется состояние напряжения-разочарования. Эта ситуация требует его разрядки, и абсолютно каждый человек может обратиться в объект этой разрядки.
  • Есть теория, которая объясняет нужду людей определять свою позицию по отношению к другим. Человек зачастую подчеркивает превосходство своей этнической над другими. В процессе такого самоутверждения, как следствие, вырождаются успехи рассматриваемой общности и, в частности, выделяется недружелюбное отношение к ней. Так, по мнению Г. Техфела, есть возможность обсудить социальные, экономические и политических контексты межгрупповых взаимоотношений. Они тесно переплетены с культурной и национальной самоидентификацией взаимодействующих социогрупп. Кроме того, положительная идентификация связана с их культурной группой, однако в отношении иностранной культурной группы проявляется отрицательная идентификация или даже открытая дискриминация.
  • Актуальность национального вопроса в современном обществе определена некоторыми причинами, и они могут быть объяснены на основе теории двух тенденций с точки зрения национальной проблемы. На первый взгляд, ускоренными темпами, в частности, в развитых странах, происходит сплочение и ассимиляции этносов, разрыва старинных традиционных устоев и рамок и связанных с ними форм национальной идентичности. Это непростой и двойственный процесс. Он состоит из различных элементов: конвергенцию или даже полное слияние культур, ассимиляцию общего языка национальными меньшинствами, широкое распространение смешанных (межэтнических) браков, преодоление традиционной изоляции и расширение сферы общения людей независимо от их этнической принадлежности, фундаментальные изменения этнической идентичности и т. д.
  • Этнические предрассудки часто служат реакцией на рост ранее дискриминированных меньшинств, которые больше не хотят закрывать глаза на данную проблему. Неформальные личные контакты между представителями разных этнических групп играют важную роль в смягчении и преодолении враждебных настроений. Совместная работа и непосредственное общение ослабляют стереотипное отношение, в принципе, позволяя видеть в человеке другой расы или национальности не частный случай "этнического типа", а конкретного человека.
  • Предубеждения также можно изменить с помощью средств массовой информации. Однако даже в этом случае могут потребоваться годы, чтобы изменить предубеждение. Кроме того, предубеждение нельзя убрать, стереть из сознания людей, его можно только сделать более разумным, понятным, видоизменить и описать.
  • Поэтому наивно полагать, что изменение стереотипов и предрассудков – это простое дело, быстро осуществимое с помощью социальных технологий или других приемов. Стереотипы и предрассудки меняются очень медленно и с большим трудом. Люди склонны запоминать информацию, которая поддерживает предубеждения, и игнорировать информацию, которая им противоречит. Поэтому, если предрассудки когда-либо были усвоены человеком, то они проявляются в течение длительного времени.
  • Можно сделать следующий вывод: стереотипы функционируют автоматически, бессознательно - это наш способ восприятия и реагирования на различные ситуации
  • Изучение концепции стереотипа показало, что это явление можно рассматривать в двух аспектах:
  • - как условно стабильный, суммирующий образ или ряд особенностей, свойственных членам культурных групп, или представителям других народов в глазах данного народа;
  • - как культурно определенный образ, являющемся ментальным представлением, так и воплощенная в речах и публикациях. Стереотип в данном случае – это и процесс, и результат общения по определенным семиотическим моделям. Стереотип включает в себя стандарт, что является реальностью, а не лингвистики, а норма, которая существует на языковом уровне.
  • Поведение любого индивидуума в каждом социуме характеризуется, то есть подчиняется негласным правилам, приобретаемым в этом пространстве индивидуально и разнообразно. Культурные стереотипы влияют на поведение человека в родном для него пространстве культуры, языка и начинают ассимилироваться, как только человек осознает, что он является «шестеренкой» конкретной национальной группы, элементом своей культуры.
  • Предрассудок – это губительная социальная стигма по отношению к группе и представителей, собирательный образ о личности, группе, имеющая склонность быть очень эмоционально ограниченной, легко видоизменяющейся под влиянием поступления новой, пусть даже и ложной информации.
  • Многие социологические изыскания говорят о том, что стереотипы можно изменить. В мире проходят множество мероприятий, благодаря которым меняются стереотипные ожидания. Этот немаловажный процесс, так как отказ людей от стереотипов позволит людям действовать как им велит их душа, а не как предписано их группе и продиктовано стереотипами.


написать администратору сайта