Главная страница
Навигация по странице:

  • Индивидуально-языковые функции

  • Характеристики языка Общеприняты следующие характеристики языка, выделяющие его из всей совокупности «посредников» межчеловеческой и межкультурной коммуникации: [2

  • 1.1 Роль языка: язык и речь или язык как средство человеческого общения

  • ККР по деловой коммуникации. Роль языка в развитии общества


    Скачать 225 Kb.
    НазваниеРоль языка в развитии общества
    Дата13.05.2023
    Размер225 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаККР по деловой коммуникации.doc
    ТипКонтрольная работа
    #1126930
    страница1 из 3
      1   2   3

    Контрольная работа

    по дисциплине «Деловые и научные коммуникации»

    на тему:

    «Роль языка в развитии общества»

    Тула 2023

    Содержание

    Введение.……………………….………………………….…………………...3

    1. Понятие языка, его функции, характеристики языка, язык как знаковая система………………………………………………………………………….3

    1.1 Роль языка, язык и речь, язык как средство человеческого общения…9

    1.2 Речевая культура, культура общения, речевой этикет………………10

    1.3 Общество как фактор формирования и развития языка………………13

    1.4 Взаимовлияние изменений в обществе и языке………………………14
    2. Роль языка в развитии общества………………………….………………21

    2.1 Специфика языка как фактора обслуживания общества……………21

    2.2 Выражение языком общественного сознания………………………..22

    2.3 Язык и общество……………………………………………………….25

    Заключение………………………….………………………….………………28

    Список литературы………………………….…………………………………30

    Введение

    Главным отличительным фактором общения животных от общения людей выступает наличие вербальных средств коммуникации, т. е. наличие языка, поскольку именно язык позволяет человеку передавать информацию посредством символьного обозначения объектов, о которых идет речь. Следовательно, язык - обозначающая функция, ибо его слова обозначают, определяют предмет или процесс. Он позволяет переходить к обобщениям. Но следует не упускать из виду то, что человек называет предметы не просто так: слово - результат сложной внутренней жизни человека, его обозначение выясняется постепенно. Одновременно слово упорядочивает внутреннюю жизнь человека, делая ее доступной для понимания других людей, для выражения предыдущего опыта.

    Очевидно, что рождаясь, человек не приобретает знание языка. Как известно, ребенок учится говорить, слушая речь своих родителей и ближайшего окружения, и именно способность разговаривать, наличие речи и знание языка позволяет ребенку стать человеком, а не некой особью человеческого рода. В то же время следует заметить, что для любого человека язык уже как бы предопределен обществом, и то, как человек будет разговаривать (не берем случаи заболеваний) и на каком языке, диктуется именно обществом.

    Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми, поскольку язык, выступая посредником между субъектами общения, является некой базой говорение и письма. [2]
    1. Понятие языка, его функции, характеристики языка, язык как знаковая система

    Человек в мире не существует изолированно от других людей, проявляя только свою внутреннюю личную независимость и символизируя ее в языке, труде, культуре, выражая все это в формах символического бытия. В философском аспекте язык рассматривается как выражение внутреннего духовного мира человека, как средство общения и сохранения информации, как система знаков, как учебная письменная речевая деятельность. Однако с точки зрения процессов коммуникации язык детерминируется как сложный социальный феномен, являющий собой систему знаков, систематизированных и обрабатываемых с помощью определенного кода, причем структурными единицами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты, логика языка образует его грамматику, а смысл языка есть семантика, практическое значение языка - прагматика.

    Исходя из понятий семиотики, язык воспринимается как совокуп-ность предметов, обладающих смысловым значением и являющихся языковыми единицами. Сама же семиотика описывает различные типы языков с точки зрения характера предметов, образующих язык, и их смысловых значений, и именно спецификой этих предметов и их смысловых значений определяется специфика того или иного языка. [4]

    Общеизвестно, что главное отличие человеческой коммуникации от коммуникации животных заключается в наличии вербального канала, передающего речевые сообщения (тексты) в устной и письменной форме.

    Очевидно, что для осуществления коммуникации человек должен обладать, прежде всего, наследственно передаваемой способностью членораздельного говорения и понимания обращенной к нему речи, кроме того, обладать знаниями какого-либо естественного языка (социального достояния и фундаментального раздела социальной памяти, формирую-щегося в ходе социального общения естественным путем) и умением им пользоваться, поскольку язык является основой духовной культуры и важнейшим носителем социальной памяти.

    Речь, представляющая собой «материализацию» результатов мышления и смыслов посредством языка, находящегося в индивидуальной памяти, точнее, в личном тезаурусе говорящего, следует отличать от языка, однако язык и речь образуют единство: нет языка - нет речи; нет речи - нет языка. Более того, речь выражается средствами языка; язык по факту существует только в речи. Под речью современное языковедение понимает также и речь письменную, а в совокупности язык и речь выполняют две сущностные, неотделимо присущие им, функции – коммуникативную и мыслительную, благодаря которым язык и речь являются средствами

    и орудиями социальной коммуникации и личностного мышления. [1]
    Функции языка [6]

    Социально-языковые функции:

    а) Национально-культурная функция как производное сущностной функции социальной памяти, свойственной языку, ибо национальный язык - духовный генофонд народа, подобный генетическому фонду этноса, на котором строится национальная культура.

    б) Этнообразующая функция обусловлена вхождением национального (этнического) языка в число необходимых конституирующих признаков этноса (народа, нации), а потеря родного языка равноценна утрате этнического самосознания, так как язык может служить средством культурного империализма и колонизации отсталых народов.

    в) Очевидна функция основания словесного искусства и поэтического творчества, так как поэзия неотделима от языка. На созданной «первичными» поэтами» и постоянно взращиваемой новыми творческими вкладами языковой основе стало возможно существование современного фольклора, литературы, публицистики.

    г) Функция основания искусственных языков проявляется через введение в оборот новых «искусственных» языков (например, «эсперанто») и языков программирования посредством естественных языков с возможностью перевода на них.
    Индивидуально-языковые функции:

    С момента своего рождения и до последних дней любой человек, как правило, проводит в атмосфере родного языка, поскольку мы не только разговариваем, но и мыслим на родном языке, и это обстоятельство неизбежно накладывает свой отпечаток на личную духовную жизнь. Можно выделить следующие функции, выполняемые естественным языком в жизни отдельного человека:

    а) Функция социализации: овладев родным языком, человек начинает общаться с социальным окружением, получает доступы к культурному наследию и формируется как типичный член данного общества.

    б) Мировоззренческая функция: мировоззрение социализированной личности зависит от ее родного языка. Поскольку язык является орудием мышления, напрашивается вывод, что народы мыслят по-разному, Например, китаец и североамериканский индеец различно понимают одни и те же события и явления, воспринимая мир через призму своего родного языка. Таким образом, все мы являемся пленниками своего родного языка. Зависимость этнического сознания от языка достаточно очевидна, но продолжаются споры о границах этой зависимости.

    в) Инструментальная функция: владение языком может использоваться в утилитарных целях, например для чтения иноязычной литературы, для переводческой деятельности, для туристического общения и т. д.

    г) Функция самоопределения и самовыражения: Внутренняя речь, разумеется, осуществляется на родном языке, поэтому размышления человека о своем Я, о самоидентификации, интимная самооценка произво-дится средствами родного языка. Более того, семантические ресурсы родного языка играют решающую роль в процессе поэтического само-выражения: как показывает анализ творческого процесса художников слова, создание произведения словесного искусства идет не от идеи к слову, а само произведение по мере его развертывания проясняет для автора творческий замысел, т.е. художественная идея как бы произрастает из словесного фонда. При этом следует упомянуть, что творческий процесс в сознании представителей точных наук протекает совсем иначе: они предстают в виде некоторых знаков или более или менее явных образов, которые могут быть по желанию воспроизведены и комбинированы.

    Характеристики языка

    Общеприняты следующие характеристики языка, выделяющие его из всей совокупности «посредников» межчеловеческой и межкультурной коммуникации: [2]

    а) Язык уникален как социальный продукт, поскольку является единственно полной и одновременно открытой системой, позволяющей выражать различными способами любое содержание из безграничного многообразия человеческого опыта. Язык является как бы «посредником», без которого человек вообще не может действовать как человек.

    б) В языке наиболее полно реализовано свойство «интерсубъективности»: очевидно, что освоение языка и полнота владения им меняются сообразно с возрастом, биографией и другими особенностями жизни человека, но при сравнении знания языка с каким-либо специальным знанием в науке, увидим не столь значительные вариации, так как знание языка приобретает практически каждый человек без особых усилий и заботы об этом, живя и занимаясь деятельностью в обществе других людей.

    в) Язык является не только посредником между опытом различных субъектов, но его структура и семантическое содержание служат одним из важнейших определяющих элементов самого этого опыта. Важно подчеркнуть, что все это осуществляется в значительной степени вне сознательного контроля субъекта и определяется общим для данного человека и других людей обстоятельством – носительством определенного национального языка.

    г) Язык может быть представлен в различных знаковых системах, образующих некоторую иерархическую систему разных уровней,

    а наличие знаковой иерархии – мост между «языком» и «мышлением».

    д) Иерархия языков и явление метаязыка: высказывания могут принад-лежать разным уровням, но объединение их в одно порождает противоречие и бессмыслицу даже при соблюдении принципов грамматической логики.

    е) Интерпретируемость смыслового содержания, выраженного в знако-вой системе, при этой одни лингвисты полагают, что интерлингвистический перевод невозможен даже для жестких языков, а другие считают, что всегда имеется возможность для полной взаимной интерпретируемости языков.

    ж) Безэнтропийность языка, типичная только для человеческого сознания, поскольку безэнтропийность восприятия символов освобождает сознание человека для деятельности более высокого уровня, и в этом и заключается коренное отличие психики человека от психики животных, для которых интенсивность информации физико-химического сигнала играет очень большую, часто решающую роль: психика животных заполнена «восприятием и анализом звуков, цветов, запахов и оценкой их интенсивности и направленности.

    з) Размерностью или нелинейностью языка, т.е. распределение одного означаемого между несколькими означающими, которые имеют смысл только в их совокупности. [9]
    Язык как знаковая система

    Обмен информацией в человеческом обществе строится не через передачу адресату сообщения предметов, о которых идет речь, не «реальностей», служащих темой сообщения, а некие «суррогатов» этих реальностей, их представителей, вызывающих в сознании образ, представление или понятие об этих реальностях, в частности, даже при отсутствии таковых реальностей, и вот такое «замещение» мы и называем знаком. Язык не составляет исключения из общего правила, ибо он тоже, но самая сложная, знаковая система из всех знаковых систем. [6]

    Рассматривая эту и иные подобные системы, мы можем вывести следующие наблюдения:

    1. Все знаки обладают материальной, чувственно воспринимаемой формой, которую иногда называют «означающим» или «экспонентом знака».

    2. Материальный, чувственно воспринимаемый объект (или материальное «событие», например, какой-либо звук) только в том случае является экспонентом какого-то знака, если с этим объектом (или событием) связывается в сознании общающихся та или иная идея, то или иное «означаемое», или «содержание знака».

    3. Крайне важным свойством знака является его «оппозиционность» другим знакам в рамках данной системы, предполагающая чувственную различимость экспонентов и противоположность или, в любом случае, различность содержания знаков.

    4. Установленная для каждого данного знака связь между его экспонентом и содержанием является условной, основанной на сознательной договоренности.

    5. Что до содержания знака, то его связь с обозначаемым знаком носит принципиально иной характер: содержание знака - обобщенное и схематичное отражение в сознании людей, использующих этот знак, предметов, явлений и ситуаций действительности.

    Язык представляет собой систему знаков и правил оперирования этими знаками.
    1.1 Роль языка: язык и речь или язык как средство человеческого общения

    Язык любого народа – его историческая память, воплощенная в слове. Многовековая духовная культура и жизнь любого народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров, и, значит, культура языка, культура слова предстает перед нами как неразрывная связь многих и многих поколений.

    Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак: в языке и через него детерминируются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

    Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляе-мую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Кроме того, язык – социальное явление, которым нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми посредством речи. Хотя процесс социализации в значи-тельной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры успешно усвоены. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека, а без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее. [1]

    Кроме того, язык включает правила - подразумеваемые и формаль-ные, определяющие способы сочетания слов для выражения нужного смысла. Вместе с тем часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций. Но, несмотря на это, язык организует опыт людей, поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения.

    Отмечая социальную сущность языка, можно сказать, что язык есть важнейшее средство человеческого общения. Это — его главное предназна-чение, и именно этой своей главной функцией язык отличается от других общественных явлений — науки, культуры, мышления, техники и так далее.
    1.2 Речевая культура, культура общения, речевой этикет

    Речевая культура – сравнительно молодая область науки о языке, как самостоятельный раздел этой науки, сформировавшийся под влиянием социальных изменений, а, в свою очередь¸ качественной оценкой высказы-ваний занимается культура речи. [3]

    В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека – низший и высший. Для низшего уровня достаточно правиль-ности речи, соблюдения норм литературного языка: лексических, орфоэпи-ческих, грамматических, словообразовательных, морфологических и синтаксических. Недопущение человеком ошибок в произношении, в употреблении форм слов и их образовании, в построении предложений считается правильной речью, однако и этого мало, так как речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются, как минимум, 3 признака: богатство, точность и выразительность. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, многообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкции. Точность речи –выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Выразительность же создается с помощью отбора языковых средств,

    в максимальной степени соответствующих условиям и задачам общения. [1]

    Как было сказано выше, в коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что-то сообщая, к чему-то побуждая, о чем-то спрашивая, совершая определенные речевые действия, однако до перехода к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, который должен быть совершен по определенным правилам, почти незаметным для нас.

    Что же касается высшего уровня речевой культуры, здесь правила речевого поведения регулируются речевым этикетом, сложившимся в языке и речи системой устойчивых выражений, применимых в ситуациях установления и поддержания контакта: ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и т. д.

    Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелатель-ное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения. Богатый набор языковых средств дает возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, офици-альную тональность разговора. Надлежит подчеркнуть, что в речевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях, о том, в какой обстановке (официальной/неофициальной) происходит общение, и т.д. Таким образом, выбор наиболее уместного выражения речевого этикета и составляет правила вступления в коммуникацию, ибо употребляя выражения речевого этикета, мы совершаем сравнительно несложные речевые действия, и это значит, что сложная языковая социальная информация в наибольшей степени заложена как раз в речевом этикете [8]

    Существует несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту:
      1   2   3


    написать администратору сайта