Женские образы в романе. Урок 6.. Романэпопея Война и мир. Она не удостаивает быть умной. Наташа Ростова и женские образы романа
Скачать 37.67 Kb.
|
Дата: 11.04.2022г. Класс: 10 класс. Предмет: Литература. Учитель: Масагутова Алсу Фархатовна. Тема: «Роман-эпопея «Война и мир». «Она не удостаивает быть умной». Наташа Ростова и женские образы романа». Цель урока: выяснить, каков идеал женщины у писателей ХIХ века, показать идеал женщины, ее роль в обществе по Толстому; разобраться, почему Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу Ростову. Задачи урока: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа; способствовать совершенствованию навыков чтения и анализа художественного текста; развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности учащихся; развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры; воспитывать умение работать в команде. Ход урока Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В этом и состоит задача литературы, её высший смысл… Василий Ключевский Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание. Л.Н. Толстой Организационный этап. - Доброе утро! Ребята, мы с вами сегодня на уроке познакомимся с очень интересной темой, изображение и понимание которой было различным у различных авторов. Поэтому мне хочется пожелать нам всем удачи, хорошего настроения и настроя, и я верю, что у нас с вами всё получится. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Спасибо! Мотивация учебной деятельности, постановка цели урока. - Женской теме уделяли особое внимание различные авторы, при этом у каждого идеал женщины свой, так, например, идеал Тургенева, Чернышевского, даже Гончарова – свободная женщина, которая умеет любить и сама любит, стремится стать соратницей своего мужа. Именно она может определить своё место в жизни, решить свою судьбу, распорядиться собою наилучшим для пользы общества образом. Это сильная натура, способная на самопожертвование ради достижения высокой цели. Она романтична. Для женщин писателей Тургенева и Чернышевского характерна напряженная жизнь духа, неуспокоенность сердца. - Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» — произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нём исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. Женская тема занимает важное место в романе-эпопее. - Каков же этот идеал у Толстого? На этот вопрос мы и должны ответить сегодня на уроке. - Итак, тема нашего урока «Наташа Ростова и женские образы романа». - Какие цели мы поставим перед собой? Задачи урока — работая над текстом, определить отношение автора к женским образам, почему одних можно считать любимыми героинями, а других — нелюбимыми, за что автор одних героинь ценит, а других презирает. Первичное усвоение новых знаний. Женская тема очень важна в романе. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве А.П. Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной, а на другом – искренние, великодушные, чистые сердцем Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня. Женскими характерами Толстой описал сложность человеческой натуры, особенности отношений между людьми, в семье, браке, материнстве, счастье. Особенности писательской манеры Толстого в изображении внутреннего мира героев Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней: - хранительницу очага, основу семьи; - высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем; - движение души. С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно. Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним? «Люди как реки: вода во всех одинаковая, и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие…» – писал Л.Н. Толстой. - Что такое «диалектика души»? - Наташа – любимый идеал Толстого. Почему? (Постановка проблемного вопроса) Работа с таблицей.
Словарная работа Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь, — это и будут их основные черты. Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство. - Зачитайте, как вы распределили слова. Почему? Анализ женских образов романа. Реализация домашнего задания. Женщина должна выполнять свое самое важное предначертание: быть женой и матерью. Если она их не осуществляет, она – пустоцвет. - Исходя из этих взглядов Толстого, проанализируем женские образы романа. - Будем придерживаться следующего плана: Имя. Портрет. Речь. Испытание любовью. - Какое значение имеет имя толстовских героинь? Наталья – русское имя, что подчеркивает простоту Натальи, близость ее к народным традициям. Марья – Мария, тоже русское имя, которое встречается в народных сказках (например, Марья Моревна), а также оно ассоциируется с именем святой. В характере княжны Марьи подчеркнута вера в Бога, милосердие. Элен – имя Елена, произнесенное на французский манер, что говорит об отдаленности ее от традиций русского народа. - Как с помощью портрета Толстой характеризует своих героинь? Эпизоды, где есть портретная характеристика героинь: Натальи – эпизод «Именины», Марьи - эпизод «Лысые горы», Элен - эпизод «Салон Шерер»). - Как речь помогает дополнить нравственный облик женских образов? Проанализируйте эти эпизоды. Наташа (именины, бал, святки) Вывод. Речь Наташи изобилует эмоциональной лексикой ( «душенька», «такая прелесть», «голубчик», «папенька»), словами с уменьшительно – ласкательными суффиксами, что говорит о ее добром нраве, простоте. О восторженной натуре свидетельствуют восклицательные предложения («Весело!», «Я рада!»). Речь Марьи. Вывод. Марья очень любит своих близких. К брату обращается ласково «Андрюша», в ее речи много положительно окрашенных слов («совершенный ребенок», «такой милый»). Марья – верующий человек, поэтому часто говорит о Боге, о вере. Речь Элен. Вывод. Речь Элен выдает ее интересы: как бы ярче заблистать на светском небосклоне. Она говорит мало, часто на французском языке, потому что не обладает достаточным умом и отдалена от традиций своего народа. Ее речь отражает ее любования собой, пустую душу («как я красива»), привязанность к светскому обществу. - Чем живут наши герои, каковы их интересы, идеалы? - Роман «Война и мир» посвящен участию русского народа в войне 1812 года. Как проявляют свой патриотизм героини произведения? - Способны ли наши героини глубоко и искренне любить? Наташа. Эпизод «Записка кн. Марье». Марья. Эпизод «Мысли о племяннике». Встреча с Николаем Ростовым (чтение). Элен. Объяснение с Пьером (чтение) - Выполнили ли героини свое предназначение – стать женами и матерями? Наташа выполнила. Она стала прекрасной женой Пьеру, у них дети и счастливая семья. Марья тоже выполнила свое предназначение: нашла счастье в семье, в браке с Николаем Ростовым. Элен не смогла стать ни хорошей женой, ни матерью. Она пустоцвет. Толстой выводит эту героиню из романа. Она умирает от сибирской язвы, что само по себе очень неприятно. - Согласно мировоззрению Толстого Наташу и княжну Марью можно назвать его любимыми героинями. Они прошли сложный путь испытаний и стали богаче духовно. В образах Наташи Ростовой и княжны Марьи подчеркнуты национальные черты русских женщин: душевная чуткость и щедрость, любовь, пробуждающая лучшее в других, человечность, самопожертвование, самоотдача. Первичная проверка понимания. Работа над образом Наташи Ростовой. - Так кого же из героинь своих Толстой любил больше всего? Наташа – идеал писателя. “Поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой” назвал Наташу князь Андрей. “Волшебницей” казалась она Денисову. “Она обворожительна”, - говорил о ней Пьер. Так почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она любимая героиня писателя? - Чтобы правильно разобраться в этом, чтобы раскрыть образ Наташи, мы должны остановиться на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души». ( Мы о диалектике говорили на предыдущих уроках). На экране высвечивается лексическое значение слова «Диалектика души» «Диалектика души» - это: Диалектика – искусство вести беседу, спор. Метод познания действительности в её противоречивости, целостности и развитии. Процесс развития чего-либо во всем многообразии её форм. Первая встреча с Наташей на именинах. - Скажите, удалось ли художнику передать то, что думает о ней писатель? - Согласны ли вы с трактовкой образа Наташи у художника Шмаринова? Художник Шмаринов стремился показать внутренний огонь, особую духовную переполненность. Он изобразил то, что чувствовал сам Толстой. В его Наташе какая-то своя, никому не ведомая жизнь. Но свет этой внутренней жизни распространяется и на других : Соню, Бориса и остальных детей, изображенных художником Шмариновым. - Итак, впервые мы встречаемся с Наташей - тринадцатилетней девчонкой, когда она «нечаянно, с нерасчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости. Прочтите описание её поведения, портретную характеристику, внимательно посмотрите на иллюстрацию художника Шмаринова «Дети Ростовых» и ответьте на вопрос: «В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние?» Посмотрите, красива ли Наташа? Внешне - нет! Л.Н.Толстой много раз это подчёркивает. Но обаяние её – в простоте, естественности, жизнерадостности, непосредственности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, всё видеть, во всем участвовать. Именно такой предстаёт перед нами Наташа при первой встрече с нею. Вторая встреча с Наташей в Отрадном. - А вторая встреча? Князь Андрей приезжает по хозяйственным делам в Отрадное – имение Ростовых. Он переживает тяжёлый душевный кризис, кажется, ничто не может возродить его к жизни. Но вдруг случается нечто. Мир словно пробуждает его ото сна. Эта встреча князя Андрея с Наташей говорит о неистребимой жажде жизни героини, которая влияла на людей, находящихся рядом с нею. Работа с текстом: - Прошу зачитать отрывок со слов: «Князь Андрей, невесёлый..» до слов «… неволь с любопытством спрашивал себя князь Андрей…» (т. II, ч. III, гл. II.) и прокомментировать этот отрывок. Встретив впервые Наташу, он удивлён, встревожен: «чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как всё, что живёт и любит жизнь. Болконский был искренне убеждён: «ему начитать ничего не надо, он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но Наташа помогает Андрею по-новому взглянуть на мир. - Да! Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь. Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она (ночь) обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём. - Мы с вами сочувствуем князю Андрею, который огорчен, что этой девочке «нет дела до его присутствия», а умение Наташи видеть и чувствовать красоту окружающего мира помогает нам заглянуть в себя, в сокровенные уголки своей души. Учитель: Л.Н. Толстой заметил, что люди, как реки… Как вы понимаете эти слова? Почему как реки? Скорее всего, для Л.Н. Толстого река – это жизнь, которая течёт, меняется. Можем ли мы это определение отнести к Наташе и Андрею? Чтение эпизода « У дядюшки» - Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев? Заметили ли вы, что они близки к народу, к природе? Считаете ли вы, что без эпизода « У дядюшки» нельзя представить себе сущность главной героини. Задание учащимся: Проанализировать сценупляски (т.II, ч. IV, гл.6) и проследить, как проявляется характер Наташи в ее танце? - В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: «В человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым». «Сущность её жизни – любовь!» – пишет Л.Н. Толстой. Любовь определяет её жизненный путь и тогда, когда она только живёт, ожидая её, и тогда, когда становится женой и матерью. Первый бал Наташи Ростовой. Вспомните первый бал Наташи – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашённой князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймёт тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер. Читается эпизод первого выхода в свет героини (т.II, ч.II, гл. 16-17) - Как же дальше развиваются события? Первый бал героини стал началом любви её князя Андрея, любви двух очень разных людей. Болконского пленила естественность Наташи. Так что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год? Его отец поставил жёсткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться. - Зрелый человек не ослушался отца или не захотел? Почему он не смог не согласиться с условием отца? Мог, если бы был уверен в Наташе, если бы больше понимал Наташу. Чувства девушки его мало интересовали. Он не понимает, что в любви нельзя думать только о себе. Увлечение Анатолем Курагиным. На экране эпизод «В театре». Работа с текстом. Задание учащимся: Проанализировать эпизод «В театре» (т.II, ч. V, гл.9-10) и ответить на вопрос: Почему Наташа воспринимает оперу так, словно первый раз ее слушает? После деревни, пляски у дядюшки ей все кажется «дико»: «…все это было так вычурно – фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них» (начало 9 главы). Но всем окружающим опера нравится, и постепенно Наташа начинает понимать: «Должно быть, это так надобно!» Именно сейчас она теряет критерий красоты, добра и зла. В описании театрального представления Л.Н.Толстой использует особый прием отстранения – описывает знакомое явление как впервые увиденное и поэтому воспринимаемое героиней необычно, странно. Постепенно Наташа оказывается во власти того мира, который был ей так чужд, и в котором она оказалась. И опять, под влиянием Элен, то, что представлялось страшным, показалось простым и естественным. «Наташа уже не находила этого странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя» (конец 9 главы). В этом состоянии она и увлеклась Анатолем Курагиным и отказала своему жениху. Вопросы: 1.Как вы думаете, почему Наташа увлеклась Анатолием Курагиным? 2.Что привлекло Наташу в Анатоле? 3. Как Наташа воспринимает Анатоля? Полюбив, она желает счастье сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой – единственная её потребность. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свободной (об этом ей столько раз говорил князь Андрей), семнадцатилетняя Наташа никого не боится, не опасается попасть в ситуацию, которая может принести страдание. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Элен и Анатоль, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа верила ему, полагая, что такой человек, как граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой львицы, Наташа невольно поддаётся ее воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и обязательно женится на ней. - Сейчас мы должны понять или осудить Наташу. Как вы расцениваете поступок Наташи? Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолием произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой, и это ещё одно доказательство того, что перед нами живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Таков Толстой – гениальный художник слова, таковы его герои, которых он ведёт по реке жизни. Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту. Поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И героиня пишет записку княгине Марье, в которой пишет, то не может быть женой князя Андрея. Простить себе то мгновение, когда не смогла рассудком преодолеть погубившее её чувство, она не сможет никогда. Такова её сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Жить, подчиняясь темным и смешным силам в себе, она никогда не сможет. Она сама себе беспощадный судья. У постели умирающего князя Андрея. Чтобы дальше проследить течение реки жизни Наташи, обратимся к эпизодам « У постели умирающего князя Андрея» и «после смерти князя Андрея» Видеофильм (эпизоды: « У постели умирающего князя Андрея» и «после смерти князя Андрея») -Что мы видим на экране? Страдания, одиночество. Милосердие было присуще русской женщине, теряющей на войне родных и близких. Вопросы: 1. Что значила эта встреча для Наташи? 2. Что же возрождает Наташу к жизни? Наташа знала, что свидание будет мучительно, и тем не менее она была убеждена, что оно (свидание) было необходимо. Именно любовь возрождает ее к жизни. На семью Ростовых обрушилось горе в тот момент, когда Наташа было одинока, когда страдала. Погиб брат Петя, ещё совсем мальчик. И, поддерживая мать, Наташа поняла, что сущность её жизни – любовь, что она ещё жива в ней, так как автор показывает любовь Наташи к матери. Гибель брата, как ни странно, вызвало Наташу к жизни. Наташа хочет быть рядом с людьми. Наташа – это настоящая русская душа, она старается быть полезной людям, она умеет сопереживать. - Давайте докажем, что Наташа Ростова – это настоящий русский характер, настоящая русская душа. К Наташе хорошо относятся дворовые, несмотря на то, что больше всего поручений им даёт именно она. Наташа рада, когда в дом приходят ряженые; вспомните её пляску, восхищение дядюшкой, который «пел так, как поёт народ». Эта девушка умела понять всё, что было во всяком русском человеке. Видеофильм (эпизод: «Наташа требует отдать подводы раненым») Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. Эпизоды, в которых у Наташи появляется это исконное чувство любви к родине: чтение Соней царского манифеста и Наташино волнение, её слова «это совсем не шутка», заставляющие верить в силу, способную спасти Россию от Наполеона. А с каким она лицом вбежала в комнату, некрасивым, даже безобразным, требуя отдать подводы раненым. Нелегко решиться на это её родителям. На подводах необходимо было вывести хоть что-то из скромного приданого для дочерей. Но поступить граф Ростов иначе не смог. И дочь искренне радуется тому, что раненые будут вывезены из Москвы. - Итак, мы видим, что Наташа соответствует тем критериям, которыми оценивает Толстой своих героев. Они – живые люди. «Люди, как реки…». Они близки к народу, к природе. Наташа Ростова проста, добра, естественна, музыка и пение – её символы, она сливалась с природой. Но мы ни разу не увидели ни Элен, ни Шерер, ни Жюли Карагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их не касается понятие «люди, как реки…» Этим они абсолютно противоположны главной героине. Эпилог романа. - Что ж, мы с вами подошли к эпилогу романа. Расскажите, как показана Наташа в эпилоге? К чему пришла? Чего добилась в жизни? И именно сейчас мы сможем ответить на проблемный вопрос: кто же прав: те, кто упрекают Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Л.Н. Толстой? Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили её внешний облик, чувства стали глубже, появление их более сдержанными. Женщина, которую мы видим в конце романа, безразлична к проблемам женской эмансипации. Л.Н. Толстой показал Наташу в прекрасный период её жизни, когда важнее ребёнка для неё нет ничего! А её отношение к мужу? Он для неё – самый честный, самый справедливый, самый лучший. Она пойдёт за ним даже в Сибирь, на каторгу. Первичное закрепление. Составление таблицы.
Информация о домашнем задании. Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л.Н. Толстым народного характера войны. Подведение итогов урока. Рефлексия. — Очень справедливо мнение Василия Ключевского о том, что «высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В этом и состоит задача литературы, её высший смысл…» На примере нравственного поиска центральных героев автор романа помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои силы и таланты в нужное русло. Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой чётко разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывёт по течению и боится свернуть в сторону, заглянуть вглубь себя, кто поддаётся установленным жизненным правилам. Именно поэтому такие герои, как Андрей и Марья Болконские, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, являющие собой лучших людей, рождённых в благородных русских дворянских семьях, чётко противопоставлены семейству Курагиных, Борису Друбецкому, полковнику Бергу и многим другим представителям светского общества. Вывод урока. Любимые героини автора проходят сложный путь исканий к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери. Идеал женщины, по Л.Н. Толстому, — естественность, чуткость, любовь к людям. • Что почувствовал в Наташе князь Андрей? (Эпизод «Первый бал Наташи»: т. 2, ч. 3, гл. 15–17) • Чем привлекла Наташа князя Андрея? Что он сумел в ней увидеть и почувствовать? • Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее? (Эпизод «Наташа у дядюшки»: т. 2, ч. 4, гл. 7) • Истинная красота души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи. Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи? • Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер (т. 2, ч. 5, гл. 8–10) • Как меняется Наташа под влиянием Элен? (Эпизод «Наташа в период духовного кризиса»: т. 3, ч. 1, гл. 17) • Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 3, гл. 16)? • Зачем Толстой соединяет Наташу и раненого Андрея (т. 3, ч. 3, гл. 31–32)? • Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. 2)? • Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи? (Эпизод «Семейное счастье»: эпилог, ч. 1, гл. 10–12). |