Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыкальный материал урока

  • Дополнительный материал: Портреты композиторов, фотографии исполнителей.Ход урока: 1. Организационный момент.

  • 2. Сообщение темы урока. – Сегодня мы будем говорить о романсе.3. Работа по теме урока.

  • Вокально-хоровая работа.

  • 4. Итог урока. – Что вы узнали о романсе5. Домашнее задание.

  • Конспект урока на платформе core apps. конспект урока для кора. Романса трепетные звуки


    Скачать 16.52 Kb.
    НазваниеРоманса трепетные звуки
    АнкорКонспект урока на платформе core apps
    Дата04.03.2023
    Размер16.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконспект урока для кора.docx
    ТипУрок
    #967727

    План

    проведения урока по искусству (музыке)

    5 класс

    Тема: Романса трепетные звуки

    Цели урока:

    - Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

    - Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

    - Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

    - Ознакомить с романсом – одним из жанров вокальной музыки.

    - Формировать умение выделять особенности романса и находить отличия от других вокальных жанров.

    - Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

    Музыкальный материал урока:

    М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок (слушание и пение).

    С. Рахманинов, стихи И. Бунина. Ночь печальна (слушание).

    Дополнительный материал:

    Портреты композиторов, фотографии исполнителей.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Урок начинается с романса.

    – Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

    «Люблю я слушать, в негу погружаясь,

    Романов пылких вздохи огневые».

    (С. Данилов)

    2. Сообщение темы урока.

    – Сегодня мы будем говорить о романсе.

    3. Работа по теме урока.

    1. Что такое романс

    – Приходилось ли вам когда-нибудь слышать, как об одном из иностранных языков говорят, что он относится к романским или к «романской группе»? В Испании, в средние века, всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский), а не латинском, официальном языке католической церкви, называли романом. Стихотворения, положенные на музыку, в отличии от латинских песнопений стали называть романсами.

    Как музыкальный жанр романс со временем расширил свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием. Потом появились разновидности романса: элегия, баллада, драматический монолог. Все они глубоко и точно передают душевный мир человека и широкий круг явлений действительности.

    Романс, как и песня, относится к жанрам вокальной миниатюры, однако ему присуща более сложная поэтическая и музыкальная образность. Романс – музыкально-поэтическое сочинение для голоса в сопровождении аккомпанирующего инструмента (рояля, арфы, гитары или камерного ансамбля). Романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.

    В современном понимании романс возник в начале XIX века, при формировании романтизма. В это самое время в музыке происходил поворот от осмысления глобальных философских проблем в сторону личных интересов человека с его внутренним миром, полным разнообразных, а порой и противоречивых чувств. Это первое художественное мироощущение, связанное с личными переживаниями человека, не смогли бы выразить крупномасштабные жанры. Такие как симфонии, концерты, кантаты, оратории, которые были созданы для утверждения общечеловеческих идей и истин.

    Простые лирические чувства потребовали как бы уменьшения музыкальных форм. Тогда и стали возникать как инструментальные, так и вокальные миниатюры: прелюдии, ноктюрны, романсы.

    Конечно же, такую музыку создавали композиторы-романтики – Шуберт и Шуман, Шопен и Брамс, Мендельсон и Григ.

    Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов. Наверное, многие из вас слышали замечательные романсы Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки. Как называется романс, с которым мы недавно знакомились? («Я помню чудное мгновение» на стихи А.С. Пушкина.)

    Романс может воспевать красоту природы, поднять высокие нравственные темы, мягким, доверительным тоном попечалиться о прошлом, перевернуть страницы истории, заглянуть в будущее.

    2. Слушание романса

    – Сейчас мы с вами послушаем необыкновенно поэтичный и задушевный романс М. И. глинки «Жаворонок» на слова Нестора Кукольника.

    М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок (слушание).

    – Как вы думаете, что хотели передать авторы своим произведением. Какие чувства, настроения? (Настроение светлое, приподнятое, радостное. И всё же чувствуется некоторая грусть, пусть светлая, мечтательная, но она всё же присутствует в этом романсе.)

    Ответ учащихся с опорой на текст и иллюстрацию на стр. 78.

    3. Психологизм романса

    – Романсы – подлинно лирические произведения, отражающие переживания, чувства, мечты человека. Все произведения, которые обращены к внутреннему миру человека, его мыслям, чувствам, стремлениям, называют психологичными.

    Назовите виды искусства, которым присущ психологизм.

    4. Романс – авторское произведение

    – Романс называют творческой лабораторией композиторов, без которой были бы неосуществимы многие их крупномасштабные замыслы: концерты, симфонии, оперы.

    Романс – авторское произведение. У романса должен быть поэт, сочинивший стихи, и композитор, написавший к ним музыку. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку, – рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье, печали, грусти.

    Сергей Васильевич Рахманинов был величайшим мастером вокальной лирики, его творчество отмечено печатью огромного самобытного таланта и художественного вкуса.

    То же можно сказать и о литературном наследии Ивана Бунина, чьё творчество породило немало подлинно великих страниц.

    Творческий союз двух гениальных мастеров привёл к созданию необыкновенно проникновенного музыкально-поэтического романса «Ночь печальна».

    С. Рахманинов, стихи И. Бунина. Ночь печальна (слушание).

    5. Обобщение.

    Одиночество человека сливается с печалью ночи. В конце романса вокальная фраза так и остаётся недосказанной, музыка же как будто досказывается то, что нельзя выразить словами. Природа как бы становится одушевлённой, сама фраза «Ночь печальна» говорит об этом.)

    Восприятие природы сквозь призму человеческих настроений характерно в XIX веке как для русских, так и для зарубежных композиторов.

    Вокально-хоровая работа.

    – А сейчас мы вновь вернёмся к песне, потому что именно народная песня стала родоначальницей всего вокального наследия, к которому относится и романс.

    Наиграть мелодию песни «Вьюн».

    – Назовите характерные черты, присущие протяжным русским песням, которые присутствуют и в данном произведении. (В этой песне много распевов. Много повторов, музыка звучит плавно, протяжно, немного грустно.)

    4. Итог урока.

    – Что вы узнали о романсе?

    5. Домашнее задание.

    Уметь исполнять песню вьюн, знать текст песни.


    написать администратору сайта