Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2 по дисциплине «Религия и Философия»

  • ФИО студента Эрдни-Горяев Эльвек Анатольевич Направление подготовки

  • Группа ТЕО-Б-1-Д-2021-1 Москва 2021 Раздел №1. ПЗ-2. Ответы на вопросы

  • Практическое задание №2. Теология-Религия и Философия. Эрдни-Гор. Российский государственный социальный университет практическое задание 2 по дисциплине Религия и Философия


    Скачать 38.6 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет практическое задание 2 по дисциплине Религия и Философия
    Дата23.12.2021
    Размер38.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание №2. Теология-Религия и Философия. Эрдни-Гор.docx
    ТипДокументы
    #316302






    Российский государственный социальный университет





    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2

    по дисциплине «Религия и Философия»

    ответы на вопросы раздела №2

    ____________________________

    (тема практического задания)

    ФИО студента

    Эрдни-Горяев Эльвек Анатольевич

    Направление подготовки

    Теология

    Группа

    ТЕО-Б-1-Д-2021-1


    Москва 2021

    Раздел №1.

    ПЗ-2. Ответы на вопросы:


    1. Религиозные аспекты философии Нового времени. Барокко.

    Философия религии Нового времени — это критическое рассмотрение религии с позиций «одного только разума». Философия осознает себя как полностью автономная от теологии область знания, даже в тех случаях, если в рамках тех или иных философских систем возникает философская теология.

    Предпосылки философии религии Нового времени сформировались задолго до ее появления.

    Рассмотрим три случая:

    • наследие гуманизма в его критическом отношении к схоластической метафизике стало отправной точкой последующего размежевания с теологией. Представители ранней новоевропейской философии критиковали теологию за «бесплодность» в отношении конкретного, научно аргументированного знания, а также за умозрительность и спекулятивность.

    • критика авторитета католической церкви и ее оплота — института папства — в эпоху Реформации привела к решительным социально-политическим трансформациям. Религиозные войны и революции XVII в. в Нидерландах (1566—1609) и в Англии (1640—1688) способствовали обострению религиозно-политической проблематики. Церковь стала рассматриваться философами как социальный институт, а религия — как идеология, определенным образом воздействующая на развитие всего общества.

    • начало Нового времени — это рождение новоевропейской науки. Начатая Коперником и Галилеем научная революция была ознаменована неприятием церковью гелиоцентризма, а героическая смерть на костре инквизиции Джордано Бруно стала своего рода отправной точкой для начала новой эпохи. Появление труда Коперника «О вращении небесных сфер» (1543) стало поворотным событием для европейской мысли. Оно ознаменовало научную революцию, выразившуюся в претензии науки на статус автономной от теологии области знания. В 1633 г. католическая церковь запретила излагать учение Коперника даже «в виде гипотезы» как «пагубное» для христианства представление о мире.

    В Новое время философия религии утверждается вместе с появлением принципиально новых философских методов и форм. Именно в Новое время философия религии проявляется как выраженная эксплицитно рациональная рефлексия о религии с точки зрения всеобщих законов и принципов. Во второй половине XVIII в. появляется сам термин «философия религии» — для отличия философской рефлексии от теологии. С его помощью начинают обозначать автономную область — раздел философского знания о религии.

    ____________________________________________________________

    Барокко.

    Этимология термина "барокко" не определена и сегодня. Скорее всего, он происходит от португальского выражения "perola baroko" - "жемчужина неправильной формы" или от итальянского слова, означающего "причудливый", "странный".
    Характерные черты направления:

    • трагическая напряженность
    • мировосприятия;
    • пессимизм;
    • скепсис, разочарование;

    • противопоставление реальности и иллюзий;
    • гармоничное сочетание трагического с комическим, возвышенного с вульгарным, ужасного с забавным, есть "сочетание непоеднаного";
    • инакомовнисть;
    • наклон к усложненной формы;
    • взгляд на Бога как на вершину совершенства (но сохранялся и антропоцентризм: человек трактовалась не как противовес Богу, а как совершенное его творение);
    • сохранение античного идеала красоты, но попытка сочетания его с христианским идеалом (Венера Милосская и Сикстинская мадонна).

    Человек, согласно ведущей барочной идеей, -песчинка во Вселенной. Жизнь ее мимолетное, в нем господствуют случай. Распространенные темы литературы барокко - "memento more" ("помни о смерти") и "vanitas" ("суета"). Человек обречен на жизненную суету и страдания и на смерть, является спасением от скорби жизни;


    1. Религиозная философия эпохи Просвещения. Романтизм.

    В историю 18 в. вошел как эпоха Просвещения. Для этой эпохи характерен девиз: всё должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, — вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Исходные идеи эпохи Просвещения — культ науки (а, следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! — таков призыв Просвещения.

    Философия Просвещения охватывает период 16 – 18 вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки.

    В центре внимания новой философии – теория познания. Возникает идея «чистого разума», т. е. свободного от «идолов», который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основой нового метода считают чувственный опыт, выдвигая идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания, или интеллект, дающий логическое, дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту.

    Проблема научного метода и шире – проблемы познания – всегда находились в центре внимания философии Просвещения. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление человека и его законы. Она должна найти такой метод, который применим ко всем наукам.

    _______________________________________________________________

    Романтизм.

    философское, идейное и художественное направление в культуре конца 18 века — начала 19 века, главной отличительной чертой которого является особый художественный способ осмысления мира, а также утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, силы ее страстей и стремления к универсальности и свободе.
    Философия романтизма совершила дерзкий взлёт над сковывающими схемами рассудка, вернула творчеству его изначальную свободу, игровое начало, глубинную интимность и головокружительную таинственность.


    Специфика философии романтизма определялась связями с идеализмом и мистицизмом Средневековья, гуманизмом и индивидуализмом культуры Возрождения, пантеизмом Спинозы, философией религии Шлейермахера, «философией чувства и веры» Якоби, концепциями искусства, свободы, творческой активности я и учения об Абсолюте немецкой классической философии, а также с передовыми идеями представителей движения «Sturm und Drang» - «Буря и натиск».


    Представители романтизма попытались создать новую реальность, открыть новые языки культуры изнутри собственного я, гармонизировать хаоса переходной культуры путем художественного и эстетического осмысления мира.


    1. Начало неклассической философии. Позитивизм. Марксизм. Экзистенциализм.

    Под «неклассической философией» принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 веке. Основной характеристикой этого течения является иррационализм. В нем отвергается понимание мира как целостной закономерной системы. Окружающий мир – это разрозненный хаос, неподконтрольный разум. Образуется своя философия жизни, центральными являются вопросы о смысле, цели и ценности жизни, стремление понять «жизнь из нее самой». Отдается предпочтение живому чувству, инстинкту как средствам постижения мира.

    В неклассической философии происходит уход от универсальных принципов мироздания, интерес к индивидуальному бытию. Так, в философии Хайдеггера бытие как все сущее игнорируется, а внимание концентрируется на бытии отдельной личности, выражаемом специфическим термином «бытие-здесь». Также мы наблюдаем расширение рамок рациональности, признание существования религиозной и житейской рациональности, наряду с научной, актуализация лингвистической проблематики, что проявлялось в развитии философии языка, развитие иррационализма как комплекса альтернативных рационализму новоевропейской и немецкой классической философии форм и способов духовного освоения мира.

    Динамичный 19 век, как видим, ломал многие привычные представления людей. Вместе с радужными надеждами были и тревожные предчувствия, и опасения, и страх перед неизвестным. Все это обостряло интерес к чисто человеческим формам жизни, о которых рациональная философия умалчивала. Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно- экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, “философия жизни”, прагматизм да и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности, и т. д. в сущности являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии.

    Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная “разноголосица” среди философов. Смысл того, что происходит можно уяснить только в том случае, если слышать всех разом, а не по отдельности каждого из них.

    Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание.

    Философия позитивизма.




    Основная идея этого течения состоит в том, что философия должна освободиться от вненаучных черт и опираться только на достоверное научное знание. Она должна исследовать только факты, изучать их научными методами и освободиться от метафизических (не имеющих научного решения) проблем и понятий, таких как «бытие», «сознание», «Бог», «субстанция» и др., а также любой оценочной роли.
    Предназначение религии в этом направлении считают объединяющий функцией, создание абсолютного единства индивидуального и социального бытия человека при безусловном приоритете второго. Личное, приватное в рамках позитивной религии как таковое прекращает свое существование благодаря тотальной унификации мировоззрения и поведения индивидов.

    Марксизм.
    В этом течении большое внимание уделяется материальным взглядам на это мир, тем самым полностью отвергается духовность. Религия для марксизма есть нечто ненужное и мешающее развитию и прогрессу.

    Философия марксизма

    Понимание творчества в немецкой классической философии как деятельности, рождающей мир, оказало существенное влияние на марксистскую концепцию творчества. Материалистически истолковывая понятие деятельности, элиминируя из него те нравственно-религиозные предпосылки, которые имели место у Канта и Фихте, Маркс рассматривает ее как предметно-практическую деятельность, как "производство" в широком смысле слова, преобразующее природный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества. Марксу был близок пафос Возрождения, поставившего человека и человечество на место бога, а потому и творчество для него выступает как деятельность человека, созидающего самого себя в ходе истории. История же предстает, прежде всего, как совершенствование предметно-практических способов человеческой деятельности, определяющих собой и различные виды творчества.
    Экзистенциализм.
    Прежде всего, он был протестом против рациональных теорий, в которых нивелировался отдельный человеческий субъект. Всущности экзистенциализм был борьбой за личность, но с самого начала он имел два направления – атеистическое и религиозное. Атеистические экзистенциалисты боролись за автономную личность, находящуюся вне социальных и культурных структур, т. е. за личность ради нее самой. Религиозные экзистенциалисты самыми разными путями искали утраченную связь с Богом.
    Экзистенциальное философствование неизбежно предполагает осознание себя как воплощенного, телесного субъекта «в плену» пространства и времени.

    Главное отличие религиозных экзистенциалистов от атеистических экзистенциалистов в том, что первые признавали метафизическую открытость человеческого бытия, тогда как вторые искали основания для своей философии в замкнутой человеческой экзистенции (отсюда знаменитый тезис Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»).


    написать администратору сайта