|
задание 1. Руководство сюжетно ролевыми играми (технология Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой)
Руководство сюжетно – ролевыми играми (технология Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой)
Возрастная группа
| Задачи
| Методы и приемы руководства сюжетными играми
| Первая младшая
| формировать простейшее игровое взаимодействие между детьми
2)формировать умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником
| 1.использовать любые «катающиеся» предметы (мячик, тележка и т. п.), которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга;
2.продемонстрировать целостную схему взаимодействия;
3.пригласить в группу старших детей (шести лет) и попросить их показать малышам, как вдвоем катать мячик 1.называть, пояснять само игровое действие или условное значение предмета («Я кормлю», «Это у меня ложка»);
2.организовывать игры-инсценировки, способствующие расширению детских представлений и тем самым обогащающие содержание самостоятельной игры ребенка;
3.организовывать совместные игры с ребенком (детьми), где взрослый выступает для ребенка одновременно как партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности;
4.привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого;
5.привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;
6.ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий;
7.проводить сюжетную игру на виду у детей, одушевляя кукол или других игрушечных персонажей;
8.обеспечить малышам возможность развернуть игровые действия с куклой (мишкой, зайцем) самостоятельно;
9.вводить в игру воображаемые элементы;
10.постепенно включать в игру не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом;
11.наряду с сюжетными игрушками — подобиями реальных вещей (игрушечными кастрюлями, кроватками, утюгами и пр.) использовать в совместной игре с детьми предметы-заместители;
12.при введении в игру предметов-заместителей не только осуществлять игровые действия с ними, но и словесно обозначать условный предмет, смысл производимого с ним действия;
13.расширять круг действий с предметами-заместителями: использовать один и тот же предмет для выполнения разных игровых действий, одного и того же по смыслу игрового действия;
14.специально организовывать предметно-игровую среду;
15.предоставлять возможность нескольким детям одновременно развертывать в самостоятельной деятельности привлекающие их сюжеты игры;
16.в случае обнаружения стереотипных манипуляции с игрушками, «застревание» на одном и том же игровом действии, подключаться к уже возникшей игре, игровым действиям ребенка;
17.«обыгрывать» любое случайно возникшее у ребенка действие с предметом, придав ему условный, сюжетный смысл;
18.включать в игру наряду с предметом-заместителем и воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие;
19.переходить от совместной игры с одним-двумя малышами к совмещению такой деятельности с игрой, позволяющей включать большее количество детей — всех желающих, откликающихся на предложение взрослого поиграть вместе с ним;
20.направлять ребенка на дополнение по смыслу условных действий сверстника, т. е. переводить детей к элементарному взаимодействию в рамках общего сюжета;
21.использовать возникающее между детьми простое предметное взаимодействие, как бы обрамляя его сюжетным контекстом
| Вторая младшая
| формировать умение принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником
| 1.построить совместную игру с детьми таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение;
2.осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей;
3.начинать совместную игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, связь которых «открыта», лежит на поверхности;
4.строить совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирует детей друг на друга, «замыкает» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия;
5.подключаясь к игре детей как партнер-носитель дополнительной роли, использовать тематику игры, интересующую каждого ребенка;
6.в ходе совместных игр своими вопросами, репликами изнутри своей игровой роли стараться максимально активизировать ролевую речь детей;
7.чтобы выделить для детей ролевой диалог как необходимое условие совместной игры, целесообразно во время игры с детьми пользоваться минимальным числом игрушек;
8.создавать чисто «разговорные» ситуации с помощью очень простых игрушек — телефонов;
9.затем, вовлекая детей в игру, не только развертывать «телефонный» ролевой диалог с каждым из них, поочередно, но и стимулировать диалог детей друг с другом;
10.организовать игры с небольшой подгруппой детей по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия;
11.специально организовывать предметно-игровую среду и подбирать соответствующий игровой материал
| Средняя группа
| 1) переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры
| 1.подбирать конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни (о которой детям предварительно даются знания), и организовывать игру по заранее спланированному сюжету, включающему соответствующие роли, которые необходимо выполнять «до конца игры»;
2.распределять роли между детьми таким образом, чтобы каждый ребенок «научился» выполнять разные конкретные роли в сюжете;
3.организовывать совместные игры с детьми, где взрослый является не руководителем и оценивателем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе;
4.использоватьмногоперсонажные сюжеты с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
5.отказаться от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников;
6.подбирая роли в смысловом «кусте», сделать акцент не просто на многообразии ролевых связей, но и выделить для ребенка типы отношений между людьми;
7.любой запланированный для детей сюжет должен выглядеть импровизацией;
начинать совместную игру целесообразно с каждым из детей индивидуально;
8.на первом этапе строить игру таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры;
9.не рассказывать ребенку предварительно сюжет, а сразу начинать игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка;
10уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей — играть с небольшой подгруппой;
11.меняя роли в игре, каждый раз развертывать новый диалог со своим основным партнером;
12.если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры — необходимо их принять;
13.использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия;
14.с детьми, у которых менее развито ролевое поведение, целесообразно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известных;
15.сюжетное событие, которое вводит взрослый, чтобы «оправдать» появление нового персонажа, должно быть достаточно интересным, тогда у ребенка возникнет желание сменить роль на новую, так как от этого зависит продолжение игры;
16.если партнер сопротивляется смене игровой роли, взрослый не должен настаивать, лучше отложить это на следующий раз, попробовать на другой тематике;
17.поддерживать детскую творческую инициативу, ни в коем случае не отвергая ее в угоду собственному плану
| Старший дошкольный возраст
| формировать умение выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры
| 1.совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового;
2.сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера;
3.начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта), волшебного средства;
4.стимулировать детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы;
5.проявлять увлеченность, способность к импровизации, гибкое реагирование на любые предложения детей;
6.по мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью включать детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам — разноконтекстные роли;
7.в дальнейшем продолжать проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки (знакомая сказка уже выполнила свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельности), а «настоящие истории»;
8.менять характер игры-придумывания с детьми в ходе педагогической работы в следующей последовательности: 1) совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки; 2) частичное преобразование известной сказки; 3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; 4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»; 5) придумывание новых историй на основе реалистических событий;
9.при организации подготовительного периода использовать уже накопленный детьми опыт игры-придумывания, где все участники, дополняя друг друга, вводят новые сюжетные события, развивающие выбранную тему;
10.формировать умение прислушиваться к партерам, соединяя их замыслы со своими;
11.организовывать игры-драматизации (театрализованной игры) для зрителей, игры с правилами — регламентированные формы игровой деятельности, которые имеют свое специфическое значение для развития и воспитания детей
| |
|
|