Главная страница
Навигация по странице:

  • Русские летописи о нашествии Батыя. А) Ипатьевская летопись (в ее состав вошла Галицко-Волынская летопись)

  • Б) Лаврентьевская летопись (

  • С.М. Соловьев "История России с древнейших времен"

  • К. Валишевский "Иван Грозный"

  • Башмак, азям, армяк, зипун, чбыш, кафтан, очкур, шлык, башлык, колпак, клобук, таья, темляк

  • Л. Гумилев «Апокрифический диалог».

  • контрольная работа по истории. Русские летописи о нашествии Батыя. А) Ипатьевская летопись (в ее состав вошла ГалицкоВолынская летопись)


    Скачать 34.08 Kb.
    НазваниеРусские летописи о нашествии Батыя. А) Ипатьевская летопись (в ее состав вошла ГалицкоВолынская летопись)
    Дата07.06.2020
    Размер34.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтрольная работа по истории.docx
    ТипДокументы
    #128627


    Задание 1.

    Исторические источники и отрывки из работ историков


    1. Русские летописи о нашествии Батыя.

    А) Ипатьевская летопись (в ее состав вошла Галицко-Волынская летопись)

    " В год 6745 (1237). Пришли безбожные измаильтяне, которые раньше бились с русскими князьями на Калке. Первое их нашествие было на Рязанскую землю, и взяли они приступом город Рязань, выманили обманом князя Юрия и привели к Пронску, ведь княгиня его была в то время в Пронске. Оманом выманили и княгиню, и убили Юрия и его княгиню, и всех жителей его земли перебили, не пощадили и детей, даже грудных.

    В год 6748 (1240). Пришел Батый к Киеву с большой силой, с многим множеством воинов своих, и окружили они город, и обступила сила татарская, и был город в великой осаде. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рева множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами.

    Поставил Батый пороки около города, у Ляшских ворот. Пороки непрестанно били день и ночь и разрушили стены. Вышли горожане на остатки стены, и было видно, как ломались копья, разбивались на куски щиты, стрелы помрачили свет. Горожане были побеждены, и Дмитр ранен, а татары взошли на стены и там сели. Но в тот же день и ночь горожане построили другие стены около церкви Святой Богородицы. На другой день татары начали приступ, был большой бой между ними и защитниками. Люди укрылись в церкви, влезли на церковные своды со своим добром, и от тяжести рухнули вместе с ними стены церковные. Так город был захвачен воинами. Дмитра вывели раненым и не убили мужества его ради.

    Батый же, взяв Киев, узнал, что Даниил в Угорской земле, пошел сам на Владимир и подошел к городу Колодяжну. Он поставил двенадцать пороков, но н не мог он разбить стены и стал подговаривать людей. Они же, послушав его злого совета, сдались и были перебиты. Затем Батый пошел к Изяславлю и Каменцу и взял их. Видел он, что не может взять города Кременец и Каменцу, и отошел от них. И пришел к Владимиру, и взял его приступом, и избил всех, не щадя. И также Галич и многие другие города, которым и числа нет".

    Б) Лаврентьевская летопись (XIII в.)

    " В тот же год зимой пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары, и начали завоевывать Рязанскую землю, и пленили ее до Пронска, и взяли все Рязанское княжество, и сожгли город, и князя их убили. А пленников одних распинали, других - расстреливали стрелами, а иным связывали сзади руки. Много святых церквей предали они огню, и монастыри сожгли, и села и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары пошли к Коломне. В ту же зиму выступил Всеволод, сын Юрия, внук Всеволода, против татар. И встретились они у Коломны, и была битва великая. И убили воеводу Всеволодов Еремея Глебовича, и многих других мужей Всеволода убили, и Всеволод прибежал во Владимир с малой дружиной. А татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли татары Москву, и воеводу убили Филиппа Няньку за правоверную христианскую веру, а князя Владимира, сына Юрия взяли в плен. А людей избили от старца до грудного младенца, а город и церкви святые огню предали, и все монастыри и села сожгли, и, захватив много добра, ушли.

    В ту же зиму выехал Юрий из Владимира с небольшой дружиной, оставив своих сыновей, Всеволода и Мстислава, вместо себя. И поехал он на Волгу, и расположился на реке Сити лагерем, поджидая братьев своих Ярослава с полками и Сятослава с дружиной.

    В ту же зиму пришли татары к Владимиру, месяца февраля в третий день. Владимирцы затворились в городе, Всеволод и Мстислав были в нем, а воеводой был Петр Ослядюкович.

    Татары станы свои разбили у города Владимира, а сами пошли и взяли Суздаль, и разграбили церковь Святой Богородицы, и двор княжеский огнем сожгли, и монастырь Святого Дмитрия сожгли, а другие разграбили. Старых монахов и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и больных, и всех людей убили, а юных монахов и монахинь, и попов, и попадей, и дьяков, и жен их, и дочерей, и сыновей - всех увели в станы свои , и сами пошли к Владимиру. В субботу мясопустную начали татары готовить леса, и пороки устанавливали до вечера, а на ночь поставили ограду вокруг всего города Владимира. В воскресенье после заутрени пошли они на приступ к городу, месяца февраля в седьмой день.

    И стоял в городе из-за наших грехов и несправедливостей великий плач, а не радость. За умножение беззаконий наших привел на нас Бог поганых, не им покровительствуя, а нас наказывая, чтобы мы воздержались от злых дел. Такими карами казнит нас Бог - нашествием поганых; ведь это бич его, чтобы мы свернули с нашего дурного пути. Взяли татары город до обеда от Золотых ворот.

    А епископ Митрофан, и княгиня Юрия с дочерью, и со снохами, и с внучатами, и другие, княгиня Владимира с детьми, и многое множество бояр и простых людей заперлись в церкви Святой Богородицы. И были здесь без милости сожжены.

    Церковь Святой Богородицы татары разграбили, сорвали оклад чудотворной иконы, украшенный золотом, и серебром, и камнями драгоценными, разграбили все монастыри и иконы ободрали, и книги ободрали, и разграбили одежды блаженных первых князей. Убит был Пахомий, архимадрит монастыря Рождества Святой Богородицы, и игумен Успенский, Феодосий Спасский, и другие игумены, и монахи, и монахини, и попы, и дьяки, начиная с юных и кончая старцами и грудными младенцами. Расправились татары со всеми, убивая одних, а других уводя босы и раздетых, умирающих от холода, в станы свои.

    Пленив Владимир, пошли татары, эти окаянные кровопийцы, на великого князя Георгия. Част татар пошла к Ростову, а другая часть к Ярославлю, а иные пошли на Волгу на Городец, и пленили они все земли по Волге до самого Галича Мерьского; а другие татары пошли на Переяславль, и взялм его, а оттуда пленили все окрестные земли и многие города вплоть до Торжка. Взяли они, в один месяц февраль, четырнадцать городов, не считая слобод и погостов.

    И пришли безбожные татары на Сить против великого князя Юрия. И встретились оба войска, и была битва жестокой, и побежали наши перед иноплеменниками. И тут убит был князь Юрий. А случилось это несчастье месяца марта в четвертый день. Так был убит великий князь Юрий на реке Сити, и многие из его дружины погибли здесь".


    1. С.М. Соловьев "История России с древнейших времен"

    " Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и от вещей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Требуют также, чтоб князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его женам, тысячникам, сотникам - одним словом, всем, имеющим какое-нибудь значение; некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа татар, которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или его наместник, но всякий татарин, если случится ему приехать в подчиненную страну, ведет себя как господин, требует все, чего захочет, и получает. Во время пребывания в Орде у великого хана Плато-Карпини заметил необыкновенную терпимость последнего относительно чуждых вероисповеданий; терпимость эта была предписана законом: в самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого исповедания, которые открыто отпраляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою.

    По уставу Чингисхана и Октая, подтвержденному впоследствии, служители всех религий были освобождены от платежа дани".


    1. К. Валишевский "Иван Грозный"

    " Завоеватели XIII века не мешали культурному развитию Руси. Напротив, они сами, до некоторой степени, передали ей сою цивилизацию. Взгляните на москвича XVI в.: он кажется с ног до головы одет по самаркандски. Башмак, азям, армяк, зипун, чбыш, кафтан, очкур, шлык, башлык, колпак, клобук, таья, темляк - таковы татарские названия различных предметов его одеяния. Если, поссорившись с товарищем, он станет ругаться, в его репертуаре неизменно будет фигурировать "дурак", а если придется драться, в дело пойдет кулак. Будучи судьей, он наденет на подсудимого кандалы и позовет ката дать осужденному кнута.

    Будучи правителем, он собирает налоги в казну, охраняемую караулом и устраивает по дорогам станции, называемые ямами, которые обслуживаются ямщиками. Наконец, встав из почтовых саней, он заходит в кабак, заменивший собой древнюю русскую корчму…

    И все эти слова азиатского происхождения. В этом без сомнения есть знаменательное указание, хотя и относится к внешней форме… Но гораздо важнее то, что известная примесь монгольской крови способствовала такой быстрой и покорной ассимиляции. В какой именно мере? Определить трудно. Русских документов, касающихся этого вопроса, нет, а показания иностранных путешественников противоречивы. "Настоящие московские уроженцы", пишет Вижнер, "обыкновенно небольшого роста, но хорошо сложены, крепки и сильны, с очень белым лицом, зелеными глазами и длинной бородой, с короткими ногами и порядочным брюшком".

    Петреус, напротив, имел случай встречать в той же стране мужчин ростом в шесть футов и женщин, приводивших его в восхищение своими черными глазами, стройной талией, тонкой шеей и узкими руками с длинными пальцами. Что касается цвета лица, то он оказывается спорным, Петреус считает его белым от природы, но очень испорченным косметическими средствами, которыми прекрасные москвички пользовались без всякого стеснения, употребляя их не только для лица и шеи, но и для глаз и зубов".


    1. Л. Гумилев «Апокрифический диалог».

    " После похода Батыя в 1237-1240- х годах, когда война кончилась, языческие монголы, среди которых было много христиан-несториан, с русскими дружили и помогли им остановить немецкий натиск в Прибалтике. Мусульманские ханы Узбек и Джанибек (1312-1356) использовали Москву как источник доходов, но при этом защищали ее от Литвы. Во время ордынской междоусобицы, или, как тогда говорили "великой замятни", Орда была бессильна, но русские князья и в это время вносили дань.

    Войны между государствами не всегда влекут за собою ненависть народов друг к другу. К счастью, между русскими и тюрками такой ненависти не возникло. Многие татары, путем смешанных браков, вошли в состав русского народа, а те, которые остались мусульманами, живут в Казани с русскими в дружбе.

    Вряд ли такое объединение народов следует назвать "игом". И поэтому нет необходимости обвинять русских князей за то, что они договорились с татарами о взаимной помощи против наступавших с Запада немцев, литовцев и венгров. Зачем называть братский народ потомками "диких грабителей"? Да, они воевали жестоко. Но эта жестокость была вполне в духе того времени. Просто татары воевали более удачно, чем их враги. Можно ли их обвинять за это? Войско Батыя, выступившее против половцев, с которыми монголы вели войну с 1216 г, в 1237-1238 годах прошло через Русь в тыл половцам и принудило их бежать в Венгрию. При этом была разрушена Рязань и четырнадцать городов во Владимирском княжестве. А всего там было около трехсот городов. Монголы нигде не ставили гарнизонов, никого не облажили данью, довольствуясь контрибуциями, лошадьми и пищей, что делали в те времена любая армия при наступлении.

    Великороссия, тогда именовавшаяся Залесской Украиной, добровольно объединилась с Ордой благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном Батыя. А исконная Древняя Русь - Белоруссия, Киевщина, Галиция с Волынью - почти без сопротивления подчинилась Литве и Польше. И вот, вокруг Москвы - "Золотой пояс" древних городов, которые при "иге" остались целы, а в Белоруссии и Галиции даже следов русской культуры не осталось. Новгород отстояла от немецких рыцарей татарская подмога в 1269 году. А там, где татарской помощью пренебрегли, потеряли все. Взгляните на карту того времени. На месте Юрьева - Дерпт, ныне Тарту, на месте Колывани - Ревель, ныне Таллин; в 1340 году Русь исчезла с политической карты Европы. Возродилась она в 1480 году в Москве, на восточной окраине былой Руси. А сердцевину ее, древнюю Киевскую Русь, захваченную Польшей и угнетенную, пришлось спасать в XVIII веке.


    1. как оценивают завоевательные походы монголо-татар и последующее затем золотоордынское иго русские летописцы и историки?

    В летописях: «Ипатьевская летопись(в ее состав вошла Галицко-Волынская летопись)» и «Лаврентьевская летопись»(XIII в.) завоевательные походы монголо-татар и последующее затем золотоордынское иго оценивают как нечто ужасное, когда разоряют города, убивают большое количество людей, не щадя никого.

    С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» завоевательные походы монголо-татар и последующее затем золотоордынское иго оценивает как воздействие на внутреннюю жизнь древнерусского общества крайне незначительным.

    К. Валишевский «Иван Грозный» оценивает как фактор, который не мешает культурному развитию страны.

    Л. Гумилев «Апокрифический диалог» утверждал, что никакого татаро-монгольского ига в действительности не существовало. Был братский союз русского и монгольского народов, которые дружно противостояли опасному Западу и совместными усилиями отбили его натиск.


    1. На основании каких аргументов историки защищают свою точку зрения?

    Летописи:

    «…Обманом выманили и княгиню, и убили Юрия и его княгиню, и всех жителей его земли (Пронск) перебили, не пощадили и детей, даже грудных… И пришел к Владимиру, и взял его приступом, и избил всех, не щадя. И также Галич и многие другие города, которым и числа нет.»

    «В тот же год зимой пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары, и начали завоевывать Рязанскую землю, и пленили ее до Пронска, и взяли все Рязанское княжество, и сожгли город, и князя их убили…»

    С. М. Соловьев:

    «Требуют также чтоб князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его женам… заметил необыкновенную терпимость последнего относительно чуждых вероисповеданий.»

    К. Валишевский:

    «Завоеватели XIII в. не мешали культурному развитию Руси. Напротив, они сами, до некоторой степени, передали ей свою цивилизацию…»

    Л. Гумилев:

    «Вряд ли такое объединение народов следует назвать «игом». И поэтому нет необходимости обвинять русских князей за то, что они договорились с татарами о взаимной помощи против наступавших с запада немцев, литовцев и венгров. Зачем называть братский народ потомками «диких грабителей»? Да, они воевали жестоко…»


    1. Какая точка зрения Вам кажется верной?

    Мне кажется, что каждая точка зрения имеет право на существование.

    Но верной я считаю точку зрения Л. Гумилева, так как у него есть такая фраза: «Войско Батыя, выступившее против половцев, с которыми монголы вели с 1216г., в 1237-1238 годах прошло через Русь в тыл половцам и принудило их бежать в Венгрию!.. Монголы нигде не ставили гарнизонов никого не облажили данью…»

    Задание 2.

    2.Назовите три декрета, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее двух положений, содержащихся в двух из них.

    Съезд Советов состоялся 25-27 октября (7-9 ноября) 1917 года в Петрограде.

    Принятые декреты:

    1. Отмена смертной казни.

    2. Декрет о мире.

    3. Декрет о земле.

    Декрет о мире:

    1. Советское рабоче-крестьянское правительство предлагает «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире» - а именно, о «немедленном мире без аннексий и контрибуций», то есть без захватов чужих территорий и без насильственного взыскания с побежденных материальных или денежных возмещений. Продолжение войны рассматривается как «величайшее преступление против человечества».

    2. Советское правительство отменяет тайную дипломатию, «выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г.» и «объявляет безусловно и немедленно отмененным» все содержание этих тайных договоров.

    3. Советское правительство предлагает «всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие» для проведения переговоров о мире и окончательного утверждения условий мира.

    Декрет о земле:

    1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

    2. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов впредь до Учредительного Собрания.

    3. Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом.

    4. Земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется.

    10. После Второй мировой войны между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции началась новая война.

    Какое название она получила в истории? Каковы были причины этой войны? Укажите ее хронологические рамки.

    Холодная война. 5 марта 1946 – 21 ноября 1990 года (фактически конфронтация завершилась к концу 1989 года после мальтийского саммита.)

    Причины:

    1. Социальные. Сплочение страны перед лицом нового врага.

    2. Экономические. Борьба за рынки сбыта и за ресурсы. Стремление ослабить экономическое могущество противника.

    3. Военные. Гонка вооружения на случай начала новой открытой войны.

    4. Идеологические. Общество противника преподносится исключительно в негативном подтексте. Борьба двух идеологий. Это противостояние породило атмосферу враждебности на мировой арене.

    5. Противоположность интересов двух держав выявилась при практическом осуществлении решений союзников по послевоенным проблемам, особенно по вопросу польских границ.


    Задание 3.

    Деспотизм и европеизация в реформах Петра I.

    Выбор темы «Деспотизм и европеизация в реформах Петра I» заключается в том, что я хочу показать не только негативные черты этих реформ, но раскрыть их значимость для русского государства.

    Как известно из истории в 1697 году Петр и некоторые его приближенные уезжают за границу, живут в разных странах, знакомятся с образом жизни, их политическим и социальным устройством, изучают кораблестроение и многое другое. Программа царя в политической жизни сформировалась во время пребывания за границей.

    Он видел всеобщее благо в государстве, которому все должны были служить. Во многом Петр вел себя нетрадиционно для монарха, из-за чего часть общества относилась к его деятельности и к нему критически. Петр Великий повел Россию по пути кардинальных реформ. И начал он этот путь с приказа носить одежду на иностранный манер и сбрить бороды. Петр окружил себя иностранными специалистами и помощниками. А среди русских постепенно сложилась группировка сподвижников, которая впоследствии создала хорошую политическую карьеру.

    Петровская европеизация так и не смогла привести Россию к западному типу, а только расколола все общество на два уклада: «почва» - это огромная масса крестьянства, где остался традиционный уклад жизни; и «цивилизацию» - это интеллигенция, образованные слои, элита, развивающееся предпринимательство. Огромно различие «почвы» и «цивилизации» в развитии. «Почва» развивается очень медленно, в то время как «цивилизация» вбирает в себя все новое с большой скоростью.

    Во время правления Петра I были проведены социально-экономические реформы, политические и военные реформы, реформы в области культуры и реформация церкви. Да из-за проведенных реформ состоялось превращение России в абсолютную монархию, но все же реформы были ключом для развития государства.

    Замкнутость страны как политическая, так и экономическая ушла в прошлое. Россия стала империей, была на равных с крупными государствами того времени, вошла в систему международных отношений.

    Целью реформ было получение Россией роли одной из ведущих мировых держав, которая была бы способна к конкуренции со странами Запада в любых отношениях. К сожалению, применение насилия было главным инструментом для проведения реформ. Реформы чаще всего носили незапланированный, случайный характер, и их приходилось проводить под действием обстоятельств. При этом, начиная одни преобразования, приходилось проводить и другие, так как коренная ломка в одной области, требовала переустройства в другой.

    Несмотря на то, что реформы Петра I действовали в интересах государства – приводили его к приобщению западноевропейской цивилизации, процветанию и благополучию. Все же в результате перенесения западных идей на русскую землю утвердился не абсолютизм, а деспотизм, который лишь отдаленно напоминал западные абсолютистские монархии. К концу правления Петра Россия представляла военно-полицейское государство с крепостнической монополизированной экономикой. И в итоге реформ крепостнические отношения были законсервированы надолго. Так что можно сказать, что в реформах Петра есть как положительные черты, которые помогали некоторым частям общества развиваться, так и отрицательные, которые оставляли развитие страны на прежнем уровне.


    написать администратору сайта