С искусством ораторской речи Русь познакомилась уже в конце 1. С искусством ораторской речи Русь познакомилась уже в конце х начале xi веков по лучшим образцам византийской и южнославянской культуры
Скачать 18.39 Kb.
|
С искусством ораторской речи Русь познакомилась уже в конце Х - начале XI веков по лучшим образцам византийской и южнославянской культуры. После принятия христианства в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран. Важную роль в этом сыграли жанры ораторской прозы. Важно подчеркнуть, что в истории древнерусского ораторства отсутствует период ученичества и уже сочинения первых русских риторов — Иллариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского (Х1-ХП вв.), как подчеркивают исследователи, (Черторицкая Т.В- Ораторское искусство Древней Руси. М., 1987 г. - С. 5-9), поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэтических находок. Характерно, что на Руси не получила распространения практика устного публичного выступления. Красноречие Киевской Руси является фактом литературы, принадлежит литературе. По аналогии с византийским красноречием в ораторской прозе Киевской Руси выделяется два стиля — красноречие дидактическое или учительное, преследовавшее цели морального воспитания, и красноречие панегирическое, торжественное, посвященное праздникам церковным или событиям государственного значения. К примеру, «Слово о Законе и благодати» митрополита Иллариона - памятник торжественного красноречия XI, прославляющий Русскую землю, утверждающий независимость Руси от Византии, ее равноправие со всеми христианскими странами. Золотым веком русской литературы и периодом расцвета древнерусского красноречия стал XII в. Его вершиной являются «Слова» Кирилла Туровского. При монастырях, являющихся центрами культуры и грамотности, в XIV — ХУвв. начинается обучение риторике. В качестве учебников используются европейские риторики, написанные на латинском языке. Самая ранняя ич дошедших до нас отечественных риторик относится к началу XVII в., ее автор - митрополит Новгородский и Великорусский Макарий. В основу первой русской «Риторики» положен перевод учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона, который был написан на латинском языке. Первый оригинальный учебник на русском языке принадлежит М.В. Ломоносову. Он называется «Краткое руководство к красноречию» (1748). Вот как Ломоносов определяет риторику: «Риторика есть наука о всякой сложной матери красно говорить и писать». Риторика Ломоносова состоит из трех частей: «О изображении», «О украшении», «О расположении». Основные теоретические положения в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, средневековья. Возрождения и нового времени, данными в авторском переводе. Для красноречия, по М.В. Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое дыхание», приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований является знание законов построения публичной речи, а также умение аргументировать. Все позднейшие русские риторики опирались на труды М.В. Ломоносова. Обобщенным для своего времени на рубеже XVIII - XIX вв. стал «Опыт риторики» И.С. Рижского, который преподавал риторику в 1786 — 1796 гг. в Санкт-Петербурге ком горном корпусе и обратил на себя внимание опубликованными трудами. Вопросы чистоты и правильности русской речи оказываются в центре внимания «Опыта риторики« И.С. Рижского, которая, опираясь на традицию, сохраняла тесную связь с русской действительностью, с языковой практикой русских поэтов, писателей, ученых и деятелей эпохи Просвещения. «Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком есть долг всякого благовоспитанного россиянина,» — писал он. Многие из общих соображений И.С. Рижского и сейчас не утратили своей актуальности. Даже в самой композиции его риторики и оглавлении ее частей заметно отступление от традиций в одну сторону: усилить работу над русским словом. Поэтому глава, посвященная вопросам чистоты языка, правилам смешения славянской и русской речи, вынесена в первую часть книги. Именно с нее и начинается риторика. Это было новшеством, которое отвечало назревшей уже во времена Ломоносова потребности проводить работу по нормализации и усовершенствованию литературного языка. Чистота речи, как считал Рижский, может быть нарушена, если используются немотивированное иностранные слова вместо русских, словосочетания, нарушающие правила русского языка, иностранные выражения, свойственные только иностранному языку, простонародные, областные (диалектные) слова, а также неологизмы, не отвечающие законам русского языка. «Риторика» Рижского не пятичастная, в отличие от классической, и не трехчастная, как у Ломоносова. Она содержит четыре части. Среди других теоретических работ следует назвать «Краткую риторику» А.Ф. Мерзлякова, учебники по риторике Н.Ф. Кошанского, А.И. Галича. Уже в конце ХУШ в. в Европе упал интерес к риторике. В России же пик развития риторики пришелся на первую половину XIX века. Значительный вклад в развитие теории красноречия внесли русские ученые. Как уже отмечалось, после принятия христианства на Руси развивалось духовное красноречие. Искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется прежде всего тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможность свободно развиваться и совершенствоваться. В России академическое красноречие зародилось в XVIII веке. Начало этому передовому жанру русского ораторского искусства было положено нововведением президента Российской Академии Наук Дашковой Е.Р., которая добилась разрешения открыть общедоступные курсы «на российском языке» по основным отраслям наук для всех желающих. Ежедневно в течение четырех месяцев крупные специалисты читали публичные лекции по основным отраслям наук: математике, химии, минералогии, физике. Это нововведение должно было способствовать распространению просвещения. В первой своей речи на заседании ученых Дашкова выразила надежду, что наука распространится из Академии по всему Отечеству. |