философия. Самостоятельная работа по теме 3.2. Самостоятельная работа по теме 2 Задание Что же такое смысл жизни
Скачать 22.35 Kb.
|
Самостоятельная работа по теме 3.2 Задание 1. - Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых? Под смыслом жизни люди понимают разные вещи. У каждого может быть свой смысл жизни, так как большинство людей предполагают, что смысл жизни человека – это его цели, его мечты и стремления. Уверен, что, по крайней мере, для нескольких людей на Земле моя жизнь имеет смысл. И, значит, смысл ее – именно в этом. Существует утверждение, что целью каждого из нас является наслаждение. Все, что человек делает, делается только ради получения удовольствия или же для того, чтобы уйти от дискомфорта. Кстати, во время ухода от дискомфорта можно пойти на более решительные действия (неоднократно испытано на собственном примере), нежели для достижения удовольствия. Мотивацию человека можно представить в виде шкалы от отрицательной бесконечности до положительной бесконечности, где ноль – это состояние, в котором он не чувствуется дискомфорт, но и нет и чувствства удовольствия. Все мы инстинктивно стремимся уйти от отрицательной бесконечности неприятностей до положительной бесконечности наслаждения. - Сократ считал, что назначение человеческого разума не в том, чтобы исследовать, что находится «в небесах и под землёю», а в том, чтобы исследовать природу добродетели с целью совершенствовать душу и строить жизнь на основе этического знания. --- Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. ----- Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира. ----------------=--- Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений. ------ Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой. ------ Ислам подразумевает особое отношение между человеком и Богом — «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи ислама — мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись». - Задание 2. По мнению Э. Фромма, проводившего исследования свободы человека основной причиной отказа от свободы, или бегства, как он его назвал, является страх человека, его неуверенность в своих силах, ощущение собственной незначительности. Человек освободился от экономических и политических оков. В новой системе ему приходится играть активную и независимую роль. Однако он теряет уверенность и чувство принадлежности к какой-то общности. Он уже не живет в тесном, понятном мирке - мир стал огромным и угрожающим. Человеку угрожают силы, стоящие над личностью - капитал и рынок. У простого человека нет ни богатства, ни власти, он потерял чувство общности с людьми и миром, он раздавлен ощущением беспомощности и ничтожности. Свобода вызвала чувства неуверенности и бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. При всех достижения современной демократии ей присущи определенные недостатки. Экономические факторы, в особенности - монополистический аспект современной системы, усиливают изоляцию и беспомощность индивидуума. В результате, индивидуум развивает в себе черты авторитарного характера либо обращается к конформизму и превращается в человека-автомата, теряя свое "Я". На протяжении веков человечество боролось за свою свободу, но одни оковы заменялись другими: на смену господства церкви пришла власть государства, затем - власть совести, и, наконец, - власть рассудка и общественного мнения. Индивидуум создал своими руками огромную машину, и сам стал в ней маленьким винтиком. Индивидуум утратил первичные связи с миром и попал в сильную зависимость от общественного мнения: он знает, каких чувств, эмоций и образа мышления ждут от него окружающие, и это в значительной мере определяет его поведение. В результате индивидуум отрекается от своего "Я" и живет в соответствии с общепринятыми стандартами. Личность становится лишь отражением того, что ожидают от нее остальные и может быть уверенной в себе и в своем будущем, только если ведет себя в соответствии с ожиданиями других. Человек превращается в психологический автомат, лишенный спонтанности, индивидуальности и свободы. Сама структура современного общества способствует возникновению подобных тенденций. Современный человек носит маску благополучия, но на самом деле он несчастен и находится на грани отчаяния. Поскольку человек теряет спонтанность и начинает превращаться в робота, его тянет использовать суррогаты возбуждения: алкоголь, спорт, острые ощущения и т.п. Оковы внешней власти, которые были характерны для средних веков, пали, но появились законы анонимной власти, к которым индивидуум вынужден приспосабливаться. Жизнь индивидуума приобретает оттенок автоматизированности, смысл жизни во многом теряется. Здесь и таится определенная опасность: человек готов принять любую идеологию за обещание волнующей жизни, видимого порядка, и наполнение жизни хоть каким-нибудь смыслом. А вот как о данной проблеме писал Бердяев: “Мы живём в эпоху обострения и обнаружения противоречий свободы. Свобода политическая, свобода экономическая переживают упадочные формы. Принципы, которые почитались охраняющими свободу выветрились, и ныне не вдохновляют. Изжиты принципы французской революции. Молодёжь не увлекает уже ни идеология либерализма, ни идеология демократии. Формальная парламентская демократия себя скомпрометировала, и она бессильна социально реформировать общество, в ней обнаружилась страшная сила инерции. Свобода духа есть священный символ, её значение не может быть связано с временными и преходящими символами той или иной эпохи. Но свобода в жизни социальной, политической и даже культурной перестаёт вдохновлять, она опостылела, в неё перестали верить. Мы живём в эпоху декаданса свободы. Свобода изолгалась. Она стала принципом консервативным и нередко прикрывает рабство человека. Особенно экономическая свобода, она оказывается издевательством над реальной свободой человека" . Эти причины и порождают в обществе такое явление как бегство от свободы. Задание 3. Начнем с рассмотрения ответственности людей за сохранение жизни и культуры. Рост информационных технологий, электронных сетей разрушают традиционные национальные, политические и экономические границы. Мир становится децентрированным, предстает лишенным центра и периферии, получает название «глобальной деревни» (Маршалл Маклюэн). Но еще в начале XX в. такие философы, как Альберт Швейцер (1875-1965 гг.) и Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955 гг.), усмотрели опасности техногенного развития общества и писали о кризисе культуры и о необходимости сохранения культуры и жизни как отдельного человека, так и жизни всего живого. По словам А. Швейцера, односторонний материальный прогресс, который считается величайшим достижением современности, стал роковым для культуры и привел ее к глубочайшему кризису. Материальные достижения таят в себе угрозу культуре, которая заключается в том, что массы людей из свободных превращаются в зависимых от этих же материальных достижений. Теперь люди обслуживают машины, люди служат государству, они не принадлежат сами себе. Различные экономические, социальные и политические институты общества подчиняют людей своей власти. Человек становится ограниченным не только в своей физической, телесной свободе, но и в свободе мыслить. Развитие лишь материальной стороны культуры привело к перенапряжению людей, а также к появлению такого социального феномена, как специализация. Специализация имеет негативные последствия для человека: она предполагает применение лишь части способностей человека, следовательно, духовная сущность человека истончается, а творческое и художественное начало отмирает. Человек может стать личностью, приобщившись к постижению подлинной культуры, которая невозможна без духовного совершенствования индивидов . А это возможно на основе оптимистического мировоззрения, утверждающего мир и жизнь как нечто само по себе ценное. А. Швейцер провозглашает оптимистическое мировоззрение как основу этики благоговения перед жизнью. Задачей оптимистического мировоззрения является пробуждение воли к жизни, благоговения перед жизнью, осознание ценности жизни. Благоговение перед своей жизнью пробуждает трепетное отношение к жизни любого живого существа. Человек, осознавший ценность своей жизни, не сможет пренебречь интересами всего мира, в котором множество жизней. Человек, осознающий ценность своей жизни, способен на высший нравственный поступок - на отречение от своего бытия ради всех явлений бытия, которые нуждаются в его участии и которым он может отдать свои силы. Осознание ценности жизни, принятие этики благоговения перед жизнью, согласно А. Швейцеру, позволят обеспечить истинный прогресс, материальный и духовный, прогресс и отдельных индивидов, и всей культуры. X. Ортега-и-Гассет, так же как и А. Швейцер, пишет о кризисе культуры, который он называет «восстанием масс». По мнению испанского философа, это явление можно все больше и больше наблюдать в современном мире. Для этого не надо проводить специальные исследования, собирать информацию, проводить опросы и подсчеты. Достаточно окинуть взглядом улицы, кафе, театры, отели. Кругом мы видим толпу, массы людей. Они заполонили в первую очередь места, являющиеся продуктами цивилизации. Толпа стремится к благам, созданным современной цивилизацией. Толпу мы видим в местах, в которых сконцентрированы самые великие достижения человеческой культуры (театры, кинотеатры, музеи и пр.). Массы стремятся к материальным благам, допуская то, что все блага, изобретенные и усовершенствованные цивилизацией, - продукты природы, а не претворение в жизнь высоких человеческих ценностей. Данному кризису способствовало развитие науки и техники, то есть материальной стороны культуры. В работе «Восстание масс» (1929-1930 гг.) X. Ортега-и- Гассет указывает на основной элемент кризиса культуры: на опережающий рост достижений науки и техники и на отставание развития духовной культуры, традиционных ценностей культуры. Опасностью для культуры является «человек-масса», или массовый человек. Его особенностями являются заурядность, бездарность и серость, отсутствие стремления к осознанному выбору и при этом ощущение себя как совершенства. Такой человек разрушает ценности культуры и препятствует созданию новых, которые ранее продуцировались творческим меньшинством, элитой, отличавшейся от всех остальных особым чувством жизни. Это особое чувство жизни, особое понимание жизни связано с осознанием того, что «жить - значит вечно быть осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире. И решать без устали и передышки. Даже отдаваясь безнадежно на волю случая, мы принимаем решение - не решать. Неправда, что в жизни «решают обстоятельства» |