Главная страница
Навигация по странице:

  • печь

  • Цель

  • Похлёбкой, кашей, пирогами

  • У хозяев гордость – печь!

  • Вот красный угол.. . Здесь в киоте

  • У стола хватает дел.

  • За собою усадил.

  • Наш семейный общий стол

  • В нём пылал когда-то жар

  • На завалинке, в светелке

  • Что избе капризы моды

  • сценарий экскурсии Предметы быта русской избы. СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ. Сценарий экскурсии "русская изба"


    Скачать 40.65 Kb.
    НазваниеСценарий экскурсии "русская изба"
    Анкорсценарий экскурсии Предметы быта русской избы
    Дата15.06.2022
    Размер40.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ.docx
    ТипСценарий
    #592585

    СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ "РУССКАЯ ИЗБА"

    1. Приветствие.

    - Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон)

    Душа народа, жизнь и быт,
    Его культура и обряды,
    Его поэтика и песни.
    Его ремёсла и наряды.
    В чём суть его
    Постичь придётся
    Поколеньям нашим молодым,
    Всё это отголоском отзовётся,
    И близким станет и родным.


    2. Постановка целей и задач

    - Сегодня я вас познакомлю с бытом русских людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами побываем в настоящей русской избе, которая представлена в нашем этнографическом уголке народного быта «Русская изба»!

    3. Русская изба.

    - Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.

    -А вы знаете, из чего строили дома? Правильно, избы в старой России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. А вы знаете, что не всякое дерево годилось на постройку: для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Запрет распространялся и на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

    - А как вы думаете, какие были полы в доме? Полы настилали из половиц - половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.

    Окно являлось частью дома, наделяемой многими символическими функциями. Оно часто применялось как «нетрадиционный выход из дома», чтобы обмануть нечистых духов, болезнь и т.д. Например, если в доме умирали дети, то новорожденного передавали через окно, чтобы он оставался здоровым. Окно нередко воспринималось и как путь для чего-то святого, чистого. Через эту неотъемлемую часть жилища не разрешалось плевать, выливать помои, выбрасывать мусор, так как под ними по народному поверью стоял Ангел Господень!

    Как известно, в крестьянской избе была всего одна комната. Самое большое место в ней занимала что? Как вы думаете? Конечно, печь – добродетель матушка

    У хозяев гордость – печь!

    Поведу о ней я речь!

    Все готовится в печи и хлеба, и калачи,

    Каши и картошка и баранья ножка!

    В крестьянском доме печь, играла главную роль: она и кормилица, и защитница от холода, и лекарь от болезней. Не случайно, печь, распространенный персонаж в русских сказках. На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Дети, забравшись на русскую печь, прижмутся к теплой лежанке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки теплый жар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают. На печи спали, сушили зерно и травы, хранили вещи.(слайд№6)

    Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек и валенок, в туесках хранили сушеную ягоду. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы.

    Печь -  это очаг для приготовления пищи,  а то место в печи, в котором разводили огонь и готовили пищу как называлась? Варочная камера называлась горнило. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду: щи, каша, картошка, блины. Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной  на плите. Каждое утро на протяжении многих веков возникает в печи огонь, чтобы греть, кормить, утешать и лечить человека. С этим огнём связана вся жизнь. Родной дом существует, пока тёплый очаг, это тепло равносильно душевному теплу.

    Около печи навытяжку стоит железный ухват на длинной деревянной ручке. Ими ставили в печь и доставали из нее глиняные горшки и чугуны с пищей. Благодаря русской печке появилась посуда особой формы – горшки да чугунки. Какое интересное слово «чугунок». По весу он тяжелый, так, как сделан, был из особого вида металла – чугуна, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Пищу в старину готовили не только в чугунке, но и в глиняных горшках. В нем варили кашу, щи. Прямо в горшке блюдо подавали на стол.
    Существовало много примет, связанных с домом и очагом, всевозможных легенд и поверий. Считалось, например, что нельзя затоплять печь с непокрытою головой. «Запечный дедушка, мог надеть на голову хозяйке чугунок». Рядом с печью находилось рабочее место хозяйки: стояли кочерга, ухват, деревянная лопата, висели полотенце и рукомойник.

    В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». И действительно, трудно себе представить, что можно истопить печь и приготовить пищу, даже не взяв в руки кочергу. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть вглубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня поленце и чадит в дальнем углу топливника, на помощь ему приходит все та же кочерга. Проходит несколько секунд, и дымящееся поленце, придвинутое кочергой к печному костерку, уже горит ярким пламенем. Рассыпались по устью дрова и угли, и их нужно уложить кучно – здесь тоже не обойтись без кочерги. Словом, этот печной инструмент всегда должен быть под рукой.

    «В хлеву у быка копна на рогах, а хвост на дворе у бабы в руках». Кому довелось родиться в крестьянской семье, без особых затруднений отгадает эту загадку. Сразу же вспоминается рогатый ухват, на котором мать или бабушка отправляют в топливник русской печи чугунок, образно названный в загадке стогом сена. Нетрудно догадаться, что хлев — это топливник русской печи, а хвост быка – деревянная рукоятка ухвата. Без ухвата нельзя достать чугунок, с приготовленной в нём пищей, из устья печи.

    Почетное место в избе – красный угол. Там висели иконы, стояли стол и лавки. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Холщовая скатерть на стол стелилась даже в самых бедных домах. Перекрестившись, хозяйка раскидывала ее по столу и ставила одно общее блюдо со щами. У каждого за столом имелось свое место. Хозяин резал хлеб и солил похлебку, укрощал не в меру активных и подгонял задумчивых. Уронить и не поднять кусок хлеба считалось грехом, оставлять его недоеденным, выходить из-за стола раньше времени также не полагалось.

    Почему-то в тяжкие времена крестьянский самовар становился объектом особого внимания (та же судьба была, впрочем, и у русских колоколов). Но не всегда его, уносимого из избы, сопровождали печальные женские причитания. Во время Великой Отечественной войны русские бабы по призыву собирать цветной металл без единого вздоха отдавали в фонд войны свои последние самоваришки, после чего воду приходилось кипятить в чугунках. Нынче самовар повсеместно вытесняется электрочайником, в чем есть и свои плюсы, и свои минусы.

    Перед вами утюги: угольный и цельнометаллический. Угольные утюги делали с крышкой вверху и с отверстиями внизу. Отверстия внизу утюга нужны были для того, чтобы туда поступал воздух. Перед тем как начать гладить, открывали крышку и насыпали горячих углей. Угли нагревали дно утюга и после прогрева его, начинали гладить белье. Цельнометаллический, выполнялся в основном из чугуна, был тяжеловат. Чтобы погладить бельё, надо было его нагреть на огне. Такими утюгами пользовались до 1975 года.

    В сельской местности основным видом обуви были лапти. Лапти – обувь весьма не простая, выполнены они из лыка, кто был их хозяином мужчина, женщина или подросток неизвестно. Лапти не разделялись на мужские и женские, плелись они для всех одинаково. Были, правда, лапти будничные и парадные. Плели лапти из лыка липы, вяза, ракиты и вереска. Обувь была непрочной, и недаром существовала поговорка: «в дорогу идти – пять пар лаптей плести». Иногда, как материал использовалась простая верёвка. Такие лапти назывались чуни. Их носили дома.

    Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

    Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

    Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

    Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

    Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители.

    За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

    Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

    Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

    Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за плечами не виснет», - приговаривал отец.

    В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

    Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

    Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

    С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.

    С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

    К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».

    Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

    Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.

    Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

    Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

    Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.

    Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

    В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

    Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

    В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.

    Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

    Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

    Постепенно к девочке приходило осознание того, что она -   будущая хозяйка, которая может выполнять все женскую работу. Дочка знала, что «Хозяйство водить – не разиня рот ходить». «Без дела жить – только небо коптить», - так всегда говорила мама.

    Таким образом, в крестьянских семьях, вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

    4. Итог занятия.

    - Я хотела показать вам то, что есть в нашей русской избе. А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины?

    - Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать?

    - Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас.

    Цель: знакомство детей с жизнью, бытом и обычаями русского народа.

    Задачи:

    1. Дать представление о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища, назначении бытовых предметов;

    2. Воспитание у детей интереса к изучению своей страны, уважение к укладу жизни, быту своих предков, чувство общности со своими истоками.

    3. Воспитание любви и уважения к истории русского народа.

    4. Воспитание бережного отношения к музейным предметам и историческому наследию России;

    5. Развитие познавательной активности и кругозора детей.

    Душа народа, жизнь и быт,
    Его культура и обряды,
    Его поэтика и песни.
    Его ремёсла и наряды.
    В чём суть его
    Постичь придётся
    Поколеньям нашим молодым,
    Всё это отголоском отзовётся,
    И близким станет и родным.


    Сегодня я вас хочу познакомить с бытом русских людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами побываем в настоящей русской избе, которая представлена в музее нашего детского дома!(слайд №2)

    Похлёбкой, кашей, пирогами

    Красна ты, русская изба,

    Да ткаными половиками

    Гостей встречаешь ты всегда.

    -А вы знаете, из чего строили избы? А избы в старой России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. Не всякое дерево годилось на постройку: для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Запрет распространялся и на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. В избе прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, чтобы сберегали тепло. (слайд №3)

    Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.(слайд №4)
    - А как вы думаете, какие были полы в доме? А полы настилали из половиц - половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах всегда было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.

     Как известно, в крестьянской избе была всего одна комната. Самое большое место в ней занимала что? Как вы думаете? Конечно, печь – добродетель матушка (слайд №5)


    У хозяев гордость – печь!

    Поведу о ней я речь!

    Все готовится в печи и хлеба, и калачи,

    Каши и картошка и баранья ножка!


    В крестьянском доме печь, играла главную роль: она и кормилица, и защитница от холода, и лекарь от болезней. Не случайно, печь, распространенный персонаж в русских сказках. На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Дети, забравшись на русскую печь, прижмутся к теплой лежанке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки теплый жар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают. На печи спали, сушили зерно и травы, хранили вещи.(слайд№6)

    Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек и валенок, в туесках хранили сушеную ягоду. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. (слайд №7)

    Печь -  это очаг для приготовления пищи,  а то место в печи, в котором разводили огонь и готовили пищу как называлась? Варочная камера называлась горнило. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду: щи, каша, картошка, блины. Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной  на плите. Каждое утро на протяжении многих веков возникает в печи огонь, чтобы греть, кормить, утешать и лечить человека. С этим огнём связана вся жизнь. Родной дом существует, пока тёплый очаг, это тепло равносильно душевному теплу. (слайд №8)

    Около печи навытяжку стоит железный ухват на длинной деревянной ручке. Ими ставили в печь и доставали из нее глиняные горшки и чугуны с пищей. Благодаря русской печке появилась посуда особой формы – горшки да чугунки. Какое интересное слово «чугунок». По весу он тяжелый, так, как сделан, был из особого вида металла – чугуна, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Пищу в старину готовили не только в чугунке, но и в глиняных горшках. В нем варили кашу, щи. Прямо в горшке блюдо подавали на стол.

    Вот красный угол.. . Здесь в киоте

    Святые образа в венцах

    И ризы в стёртой позолоте,

    Лампады огонёк в глазах..

    Самое почетное место в избе называлось красным или святым углом. Оно располагалось в переднем углу избы. Основным украшением Красного угла была божница с иконами и лампадкой. Все значимые события семейной жизни отмечались в Красном углу. В красном углу совершались ежедневные моленья, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «Красный» означает « красивый», «хороший», «светлый». Гости заходили в дом, немного наклонив голову, потому что дверные проёмы были очень низкие. Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами

    Под образами стоял обеденный стол с лавками.

    У стола хватает дел.

    Вот какой-то гость подсел.

    Вот скатеркой накрывают и посуду расставляют.

    Всех гостей он приютил.

    За собою усадил.

    Хлебосольно угощает.

    В чашки чаю подливает.

    Стол был особо почитаемым в избе, потому что за столом собиралась вся семья от мала до велика, чтобы рассказать, друг другу, как прошёл день, обсудить проблемы, покушать. Стол объединял всех. Каждый член семьи знал своё место за столом. Нарушать раз заведённый порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. В некоторых избах стол ставили только на время трапезы, после еды его клали боком под образами. Делалось это для того, чтобы в избе было больше места. 

    Наш семейный общий стол

    Всех в общенье превзошел.

    Коль хотите, заходите,

    С нами вместе посидите.

    А главный на столе был кто? Конечно, самовар.

    В нём пылал когда-то жар,

    В нём бурлил когда-то пар,

    В золотой, пузатый бок

    Глухо бился кипяток.

    Мы сегодня отмечаем,

    Что за свой рабочий век

    Напоил он крепким чаем

    Миллионы человек.

    Трудно представить себе нарядный стол без самовара. Самовар был вещью удобной, необходимой и даже престижной. Его изобрели в России в 18 веке. Он был незаменим для беседы и утешал в одиночестве. В домашнем кругу чаепитие было любимым способом времяпровождения.

    Традиция приглашения на чай известна на Руси с конца 18 века. «Пригласить на чай» или «пригласить на чашечку чая» означало «пригласить в гости». «На чашечку чая» обычно приглашали хороших знакомых или друзей дома. Приглашали, как правило, для беседы, во время которой или после которой устраивался непременно чайный стол – с чаем, печеньем, сладкими пирогами, ватрушками. Чай разливался сначала гостям, а потом уже по старшинству всем членам семьи. Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный, застольный разговор за чаем – национальная русская традиция. (слайд №14)

    Посидеть за самоваром
    Рады все наверняка.
    Ярким солнечным пожаром
    У него горят бока.
    Самовар поет-гудит,
    Только с виду он сердит.
    К потолку пускает пар
    Наш красавец самовар!


    Хозяйка всегда следила, чтобы все члены семьи ходили в чистой одежде. Раньше стирали в ручную – в корыто ставили стиральную доску, стирали щелоком, это березовую золу добавляли в воду, чтобы она была мягче, мыло пришло чуть позже. Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите!

    Как он назывался? (Слайд №15)

    Были бабушкины будни: после стирки канитель,
    Утюга не знали люди, заменял его рубЕль.
    Из берёзы, с краю ручка, два кирпичика в длину,
    Снизу зубья - словно сучья, и кирпичик в ширину.
    А к нему имелась "скалка", обмотаешь полотном,
    И на верх рубЕль-каталку, это звалось утюгом!
    По столу катали долго, не жалея сил и рук,
    Правда мало было толку, это первый был утюг
    .

      Влажную ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской - рубелем. (слайд №16)

    Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя утюгами: пока один нагревался на плите, другим гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами. Когда появилось электричество, появились и электрические утюги. (слайд №17)

    Вечер. Полумрак в избе, лишь потрескивает светец. А знаете что такое светец? Светец был необходимой принадлежностью крестьян. Светец представлял собой деревянный или железный стояк, у него была металлическая развилка. В развилку вставлялась длинная, березовая лучина. В корытце наливали воду и в нее ставили светец. Обгоревший конец лучины падает в воду. В течение длинного, зимнего вечера приходилось постоянно поддерживать огонь, заменять сгоревшую лучину новой. Обычно на вечер рядом со светцом клался целый пучок длинной березовой лучины. Около русской печи обычно сохли березовые поленья, из которых щепали лучину для светца.(слайд №18)

    А теперь посмотрим, как менялось освещение в доме: свечи – для них подсвечники, керосиновые лампы (для комнат, для улицы), а потом появилось электричество.

    Все предметы обихода и одежды изготавливались руками людей. Работы было много у всех членов семьи. Мальчики помогали отцу по хозяйству, девочек с 6-7 лет приучали к домашней работе: вязанию, прядению. Свой труд люди уважали, трудились с душой. Я вам сейчас расскажу о ручной прялке, которая была в каждой избе. К широкой верхней части прялки привязывалась куделька - клок овечьей шерсти. Прялка ставилась на лавку, на неё садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. С кудельки вытягивается нить и накручивается на веретено, т.е. вертящеюся палочку. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы.(слайд №21)

    В долгие зимние вечера крестьяне собирались в одной избе: вязали, пряли с песнями, шутками, хороводами. Такие вечера как назывались? А назывались они деревенские посиделки. А кто знает что такое посиделки? Посиделки – это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен для общения. (слайд №22)

    На завалинке, в светелке

    Иль на брёвнышках, каких

    Собирались посиделки

    Пожилых и молодых.

    При лучине ли сидели,

    Иль под светлый небосвод –

    Говорили, песни пели

    И водили хоровод.


    На эти посиделки приходили посмотреть деревенские мальчишки и девчонки. Они любили послушать взрослых, да и просто поиграть. (слайд №23)


    Давайте и мы с вами представим, что мы с вами находимся в русской избе на посиделках. Я сейчас буду загадывать загадки и если вы внимательно слушали мой рассказ, то вы сразу отгадаете эти загадки, так как отгадки на них находятся в нашей русской избе.

    1.Книзу узок, верх широк,

    Не кастрюля (Чугун)

    2.Хватает, да не сыт,

    Людям отдает, а сам на отдых идет (Ухват)

    4. Там сохраняют квас, и молоко, и сливки

    И долго там не портятся напитки. (Кувшин)


    1. «Русская изба» - это удивительный мир старины. Люди выбирали для себя то, что им было необходимо и удобно. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

    2. Что избе капризы моды?

    Что ей годы, непогоды!

    В ней хозяевам не тесно –

    И для гостя хватит места.

    Мы гордимся стариною,

    Стала нам она родною.

    Вечно прадедов работа

    Будет радовать кого-то
    Итог занятия.

    - Я хотела показать вам то, что есть в нашей русской избе. А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины?

    - Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать?

    - Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас.


    написать администратору сайта