Сценарий вечераспектакля, посвящённого дню рождения М. Ю. Лермонтова
Скачать 25.69 Kb.
|
Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 с. Соломенского Степновского района Ставропольского края Дорофеева Людмила Михайловна. «А ОН ВСТАЁТ НАД ВОЛНАМИ ЗАБВЕНИЯ…» Сценарий вечера-спектакля, посвящённого дню рождения М. Ю. Лермонтова. Ведущий. Ежегодно в школьной программе каждого класса мы возвращаемся к творчеству самого загадочного русского поэта, гордости русской литературы М. Ю. Лермонтова. Мы пытаемся понять его, понять, что он думал, чувствовал, переживал… Иногда нам кажется, что мы понимаем. Шаг за шагом приближаемся мы к гению. В этом году исполняется 200 лет со дня его рождения. Сделаем ещё один шаг навстречу. На заднике сцены – слайд с портретом М. Ю. Лермонтова, эмблемы творческого гения: гусиное перо, палитра, нотный стан. Под портретом стоит маленький столик с букетом цветов. Середина сцены пуста, справа и слева – по три стула полукругом. Они будто образуют два «салона» - друзей(справа) и врагов(слева) поэта. Дамы в бальных платьях сидят на стульях, мужчины во фраках стоят сзади. Звучит вальс из музыки Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад». Справа входит 1-й чтец. 1-й чтец. Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днём 1837 г. скончался раненный на дуэли Пушкин. Дамы вскочили с мест, мужчины сдвинулись ближе. Слева входит 2-й чтец с пачкой листочков, которые он раздаёт персонажам левой группы. 2-й чтец. Вы обратили внимание на эти стихи?! Говорят, они были написаны сегодня, этой вьюжной зимней ночью. Дама (слева) читает. Погиб поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! 1-й чтец. Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Дама (справа). Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Господин (справа). Что ж? веселитесь…- он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Господин (слева). В петербургских гостиных эти строчки боятся даже произносить вслух. Ведь это же – воззвание к революции! Все (слева) возмущённым шёпотом. Воззвание к революции! Воззвание к революции! Воззвание к революции! 1-й чтец (справа). Воззвание к революции! Так они назвали стихи «На смерть Пушкина». Дама (справа). Более того, с такой надписью положили рукопись на стол самому императору. Дама (слева). Вы знаете автора этих стихов, призывающих к бунту? Господин (слева). А как же! Это поручик лейб-гвардии Лермантофф. Куда смотрит государыня? Дама (справа). Вы слышали, новое злодеяние! Гроб с телом Пушкина кто-то выкрал из Конюшенной церкви. Господин (справа). Да, я тоже слышал: его тайно везут хоронить в Псковскую губернию. Дама (слева). А что же поручик, автор возмутительных стихов? Звучат вступительные аккорды «Тройки» из сюиты Свиридова, написанной к повести Пушкина «Метель». В центр сцены выходит Лермонтов. Он меряет шагами узкое пространство. Лермонтов. Раз-два, три-четыре… Четыре шага в одну сторону. В другую – пять. Есть о чём подумать в тюрьме, если к тому же тебе 22 года. Моего гувернёра звали Капе. Он бывший гвардеец Наполеона. Мне было 7 лет, когда он рассказал мне о взятии Бастилии. Навсегда запомнился девиз республики: Свобода, Равенство, Братство. Liberte! Egalite! Fraternite! В салоне справа. Liberte! Egalite! Fraternite! – какая музыка слов! В салоне слева. Liberte! Egalite! Fraternite! – это девиз цареубийц! Лермонтов. Был морозный вечер, когда в Тарханы, имение бабушки, примчала взмыленная тройка. И дедушка-сенатор привёз известие о восстании на Сенатской площади в Петербурге. Мать свою я не помню. Я был ребёнком трёх лет, когда её не стало. Но помнил песню, которую она пела мне. Я плачу от неё. В салоне слева. По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звёзды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. В салоне справа. Он душу младую в объятиях нёс Для мира печали и слёз И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. Звучит «Романс» из музыки Хачатуряна к драме «Маскарад». Лермонтов. Звуки! Они словно сговорились. Звуки тесно окружают, во сне вплотную обступают, не дают отдыха. Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор. Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам; И так пожертвовал я годы Твоей улыбке и глазам. И так я слишком долго видел В тебе надежду юных дней И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней. Слева выходят два профессора. 1-й профессор. Каков наглец! Пререкаться с экзаменаторами! 2-й профессор. Не знать лекционного материала! Пытаться читать что-то сверх программы! 1-й профессор. Ему справедливо consilium abeundi! Лермонтов. Так я оказался исключённым из Московского университета. Пришлось уехать из Москвы. Меня ждал Петербург и Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Я сразу невзлюбил этот хмурый город. Звучит «Вальс» Хачатуряна. Справа. В Петербурге всё было ложью! Слева. Но это был чудо-город, украшенный громадами стройных дворцов. Справа. Они оставались для него холодными, чужими. Слева. Но здесь был собран цвет столицы. Справа. «Везде встречаемые лица, необходимые глупцы»? Слева. Но здесь жил Пушкин… Справа. А что будет с ним, поручиком Лермонтовым? Слева. Царь сказал, что поступит с ним по закону. Справа. Его сослали в Сибирь? Неужели – Соловки? Слева. Нет, хуже: перевели на Кавказ, где идёт война с горцами. Лермонтов. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. Сцена заполняется персонажами – гостями грузинской свадьбы. Посредине ковёр. Звучит мелодия грузинского танца из оперы Рубинштейна «Демон». Девушка танцует. Один из гостей. … бубен свой Берёт невеста молодая. И вот она, одной рукой Кружит его над головой, То вдруг помчится, легче птицы, То остановится, глядит – И влажный взор её блестит Из-под завистливой ресницы; То чёрной бровью поведёт, То вдруг наклонится немножко, И по ковру скользит, плывёт Её божественная ножка; И улыбается она, Веселья детского полна. Лермонтов. Полк, к которому я прикомандирован, - это Нижегородский драгунский полк. Мы всё время в сражениях. (Начинает звучать мелодия «Казачьей колыбельной», сначала тише, потом громче). Вчера в станице слышал, как молодая казачка баюкала ребёнка и пела. Не заметил, как сам начал напевать. И теперь уже всё – и поскрипывание седла, и шелест ветвей, и рояль – говорило со мной моей «Казачьей колыбельной». (Звучит «Казачья колыбельная»). Снова звучит «Вальс», общество делится на два «салона». В салоне слева. Царь увидел его на балу в Аничковом дворце и повелел немедленно выслать поэта – снова на Кавказ. - Он должен покинуть столицу в 48 часов. В ссылку – с бала! - Но ведь он же поэт! И поэт признанный! - Тем хуже! Цари не любят поэтов! - Опасно, «коль полон ум желаний и страстей»! В салоне справа. Последний свой петербургский вечер Лермонтов проведёт у Карамзиных. - Сколько здесь бывало людей! - Здесь играл Глинка! - Здесь читал Пушкин! - Здесь блистательный Брюллов рассказывал о солнце и море Италии. Лермонтов. Стоя у окна гостиной Карамзиных и наблюдая холодные краски заката, я невольно следил за очертаниями облаков. (Читает стихотворение «Тучи»). В салоне справа. Он опять уехал на Кавказ. - Вновь впереди вставали голубые сказочные горы… - Здесь жили его герои. В салоне слева. Да, там жили его герои… - И там шла война. - Что ждало его впереди? Счастье или гибель? - Ему было только 27 лет… Лермонтов. Я думал: «Жалкий человек! Чего он хочет!.. Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?» Я, как Демон, а может, как Печорин, предавался безумным мечтам о счастье, а встретил суетный мир «мундиров голубых» и «фешенеблей». Искал друзей, а были в лучшем случае спокойные, равнодушные люди. Звучит песня «Выхожу один я на дорогу». Господин справа. Он не знал, что изящная дама, встреченная им перед отъездом в Петербурге, только что вернувшаяся из Италии, красавица и умница, певица Елизавета Шашина положит на музыку его последние исповедальные стихи, чтобы они стали незабываемой песней. Звучит вальс. На его фоне ведущий заканчивает спектакль стихотворением Л. Мартынова. Ведущий. Он пал. Россией смерть его оплакана. Давно друзья ушли по одному. И новым плугом та земля распахана, Что там, в скитаньях, грезилась ему. Ни песни старой, ни былого облика – Всё давность увела и забрала. Лишь самолёт, ныряющий сквозь облако, Порой напомнит горного орла. А он, с теченьем управляясь яростным, Одолевая времени предел, Опять, опять плывёт под белым парусом Над океаном наших чувств и дел. А он встаёт над волнами забвения. И в новый век, где скорость щёки жжёт, Его дыханье и сердцебиение Доходит к нам и нас переживёт. И не в приливе святопоклонения – Как своего – по чувству и уму, Его другие встретят поколения И руку дружбы подадут ему. |