Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ

  • Концепция семьи как совокупности ролей Т.Парсонса.

  • 3. Модель жизненного цикла семьи (П.Глик).

  • Практическое задание. Социология. Социология Практ.задания. Семья не существует сама по себе. Она живет в конкретном городе, стране, в которой происходят изменения в политике, экономике, в моральных оценках, взглядах людей. Семья это часть большого организма


    Скачать 30.49 Kb.
    НазваниеСемья не существует сама по себе. Она живет в конкретном городе, стране, в которой происходят изменения в политике, экономике, в моральных оценках, взглядах людей. Семья это часть большого организма
    АнкорПрактическое задание. Социология
    Дата25.04.2022
    Размер30.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология Практ.задания.docx
    ТипДокументы
    #496495

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра экономики и управления
    Форма обучения: заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    СОЦИОЛОГИЯ



    Группа
    Студент


    МОСКВА 2020

    1.Основные проблемы современной семьи

        Семья не существует сама по себе. Она живет в конкретном городе, стране, в которой происходят изменения в политике, экономике, в моральных оценках, взглядах людей. Семья - это часть большого организма. Она не только ощущает все процессы, происходящие в обществе, но и сама оказывает влияние на это общество.

       Многие ученые, исследующие проблемы семьи, говорят о кризисе современной семьи. Надо заметить, что о кризисе семьи говорят во многих странах мира. При этом слово "кризис" имеет отрицательный оттенок.

       Однако стоит ли говорить об изменениях в жизни современной семьи только с негативной стороны? На наш взгляд, нет.

       Во всем есть не только отрицательные стороны, но и положительные. Жизнь не стоит на месте, все в ней меняется, что-то исчезает, что-то появляется вновь. Появляются новые формы взаимоотношений в семье, остается то, что на данный момент способствует развитию института семьи. Для нас важно рассмотреть, как отрицательные, так и положительные условия жизни семьи, влияющие на воспитание и развитие ребенка, чтобы по возможности избежать ненужных ошибок, чтобы сохранить мир и добрые отношения в семье.

       В чем особенности современной семьи? Какие же изменения возникают в жизни семьи в настоящее время?

      Следует отметить профессиональную занятость родителей и невозможность уделять достаточного количества времени детям.

       Вы вынуждены (или вам это интересно и нравится) работать очень много: иногда без выходных, иногда без отпуска, постоянно обдумывая что-то, составляя планы, проекты, разговаривая по телефону со своими коллегами, подчиненными. Вы полны энергией или выбились из сил, но в том или другом случае, вы не бросаете свою работу.

       Изменились нравственные и моральные нормы семейных отношений, сместились приоритеты личностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения в структуре и атмосфере семьи.

       Изменилось отношение к женщине, которая самостоятельно растит и воспитывает ребенка. Такая женщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка.

       Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран - это явление естественное.

       Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданский брак. Бывает и иначе...

       Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака.

       В нашей стране широко распространены семьи - коммуны, так называемые "шведские" семьи, а также - гомосексуальные семьи.

       Смешение культур в одной взятой семье.

       Распространенной является ситуация, когда создаются браки, в которых супруги относятся к разным культурам, т. е. это семьи, где может быть различное вероисповедание супругов, различное отношение к событиям, которые происходят в стране.

       При этом следует отметить, что с появлением ребенка эти различия становятся заметнее.

       Увеличение количества больных детей и детей-инвалидов в семьях.

       К сожалению, в связи с экологическими проблемами и недостаточно серьезным отношением к здоровьесбережению молодых людей и, прежде всего - потенциальных молодых матерей, а также ухудшением общего медицинского обеспечения молодых семей, увеличилось количество больных детей в семьях. Это в свою очередь влечет за собой определенные трудности, как для здоровых членов семьи, так и для самого больного, а значит трудно адаптивного ребенка.

    Распространение опекунских семей.

       Проблемы недостаточно серьезного отношения к здоровьесбережению молодых людей привели к распространению бездетности, и как результат возникновению опекунских семей. И еще один важный момент - это усыновление детей состоятельными семьями, которые, имея своих собственных детей, оформляют опекунство относительно детей из других стран.

       Таким образом, мы, попадая в разные жизненные ситуации, пытаемся приспосабливаться к ним, хотим сохранить свою личную независимость или осуществить все свои желания. И это очень даже понятно. Но вопрос весь заключается в том, что среди всего этого нагромождения ситуаций и желаний в семье появляется ребенок. Иногда его появления ждут, иногда это происходит неожиданно для родителей. Но в любом случае появляется новый человечек со своими особенностями, желаниями и он очень остро чувствует все, что окружает его.

       В обществе происходят неизбежные изменения:

        - политические

        - экономические

        - демографические

        - социальные

        В связи с изменениями в обществе происходят изменения и в семье. Возникают новые формы и виды внутрисемейных отношений.   Эти изменения влекут за собой разделение семей по следующим проблемным основаниям:

      - семья, где родители заняты с утра до вечера на работе;

      - семья с одним родителем;

      - семья, где смешиваются разные культуры.

    - семья с детьми-инвалидами, детьми с тяжелыми хроническими заболеваниями:

    - опекунские семьи;

    - нетрадиционные семьи.
    2. Концепция семьи как совокупности ролей Т.Парсонса.

    Первая собственно социологическая концепция структуры женских и мужских ролей была выдви­нута именно Т.Парсонсом, хотя в его теории эта концепция носит харак­тер иллюстрации к общетеоретическим построениям структурного функционализма. По Т.Парсонсу, об­щество всегда стремится к состоянию динамического равновесия и стабильности. Отдельные элемен­ты совокупной социальной структуры выполняют функциональную (т.е. служебную) роль по поддержа­нию стабильности, интеграции и развития всей системы. Социальные конфликты и противоречия оце­ниваются им как болезни, а факторы, способствующие возникновению противоречий — как дисфунк­циональные явления в жизни общества. Задача социологии, считает Т.Парсонс, заключается в выявле­нии социальных механизмов поддержания стабильности общества и его элементов, то есть в социаль­ной терапии. Иными словами, функционализм основывается на предположении, что «то, как обстоят дела — это то, как они должны обстоять».

    Именно с этих позиций Т.Парсонс и предпринимает анализ американского общества, которое, по существу, и было основным объектом его исследований. Это, кстати, характерная черта американской социологии в целом, которая с самого начала формировалась как эмпирическая и прикладная дисцип­лина, ориентированная, прежде всего, на изучение того общества, в рамках которого она существова­ла.

    Рассматривая изменения, которые произошли с американской семьей к середине прошлого сто­летия, Т.Парсонс выделяет изоляцию нуклеарной семьи от системы родства и перемещение ряда функ­ций к другим социальным институтам. Базисными и нередуцируемыми функциями семьи он считает социализацию детей и стабилизацию личности взрослых членов семьи. Механизмом, обеспечивающим равновесие и стабильность самой системы социального взаимодействия, является, по его мнению, функциональное разделение сфер деятельности, или дифференциацию ролей. Дело в том, что для существования любой социальной системы, с его точки зрения, необходимо выполнение т.н. инстру­ментальной и экспрессивной функций. Инструментальная функция обеспечивает отношения системы - в данном случае семьи — с внешним миром, обеспечивает средства к существованию. Экспрессивная функция — это поддержание интеграции членов системы, установление моделей отношений и регули­рование уровня напряженности членов союза. Т.Парсонс утверждает, что один и тот же человек не мо­жет выполнять одновременно и инструментальные (требующие властности и жесткости), и экспрессив­ные (предполагающие мягкость и умение погасить конфликт) функции. Именно поэтому, заявляет он, разделение этих ролей глубоко функционально и существует во всех системах социального взаимо­действия.

    Далее Т.Парсонс делает совершенно естественный для традиционного (биодетерминистского) соз­нания вывод: роль инструментального лидера в семье всегда принадлежит мужчине, а женщина - это экспрессивный (эмоциональный) лидер. «Фундаментальное объяснение распределения ролей между биологическими полами, — пишет Т.Парсонс, — лежит в том факте, что рождение детей и уход за ними создает строгую презумпцию первичности отношений матери к маленькому ребенку. ... Первичность отношений матери к ребенку ведет к тому, что мужчина, устраненный от этих биологических функций, должен специализироваться в альтернативном, инструментальном направлении». Это — общая мо­дель дифференциации половых (как говорил Т.Парсонс) ролей в современном индустриальном общест­ве. «Американский мужчина, по определению, должен содержать семью. Его первичная сфера дея­тельности — приносить деньги, быть кормильцем», — писал сотрудник Т.Парсонса Морис Зелдич. Профессиональная деятельность мужчины имеет чрезвычайное значение для семьи не только потому, что является основным (а иногда и единственным) источником средств существования для семьи, но и потому, что величина дохода и престижность работы мужчины определяют социальный статус, стан­дарт и стиль жизни семьи в целом. «Единственный способ быть настоящим мужчиной в нашем обще­стве - это иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь», - утверждает Т.Парсонс .

    Для женщин, по его мнению, основным является «статус жены своего мужа, матери его детей и личности, ответственной за домашнее хозяйство». Доминирующими женскими ролями являются роли жены, матери, домохозяйки. Социально престижная профессиональная деятельность мужчины предо­пределяет его главенство в семье, а домашний труд женщины, названный Т.Парсонсом псевдозанятием, — ее подчиненную роль. Такая сегрегация ролей интерпретируется им как механизм подавления воз­можного разрушительного для брака и семьи соревнования между супругами за власть, статус, пре­стиж, и объявляется глубоко функциональной.

    Т.Парсонс утверждал, что работа замужней матери не несет отрицательных последствий для суп­ружества только в том случае, если она является не «карьерой», а просто «занятостью», не вносит су­щественного вклада в бюджет, т.е. лежит за пределами «соревнования с мужем» и не подрывает эко­номических основ его самоуважения. Но даже в этом случае, считает он, работа женщины вызывает нестабильностью брака.

    Помимо эффекта стабильности семьи, который Т.Парсонс приписывает разделению ролей между супругами, это разделение выполняет, по его мнению, еще одну функцию. Дело в том, что табу инце­ста и Эдипов комплекс, описанные Фрейдом, представляются Т.Парсонсу универсальными психическими механизмами, посредством которых осуществляется приобщение ребенка к обществу и культуре. На­помним, что Фрейд утверждал, что табу инцеста «защищает ребенка (то есть мальчика) от соблазне­ния» собственной матерью и способствует его социализации, ставя ребенка перед необходимостью признать авторитет отца, поскольку именно отец (по Фрейду) является основным проводником соци­альных норм. Социологическим механизмом, выполняющим те же самые функции, Т.Парсонс считает разделение ролей в семье. Четкое предписывание инструментального лидерства мужчине способству­ет «освобождению ребенка от чрезмерной эмоциональной зависимости от матери», что необходимо для его возмужания. Как видим, практически все время речь идет о ребенке-мальчике, поскольку действие табу инцеста не распространяется на девочек. Кроме того, очевидно, что Т.Парсонс считает, что «пер­вичность» отношений матери и ребенка/мальчика не только не способствует эффективному выпол­нению женщиной своих основных воспитательных функций, но и просто препятствует этому. Таким образом, очевидно, что функции матери по отношению к ребенку сводятся им к функциям няни.

    Первоначально Т.Парсонс отмечал, что описанная ролевая модель относится к городской семье среднего класса и предостерегал от расширительного толкования этой модели. Затем он признал та­кую структуру соответствующей урбанизированному и индустриальному американском обществу в це­лом. По мере роста влияния теории структурно-функционального анализа Т.Парсонс и его последователи стали утверждать, что эта модель универсальна и инвариантна, то есть характерна не только для семьи в любом обществе, но и для общества в целом: мужчины в принципе всегда выполняют эконо­мические функции, в женщины — эмоционально-терапевтические.

    Талкотт Парсонс утверждал, что гендер способствует объединению общества, по крайней мере в его традиционном виде, формируя комплементарный(несхожий, дополнительный) набор ролей, объединяющих мужчин и женщин в семьи для выполнения различных важных задач. На женщин ложится основная ответственность за управление домашним хозяйством и воспитание детей. Мужчины же играют в обществе роль рабочей силы, связывая семью и больший мир.

    Общество поддерживает соответствие гендеру, объясняет Т.Парсонс, привив мужчинам и женщинам страх, что слишком сильное отклонение от принятых стандартов вызовет неприятие противоположным полом. Проще говоря, оно учит женщин рассматривать немаскулинных мужчин как сексуально непривлекательных и соответственно - наоборот.

    Типы ролевого поведения определяются социальным положением, ролевые стереотипы усваиваются в процессе социализации и интериоризации норм, или ролевых ожиданий. Правильное исполне­ние роли обеспечивается системой поощрений и наказаний (санкций), положительных и отрицательных подкреплений. При этом исходным основанием поло-ролевого подхода явля­ется имплицитное признание биологического детерминизма ролей, отсылающее к фрейдистскому представлению о врож­денных мужском и женском началах.

    Т.Парсонс признает, что существует противоречие между основными ценностями современного общества и неравенством мужчин и женщин в структуре занятости. Если часть женщин привержена основным ценностям равенства и важности работы вне дома, они могут быть недовольны своей подчиненной позицией, и современный феминизм является выражением этого недовольства. Решение заключается в том, чтобы как-то разрешить возникшее напряжение, а не трансформировать общество так, чтобы женщины были довольны своим местом в нем. Т.Парсонс предлагает три пути, которые могли бы помочь женщинам найти решение этой проблемы: 1) найти себя в «светской жизни»; 2) стать профессиональной домохозяйкой; 3) заняться благотворительностью.

    Это три способа, с помощью которых женщины могут найти себе социальную роль, удовлетворяющую их ценностным предпочтениям, соответствуют ступеням жизненного цикла: до рождения детей, при наличии маленьких детей, после того, как дети выросли. Таким образом, следуя Т.Парсонсу, женщина могла примириться со своим подчиненным положением и маргинальной социальной ролью через посредство утверждения своей идентификации как секс-объекта, гордой своим искусством домохозяйки, благотворительницы.

    Таким образом, гендер объединяет общество и структурно (что люди делают), и морально (во что они верят). Этот подход был весьма влиятельным в середине XX в., однако теперь он во многом утратил свою значимость.

    3. Модель жизненного цикла семьи (П.Глик).
    Семейный цикл можно конструировать по разным критериям, но более точно — по последовательности стадий родительства. Одним из первых ввел понятие жизненного цикла семьи американский демограф П.Глик. Он считал, что от возникновения до распада семья проходит ряд стадий. Семья возникает в момент заключения брака, она растет с появлением каждого ребенка. От рождения последнего ребенка до момента, когда первый ребенок покидает дом, величина семьи остается постоянной. Со вступлением в брак детей, семья постепенно уменьшается до исходной величины (два человека). Со смертью первого, потом второго супруга семейный цикл заканчивается.

    П.Глик с конца 1940-х гг., в эпоху перехода к новой, малодетной модели семьи в странах Запада, понятие семейного цикла стал использовать применительно к нуклеарной семье.

    Если взять за основу формирования цикла возникновение брачно-репродуктивной пары, то рождение детей будет характеризовать расширение нуклеарной семьи, а отделение взрослых детей — сужение.

    Первая стадия семейного цикла начинается со вступления в брак и, как правило, зачатия первенца. Потому у большинства пар (кроме бесплодных) ее точнее именовать стадией предродительства, поскольку рождение детей превращает брачную пару в семью, мужа и жену — в отца и мать.

    Вторая стадия репродуктивного родительства, наступает когда появляется первый ребенок и возможно рождения второго и последующих детей — в зависимости от потребности семьи в детях. Она может быть короче или длиннее в связи с числом рождений, но лишь и одном случае она не имеет никакой длительности — когда первый ребенок оказывается и последним. В этом случае стадия репродук­тивного родительства сводится к «контрацептив­ному циклу», т.е. к предохранению и прерыванию беременности, либо к попыткам лечения возможных нарушений плодовитости.

    Третья стадия - воспитания детей, которая ограничивается или достижением совершеннолетия (требуюшим выделения новой стадии цикла, что нецелесообразно), или моментом отделения последнего из взрослых детей, которая может быть отдалена из-за отсутствия жилья, учебы, специфики деятельности (спорт) и др., что продлевает стадию социализации взрослых детей на неопределенный период (в течение которого они могут обзавестись своей собственной семьей).

    Явление «затяжной социализации», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить вместе со своими родителями, - одна из характеристик третьей стадии. Возможно, надо отличать «затяжную социализацию» от той «продолженной», когда из-за учебы или по иным обстоятельствам вступление в брак откладывается и наступает позже.

    Четвертая стадия - появление первого внука, когда родители-основатели становятся прародителями, дедом и бабушкой, хотя это не означает прекращения стадии социализационного родительства, так как в семье могут быть еще несовершеннолетние дети. (в углубленных исследованиях семейного цикла возможно дробление каждой из стадий на более редкие фазы.

    Пятая стадия прародительства длится до смерти супругов.

    Описанный выше идеальный вариант семейного цикла лучше всего именовать полным циклом. Все пять событий полного цикла статистически измеримы. К примеру, при средней продолжительности жизни мужчин в России — 59 лет, и женщин — 72 года, и, зная, что состоящие в браке живут дольше разведенных и одиночек, можно условно прибавить мужьям и женам еще 3 года. Тогда, вычитая из средней продолжительности жизни средний (округленный) возраст вступления в брак у мужчин 25 лет и 23 года у женщин получим примерно 45 лет продолжительности полного цикла семьи.

    При этом длительность первой стадии 1,1 года, второй — 2,5 года, третьей — если считать время от зачатия и рождения до паспортного совершеннолетия первого ребенка — 14, 9 лет, плюс период продолженной социализации (8 лет) до среднего возраста вступления в брак -24 года Длительность четвертой стадии — 19,9 лет. При этом, начинаясь в среднем в 48—50 лет, прародительство у мужей длится 10—11 лет и у жен 25—26 лет, т.е. роль дедушки в сравнении с ролью бабушки короче в два с половиной раза. К сожалению, трудно оценить (даже очень приблизительно), сколько именно семей из ныне существующих 40 млн. характеризуются полным циклом.




    написать администратору сайта