Главная страница

Семейно-бытовая культура. Курсовая работа. Семья является одним из главных хранителей и трансляторов традиций, ценностей, норм, морального и нравственного поведения, выступающие основными элементами базовой культуры личности


Скачать 52.2 Kb.
НазваниеСемья является одним из главных хранителей и трансляторов традиций, ценностей, норм, морального и нравственного поведения, выступающие основными элементами базовой культуры личности
АнкорСемейно-бытовая культура
Дата14.12.2021
Размер52.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая работа.docx
ТипДокументы
#303303


ВВЕДЕНИЕ

Семья независимо от социально-экономических условий и общественно-государственного развития сохраняет свой приоритет среди других институтов. Она оказывает определяющее влияние на развитие полноценной, нравственной и социально-активной личности [1, с 52].

В.А.Сухомлинский, будучи сторонником решающей роли семьи в воспитании детей, писал: «Я твердо убежден, что семья – это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию».

Семья является одним из главных хранителей и трансляторов традиций, ценностей, норм, морального и нравственного поведения, выступающие основными элементами базовой культуры личности.

Область семейных отношений – одна из самых сложных, характер которых определяется не только родственными или супружескими узами, но и общественно-экономическими, национальными, политическими и другими условиями. И единство разнообразных связей в семье образует сложную систему отношений, в которых находится личность ребенка. Психологический климат семьи – одно из важнейших условий формирования личности. Эмоциональный и моральный климат семьи и служит важнейшей предпосылкой воспитания у детей морально-политических убеждений, национальных, эстетических чувств, приобретение нравственного опыта. [2, с 7,8].

Вне зависимости от времени и общественной ситуации воспитанию подрастающего поколения отводилось особое внимание, т. к. от формирования культуры личности зависит будущее общество, его процветание.

Необходимо принимать во внимание, что правила, устои, обычаи, традиции в каждой семье отличаются своей специфичностью и своеобразием, поэтому говорить о некой единой системе воспитания семейно-бытовой культуры не представляется возможным.

Цель семейного воспитания – создание духовной основы личности. С учетом этого задачами семейного воспитания являются: развитие интеллекта, творческих способностей, познавательных сил, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, формирование этической культуры, физического здоровья.

В «Концепции непрерывного воспитания детей и молодежи» изложено содержание воспитательной работы по формированию культуры быта, которое направлено на осознание детьми и значимости культуры быта в собственной жизни и жизни окружающих людей, на воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

1.1. Семейно-бытовая культура как составляющая общей культуры человека

Актуальной проблемой современного общества является развитие семейно-бытовой культуры, последствия которой могут быть трудности в социальной адаптации детей, сложности в присвоении социальных норм и ценностей, нарушение процесса формирования личности ребенка, его социализации и т. д.

Решающую роль в решении данной проблемы играют детско-родительские отношения, атмосфера в семье, включающая уровень нравственной культуры родителей, в процессе воспитания которой у детей формируется чувства патриотизма, глубокого уважения к труду и людям, товарищества, коллективизма, семейные традиции, жизненные планы и устремления старших. Именно родители оказывают влияние на становление личности ребёнка: с их помощью он познает окружающий мир, моральные, эстетические, духовно-нравственные, этические, социальные нормы и правила, осваивает культуру общения и т. д. Совместная бытовая деятельность родителей и детей способствует формированию системы ценностей семьи, эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творческому, духовному обогащению.

В семьях, вся жизнь которых проникнута высоким нравственным духом, растут хорошие дети. В семьях, где царит дружба, где родители умело направляют трудовую деятельность детей, интересуются их духовной жизнью, приучают детей делиться своими мыслями и переживаниями, обращаться за советом, обсуждают трудовые, учебные и общественные дела, политические события, новые фильмы, спектакли, книги, - там и дети растут морально здоровыми, идейно устремленными [2, c 8].

Исследованием различных аспектов семейно-бытовой культуры в современной науки занимаются такие ученые, как М. А. Ариарский, Т. Г. Киселева, Б. А. Титов, Д. В. Кирш, С. А. Шмаков, Э. К. Васильева, А. Г. Харчев, А. И. Артемьев, Л. Г. Домрачева, Г. М. Бирженюк, А. С. Запесоцкий и др. [3, с 5].

Необходимо отметить, что воспитание семейно-бытовой культуры детей осуществляется наиболее эффективно при целенаправленном включении в социально-культурную деятельность всей семьи; создание системы семейного досуга, который предполагает мобильность и свободу выбора форм социально-культурной деятельности, способствующих максимально полному воплощению творческих возможностей личности каждого члена семьи.

С первых дней жизни ребенок находится под влиянием близких, мнения которых отказывают на него огромное воздействие. Необходимо помнить, что влияние семьи не всегда является положительным. В случае отрицательного влияния семьи на ребенка, о развитии полноценной культурной личности не может быть и речи.

Надежда Константиновна Крупская считала, что, если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, она будет иметь хорошее влияние на ребенка. Но если семья ведет праздную жизнь, занята только погоней за удовольствиями, ей чужды высокие идеалы, а царит в ней черствый эгоизм, никакое всестороннее наблюдение за индивидуальностью ребенка не поможет.

Антон Семенович Макаренко рассматривал поведение родителей как самый решающий фактор в воспитании детей. Он говорил, что сущность воспитательной работы заключается не столько в разговорах с ребенком наедине, сколько в организации семейной жизни, в поведении родителей. Их отношение к жизни, работе, друзьям, соседям по квартире, взаимоотношения между собой – все это оказывает огромное влияние. Поступки, манеры, формы проявления эмоций родителей довольно точно копируются детьми, а затем воспроизводятся в поведении. Ваше собственное поведение – самая решающая вещь.

Василий Александрович Сухомлинский говорил, что семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро.

Долг семьи – гармоничное развитие личности, которая формируется в результате усвоения основ наук, развития интересов, духовной культуры, овладения профессиональными трудовыми навыками.

Важной функцией семьи является организация досуга, что является средством развития семейно-бытовой культуры.

Досуг – это 1)часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования (Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников); 2)культ спонтанного, область игры, раскованного творческого воображения (О. С. Романова).

Досуговая деятельность – составная часть свободного времени, которая затрачивается человеком на удовлетворение социальных потребностей, в том числе физических и духовных. И. Ю. Исаева в своей работе «Досуговая педагогика» определяет досуговую деятельность как осознанную активность человека, направленную на удовлетворение познаний собственной личности и окружающего мира, осуществляемую в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени.

Досуговая деятельность выполняет функции (по А. Д. Жаркову):

производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;

воспроизводство духовного процесса через подражание его преемственности;

коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;

рекреационная, или игровая культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Н. А. Хренов в пособии «Мифология досуга» отмечает, что между досугом и культурой существует двойная зависимость. С одной стороны досуг является необходимой для культуры стихией. Если выражаться более точно, то досуг – основа и предпосылка развития культуры. С другой стороны, развитие досуга происходит в определенных, задаваемых культурой границах. Культура придает досугу устойчивые формы функционирования. То есть культура, по мнению автора, выступает в качестве содержания досуга, его определенного «накопления». Сам досуг в этом случае рассматривается как особая форма деятельности людей, специфический способ их самореализации[3, с 9].

Говоря о важности анализа взаимосвязь понятий «культура» и «досуг», следует обратиться к рассмотрению системного понятия «культура досуга». Ученые дают различные определения данного понятия:

проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности и др. (Г. А. Аванесова);

интегральное качество личности, отражающее потребность и умение конструктивно использовать свободное время (М. А. Арианский);

мера реализации социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досугового времени, готовность личности к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности, способстующих самореализации творческого потенциала личности (В. Я. Суртаев) [3, с 10].

Ученые Е. Г. Зборовский и Л. Ю. Антонова понятие «культура досуга» оценивают с разных сторон: как способ организации досуга, форма его материально-технического обеспечения и нормативно-ценностного регулирования и как содержательное богатство свободной жизнедеятельности, степень активности, реализации и гармонии родовых и индивидуальных потенций, а результатом культуры досуга является досуговая культура личности, характеризующаяся совокупностью коммуникативных и других потребностей, осмысленной необходимостью рационально использовать свое свободное время, удовлетворить свои потребности к развитию, самовыражению и самоутверждению и др. Это интегративное свойство личности, которое отражает индивидуальный уровень организации человеком свободного времени в зависимости от жизненно значимых целей, наличия у него положительных личностных качеств (организованность, активность, дисциплинированность, мотивированность, готовность к преодолению трудностей, коммуникабельность, идейная направленность, инициативность, креативность, целеустремленность, ответственность и т. п.) [3, с 10 – 11].

По «Концепции непрерывного воспитания детей и молодежи» культура быта - это совокупность знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, которые позволяют эстетически, комфортно и удобно организовать повседневную жизнедеятельность; рационально вести хозяйство, планировать семейный бюджет, выполнять и распределять ежедневные хозяйственно-бытовые обязанности, осознавать их необходимость для успешной жизнедеятельности и развития личности. Культура быта также включает отношения в повседневной жизнедеятельности, гигиену, культуру потребления, эстетику внешнего вида, одежды, жилища и предметов интерьера, желание заниматься домашним бытовым трудом, умение критически оценивать и контролировать собственную бытовую деятельность.

Содержание воспитательной работы по формированию культуры быта направлено на осознание детьми значимости культуры быта в собственной жизни и жизни окружающих людей, на воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности [4].

Содержание работы по формированию семейно-бытовой культуры детей направлено на обогащение духовного, интеллектуального и творческого потенциала личности. Но при этом для эффективности этого процесса важно создать определенные условия. Согласно «Концепции непрерывного воспитания детей и молодежи» к этим условиям относятся:

организация воспитательной среды, способствующей формированию культуры быта;

подготовка обучающихся в учреждениях образования к занятиям бытовым трудом;

максимальное вовлечение обучающихся в различные виды деятельности, способствующей формированию культуры быта с учетом их интересов, способностей и потребностей;

интеграция усилий семьи и учреждений образования по формированию культуры быта детей.

Учитывая возрастные особенности, дети младшего школьного возраста приобретают умения и навыки ведения домашнего хозяйства, выполнения ежедневных хозяйственно-бытовых обязанностей, правил личной гигиены, оказание помощи взрослым по уходу за маленькими детьми, престарелыми родственниками, животными. Формирование бережного отношения к предметам быта [4].

Взаимоотношения между членами семьи (отцом и матерью, родителями и детьми, между самими детьми, родителями и старшими членами семьи, отношения с родственниками) как часть семейно-бытовой культуры, занимают важное место в системе народного воспитания, которое проявляется в праздниках, обрядах, обычаях, связанных с почитанием предков и сопровождающих человека (семью) в течении всего календарного года [5, с 123].

Семья является главным институтом сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, его традиции, национальной безопасности государства [7, с 3].

Целенаправленно приобщая детей к истокам культуры, происходит развитие всесторонне развитой личности.

Важнейшим методом воспитания в народной педагогике является труд. В процессе трудовой деятельности старшее поколение передает младшему свой опыт, мастерство, привычку трудиться. Рождаются добрые трудолюбивые традиции, формируется фундамент нравственности: трудолюбие, патриотизм, дисциплинированность, коллективизм, бережливость, старательность, тяга к знаниям и др. Общий труд сближает, укрепляет семейные отношения. Труд – это средство и метод воспитания. В этом его большой воспитательный потенциал [7, с 9].

Средствами народного воспитания являются: духовная и материальная культура белорусов, развитие родной речи с помощью сказок, песен, пословиц, поговорок, сказок, загадок.

Большое значение в воспитании детей занимала народная сказка, которая с успехом может быть использована для развития семейно-бытовой культуры детей. Белорусский фольклорист Е. Ф. Карский писал, что сказки, как и пословицы, - это своего рода народная мудрость, на которую человек ссылается в своем жизненном опыте, по сказкам он учится нравственности. В белорусском сказочном эпосе поднимаются социально-бытовые и нравственные проблемы и предлагаются способы их решения. Сказки – это своеобразный «моральный кодекс» народа, регулирующий его поведение в культурно-бытовой сфере [7, с 11 – 12].

Значительное место в развитии семейно-бытовой культуры детей белорусов занимают игры. Это основная форма их деятельности, содержание жизни. Без игры не мыслится детство. В игре дети знакомятся с предметным миром, созданным людьми, реализуют свой жизненный опыт, подражают поведению взрослых в трудовой и бытовой сферах. Всю жизнь белоруса сопровождали игры, в которых принимали участие и стар, и млад: «У гусі», «У дзеда і бабу», «Жаніцьба Цярэшкі» и др. Близки к играм потешки и забавлянки – небольшие песенки, которыми сопровождаются многие действия ребенка. В них не только утешительный смысл, но и начальные элементы народной педагогики [7, с 12].

К основным приоритетам семейно-бытовой культуры, ее развитию в семье относят:

создание атмосферы национального быта;

широкое использование фольклора;

знакомство детей с праздниками, народными традициями;

привлечение членов семьи к декоративно-прикладному искусству;

познание семейно-бытовых традиций через народные игры [7, с 15].

Данные приоритеты обуславливают цели-задачи приобщения детей к истокам народной культуры: восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры семейного воспитания; формирование системы элементарных представлений и понятий о семейно-бытовой культуре; воспитание положительного отношения и интереса к данному виду культуры [7, с 15 – 16].

1.2. Особенности семейно-бытовой культуры детей

Семья является сложным социокультурным явлением. Специфика и уникальность ее в том, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на новые уровни социальной практики: от индивидуального, до общественно-исторического, от материального до духовного [1, с 52].

Выделяют три взаимосвязанных блока отношений (исходя из социальных характеристик семьи), формирующие семейно-бытовую культуру:

природно-биологические, т. е. половые и кровно родственные;

экономические, т. е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности;

духовно-психологические, нравственно этические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, воспитанием детей, заботами о престарелых родителях, моральными нормами поведения [1, с 52].

Рассматривая особенности семейно-бытовой культуры детей младшего школьного возраста важно затронуть психическую сферу ребенка.

Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л. И. Айдарова, А. К. Дусавицкий, А. К. Макарова, Ю. А. Полуянов, В. В. Репкин, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.) [8, с 320].

Дети младшего школьного возраста – это дети от 6 до 11 лет, обучающиеся на I ступени образования.

Необходимо отметить, что вступление ребенка в школьную жизнь означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. На этом фоне резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье, накладывается отпечаток на весь образ его жизни.

Однако игра не сдает свои позиции, она занимает значимое, центральное место в жизни школьника. Именно поэтому игровая деятельность становится основным элементом, с помощью которого осуществляется воспитательный процесс. А. С. Макаренко говорил, что игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело.

У детей младшего школьного возраста меняется характер игры. Усиливается значение подвижных сюжетно-ролевых игр. Ребенок в этом возрасте уже отличает игру от дела. В связи с этим необходимо включать его в активную деятельность, предоставляя самостоятельность. Своевременная и систематическая оценка деятельности детей, вовлечение в деятельность, направленную на развитие их способностей, дает положительный результат [9, с 42].

Помимо домашнего труда появляется общественный труд в школе, что требует разумного регулирования времени. Это период интенсивного физического развития. Ребенок быстро растет и прибавляет в весе. Идет процесс окостенения и формирования поясницы (этим объясняется непоседливость детей), формируются особенности к целенаправленному систематическому труду, любознательность. Для детей характерны эмоциональность и непосредственность восприятия мира. Внимание детей в этот период неустойчиво. Преобладающим является непроизвольное внимание. Память и мышление носят образный характер. Специфической возрастной особенностью является подражание старшим. Дети подражают и копируют взрослых, родителей, воспитателей. По мнению П. П. Блонского, ребенок подражает неточно, своеобразно, творчески, оригинально, используя при этом символы и образы. В связи с этим возникает необходимость использования в культурно-воспитательной деятельности ярких художественных образов, сказок, мультфильмов, живого примера родителей и воспитателей [9, с 41].

В этот период идет активный процесс формирования свойств личности: ответственного отношения к учебе, готовность учиться, развивается чувство дружбы, товарищества, любви к Родине, нравственные качества становятся более устойчивыми. Характерными чертами являются доверчивость, бескорыстие, чистота, сердечность, доверие к педагогам. Вместе с тем для детей этого возраста характерны и такие отрицательные качества, как раздражительность, капризы, недостаточная самостоятельность, легкая внушаемость, некритичный подход к людям, непоседливость, слабость воли и вместе с тем упрямство. Для нас кажется необъяснимым это упрямство. Между тем, как утверждает доктор Добсон, безответственность и подвижность детей естественны. А упрямство объясняется тем, что у детей существует волевой протест. Нередко дети даже проверяют родителей на прочность воли. Задача взрослых – терпеливо и тактично искоренять отрицательные качества ребенка, используя весь арсенал средств [9, с 41 – 42].

Важная роль в формировании семейно-бытовой культуры, сплочении семьи, восстановлении физических и духовных сил взрослых и детей принадлежит семейному досугу.

Семейный досуг – это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. В коллективной деятельности семья представляет собой сплоченную команду, где каждый важен на пути к достижению поставленных целей [10, с 46].

Досуговая деятельность является средством общения. Формы семейного отдыха довольно разнообразны. Это дни смейного отдыха, семейные вечера, вечера семейного творчества, вечера семейных воспоминаний, семейные экскурсии, выезды за город, спортивные соревнования семей, семейные встречи за круглым столом, концерты по заявкам семей, семейные выставки, семейные клубы. Среди всех этих форм на первом месте находится просмотр телепередач, затем чтение газет, журналов и книг, слушание радио, посещение кино. На последнем месте – посещение театров, выстовок, концертов [9, с 175 – 176].

Профессор Ю. А. Стрельцов утверждает, что «совершенствование досуга семейных людей – самой многочисленной группы взрослого населения – предполагает выделение общения из узкосемейных рамок, а важнейшей задачей организации семейного общения является формирование привычки к культурно обогащенному досугу» [10, с 46].

Л. А. Акимова указывает на рекреационный потенциал семейного досуга, отмечая следующее: «Вся деятельность семьи пронизана рекреационными актами. Семейный отдых – это вечерние чаепития, воскресные обеды, походы, поездки, чтения, интеллектуальные игры. Специфическое, биологическое, эмоциональное общение предстает как секрет стабильности социального института семьи. Функция первичной социализации осуществляется во многом формированием рекреационно-досуговых ценностей и мотивов членов семей» [11, 63].

Более плотно к исследованию содержания семейного досуга подошел И. И. Гультяев, который классифицировал виды семейного досуга, объединив их в несколько групп:

первая функция связана с функцией восстановления сил – спорт, вечера отдыха, игры, праздники на свежем воздухе;

вторая группа направлена на повышение эрудиции, потребление духовных ценностей – посещение выставок, театров, музеев, путешествия;

третья группа предполагает развитие духовных сил и способностей к активной творческой деятельности – трудовая, техническая, художественно-театральная, научно-исследовательская деятельность;

четвертая группа связана с реализацией потребности в общении и нахождении в обществе и нахождении в обществе – клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера-встречи, праздники, дискотеки, вечеринки;

пятая группа отражает целенаправленную творческую учебу – смотры, конкурсы, совместная учебная деятельность [10, с 46 - 47].

Принимая во внимания особенности возраста, для организации эффективного досуга родители должны использовать подвижные и активные формы, которые бы отвечали целям и задачам семейного воспитания.

Одним из элементарных видов досуха является отдых.

Отдых – состояние покоя или деятельности, восстанавливающая работоспособность [3, с 5].

Отдых детей организуется на научной основе, с учетом их психофизических, возрастных особенностей. Умственная деятельность, связанная с учебой в школе, неизбежно вызывает утомляемость детского организма. Лучшим средством отдыха является переход от одного вида занятий к другому, что способствует чередованию процессов возбуждения и торможения нервной деятельности и восстанавливает работоспособность. В процессе отдыха решаются образовательные и воспитательные задачи [9, с 95].

Особую роль в воспитании детей играют семейные традиции – стиль жизни семьи, семейные праздники и обряды: помолвка, свадьба, крестиеы, именины, юбилеи и другие семейные торжества [9, с 175].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В семье у детей формируется характер, вырабатываются вкусы и привычки, манера поведения. Здесь дети проходят первую школу морали, получаю первые уроки жизни, приобретают навыки поведения, представления об окружающем мире и усваивают первоначальные знания о нем [2, c 8].

Важнейшим воспитательным средством и результатом воспитания является семейно-бытовая культура, в основе которой лежит глубокая и всепроникающая любовь матери и отца, память о предках, жизнь по правилам морали и этикета.

Каждому родителю необходимо помнить, что эмоционально-волевая сфера ребенка зарождается в семье. Именно семья закладывает фундамент для развития личности человека, в семье ребенок «набирается духу и душевной теплоты» (П.Ф.Каптерев).

Следует принимать во внимание, что семья является важным фактором воспитания.

Белорусский народ признаёт приоритет семьи в воспитании детей, о чем свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки: «Бацькі – лепшыя настаўнікі», «Бацькоўская  навука да веку помніцца», «У добрых бацькоў і дзеці добрыя», «Якія бацькі, такія і дзеці», «Бацькоўскі розум ды навука на ўсё жыццё парукай» і т.д. [6].

Известный русский писатель А.Лиханов, в течение многих лет изучавший трудные судьбы детей, приходит к выводу, что «никакой интернат, даже если там на трех учеников приходится один учитель, не заменит человечеству мать и отца, бабушку и дедушку, братьев и сестер. Нравственность, - продолжает он, - передаётся не средствами науки, а средствами сердца, а его, единственное, родное, родительское сердце не в силах заменить ни эксперимент, ни справедливое ребячье товарищество, не все иное – пусть гуманное, доброе, человеческое, а все же не родное. Роднёй крепок человек. Близкими. Матерью своей. С близкими всё одолеть можно, если, конечно, существует стремление и действенное воспитание» [6].

По мнению другого русского писателя и драматурга В.С.Розова, в семье – истоки зарождения человека. «Вот Волга – огромная, могучая река, она начинается с родника. Так и воспитание – с родника семьи, а уж дальше потечет, и будут притоки, и будет река твоего воспитания все шире и шире. Тема воспитания подрастающего поколения, - продолжает писатель, - сложная. Но находится это дело в плохом состоянии. Много в воспитании формализма, много окриков, много принуждения. Это не даёт ничего хорошего… Пока не будет хорошей семьи, толку будет мало» [6].

Необходимо учитывать, что дети младшего школьного возраста склоны подражать взрослым. По этой причине важным в процессе воспитания является строгий контроль родителей прежде всего за своим поведением, которое является для детей образцом.

Нравственное воспитание, полученное в семье, является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, коллективу, окружающим, Родине, труду, обществу, своим обязанностям и к самому себе.

Таким образом, проблематика развития семейно-бытовой культуры детей достаточно многогранна, с позиции исследователя сохраняет свою вневременную актуальность и требует учета современных социальных и культурных условий личностного развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ермоленко, Е. И. Формирование семейно-бытовой культуры учащейся молодежи / Е. И. Ермоленко // Адукацыя і выхаванне. – 2013. - №11. – С.52 – 55.

2. Семейно-бытовая культура : Пособие для слушателей нар. ун-тов\ Д. И. Водзинский, А. И. Кочетов, К. А. Кулинкович и др.; Под ред. Д. И. Возинского. – Мн.: Нар. асвета, 1987. – 255 с.

3. Ткачук, А. М. Воспитание культуры досуга детей в семье : пособие / А. М. Ткачук ; под ред. М. П. Осиповой ; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2013. – 133 с.

4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bseu.by/russian/general/uvr/prog_vospit2016-2020.pdf. – Дата доступа: 29.10.2019.

5. Осипов, Е. Д. Педагогика семьи : Пособие для студ. пед. специальностей высш. учеб. заведений / Е. Д. Осипов ; под ред. А. Н. Сендер. – Брест : БрГУ, 2008. – 157 с.

6. Сермяжко Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/sermyazhko-ei-semeynaya-pedagogika-v-voprosah-i-otvetah_f72b0b4734e.html. – Дата доступа: 31.10.2019.

7. Ковалевич, М. С. Народные традиции в развитии семейно-бытовой культуры детей : пособие / М. С. Ковалевич, И. А. Швед ; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2013. – 100 с.

8. Обухова, Л. В. Возрастная психология. Изд. 4 / Л. В. Обухова. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004. – 442 с.

9. Ерошенков, И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Н. Ерошенков. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 221 с.

10. Сочнева, Е. С. Семейный досуг в контексте социокультурной деятельности / Е. С. Сочнева // Выхаванне і адукацыя. – 2015. - №11. – С.46 – 47.

11. Акимова, Л. А. Социология досуга : учебное пособие / Л. А. Акимова. – М. : МГУКИ, 2000. – 58 с.

Киселева, Г. Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Г. Г. Киселева, Ю. Д. Крсильников. – М. МГУКИ, 2004. – 539.

Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика : учеб. пособие / И. Ю. Исаева. – М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 200 с.

Хренов, Н. А. Мифология досуга : монография / Н. А. Хренов. – М. : Гос. респ. центр русского фольклора, 1998. – 448 с.

Ъ1Ъ. Воспитание семейно-бытовой и досуговой культуры личности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/429622/vospitanie_semeyno_bytovoy_dosugovoy_kultury_lichnosti. – Дата доступа 24.09.2019.



написать администратору сайта