Главная страница
Навигация по странице:

  • (пьеса А. Н. Островского «Бесприданница»)»

  • «Бесприданница»

  • Монологи Ларисы Огудаловой

  • Семинар. Бесприданница. Семинар Тема Деньги и их роль в судьбах людей (пьеса А. Н. Островского Бесприданница)


    Скачать 31.39 Kb.
    НазваниеСеминар Тема Деньги и их роль в судьбах людей (пьеса А. Н. Островского Бесприданница)
    АнкорСеминар
    Дата15.06.2022
    Размер31.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБесприданница.docx
    ТипСеминар
    #593474

    Семинар № 5. Тема «Деньги и их роль в судьбах людей

    (пьеса А. Н. Островского «Бесприданница»)»
    1. Дать справку об истории создания произведения.

    2. Выявить основной конфликт пьесы.

    3. Проследить по тексту произведения развитие мотива денег, мотива «вещи» и их завершение.

    4. Проанализировать монологи Ларисы Огудаловой, выявить функции этих монологов, пейзажа, музыки в описании героини.

    5. Найти ключевые слова, подчеркивающие значительность Паратова, Кнурова, Вожеватова, незначительность Карандышева.


    1. Будучи служителем Фемиды в Кинешемском уезде Островский принимал участие во всевозможных знаменитых тяжбах и был отлично ознакомлен со сводными отчетами криминальных преступлений начала семидесятых годов девятнадцатого века. Это и обеспечивало его литературными идеями для творчества. Бытует мнение, что прототипом событий, происходящих в художественном произведении, послужила трагедия гибели молоденькой представительницы слабого пола, убитой собственным мужем, Коноваловым Иваном, коренным жителем Кинешемского уезда.
      Работу над пьесой автор начинает в одиннадцатом месяце 1874 года и растягивает ее сочинение на 4 года, синхронно трудясь над рядом сочинений. За время работы над «Бесприданницей» из-под пера автора выходит 7 творений. Долговременное создание драмы было накаленным и усердным. Установлено, что по задумке автора, пьеса должна была состоять из трех действий. «Бесприданница» получила одобрение цензуры и была опубликована в 1879году в журнале «Отечественные записки».



    2. Конфликт в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» на первый взгляд прост: Лариса Огудалова противопоставлена всему обществу. Однако данный конфликт имеет ряд особенностей.
      Непохожесть Ларисы на окружающих ее людей показана в ее нравственных ценностях. Если для Паратова, Кнурова, Вожеватова, Хариты Игнатьевны и других персонажей важны материальные ценности и положение человека в обществе, то Лариса не думает об этом. Для нее важными являются счастье, свобода и любовь. Все чувства главной героини искренни, в отличие от показных эмоций других персонажей.
      Однако в основе конфликта лежит не судьба Ларисы Огудаловой. Она становится своеобразным собирательным образом, который олицетворяет всю нравственность, которая осталась в обществе. И такой нравственно чистый человек вступает в конфликт с окружающими людьми, для которых деньги –высшая ценность. А.Н. Островский показывает, как трудно существовать доброму и искреннему человеку в обществе, где жизнь каждого расценивается как предмет купли-продажи, где к человеку относятся как к настоящей вещи, которую можно купить или продать.
      Для того чтобы показать конфликт целых мировоззрений, автор показывает в своем произведении любовные линии. Чувства Ларисы отличаются своей отверженностью и всепрощением, ведь она смогла дать Паратову второй шанс, после того как он ее предал. Для Паратова же отношения с Ларисой не значат ничего серьезного. Он никогда бы не согласился жениться на бесприданнице, каковой является Лариса. В этом заключается главная особенность конфликта: все противоречия происходят из-за положения Ларисы. От безысходности она соглашается на брак с Карандышевым, которого презирает чуть ли не с самого начала. В этом также происходит конфликт: Лариса мечтает о счастливой жизни со своим возлюбленным Паратовым, но ее женихом становится Карандышев, к которому она не чувствует любви. Карандышев также отличается от Ларисы. Он стремится попасть в общество богатых и знатных, а Лариса мечтает о тихой и спокойной жизни в деревне.
      Однако любовный конфликт сопровождает повествование. Он не является главным. В центре стоят отношения мира «дельцов» к таким людям, как Лариса. Автор показывает безнравственность общества, его моральное разложение. Драматург демонстрирует тех людей, которые оказались на высшей ступени: это купцы, которые готовы ради собственной выгоды продать абсолютно все. Кнуров и Вожеватов на первый взгляд неравнодушны к судьбе главной героини, однако они не вмешиваются в жизнь Ларисы, фактически оставляя ее без помощи и поддержки. Лариса Огудалова одинока, ее не понимает даже собственная мать, для которой важным является лишь то, чтобы Лариса выгодно вышла замуж.
      Конфликт нравственно чистой Ларисы Огудаловой и безнравственного общества наблюдается даже в именах персонажей, которые являются говорящими. Если имя Ларисы обозначает слово «чайка», которое напоминает о птичьей свободе, то имена и фамилии других персонажей указывают на их эгоизм и бездушие.




    1. Мотив Денег

    Деньги, золото, материальные ценности во все времена имели немаловажное значение для человека и общества. Но в истории бывают такие эпохи, когда деньги начинают играть первостепенную роль. Они оттесняют все другие ценности, потому что все становится товаром. И тогда «хорошо тому, у кого денег-то много», как говорит в «Бесприданнице» Мокий Парменыч Кнуров. Эту пьесу Островский посвятил как раз одному из таких периодов, когда в России шло становление нового класса буржуазии, формировались капиталистические отношения. «Времена подлые», по оценке самого драматурга. Но они неизбежны в развитии экономики и повторяются на каждом новом витке истории. Сегодня мы живем в такое же время. Поэтому и пьеса Островского ак-туальна и интересна для современного читателя.

    Тема денег в «Бесприданнице» звучит уже в самом ее названии. С первых страниц пьесы деньги -- главный предмет разговоров. Их наличие или отсутствие определяет место человека в обществе, отношение к нему. Владельцу громадного состояния Мокию Парменычу Кнурову и поговорить-то в городе не с кем. Даже буфетчик Таврило понимает, что говорить он может только с равными себе. А таких богачей «в городе два-три чело-века». Среди них -- молодой купец Вожеватов. Даже в праздник, во время прогулки, бе-седуют они о выгодных сделках, о новых приобретениях. Содинаковыми чувствами они говорят и о блестящей четверке лошадей богача Чиркова, и о Ларисе Дмитриевне. Ведь она -- тоже товар, «дорогой бриллиант», к которому присматриваются и прицениваются. Когда читаешь пьесу, создается ощущение, будто ты попал на необычный рынок, где продается и покупается все: Кнуров и Вожеватов покупают удовольствие -- небольшими подарками они оплачивают возможность бывать в обществе очаровательной девушки, а ее мать ловко и охотно торгует молодостью, талантом и красотой дочери. «За удоволь-ствие платить надо» -- это правило принимается безоговорочно, и несоблюдение его бьшо бы просто неприлично. Паратов продает не только любимый пароход, но и свою волю. Пароход идет по дешевке, а вот волюшку свою судовладелец оценил в полмиллиона. Таково приданое новой невесты. А ведь он чуть бьшо «не насмешил людей», поддавшись чувству и женившись на бесприданнице Ларисе. Но деловой человек должен знать, что «всякому товару цена есть», даже если речь идет о любви, красоте, счастье.

    Бедный чиновник Карандышев ненавидит богатых и уверенных в себе хозяев новой жизни. Но при этом очень хочет стать своим человеком среди них. И он находит способ: жениться на бесприданнице Ларисе с хорошей дворянской фамилией. Только оплачи-вать свое приобретение он никак не собирается, полагая что сам его поступок достоин вечной любви и благодарности бедной невесты. Женитьба на Ларисе для него -- это компенсация за моральный ущерб, нанесенный гордости, самолюбию и тщеславию неимущего человека, которому хотелось пожить как богатому.

    Даже главная героиня, отчаявшись найти любовь и понимание, решает искать денег: «Уж если быть вещью, так одно утешение -- быть дорогой, очень дорогой». Но когда выстрел Карандышева помешал ей осуществить задуманное, она благодарит его за «благодеяние», которое он сделал для нее.

    Всегда будут люди, которые не могут вписаться в новые общественные отношения. Они не хотят принимать чужих правил, жить по не свойственным им нормам морали. И у них есть выбор: остаться самим собой или стать таким, как все. А для этого нужно «переступить» через свои убеждения, отказаться от собственных жизненных ценностей, то есть заключить сделку со временем, диктующим свои условия.

    Мотив вещей

    Герои пьесы -- обыкновенные люди, которых волнуют вечные проблемы любви, верности, предательства, счастья… Они никого не оставляют равнодушными, так как живут обыкновенной жизнью: любят, ошибаются, верят в свою счастливую звезду, обманывают себя и других, способны на самопожертвование и на грех. К ним можно испытывать разные чувства, можно презирать, восхищаться или любить.

    Смыслом жизни героини А. Н. Островского -- Ларисы Огудаловой («Бесприданница», 1878), разносторонне одаренной девушки, красивой, нежной, с крылатой душой» является любовь. Лариса живет в небольшом провинциальном городке, в скромном доме, в семье без достаточных средств к существованию и мечтает о любви. Она способна составить счастье самого достойного мужчины, не гонится за удачной партией, она ждет, когда придет миг любви, и искренне верит, что будет так.

    В доме Огудаловых «на базар похоже». Харита Игнатьевна в поисках лучшего жениха для своей младшей дочери. И непременное условие -- деньги. Нет, она не торгует дочерьми, а просто пытается хоть как-то устроить их судьбу. Тут уже не до ума, образованности и души, лишь бы выдать дочь повыгоднее. В доме устраиваются частые приемы на деньги «друзей» -- Кнурова и Вожеватова, публика собирается разнообразнейшая: здесь и богатые купцы, и скромный Карандышев, и проворовавшийся чиновник, и международный аферист, и блистательный дворянин Сергей Сергеевич Паратов.

    Однако все складывается не так, как хотелось бы, и счастливый миг любви для Ларисы рассеивается как дым. Сергей Сергеевич умен, красив, обаятелен, обходителен, бессердечен и расчетлив. «Найду выгоду, так все продам, что угодно», -- заявляет Паратов, При всем при этом он вскружил голову Ларисе, которая, любя его, не замечает его недостатки, прощает любой грех, обрекает себя на позор для его удовольствия и готова следовать за ним на край света.

    Промотав свое состояние, Паратов вынужден продать и себя -- за золотые прииски невесты. Но прежде чем начат новую жизнь в угоду строгому тестю, он хочет убедиться в стойкости внушенного им чувства и сломать жизнь любящей его женщине, к которой и он не равнодушен, на которой он по. глупости чуть было не женился. И «идеал мужчины» отдает предпочтение не любви, а трезвому экономическому расчете Лариса обманута в мечтах, в лучшем чувстве, опозорена и брошена. Она с отчаяния готова выйти замуж за Карандышева, надеясь найти в союзе с ним понимание и покой. Ей «повезло» на мужчин! Друг детства Вася Вожеватов, разыгравший ее в орлянку, пожилой купец Кнуров, серьезный и почтенный, поступают с ней, как с вещью, «требующей богатого обрамления». Однако все эти люди -- не негодяи. У каждого свой характер с положительными и отрицательными чертами, каждый, по возможности, проявляет свое внимание к Ларисе и имеет свое представление о счастье. Как человек Лариса никого не интересует, она -- «вещь», дорогая и красивая. Все ее иллюзии, надежды рассыпаются, она допустила ошибку -- позволила себе полюбить. Потеряв все, она теряет смысл жизни и готова стать вещью, и вещью дорогой. Выстрел Карандышева приносит ей избавление от чудовищной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнурова. пьеса искусство драматург островский

    Лариса прощает всех, благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором, ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Загублена красота, обмануто любящее сердце, но Лариса умерла свободной, так и не став ничьей вещью.

    1. Монологи Ларисы Огудаловой

    Драма главной героини заключается в том, что ее духочный мир не может существовать в обществе денег и примитивности, в котором интересы мужчин и женщин ограничиваются шестизначным приданным. Лариса не смогла приспособиться, не смогла полубить «рубли» Карандышева и пережить разочарование в созданном ею же идеальном образе Паратова. Лариса лишена материнской любви, она лишена любви вообще и ее сердце требует того, чтобы этот недостаток был восполнен.

    «Я любви и скала и не нашла, на меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия а ведь жить холодно, я не виновата, я искал любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать.»

    «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала, вот и нет сил! Вот я, какая несчастная, а ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя, их ничто не прельщает, им ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить не зачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает?!»

    Тлетворное влияние среды уже затронуло герои­ню «Бесприданницы», отравило ее чистую душу. Драма происходит не только вокруг нее, но и в ней самой. Она в конечном счете сама осознает себя вещью и готова даже принять циничное предло­жение Кнурова.

    «Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, — говорит она, — засверкали брил­лианты». В финале Лариса не щадит ни Карандышева, ни, что особенно важно, самоё себя: «…я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота».

    В заключительном монологе Ларисы ощущается какой-то надрыв, что-то похожее на истерику. Мо­жет быть, она сама даже не отдает себе отчета в том, что она говорит, что ей несет выбор, что ожи­дает ее в будущем. «Позовите Кнурова» — ведь это все равно, что в петлю, что в омут.

    Поэтому вы­стрел Карандышева для нее — единственный выход, избавление от позора, от медленной мучительной казни сознания. Подобно Катерине, она сама себя судит. Не суда людей она боится, а суда соб­ственной совести. Смерть оказывается единственным и самым желанным выходом.

    Драма Ларисы Огудаловой заключается в том, что она, будучи чувственной, тонкой и романтичной натурой, оказывается в жестоком и примитивном мире, где материальное вытесняет духовное. Люди думают только о деньгах, положении в обществе и развлечениях, а тех, кто по-настоящему умеет любить, мечтать и чувствовать, остаётся всё меньше, да и они чаще всего несчастны. В произведении автор затрагивает тему соотношения человеческих чувств и холодного расчёта, показывая, что существование чувственных и душевных людей, столкнувшихся с жестокостью и бесчеловечностью, может окончиться трагедией.

    Перед смертью Огудалова понимает, что в мире, где деньги и вещи ценятся выше чувств, она и сама стала красивой вещью, за которую борются мужчины как за ценный приз. Об этом она говорит в своём монологе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Наконец, слово для меня найдено», «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова». Если бы Лариса имела более жёсткий характер, то она, возможно, приспособилась жить в таком мире, прогнулась под него. Но она является человеком высоких моральных качеств, а её душа намного чище, чем у всех остальных персонажей пьесы. Поэтому она с благодарностью принимает смерть как избавление, погибая под шумное цыганское пение. В смерти она видит освобождение от мира, в котором для неё нет и не будет счастья.

    5.Паратов -- «блестящий барин, из судохо-зяев, лет за 30». Несмотря на производимое впечатление, Паратов на самом деле персонаж намного более примитивный, чем Лариса и Карандышев. Этот герой тесно связан с типом шикарных прожигателей жизни, красавцев мужчин, бар, оказывающихся в финале искателями приданого, претендентами на руки богатых купчих, чье страстное сердце и привязанность кладет конец их жизненным поискам (Дульчин, Окоемов).

    Черты Паратова, которые восхищают Ларису, не представляют ценности в мире Островского. В «шикарности», внешнем блеске таких персонажей драматург видит только позу, в них нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств. Отличаются они от героя типа Карандышева тем, что именно в этой позе они чувствуют себя наиболее удобно, маска стала для них второй натурой. При этом в Паратове легко сочетается барская иррациональность (способность сорить деньгами, выходки со стрельбой в любимую женщину и т. д.) и простой, неприглядный расчет. Однако умение театрализовать, сделать эффектным и загадочным любой свой поступок, основанное на очень точном ощущении того «амплуа» богатого и рокового барина, в котором он выступает (этого ощущения катастрофически не хватает таким «дилетантам», как Карандышев), дает ему способность даже откровенную низость подать как что-то необычайно благородное. Это проявляется, например, в разговоре с матерью Ларисы о его женитьбе по расчету, а также в эффектных фразах, которыми он пытается отделаться от Ларисы в финале пьесы: «Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?» И цепи, и «гнетущая действительность» -- есть только прикрытие неблаговидного поступка и уже не могут обмануть. Для Паратова в этот момент важно только как можно эффектнее выглядеть, сохранить маску.

    Совершая неприглядные поступки, мстя Карандышеву, потешаясь над Робинзоном, которого держит при себе в роли шута, увозя для своей прихоти Ларису прямо с обеда, устроенного ее женихом, Паратов примыкает к ряду грязных «шутников», способных для собственной прихоти и удовлетворения своих амбиций растоптать чужую жизнь и чувство собственного достоинства.

    За эффектной позой Паратова ничего нет. Он мираж, фантом, созданный воображением Ларисы и отчасти Карандышева. Он пустое место в самых разных отношениях, и это хорошо понимают Кнуров и Вожеватов, противопоставленные ему как подлинные хозяева жизни -- человеку, живущему эфемерной, иллюзорной жизнью.

    Роль Паратова в пьесе исключительно отрицательная. Его появление вносит беспорядок в уже более или менее установившуюся жизнь, резко нарушает хрупкое равновесие в душе Ларисы между желанием примириться со своей участью и тоской по яркой и красивой жизни. Для него и из-за него совершаются почти все события в пьесе.

    Кнуров

    В "Бесприданнице" Островский изображает людей пустых, черствых, злых и бездушных, например Кнурова.
    Кнуров из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием, как характеризует его Островский. Этот человек «с громадным состоянием» очень высокого о себе мнения. Он не общается с людьми из простого общества, он общается с очень богатыми представителями, с миллионерами. Простой человек для него ничего не значит, даже если тот обладает прекрасными человеческими чертами характера. Он считает это недостойным себя. Островский показал Кнурова как человека умного, а точнее, изобразил только. Говорит он правильно, благопристойно. Держится как-то гордо, человек женатый, но ради своих прихотей и удовольствий он собирается взять с собой в Париж Ларису. Кнуров даже не задумывается о том, что этим он очень унизит и оскорбит молодую девушку. Он делает это ради своих развлечений. Это говорит об отсутствии в Кнурове человеческих черт, которыми должен обладать каждый человек.

    Вожеватов

    Такой фамилией А. Н. Островский наградил одного из героев пьесы «Бесприданница» неслучайно. Слово это прежде было общепонятным. "Марья малость рябовата, да смиренна, вожевата" - так характеризует сват невесту в стихотворении Некрасова "Сват и жених ". Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, представитель богатой торговой фирмы; по одежде европеец. Вожеватов является типичным представителем купеческого сословия XIX века. Им руководит холодный расчет, и главное в его жизни это деньги. Отношение к людям определяется его материальным положением. Поэтому поведение Карандышева вызывает неодобрение и это доходит даже до открытых издевательств. Вожеватов был молод и мог жениться на Ларисе. Но ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. «Да в чем моя близость?» -- говорит Вожеватов.--«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери [матери Ларисы] иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают». И добавляет: «Я ведь насильно не навязываю. Что ж мне об ее нравственности заботиться; я ей не опекун». Василий Данилович безответственно относится к Ларисе, она для него как игрушка. Когда девушка просит помощи у Вожеватова, он говорит: «Лариса Дмитриевна, уважаю я вас, и рад бы… я ничего не могу. Верьте моему слову!» Кстати, именно Вожеватову приходит в голову решить судьбу Ларисы с помощью орлянки.

    Карандышев

    В пьесе «Бесприданница» тема «Маленького человека» находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы. Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым. Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: «Ну что такое Карандышев?» Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: «Ну что знакомство для меня?» Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев жених. Ларисы Дмитриевны.

    Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: «Ведь он у нас чудак». Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость. Кстати, далее Вожеватов говорит, «что просто жалость было смотреть на Карандышева». Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем. Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца.

    Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: «Мне тоже во фраке прикажете?». И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно. Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним оскорбительное третирование. Лишь тонкой чертой оно Отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени. Таким образом, уже по социальному своему статусу он маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему. Хотя Лариса говорит ему: «Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек». Но это ее «что-нибудь» говорит о совсем немногих ее достоинствах.

    Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не-только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова.

    У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии. Прозаичность образа Карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса. Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания. Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов. Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису.

    Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоений так и не в силах понять. Порою кажется, что у Карандышева вообще судьба такая, чтобы результаты его действий никогда не совпадали с намерениями. Но Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие. Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает.

    Ведь теперь он «из ничего, да в люди попал», став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас «повеличаться». Он любит Ларису и способен на любовь. В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: «Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.» И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом. Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он «соломинка, за которую хватается утопающий».

    «Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен», умоляет он Ларису. Карандышев вероятно, понимает, что он и есть такая «соломинка». Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении. Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду. Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный. Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она» любит его.

    Его мстительность и злоба видны уже в его словах: «Не обижайте! А меня обижать можно?» Но тут же спохватился и успокоил окружающих. После побега Ларисы он кричит: «Жестоко, бесчеловечно жестоко». Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, Что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток. Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над человеком с самолюбием. Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются. Он не, понимает, что его спаивают.

    Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. 'Торжествующий» над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь. Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно. Оборотная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова. Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться.

    В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: «Я смешной человек». Великая перемена в нем происходит. Он способен признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой. В нем пробуждается человек.

     


    написать администратору сайта