Казахские оперы. Реферат История исполнительского искусства. Сыды Мхамеджанов оперные и камерно вокальные произведения, Еркегали Рахмадиев опера "Алпамыс"
Скачать 125.51 Kb.
|
Министерство науки и образования РК ГККП «Музыкальный колледж имени Биржан сала, город Кокшетау» Реферат Тема: Сыдық Мұхамеджанов - оперные и камерно вокальные произведения, Еркегали Рахмадиев опера "Алпамыс" Выполнил: Ерболатұлы Бекұлан 4-курс ОПак Проверила: Болиева Валерия Хаджиумаровна Предмет: История вокального исполнительского искусства 2020-2021 Значительное место в истории казахской музыки занимает творчество Народного артиста КазССР и СССР, лауреата Государственной премии КазССР, композитора Сыдықа Мұхамеджанова, охватывающее самые разнообразные жанры музыкального искусства. Талантливый художник, наделённый от природы прекрасным мелодическим даром, он автор опер («Айсұлу», «Жұмбақ қыз», «Ақан-сері— Ақтоқты»), оратории («Ғасырлар үні»), симфоний («Дауыл» (Буря)); сюиты («В древнем Туркестане»), поэм, концерта для голоса с оркестром, романсов (цикл романсов на стихи Абая), произведений для оркестра казахских народных инструментов («Шаттық Отаны», «Классикалық күй», «Концерттік вальс», «қыз қуу», «Баллада о домбре» и другие), музыки к драматическим спектаклям («Ботагөз» С.Муканова, «Беу, қыздар-ай» К.Шангитбасва и другие), музыки к кинофильмам («Алдар көсе», «Моя мечта», «Лесная баллада» и другие). Произведения Сыдықа Мұхамеджанова масштабны по замыслу, привлекают конкретностью высказывания и особой мелодической красотой. Композитор тяготел к жанрам, соединяющим слово с музыкой. Эта привлекательность исходит из его склонности к лирике, глубокого понимания поэзии, «горячей любви к ней с юношеских лет». Постепенно, от сочинения к сочинению, С.Мухамеджанов вырабатывает свой композиторский почерк, в основе которого окрашенный эмоциональностью и внутренней активностью лиризм в сочетании с широкой напевностью народного склада. Наиболее ярко отмеченные стилевые черты проявились в крупных вокально-инструментальных, вокальных н оперных произведениях. В творческом наследии композитора одно из ведущих мест занимает жанр песни и романса. Причём, ряд из них создан на собственные тексты автора. Мұхамеджанов Сыдық родился в 1924 году в ауле Үлкен-Бұлак Четского района Карагандинской области. В 1957 году окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции профессора Е.Г.Брусиловского. В 1960 году впервые была исполнена его оратория «Ғасырлар үні»(«Голос веков»), которая явилась большим вкладом в казахскую вокально-симфоническую музыку. С.Мухамеджанов — автор первой казахской комической оперы. «Айсулу» (1964). Вторая опера «Жұмбак қыз» (1971) написана по мотивам поэмы Сакена Сейфуллина «Көкшетау»; третья опера — «Ақан сері — Ақтоқты» на либретто Г.Мусрепова (1980). Решающую роль в формировании оперного стиля композитора играет его песенное творчество — своеобразная творческая лаборатория, в которой можно проследить определенную тенденцию к демократизации языка оперной музыки и ее форм. В этом отношении наблюдается его большая работа в поисках современного интонационного строя, способного выразить доступным (но не упрощенным) образом многообразие нашей жизни. С. Мұхамеджанов — автор более ста песен и романсов, получивших истинное признание у народа. Проникновенны лирические песни композитора, ярко образны его песни-шутки, обаятельны и притягательны песни композитора о наших современниках. А цикл романсов на слова Абая по своему характеру и выразительности органично влился в созвучный строй стихов великого поэта. Среди песен-романсов композитора исключительное место занимают его песни шутливого характера, сыгравшие основополагающую роль в становлении у автора особого чутья для выражений юмористической, комической и сатирической тематики. Эта черта творческого стиля композитора имела позднее при работе над оперой «Айсұлу» исключительное значение. Становление у С.Мухамеджанова жанра песен-шуток, по утверждению самого композитора, особое влияние оказали такие образцы песенного фольклора, как «Нақ-нақ», «Боз жорға», «16 қыз», «Қыздар-ай» и другие с их характерным мелодическим рисунком, строением и образным воплощением. И поэтому закономерным являются создание композитором значительного количества песен шутливого характера — это «Өзің де жігіт, қызықсың» (1955), «Бір тіл қатса, болмап па?» (1957), «Уа, жеңгелер» (1960), «Әйтеуір, сол қыз бір сұлу» (1960) и другие. Концерт для голоса с оркестром С.Мұхамеджанова (1958) — первое произведение в этом жанре в казахской музыке. Принимал активное участие в музыкально-общественной жизни. В 1960-1962 гг.— председатель Правления Союза композиторов Казахстана, многие годы член правления Союза композиторов СССР и КазССР. Награжден орденами «Знак Почета» (1959), Октябрьской революции (1971), грамотами Верховного Совета КазССР. Одно из ведущих мест в музыкальной культуре современного Казахстана занимает народный артист СССР и КазССР, Лауреат Государственной премии КазССР. профессор Еркегали Рахмадиев. Творчество Е.Рахмадиева навеяно величием седого Алатау, насыщено благодатью бескрайних степных просторов, в нем — высокая нравственность родного народа. Его напевные мелодии наполнены лирической искренностью, исходящей от живительных истоков народной мудрости и оптимистического его мироощущения. Лиро-поэтика композитора отличается проникновенностью и притягательностью, отмечена высоким строем мыслей, чувств и эмоций. Лиризмом окрашены сочинения малых и больших форм, как вокально-хоровые, так и оркестровые, театрально-сценические. Показательной в этом плане является популярная песня «Таң самалы» («Утренняя прохлада») на слова поэта-песенника Н.Шакенова. Лиро-эпическая направленность музыки Рахмадиева определяет его творческое кредо. Ею пронизаны хоровая поэма «Вечер на Балхаше», лейттема оперы «Камар сулу», дуэт Камар и Ахмета из этой же оперы, побочная партия из фортепианной поэмы «На зов Абая», лирическая тема из симфонического кюйя «Дайрабай», дуэт Матери-Земли и Алпамыса и дуэты Алпамыса и Гульбаршын из оперы «Алпамыс» и многое другое. Более того, лиро-эпикой пронизаны и произведения современной тематики, произведения, наполненные гражданской патетикой и публицистикой, поднимающие общественно значимые проблемы. |