Главная страница
Навигация по странице:

  • Рекомендуемая литература Основная

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 2-3 Тема: ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 4-5 Тема: РУССКАЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СКАЗКА

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6 Тема: ДРЕВНЕЙШИЕ РУССКИЕ БЫЛИНЫ

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 7-8 Тема: РУССКИЕ ГЕРОИЧЕСКИЕ БЫЛИНЫ И ИХ ГЕРОИ

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 9-10 Тема: РУССКИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ БЫЛИНЫ И ИХ ГЕРОИ

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 11-12 Тема: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 13-14 Тема: ТРАДИЦИОННЫЕ НЕОБРЯДОВЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 15 Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЧАСТУШКИ

  • унт. Сказки. Сказки о животных


    Скачать 45.3 Kb.
    НазваниеСказки. Сказки о животных
    Дата08.03.2022
    Размер45.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаунт.docx
    ТипЗанятие
    #386582
    страница1 из 3
      1   2   3

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

    Тема: СКАЗКИ. СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

    1. Определение и особенности жанра сказки. Соотношение фантастического и реального в ней.

    2. Проблема классификации сказок.

    3. Сказки о животных. Черты древних представлений человека о природе (анимизм, антропоморфизм, тотемизм) в сказках о животных

    (показать на примере двух-трех сказок).

    4. Герои животного эпоса. Принципы их изображения. Аллегория в сказках о животных.

    5. Поэтика сказок о животных (мотив встречи как основной в сюжетах различных сказок; диалог и его значение для характеристики героев и идеи сказок; своеобразие соотношения реального и фантастического; композиция и т.д.). Кумулятивные сказки и их особенности.

    6. Основные сборники русских сказок. А.Н. Афанасьев и его собрание народных сказок.

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 448–457.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 92–95, 100–105.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019 С. 637–666

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 2-3

    Тема: ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

    1. Волшебные сказки и их происхождение. Фантастика в волшебных сказках. А. М. Горький о фантастике волшебных сказок.

    2. Герои волшебных сказок (Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Младший сын, Мудрая дева, Богатырка, Сиротка и т.д.).

    Чудесные помощники и волшебные предметы в волшебных сказках (показать на примере двух-трех сказок).

    3. Отрицательные персонажи волшебных сказок. Образ Бабы-Яги (внешнее описание, роль в сказке, сочетание фантастического и реального в ее быту и действиях). Помощники Бабы-Яги и их роль в сюжете сказки.

    4. Дать идейно-художественный анализ сказок «Перышко Финиста – Ясного сокола» и «Марья Моревна».

    5. Письменно сопоставить вариант сказки «Царевна-лягушка» дореформенного периода (Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: в 3 т.М., 1984. Т. 2. С. 267–269 или: Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С.117–120) с вариантом этой сказки, записанной от А. Барышниковой (Куприянихи) в советское время (Русские сказочники / сост. Э.В. Померанцева. М., 1976.7 С. 151–155 или: Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. С.И. Минц, Э.В. Померанцевой. М., 1963. С. 193–197). Проследить, как в том и другом вариантах отразилась эпоха.

    6. Композиция волшебной сказки и ее роль в выражении идейного содержания (показать на примере двух-трех сказок).

    7. Художественные особенности волшебных сказок (антитеза, лежащая в основе содержания и группировки образов; фантастика как

    средство и способ проявления добра и зла; мотивы превращений; троекратные повторения; устойчивые сказочные выражения и их значение).

    8. Сказочные сюжеты и образы в живописи В.М. Васнецова («Иван Царевич на сером волке», «Аленушка», «Ковер-самолет», «Снегурочка», «Три царевны»).

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 457–474.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество:

    учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014. С. 105–112.

    Морохин В.Н. Хрестоматия по истории русской фольклористики. М., 1973. С. 99–100, 146–148, 174–175.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019 . С. 666–718.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 88–123

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 4-5

    Тема: РУССКАЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СКАЗКА

    1. Сатирические сказки о барах. Их идейно-тематическое содержание. Образы бар в сказках. Отражение барской спеси, жестокости, глупости, безделья. Антитеза барин – мужик в сказках. Отражение важнейших сторон жизни крепостной деревни, крепостнических отношений, труда и быта в сказках (на материале двух-трех сказок).

    2. Антиклерикальные сказки. Обличение жадности, корыстолюбия, грубости, сластолюбия попов. Осмеяние церковных обрядов. Комическое как одно из средств изображения духовенства (на материале двух-трех сказок).

    3. Изображение семейного быта и уклада патриархальной деревни в

    социально-бытовых сказках. Патриархальный взгляд на женщину, на ее

    место, положение, роль в семье; темы лености, неверности и т.д. Идеальные образы женщин в бытовых сказках. Их связь с образами идеальных женщин в волшебных сказках (на материале двух-трех сказок).

    4. Художественные особенности бытовых и сатирических сказок.

    Соотношение вымысла и реальности в них. Образы положительных

    героев и способы их создания. Отношение рассказчика к отрицательным персонажам. Использование иронии; сатира, гротеск, фантастика

    (на материале двух-трех сказок).

    5. Дать анализ сказки «Барин и плотник» (Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / сост. С.И. Минц, Э.В. Померанцева.

    9 М., 1963. С. 235–236 или: Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 132–133).

    6. А. С. Пушкин, В. Г. Белинский о народных сказках. Письменное задание. Составить конспект статьи В. Г. Белинского

    «О народных сказках» (см.: Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика: хрестоматия: учеб. пособ. для филол. спец. ун-тов и

    пед. ин-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 2014. С. 40–41) и статьи

    В. Я. Проппа «Морфология сказки» (Там же. С. 304–308). Или: Русское устное народное творчество: хрестоматия по фольклористике / сост. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова; под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 215–223, 613–615.

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 475–494.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 112–115.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. С. 718–732.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 124–139.

    (На указанных страницах – тексты сказок социально-бытового содержания. Для выполнения задания сказки выбираются индивидуально.

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

    Тема: ДРЕВНЕЙШИЕ РУССКИЕ БЫЛИНЫ

    1. Былины. Определение. Термин. Собирание и запись. Кирша Данилов и его сборник «Древние российские стихотворения». Собрание

    народных песен П. В. Киреевского. Современные сборники былин.

    2. Проблема классификации былин.

    3. Древнейшие русские былины и их герои:

    – характеристика основных сюжетов о Святогоре;

    – былинные сюжеты о Вольге.

    Письменное задание. Составить конспект статьи Д.С. Лихачева

    «Эпическое время былин» (Русское устное народное творчество: хрестоматия по фольклористике / сост. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов,

    Т.В. Смирнова; под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 371–378).

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 301–313.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 132–148.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. С. 424–447.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 158, 185–190

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 7-8

    Тема: РУССКИЕ ГЕРОИЧЕСКИЕ БЫЛИНЫ И ИХ ГЕРОИ

    1. Проблема героического характера в русском эпосе.

    1.1. Фольклористы об исторических прототипах образов Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича.

    1.2. Поэтическая биография Ильи Муромца в русских военногероических былинах («Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Соловей», «Илья Муромец и Калин-царь», «Бунт Ильи против князя Владимира», «Бой Ильи Муромца с сыном»).

    1.3. Образ Добрыни Никитича в героических былинах («Добрыня и

    Змей», «Три года Добрынюшка стольничал», «Бой Добрыни с Ильей Муромцем», «Женитьбы Добрыни Никитича»).

    1.4. Алеша Попович в русских героических былинах («Алеша Попович и Тугарин», «Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича», «Алеша Попович и сестры Петровичей»).

    1.5. Поэтические средства прославления богатыря и его подвигов.Историзм и фантастика в образах и мотивах былин.

    2. Изображение князя Владимира в русских былинах («Илья Муромец и Соловей», «Илья Муромец и Калин-царь», «Бунт Ильи против

    князя Владимира», «Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича»).

    3. Враги русского государства и богатырей в героических былинах.

    4. Былинные образы в творчестве русских художников («Богатыри», «Витязь на распутье» В. Васнецова; «Богатырь», «Микула Селянинович» М. Врубеля) (устное сообщение).

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов.3-е изд. М., 2009. С. 313–333.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество:

    учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.С. 148–159.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019 . С. 447–505.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 169–179, 190–194, 218–224.

    Илья Муромец / подгот. текстов, ст. и коммент. А.М. Астаховой. М.; Л., 1958

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 9-10

    Тема: РУССКИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ БЫЛИНЫ И ИХ ГЕРОИ

    1. Дать идейно-художественный анализ былины «Садко».

    1.1. Садко – «бедный певец» и Садко – «богатый гость».

    1.2. Сюжет и композиция былины.

    1.3. В.Г. Белинский о героях былины «Садко».

    1.4. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Образ талантливого народного певца.

    2. Образ Василия Буслаева в былинах «Василий Буслаев и новгородцы»(«Про Василия Буслаева») и «Смерть Василия Буслаева» («Как Василий Буслаев молиться ездил»). Образ Василия Буслаева в оценке В.Я. Проппа.

    3. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Герои и художественное своеобразие.

    4. Поэтика былин.

    5. Историко-культурное значение русского былинного эпоса. В.Г. Белинский о русских былинах. 13

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 333–365.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 159–169.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. С. 505–538.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 224–232, 233–245

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 11-12

    Тема: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

    1. Исторические песни. Определение. Термин. Жанровые особенности. Соотношение вымысла и действительности.

    2. Проблема возникновение жанра исторической песни. Собирание

    и изучение.

    3. Ранняя историческая песня «Щелкан Дудентьевич». Своеобразие историзма в ней. Образ героя. Изображение врага. Характер вымысла

    и фантастики. Финал в песне о борьбе с монголо-татарами. Его смысл. Поэтика песни.

    4. Политические события XVI века, получившие отражение в исторических песнях. Анализ исторических песен «Взятие Казани», «Гнев

    Грозного на сына», «Кострюк Мастрюкович» и их вариантов. Образ Ивана Грозного в песнях. Оценка его народом. Другие персонажи исторических песен об Иване Грозном. Историзм содержания песен о событиях XVI века. Реальность и вымысел в событиях, героях, именах. Причины отступления от исторической правды. Поэтика.

    5. Сюжетный состав песен о крестьянских войнах. Песни о Степане

    Разине. Своеобразие лиризма в них. Отношение народа к Разину. Реальные и фантастические концовки песен о Разине.

    Песни о Е. Пугачеве. Отражение в них антикрепостнических настроений, историзм пугачевских песен сравнительно с разинскими.

    Художественное своеобразие.

    Письменное задание. Составить конспект работы А. М. Астаховой «Исторические песни русского народа» (см.: Морохин В.Н. Хрестоматия по истории русской фольклористики. М., 1973. С. 232–235).

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 368–420.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 170–186.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. С. 543–590.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 246–248, 249–252, 262–265.

    Исторические песни. Баллады / сост. С.Н. Азбелев. М., 1986. (Классическая б-ка «Современника»). Исторические песни / сост. С.Н. Азбелев. М., 2001. (Б-ка рус. фольклора). Т. 7

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 13-14

    Тема: ТРАДИЦИОННЫЕ НЕОБРЯДОВЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

    1. Определение жанра. Происхождение. Особенности сюжетности.

    2. Принцип классификации традиционных необрядовых лирических песен. Прослушивание песен из фольклорного архива кафедры.

    3. Характеристика основных тематических циклов лирических песен (любовных, семейно-бытовых, антикрепостнических, бурлацких,

    ямщицких и чумацких, казачьих, удалых, о рекрутчине и солдатчине).16

    4. Композиционные формы и приемы традиционных лирических песен (подобрать примеры).

    5. Поэтика необрядовых лирических песен.

    6. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов о народных песнях. Письменное задание. Составить конспект статьи С.Г. Лазутина «Композиция русской народной лирической песни» (см.: Русское устное народное творчество: хрестоматия по фольклористике / сост. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова; под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 441–450).

    По поэтике необрядовых лирических песен даются задания для устных сообщений по материалам работ отечественных фольклористов (по выбору преподавателя): Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. М., 1959. С. 76–100.

    Колпакова Н.П. О некоторых изобразительных средствах русской

    народной лирической песни // Русская народная поэзия: Филологические записки. Вып. 1. Горький, 1961. С. 80–93.

    Астафьева Л.А. Эстетические функции символики в народных лирических песнях // Проблемы фольклора. М., 1975. С. 163–169.

    Еремина В.И. Поэтический синтаксис // Поэтический строй русской народной лирики. Л., 1978. С. 151–182.

    Лазутин С.Г. Поэтическая символика русских народных лирических песен // Поэтика русского фольклора. 2-е изд. М., 1989. С. 105–120.

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 528–557.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 200–228.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. С. 785–815.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 275–311.

    (Тексты, необходимые для подготовки к занятию, выбирают сами студенты.

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 15

    Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЧАСТУШКИ

    1. Частушка. Термин. Определение. Время возникновения жанра. 18

    2. Развитие частушки. Трансформация многострочной частушки в четырехстрочную. Отражение в частушках народной жизни. Особенности тематики частушек в советскую эпоху.

    3. Композиция частушек (одночастные, двухчастные).

    4. Поэтика частушек (постоянные изобразительные и выразительные эпитеты, метафоры, сравнения, использование символики, гипербол, парных синонимов; неологизмы; поэтический синтаксис).

    5. Особенности частушечной рифмовки.

    6. Собирание частушек. Изучение частушек.

    Письменное задание. Составить конспект статьи Г.И. Успенского «Новые народные песни» (см.: Русское устное народное творчество:

    хрестоматия по фольклористике / сост. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова; под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 458–459).

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 677–703.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 244–255.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. С. 1014–1057.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 398–406, 436–441, 487–496.

    Частушка / подгот. текстов С. Бахтина. М.; Л., 1966.

    Частушки / сост. Л.А. Астафьева. М., 1987. (Классическая б-ка «Современника»).

    Частушки / сост. Ф.М. Селиванов. М., 1990. (Б-ка рус. фольклора). Т. 9.

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 16

      1   2   3


    написать администратору сайта