материалы к уроку. Склонение числительных (для 6 класса)
Скачать 19.82 Kb.
|
Тема: Склонение числительных (для 6 класса) История села Сурково На южной окраине Белгородской области, окаймленной с одной стороны меловыми холмами, покрытые смешанным лесом, а с другой - богатейшими земельными угодьями, раскинуло широкие крылья улиц село Сурково. Село расположено в 18 км от районного города Шебекино и в 28 км от железнодорожной станции Нежеголь. Центр села удален на 1,5 км. от берега реки Нежеголёк, впадающей в Северский Донец. Территория села в основном расположена на равнинных землях. По природно-климатическим условиям село Сурково относится к зоне рискованного земледелия, но в основном село находится к умеренному климатическому поясу. В нашей местности, благоприятной по своим климатическим условиям для жизни человека, люди обитали еще в каменном веке. Но частые набеги кочевников заставили людей покинуть обжитые места и уйти и уйти подальше от приграничных земель. Так образовалось "Дикое поле". И только с 17 века усиленно начинают заселяться окраинные земли русского государства. В это время по Указу Государя для борьбы с крымскими татарами и ногайцами создавалась Белгородская защитная черта. А уже вокруг городов, вошедших в Белгородскую черту (23 города), стало заселяться бывшее Дикое поле. Точная дата образования села Сурково не установлена. Но первое упоминание о селе Сурково в Писчих книгах некоторых населенных пунктов относится к 1654 году. Название села на всем протяжении его существования оставалось неизменным. Из рассказов старожилов явствует, что первыми поселенцами села были беглые крестьяне из Курской губернии: Корниловы, Лепешкины, Кондрашкины. Они селились на правом берегу реки Нежеголёк, у подножия отлогов меловых холмов. Поселились Лепешкины у оврага, и место стало называться "Лепешкин яр" (это название сохранилось до настоящего времени). Беглый крестьянин Кондрашка был причиной появления другого названия "Кондрашкин яр". Селились здесь люди потому, что река Нежеголек была полноводной, а высокий камыш, болотные топи спасали от ненужных глаз кочевников, так как недалеко проходил Муравский шлях, по которому двигались татарские орды на Северную Русь. Позже, когда поселились дворяне из-под горы, люди стали перебираться и на другой берег реки. Так образовалась Масловка (ныне ул. Фрунзе) по фамилии первых переселенцев Масловых. Эта фамилия сохранилась в наших краях и до сих пор. Село росло, люди расселялись все дальше. Помещик Курдюмов, получивший эти земли в дар, выменял на 6 своих собак 6 семей, звавшихся "суляне", так как ранее они проживали на берегу реки Сулы в Сумской губернии), Это были первые крепостные крестьяне в селе, поскольку они не имели своей земли. За Савиным ручьем поселилась отдельным хутором одна семья. Затем у них появились соседи, возникла целая улица, ее и до сих пор называют "хутором", хотя она имеет современное название - улица им. Калинина. За огородами хутора тоже селились люди, их так и называют "загородинцы". Селились люди за огородами хутора, потому что было там много родников. В пойме реки Нежеголек водился пушной зверек - сурок. Ходит поверье, что именно по этому зверьку село наше носит название - Сурково. Недолго продолжалась вольная жизнь крестьян. Где появлялся помещик, там начиналась крепостная зависимость. В конце 18 века в селе Сурково появился дворянин, штабс-капитан Курдюмов, предки которого состояли на службе у белгородского воеводы, за что от него в дар получили в наследственное пользование участки земли, заселенные крестьянами. Владения сурковских крестьян помещик Курдюмов, графиня Добрыниха теснили, крестьян привлекали на работы в свои имения. Бедно жили сурковцы: избы топились по черному, постелью для малышей и взрослых членов семьи была солома. Бедность не давала людям засиживаться дома, сельские урядники и старосты в срок являлись за сбором налогов, поэтому по окончания полевых работ крестьяне уходили на заработки на шахты Донбасса и другие города. Большой радостью в дореволюционные годы для сурковцев была церковь. С нею они делили радости и горести, с нею свято верили в светлое будущее. Церковь Фрола и Лавра - так называли нашу церковь. По всей России было всего 2 таких: в С.-Петербурге и у нас, на Белгородчине. Удивительна история этой одной из красивейших церквей в России. Как говорят старожилы, церковь эту строили почти 60 лет! Один богач внес деньги на строительство. Когда ее строили, староста приказал до работы в поле каждому человеку со двора взнести по 100 кирпичей подрядчику на строительные леса. Говорят, что раствор для кладки замачивали на куриных яйцах, вот почему в советское время, когда церковь решили снести, сделать это оказалось делом нелегким. Для обжига кирпича была сделана специальная печь. Она находилась в том месте, где сейчас осталась яма перед домом Ивана Трофимовича Лунева. А другая яма осталась перед домом Веры Кирилловны Луневой - здесь добывали глину. На церкви были установлены: один большой колокол, два вторых (поменьше) и 12 71 перезвонов, которые привязывали к пальцам для выведения мелодии. Звонарем был Трофим Лунев. Возле церкви проводились ярмарки, народные гулянья. Однажды случилось ворам обокрасть церковь, да забыли они свою собаку внутри, она-то и привела к хозяевам-ворам, церковное добро вернули. В этом случае усматривали Божье провидение. В 1917 году все иконы были выброшены из церкви и сожжены, лишь несколько штук спасли жители, спрятав по домам. После революции, в 30-х годах, в церкви хранили зерно, весь семенной фонд. А во время войны в здании бывшей церкви размещался эвакуированный цирк. Под куполом церкви был натянут канат, на нем выступала женщина эквилибрист, а внизу выступал дрессировщик с двумя медведями. Без ухода, в запустении, церковь стала разрушаться. Впоследствии из ее кирпича построили старую БольшеТроицкую школу, РТС в с. Червонодибровка, одно из зданий БольшеТроицкого маслозавода. Так закончилась жизнь-легенда нашей церкви. Немного дальше церкви было кладбище. Оно было огорожено железной оградой. Над воротами горел фонарь с лампадками. Вокруг церкви росли вишни, яблони, груши. Могилы тогда были без памятников, ставили только кресты. За церковью, ближе к Понизовке, жил помещик Курдюмов, а нынешняя улица Фрунзе была Курдюмовским садом В книге "Сборник статистических сведений по Курской губернии", в разделе об образовании за 1886 год, упоминается, что до основания земской школы в нашем селе обучением грамоте занимался местный дьячок. Школа возникла по инициативе общества и помещалась в одном здании с церковной сторожкой. Между прочим, такое совместное помещение строилось специально. Коридор, проходящий через середину здания по ширине, делил все помещение на две совершенно равные и одинаковые половины; в одной две равные комнаты, а в другой - две такие же комнаты сторожки. Комнаты обмазаны глиной, побелены. Одна большая голландская печь, топкой выходит в класс, топят дровами, от окон дует, Наглядных пособий не было, учебников мало, книг для внеклассного чтения совсем нет. Ежедневные занятия ведутся с 1октября до половины мая, ежедневно с 8 часов до 2 дня, уроки часовые. Все дети обучались пению. Общество собирало на содержание школьников по 22 копейки с души. После революции 1917 г. образованием сурковцев занимались в частных домах. Это были ликбезы для взрослых и обычные школьные занятия для малышей и подростков. Такие занятия проводились в домах граждан Крамаревых и Ладаниных. Парт не было, доску прибивали к стене, учащимся выдавали по 1 тетради и по 1 карандашу. Обедов не было, книг не хватало. По одной книге занималось несколько человек. В 1936 году была построена 72 Сурковская школа. В новой школе уже появились деревянные парты, доска, тетради, учебники, глобус, карты. Здание новой (теперь «старой!») в настоящее время отдано под жилье, поскольку юные сурковцы теперь ходят в Первоцепляевскую школу-комплекс, расположенную в 3-х км. от нашего села. 1. Прочитать текст вслух. 2. Выписать все словосочетания, в состав которых входят числительные, употребив их в соответствии с нормой правописания. 3. Просклонять все порядковые и количественные числительные, выделить окончания. 4. Склоняется ли Сурково? Объсните почему? При возможности, просклонять имя собственное. (Географические названия славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно, не склоняются в сочетании с родовым словом: из района Люблино́, в сторону района Строгино́, к району Митино, в городе Иваново, из деревни Простоквашино, до края Косово. Если же родового слова нет, то нормативны оба варианта, склоняемый (старый) и несклоняемый (новый): в Люблине и в Люблино, в сторону Строгина и в сторону Строгино, в Иванове и в Иваново, из Простоквашина и из Простоквашино, до Косова и до Косово, к Митину и к Митино, 8-й микрорайон Митина и 8-й микрорайон Митино. При этом склоняемый вариант соответствует строгой литературной норме (и рекомендуется, например, для речи дикторов) |