скопинская керамика. СКОПИНСКАЯ керамика. Скопинская керамика
Скачать 0.6 Mb.
|
СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА Группа «Гостиничное дело» 2 В комнатенке, низенькой и тесной, Жаждой рукоделия горя, Вязкую и мягкую, как тесто, Глину достает он из ларя. Пальцами суровыми сжимает, И в ладонях крепко стеснена. Рыжая, веселая, живая, Бегает меж пальцами она. И растет кувшин быстрее злака. И тогда о том подумал я, Что я так же, может, встал из мрака, Возродился из небытия. И меня вот так же замесили Из обычной глины и земли Руки моей матери-России – И в порыве к звездам вознесли! Космонавты, гончары, поэты, Отираем звезды мы с чела! Может быть, сработана планета Добрыми руками гончара. СКОПИНСКИЙ ГОНЧАРНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛСкопинский гончарный художественный промысел возник на рязанских землях более трех веков назад. На сегодняшний день является одним из самых прославленных центров российского народного творчества. Основой для развития данного промысла в этих краях послужили залежи светлой гончарной глины, которыми так богаты окрестности нынешнего города Скопин. Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас. Мы привыкли к тому, что глиняный сосуд – это нечто обыденное (хотя подчас очень красивое): горшок, кувшин, кринка, тарелка…Конечно, все это издавна делали и в Скопине. Однако в середине прошлого века в здешней гончарной слободе начали лепить фигурную керамику, ставшую одним из самых ярких явлений нашего декоративно-прикладного искусства. И тогда в обычной черной глине неожиданно ожила добрая русская сказка! Годом рождения Скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя Скопинского гончара - Демка Киреев, сын Бердников. Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Замысловатые фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города юга России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы. В 1900 году работы были представлены на выставке в Париже. В 1902 и 1913 годах скопинские изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами. Отличительной особенностью скопинской художественной керамики является многообразие ассортимента изделий, смелость решений, оригинальность и сложность форм и непревзойденная фантазия авторов. Мастерами изготавливались изделия, как незамысловатых форм, так и высокохудожественные произведения, украшенные богатой лепниной с различными видами животных, а также былинными и сказочными персонажами. Узоры на изделия наносились по сырой глине при помощи разнообразных штампиков и стеков. В орнаменте преобладали растительные мотивы или геометрические формы. Для глазировки изделий применялись поливы различных цветов – зеленого, желтого, коричневого и серо-синего. Скопинские гончары стали проявлять не виданную ранее в России фантазию. Вместо грубых горшков, они стали делать изящные изделия, создавая сказочные образы. Возникло производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников. Один из крупнейших русских искусствоведов А. Салтыков так оценивал изделия Скопинских мастеров конца XIX–начало XX веков: «Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов». В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками». Во время Первой мировой войны и в 1920-е годы производство приостановилось. С 1934 года производство снова возродилось на Скопинской фабрике художественных изделий. В 1969 году на базе артели «Керамик» была создана Скопинская фабрика художественной керамики, сейчас — ЗАО «Скопинская художественная керамика» и ЗАО «Скопинский сувенир». Изготовление Детали керамики формируются на ручном станке, затем соединяются жидкой глиной и украшаются рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавятся неравномерно, живописно растекаясь.Темные тона образуются в местах, где краска легла более глубоким слоем. Для создания изделия более широкой цветовой гаммы изделия покрывают в несколько слоев. В выразительности скопинской керамики цвет играет важную роль. Изделия представляют собой кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм (драконы, кентавры, сказочные львы, фигуры рыб, птиц и домашних животных). Особым был образ птицы Скопы, от имени которой и произошло название города. ОсобенностиДля скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. Отличие состояло в том, что сосуды изготовляли ручной лепкой как своеобразные скульптуры. Сосуды дополнялись лепными фигурками птиц и рыб, полуфантастических животных. В некоторых изделиях фигуры птиц или животных превращались в сосуд, в котором могли переплестись несколько фигур. Мастера овладели разной техникой исполнения —гончарством, ручной лепкой, литьём в гипсовые формы с ручной доработкой, способом полусухого прессования. Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует стекловидный слой желтого, зеленого или коричневого цвета, обладающий множеством оттенков и переливов. Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, особо смелой фантазией, исключительностью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Такое творчество иначе, как феноменом и не назовёшь и непонятным в нём было всё: происхождение необычных образов, особенности их трактовки, профессионализм, с каким простые ремесленники за короткое время смогли создать удивительно самобытную и высокоразвитую художественную систему. В наше времяСкопинский промысел практически единственный в России, где сохранена технология изготовления изделий ещё XIX в. Осталась гончарная основа изделий, первичный обжиг, вторичный обжиг, декор по сырой глине, который уже практически нигде не делается, традиционные сосуды фигурного плана. Современные работы скопинских мастеров керамики продолжают традицию создания оригинальной фигурной посуды, превратившейся в декоративную скульптуру. Хотя среди изделий появились подсвечники, делаются старинного типа кумганы, предпринимаются попытки закрепить вещи несложного, более лаконичного объёма (сосуды в виде рыб, льва, птицы-скопы), тенденция усложнённого решения остаётся господствующей. Однако керамисты Скопина не идут по пути повторения изделий прошлого. Они ищут новые решения. Их самые смелые поиски осуществляются при создании уникальных авторских работ, которые художники лепят вручную. Готовая продукция ЗАО «Скопинский сувенир» представляет собой майоликовые керамические изделия, а именно, посуду для хранения и приготовления пищевых продуктов, а так же декоративные кашпо с поддонами, вазы, сувениры, шамотные экстерьерные скульптуры. Для производства используются экологически чистые сырьевые материалы, продукция сертифицирована. |