Главная страница
Навигация по странице:

  • Западноевропейская традиция

  • Эссе в русской литературе

  • Жанр-лидер ХХI века

  • отчет по эссе. ирппапсас. Сочинение небольшого объёма до 5 страниц, иногда и больше, свободной композиции


    Скачать 68.6 Kb.
    НазваниеСочинение небольшого объёма до 5 страниц, иногда и больше, свободной композиции
    Анкоротчет по эссе
    Дата05.07.2021
    Размер68.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаирппапсас.docx
    ТипСочинение
    #223395

    Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма до 5 страниц, иногда и больше, свободной композиции[1], подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. Научное определение жанра дано в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи! »: «Жанр глубоко персонифицированной журналистики, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с её изложением, ориентированным на массовую аудиторию. Основой жанра является философское, публицистическое начало и свободная манера повествования. Эссе относится к жанрам с нестрого заданными характеристиками»[2].

    В отношении объёма и функции эссе граничит, с одной стороны, с публицистической статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитезность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.





    Содержание

    • 1История термина

    • 2Суть и характерные особенности

    • 3Развитие жанра

    • 4Эссе в литературе других стран

      • 4.1Эссе в литовской литературе

    • 5См. также

    • 6Примечания

    • 7Литература

    • 8Ссылки

    История термина[править | править код]

    В качестве особой жанровой формы ввёл, опираясь на опыт предшественников, Мишель Монтень в своих «Опытах» (фр. Les Essais1580). Своим сочинениям, изданным в виде книг в 15971612 и 1625Фрэнсис Бэкон впервые в английской литературе дал название англ. essays. Английский поэт и драматург Бен Джонсон впервые использовал слово эссеист (англ. essayist) в 1609.

    Суть и характерные особенности[править | править код]

    В своем эссе «О книгах»[3] Монтень соединяет теорию и практику предложенного им жанра, указывая, что «нет другого связующего звена при изложении мыслей, кроме случайности» — таким образом, текст передаёт естественный процесс думания[4]. А спонтанность процесса осмысления своего «я» создает атмосферу сиюминутной естественности, располагает к доверительности, стимулирует ответные реакции. Монтень дает определение новой науки — науки самопознания, где главная категория — свободное мнение обо всём[4]. «Как элементы текста автор использовал философские и физиологические наблюдения, заметку из дневника, художественный образ, практический совет, комментарии к высказываниям других авторов, нравоучение, афористическое обобщение», — считает исследователь жанра эссе, доктор филологических наук Л. Г. Кайда.

    «Эссе держится как целое именно энергией взаимных переходов, мгновенных переключений из образного ряда в понятийный, из отвлечённого — в бытовой», — уверен литературовед, культуролог и философ М. Н. Эпштейн[5]. Если какой-то из способов миропостижения (образный или понятийный, сюжетный или аналитический) возьмёт верх, эссе разрушится как жанр, превратится в одну из своих составляющих — беллетристическое повествование или философское рассуждение, интимный дневник или исторический очерк[5].

    Развитие жанра[править | править код]

    В XVIIIXIX веках эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики, возросший в салонном коммуникативном пространстве, где, в противоположность пространству академическому, шёл непринуждённый обмен мнениями, а поиск истины в значительной мере подменялся обменом мнениями «по поводу истины и её поисков»[6]. Выдвижение в центр внимания личности и нашло отражение в эссе, где «автор через всё говорит о себе, взятом в приватном, частном модусе».

    Западноевропейская традиция[править | править код]

    Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. АддисонРичард СтилГенри Филдинг, во Франции — Дидро и Вольтер, в Германии — Лессинг и Гердер. Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (Г. ГейнеР. У. ЭмерсонГ. Д. Торо).

    Жанр эссе глубоко укоренился в английской литературеТ. КарлейльВ. ХэзлиттМ. Арнолд (XIX век); М. БирбомГ. К. Честертон (XX век). В XX веке эссеистика переживает расцвет: к жанру эссе обращались крупнейшие философы, прозаики, поэты (Р. РолланБ. ШоуГ. УэллсДж. ОруэллТ. МаннА. МоруаЖ.-П. СартрН. ХикметО. Хаксли).

    Эссе в русской литературе[править | править код]

    Практически параллельно развитию эссе в европейской литературе этот жанр обосновался и в русской литературе[4].

    Однако Л. Г. Кайда уверена, что корни эссе в России восходят к «Слову» — оригинальному жанру древнерусской литературы. Внешняя близость — «в манере древних русских авторов размышлять над проблемами философии, религии, бытия. Близость внутренняя — в композиционно-речевой модели спонтанного развития мысли»[4].

    Образцы эссеистического стиля обнаруживаются у А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), В. Г. Белинского («Письмо к Гоголю»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале XX века к жанру эссе обращались В. И. ИвановД. С. МережковскийАндрей БелыйИван БунинОсип МандельштамЛев ШестовВ. В. РозановВладимир Набоков («Эссе о драматургии»), позднее — Илья ЭренбургЮрий ОлешаВиктор ШкловскийКонстантин ПаустовскийИосиф БродскийЛидия ГинзбургПётр ВайльАлександр Генис . В этом жанре работали учёные М.БахтинЮ.Лотман.

    Жанр-лидер ХХI века[править | править код]

    Расширение эссеистического принципа мышления на другие жанры и типы творчества получило название «эссеизма»[4]. Синтетическая природа жанра эссе и порождённые им общие структуры восприятия, анализа и описания реальности в рамках интеллектуальной культуры дают необходимые параллели для междисциплинарного перехода[6].

    Появилось множество подражаний эссе и откровенной графомании, самолюбования, «якания», что потребовало более чёткого описания жанра. А. Л. Дмитровский считает, что в эссе присутствует три вида взаимоотношений: линейный (разворачивание мысли на глазах читателя, «публичная медитация»), циклический (построение по принципу каталога) и фрагментарный (короткие мысли, духовные озарения, ощущения, тонки


    написать администратору сайта