Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Социологическое направление в теории права и государства

  • Общие положения социологического направления в теории государства и права

  • 904396 Курсовая теория. Социологический подход к пониманию права Оглавление


    Скачать 66.79 Kb.
    НазваниеСоциологический подход к пониманию права Оглавление
    Дата01.06.2022
    Размер66.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла904396 Курсовая теория.docx
    ТипДокументы
    #562887
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Социологический подход к пониманию права

    Оглавление


    Введение 1

    Глава 1. Социологическое направление в теории права и государства 3

    1.1.Проблема правопонимания и типы правопонимания 3

    1.2.Общие положения социологического направления в теории государства и права 14

    Глава 2. Социология права в системе научного знания 19

    2.1. Предпосылки формирования социологии права 19

    2.2. Сущность и перспективы социологии права 25

    Заключение 33

    Список использованных источников 35




    Введение



    Каждый человек на планете, живущий в цивилизованном обществе, неразрывно связан с правом. И необязательно, чтобы речь шла о действиях человека, влекущих за собой отношения с правоохранительными органами и определенную меру наказания. Самые банальные наши действия в обществе и не только, есть следование и повиновение праву, то есть связь с ним. Но даже несмотря на долгое существование права, которое длится уже веками, несмотря на тесную связь с человеком и обществом право, по моему мнению, является одним из самых сложных социальных явлений, которое трудно изучить. Полагаю, что право обладает такой особенностью вследствие своей изменчивости и непостоянности определенных норм права. Ибо с каждым годом общество развивается сильнее и сильнее и на конкретном этапе развития действующие нормы права устаревают, теряют свою актуальность и не отвечают требованиям общества. Вследствие этого и происходит изменение права. Поэтому право и не статично, что отличает ее, к примеру, от религиозных норм, которые изменить практически невозможно.

    В современном обществе, которое значительно зависит от права, то есть в определенной степени юридизированно, важно выделять связь между обществом и правом. Право – одна из наиважнейших сфер общественной жизни, от которой напрямую зависит ее качество. Оно является регулятором общественных отношений. Анализ отношений между правом и обществом позволяет предугадывать развитие права, находить отрицательные стороны существующей правовой системы и исправлять их, основываясь на настроениях общества. Этим и занимается такая междисциплинарная отрасль, как социология права. Она находится на стыке социологии и правоведения, то есть она включает в себя как правовое, так и социологическое научное знание.

    Актуальность выбранной темы исследования состоит в неразрешенности проблемы правопонимания. Данная проблему можно охарактеризовать как крайне важную для теории государства и права, поскольку от того, какой из подходов к правопониманию (типов правопонимания) будет выбран исследователем, зависят собственно определение этим исследователем права, методы и результаты его исследования. Социологическое направление в социологии права является на данный момент одним из наиболее популярных, позволяет взглянуть на право с наиболее широкой точки зрения.

    Социология права сформировалась как научная отрасль лишь в ХХ веке, поэтому ее можно назвать новой, развивающейся сферой научных исследований. Это понятие со сложной структурой: такая отрасль как социология права включает в себя значительное количество функций и методов, то есть способов осуществления этих функций. Одной из проблем, которая является показателем такой научной отрасли как социология права является ее дискуссионность. Части структуры социологии права до сих пор остаются предметом споров в научной среде. Все вышесказанное обуславливает актуальность настоящего исследования.

    Целью исследования является комплексный анализ социологического правопонимания. Объектом исследования являются социологическое правопонимание. Предметом исследования выступают особенности социологического направления в теории государства и права.

    Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:

    – проанализировать проблему правопонимания и его основные вилы;

    –охарактеризовать общие положения соуиологического правопонимания;

    –обозначить предпосылки формирования социологии права;

    –выявить сущность и перспективы развития социологии права.

    Исследование носит комплексный характер, используются как общенаучные, так и частнонаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительный метод, формально-юдридический.

    Глава 1. Социологическое направление в теории права и государства


      1. Проблема правопонимания и типы правопонимания

    В этой главе будет рассмотрено понятие правопонимания, его проблема и некоторые основные типы, такие как философский, естественно-правовой, интегративный, юридически-позитивистский. Обзорный характер главы обусловлен необходимостью перед непосредственным рассмотрением социологического направления в теории права и государства осветить контекст, в котором пребывает социологическое направление.

    Мы можем смело назвать право одним из самых сложных и важных социальных явлений. Оно является непосредственным регулятором общественных отношений. Сейчас не представить жизнь современного общества без права, потому считаю, что изучение права, его признаков, теорий происхождения и функций является серьезным подспорьем для человека в жизни. Представление о праве не остается статичным, с некоторой периодичностью оно менялось вследствие развития государства и общества. Благодаря чему и появилось обилие теорий, мнений и идей касательно происхождения права. Углубленное изучение права предоставит возможность наиболее детально раскрыть характерные черты права, его особенности, позволит определить функции права в обществе, его роль.

    По своей природе право имеет очень обширное понимание и не ограничивается только сводом законов или четко структурированными правилами поведения. Оно содержит в себе множество правовых явлений, таких как правовая культура человека, правосознание и множество других терминов, которые встречаются нам в процессе изучения права. Право создано и призвано закрепить права и обязанности людей, защитить их интересы и регулировать разного рода общественные отношения, возникающие в процессе жизнедеятельности. В этом и заключается сущность права.

    С самых древних времен право (в данном случае оно рассматривается как система норм, которые регулируют отношения в обществе и влекут ща собой определенные юридические последствия) играло огромную роль в жизни людей, по сути определяя направление развития общества. Его влияние на большинство сфер деятельности человека неоспоримо, и здесь уже следует подробнее вдаваться в определение и конкретизацию его функций (слово «функция» стало использоваться в России с середины XVIIШ века, было образовано от французского function – «исполнение», «осуществление»1). Следует отметить, что эта проблема волновала представителей различных профессий, в частности, конечно же, юристов, на протяжении долгих веков и даже сейчас она остается дискуссионной и вызывает множество споров.

    В целом, существует немало различных вариантов того, как определять функции права. Итак, к примеру, функции права - это:

    1. конкретное действие этого типа социальных норм по упорядочению отношений в обществе2. Например, использование нормативного правового акта определенного типа для урегулирования правил дорожного движения. Ровно такая же ситуация и с регламентацией различных типов сделок, к примеру, купли-продажи;

    2. общественная роль, которую право выполняет в организации (упорядочении) отношений в социуме, которая определяется вектором и методом их правового регулирования3. В этом случае можно говорить об общем влиянии права на общество – здесь как непосредственно регулирование жизнедеятельности, так и формирование правосознания и правовой культуры.

    Таким образом, обобщая, отметим, что функция права являет собой объединение двух следующих моментов: 1) цели/роли права в социуме; 2) главных направлений его влияния на общественные отношения4. Именно такой подход позволяет нам объединить мнение большинства ученых, пытавшихся свести данный вопрос к какому-либо из приведенных выше компонентов. Однако существуют и другие, совершенно отличные от вышеназванных, точки зрения на данный вопрос, с которыми постараемся разобраться далее.

    Так, ряд ученых считают, что право по своей сути воздействует больше даже не на правовые отношения, но на волеизъявление, желание и в конечном итоге поведение людей5. Однако здесь скорее проявляется культурная или воспитательная функция права, возможно, то, о чем говорилось выше – формирование правосознания, а не весь функционал этого вида социальных норм в целом. В противовес такому мнению ставится тот факт, что функция «должна быть не назначением или сферой применения чего-либо, но самим его осуществлением»6, то есть гораздо важнее не то, какая роль стоит перед правом, но то, как оно ее выполняет на практике. В то же время необходимо сказать, что упорядоченность общественных отношений является лишь одним из вариантов воздействия на окружающую нас действительность, на объективную реальность.

    Были перечислены взгляды отечественных юристов и правоведов, и, как можно наблюдать, к единому мнению правовая школа нашего государства не приходит. Для более детального рассмотрения проблемы следует обратиться к работам зарубежных знатоков права.

    Очень многие англо-американские философы придерживаются мнения, что весь функционал права вообще сводится лишь к тому, чтобы обеспечивать “the common good” - общее благо7. Постараемся разобраться в этом понятии. Такое мнение, конечно же, чрезвычайно расплывчато и именно поэтому его трактовка делится на два типа. Если говорить об этом в положительном ключе, то функцией права является консолидация человеческих ресурсов, для того чтобы использовать их в определенном ключе, указать им верное направление8. Это также легко приводит к убеждению, что верной функцией права является заставить людей делать то, что они, собственно говоря, должны делать. В таком контексте, законы государства видятся как предписания относительно поведения. С другой стороны, есть и другой способ интерпретации понятия “the common good”. Негативный взгляд на него выражается в том, что функция права выражается в необходимости создания регулятора общественных отношений, так как без него царит “some unfortunate state of affairs” – прискорбное положение дел. Это говорит о том, что без права люди просто неспособны сосуществовать – в этом и выражается его назначение9.

    Интересно также мнение знаменитого французского философа Жан-Жака Руссо по этому вопросу. Он выделяет как главную и основополагающую функцию права то, что оно способно быть выражением «общей воли» народа, жителей страны. Разумеется, несмотря на то что воля является вроде бы и общей, как всегда найдутся несогласные с ней, и тем как раз-таки придется подчиниться10. В этом заключается сразу ряд функций права: от регулятивной до воспитательной. Тем самым Ж.-Ж. Руссо в едином понятии заключает роль и задачи права в принципе.

    Вопрос о сущности права – это один из главных, важных в учении о праве. Данному вопросу были посвящены множество научных статьей и монографий. Под сущностью права понимается внутренние, основные, устойчивые черты, признаки и свойства правовых явлений, единство которых определяют качественную специфику и закономерности развития права как самостоятельной субстанции. Постигнуть функции права, означает понять её правовые явления. Сущность права не может быть раскрыта одной категорией, её можно познать с помощью системы категорий. Свести понимание сущности и природы права к дефиниции или нескольким свойствам невозможно. Познание главного в сущности права – это достижение углубленной ступени познания права, его связей и проявлений. Право представляет с собой единство формы и содержания, сущности и явления. Одной из сторон сущности, воздействующей на общественные отношения, является функции права. Сущностью права является выраженная в нем государственная воля (в демократическом государстве воля народа, в тоталитарном государстве воля одной личности). Проблема социального назначения права привлекает внимание юристов, социологов, философов. Проблема социального назначения права в последние десятилетия стала постоянной для представителей юридической науки. Трудности исследования проблемы социального назначения права обусловлены тем, что категория «социальное назначение» ни в юридической, ни в философской науке достаточно не разработана. В юридической науке «социальное назначение права» используется в нескольких смыслах. Под социальным назначением права иногда понимают его идеологические, политические, экономические и другие задачи. В самом общем плане право имеет своим социальным назначением закрепление и стабилизацию важных, необходимых в обществе отношений, устранение негативных явлений из жизни общества, создание условий для благоприятного развития новых видов общественных отношений. Рассмотрение социального назначения права требует широкого социологического анализа многих правовых явлений за пределами правового регулирования, ибо здесь идет речь о предназначении права, о его задачах, итогах воздействия права на общественные отношения, об эффективности правовых предписаний, о тех изменениях, которые произошли благодаря использованию права как инструмента социального управления. Существуют три аспекта реализации социального назначения права:

    - способность права создавать новые виды отношений;

    - возможность направлять развитие общественных отношений;

    - возможность обеспечивать условия развития общественных отношений.

    Более углубленно и детально социальное назначение права выражено в его функциях.

    Условно можно сказать, что функция права собирательное. Функция права – это единство двух моментов:

    1. Социальное назначение права;

    2. Направление его воздействий на отношения.11

    Необходимо указать на некоторые элементы, характеризующие функцию права как определяемое социальным назначением основное направление его воздействия на общественные отношения:

    1. Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функции – это «свечение» сущности права в общественных отношениях.

    2. Функция права – это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления.

    3. Данная функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития.

    4. Функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Одним из важных признаков функции права является динамизм.

    5. Постоянство как необходимый признак функции права характеризует стабильность, непрерывность, длительность её действия. В целях более четкого уяснения понятия функции права следует провести различие между близкими по смыслу с ней юридическими категориями, такими как: «роль права», «задача права», «функционирование права». 12

    «Роль права» показывает на значение права в жизни общества на определенном этапе их развития.

    «Задача права» - это стоящие, перед правом проблемы, (социальные, политические, экономические) которую оно призвано решить.

    Необходимо проводить различие и между понятиями «функция права» и «функционирование права». С этимологической стороны, эти термины имеют тесную связь и многие допускают ошибки в понимании, в различии этих терминов. Термин «функционирование права» отражает действие права в обществе, в настоящем. Термин «функция права» - понятие собирательное в том плане, что отражает не только настоящее, но и будущее в праве.

    Функция праваэто определяемое его социальным назначением, основное направление воздействия права на общественные отношения, в котором выражены его сущность, роль, цель и задачи права.

    Для начала стоит понять, в чем заключается проблема правопонимания, почему она возникает. Нельзя сразу же не отметить, что право является сложным явлением, что в значительной мере затрудняет возможность точного его определения. Так, С.С. Алексеев отмечал что можно выделить как минимум три аспекта права: 1) определенная юридическая реальность (нормы, которые содержатся в том числе в законах, судебных и административных прецедентах и которые регулируют жизнь человека), 2) подсистема общества, обладающая некоторым сходством с другими системами и функционирующая по сходным принципам, 3) область реализации себя людьми как личностей, как тех, у кого есть разум (иными словами, особая сфера духовной культуры, одна из её основ)13. Помимо внутренней сложности права проблема правопонимания во многом усугубляется отсутствием в гуманитарных наук столь точного и объективного методологического аппарата, который присущ наукам естественным14. Данная особенность неумолимо приводит к многообразию в методологический вопросов, плодит множество подходов к правопониманию. Следует подчеркнуть, что отсутствие единства в правопонимании также связано с ценностями исследователей права15.

    Можно выделить широкое и «узконормативное» понимание права. Для «узконормативного» понимания характерно определение права как системы норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством. Типичным проявлением «узконормативного» понимания является юридический позитивизм16. Широкое понимание права основывается на признании «узконормативного» понимания неполным, не охватывающим всю сферу права. Помимо юридических норм сторонники широкого правопонимания обычно относят к праву регулируемые им отношения, а также правосознание.

    Теперь обратимся к определению типа правопонимания. Чтобы понять, чем является тип правопонимания необходимо обратиться к науковедению. Можно обнаружить поразительное сходство типа правопонимания с научной парадигмой (совокупностью научных теорий, обладающих общей методологией)17. Тогда, если рассматривать тип правопонимания как особую разновидность научной парадигмы, можно вывести следующее определение: тип правопонимания – это образ права, формируемый в соответствии с определенными теоретическими, методологическими и практическими (ценностными) установками. Можно выделить несколько основных типов правопонимания (существуют разные критерии для выделения типов: в частности некоторые исследователи выделяют философское правопонимание, теория естественного права, юридический позитивизм, социологический подход, интегративный подход).

    Обратимся к теории естественного права. Юснатурализм основывается на представлении об объективно существующем праве, к воплощению которого человечество должно стремится. Надо особенно подчеркнуть, что, проходя различные стадии развития, юснатурализм претерпевал важные изменения: если в античности естественное право было связано с космическим миропорядком, а в средневековье благодаря Фоме Аквинскому оно обретает божественное происхождение, то в Новое время естественному праву придается светский характер (оно начинает основываться на неотъемлемости прав человека и равенстве людей)18. Естественное право обычно противопоставляется праву позитивному.

    Главной особенностью юридического позитивизма считается отождествление права с законами, рассматривание права как исключительно воплощение вол суверена (это в свою очередь может привести к оправданию тоталитарных режимов).

    Существует два основных принципа современного течения юридического позитивизма:

    1. Предметом позитивного знания является только и только то, что непосредственно находится в сфере нашего опыта, т. е. непосредственно действительная норма права, независимо от того, как оно (позитивное знание) в эту сферу попало. Юрист-позитивист действует с фактически действующим правом, которое для него действительно

    2. Любые поиски лучшей альтернативы действующему, действительному праву являются, с точки зрения юридического позитивизма, ненаучными, т. е. подвергаются критике и отвергаются все естественно-правовые теории.

    В настоящее время нет единой классификации течений юридического позитивизма. Советский и российский правовед Г.В. Мальцев предлагает следующую классификацию современных течений юридического позитивизма:

    - государственно-институциональный;

    - социологический;

    - антропологический.

    Эти течения, по Г.В. Мальцеву, выделяются на основе трех различных сфер правовой действительности, на которые соответственно ориентировано право: на государство, общество, или человека19.

    С начала времен человечеством для своей жизнедеятельности устанавливались правила проживания, которые позволяли произвести разграничение запрещенных и дозволенных деяний. Человечество с давних времен во всех книгах употребляет такие слова, как правило, закон, указ, распоряжение, установка и многое другое. Все вышеперечисленные словосочетания говорят об одном, что в любой религии, нации и стране существуют определенные меры, координирующие жизнедеятельность человека. Все законы мира построены на нескольких главных принципах, таких как равенство и справедливость.

    Понятие закон употребляется и трактуется абсолютно по-разному, в зависимости от того в какой науке и каком контексте его рассматривать. Законы бывают в математике, физике, химии, медицине, юриспруденции, психологии, обществознании, философии, теологии и многих других. С каждым днем в мире открываются все больше законов. Но чаще всего закон рассматривается в контексте юриспруденции20.

    После возникновения законов, как источников права, произошло возникновение юридического позитивизма. Данное возникновение соотносят к началу XIX в., это было связано с тем, что в данный период страны на территории Западной Европы приняли утверждение о промышленном капитализме. Ключевая роль при этом принадлежала национальному рынку. Благодаря этому произошло образование ранней концепции юридического позитивизма. Они содержали в себе основополагающие идеи, о том, что верховенство закона, является источником права, а правовые нормы отождествляются с государственной властью21.

    Иной тип правопонимания, философское правопонимание, напротив, разделяет право и закон. Этот подход отделяет право от закона и провозглашает стремление найти сущность права, при помощи которой можно было бы определять, является ли закон правовым. Например, к философскому правопониманию можно отнести либертарную теорию права В. С. Нерсесянца.

    Идея интегративного подхода основывается на признании крайне сложного и вариативного характера права представлении о возможности совмещения различных типов правопонимания.

    Социологическое направление в теории права и государства будет раскрыто в рамках следующего параграфа настоящей работы.


      1. Общие положения социологического направления в теории государства и права

    Социологическое направление в теории права и государства резко противопоставляется юридическому позитивизму. Это связано с тем, что согласно социологическому подходу право принципиально отлично от закона: под правом в социологическом подходе признаются прежде всего реально существующие правоотношения, формирующийся в действительности правопорядок, судебная и административная практика22. Напротив, закон зачастую может противоречить праву. Об этом писал один из основоположников социологического направления Ойген Эрлих, выделяя живое и мертвое право. Правовед противопоставлял существующее в постоянном развитии живое право, создающееся естественным образом в ходе взаимодействия и объединения людей, праву мертвому, которое зачастую не отражает реально существующие в обществе отношения23. Таким образом, социологическому направлению в теории права и государства свойственно воспринимать право не как совокупность властных велений государства, а как явление жизни общества, обладающее определенной независимостью от органов государственной власти. В зависимости от конкретных исследователей социологическое направление в теории права и государства может приобретать те или иные особенности. Рассмотрим взгляды наиболее известных сторонников социологического подхода к правопониманию чуть пристальней.

    В основе учения Иеринга, стремившегося отойти от формальности в пользу изучения социологических оснований права, лежит представление о всеобщем интересе как о фундаменте, на котором зиждется право24. Знаменитый правовед был уверен, что члены современного ему общества обладали единым для них интересом. Однако Иеринг отмечал, что так было не всегда. Изначально право развивалось в процессе различных столкновений между сословиями и другими социальными группами. Но потом, после окончательного утверждения представления о равенстве людей в их правах и свободах, подобные столкновения прекращаются, поскольку объективное право (правопорядок, создаваемый государством) начинает включать в себя субъективные права личности: вследствие этого необходимость создавать новые принципы отпадает, напротив, возникает потребность поддерживать уже существующий правопорядок25.По Иерингу объективное и субъективное право тесно взаимосвязаны. Иными словами, нарушение субъективных прав личности фактически является своеобразным вызовом для права в целом. В концепции Иеринга государство рассматривалось как крайне важный институт, которому поручалось защищать коллективный интерес людей, нашедший воплощение в праве, от амбиций отдельных членов общества. При этом государство должно быть ограничено правом, само подчиняться ему, поскольку это способствует государственному развитию.

    С самого начала следует подчеркнуть, что на Роско Паунда огромное влияние оказала философия прагматизма, согласно которой первостепенную роль играют полученные практические результаты. Во многом именно обращение к этой философии, применение её к праву обусловило стремление Паунда исследовать не столько законы и принципы права, записанные в многочисленных книгах, сколько право в динамике, в применении. Также важной идеей Паунда можно считать определение им права как одной из разновидностей социального контроля. Вследствие подобного отношения к праву Паунд считал необходимой конвергенцию в сфере социальных наук: изучение права вкупе с другими областями социального знания жизненно необходимо, поскольку право как вид социального контроля активно контактирует с иными социальными нормами, такими как нормы морали или религии.

    Подобные взгляды Паунда находят отражение и в его видении истории право. Он подчеркивает изначальное единство всех разновидностей социального контроля (если описывать это в терминологии теории права и государства, то подобное единство можно охарактеризовать как мононорму), которые затем по мере развития общества отделились друг от друга. Затем, в Новое время, в связи с резким экономическим развитием произошло усиление государства, что привело к укреплению позиций права, возрастании его роли как особой формы социального контроля26.

    Стоит обратить особое внимание на определение права, выведенное Паундом. Американский правовед считал, что право является формой социального контроля, которая объединяет в себе следующие три особенности: 1) наличие гарантированного силой государственного принуждения порядка, 2) определенные нормативно-правовые акты, 3) процесс претворения права в жизнь (он может быть как административный, так и судебный).

    Паунд, руководствуясь философией прагматизма, стремился не столько показать сущность права, сколько объединить, синтезировать различные представления о праве, которых придерживались юристы-практики. Это он хотел сделать обратившись к категории цели. Роско Паунд считал, что целью права является разрешение конфликтов между людьми, предупреждение всевозможных противоречий.

    Стоит отметить, что при подобной ориентации права на разрешение социальных противоречий, вмешательство государства должно быть минимальным. Паунд выступал за передачу судьям больших полномочий в сфере дел, так или иначе связанных с моральными оценками (но при этом он выступал категорически против самоуправства судей в делах, в которых затрагиваются вопросы частной собственности).

    Одним из первых сторонников социологического направления в теории права и государства можно назвать Сергея Андреевича Муромцева. Он подверг критике всю российскую юридическую науку своего времени: Муромцев считал, что она носит излишне умозрительный характер и занимается по существу кодификацией уже существующего законодательства27. Вместо этого Муромцев призывал правоведов направить свои усилия на поиск объективно существующих закономерностей развития права, использовав существовавший на то время арсенал всевозможных научных методов, предлагаемых социологией. Важно подчеркнуть, что изучение юриспруденции виделось Муромцеву без отрыва от других социальных наук: знаменитый российский правовед считал, что право представляет собой организованные юридические отношения , находящиеся в тесной связи с другими социальными отношениями.

    Ещё одним сторонником социологического направления в теории государства и права в России являлся Николай Михайлович Коркунов. Он выделял в качестве основополагающего начала права психологический элемент (в частности, именно вследствие психологии человека правами наделяются исключительно люди, а не бездушные (неодушевленные) предметы). Коркунов, хотя и придерживался мнения, что нормы права являются изначально плодом человеческой психологии, не отказывал праву в объективности: объективное право создается в результате взаимодействия индивидов, обладающих субъективным психологическим восприятием права. Исследователь был уверен, что право может существовать только в обществе и считал, что главной целью права является сглаживание различных социальных противоречий, коренящихся в конфликте интересов индивидов.

    Подобно указанным выше российским исследователям Михаил Михайлович Ковалевский не считает возможным исследование права в отрыве от окружающего права контекста, от общества, но при этом Ковалевский выдвигает собственное видение того, на чем базируется право. По его мнению, оно основывается на «общественной солидарности интересов», которая заключается в осознании членами общества единства своих целей и устремлений (фактически, именно в достижении общественной общности интересов и заключается функция права, причём право предшествует государству и во многом способствует его возникновению). Именно с механизмом достижения обществом единства интересов Ковалевский и связывает развитие права и государства. После того, как общество достигнет более высокого уровня солидарности интересов, происходит расширение основ этого общества, что в свою очередь ведёт к расширению основ права. Необходимо подчеркнуть, что развитие права, по мнению Ковалевского, неотделимо от таких психологических механизмов как «открытие» и» подражание»: после того, как основы общества будут расширены, наиболее отверженные и талантливые индивиды «откроют» обществу новые паттерны поведения, которые впоследствии в силу подражательной способности людей станут всеобщими законами.

    Правовой реализм, обладая некоторым сходством с социологической юриспруденцией Роско Паунда (обращение внимания не только на нормативно-правовые акты, но и на правоприменительную практику), фундаментально отличается от неё: если Роско Паунд не принижал значение нормативно-правовые акты, рассматривал из наравне с практикой и ввёл их в своё определение права, то правовые реалисты в принципе считали, что центральное место в системе права играет административная и судебная практика28. Фактически правовые реалисты отказались от выработки каких-либо абстрактных правовых принципов в пользу определения права как совокупности всевозможных решений органов власти по конкретным вопросам.В результате подобных позиций правовые реалисты стремились разрешить прежде всего различные прикладные проблемы. Важной особенностью деятельности правовых реалистов можно назвать обращение к психологии при изучении процесса вынесения судьёй решения по делу.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта