Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретический вопрос Основы буддийского учения о государстве и праве

  • Ситуационное задание: Фашизм в разных странах 20 веке. Сравните государственные правовые теории итальянского фашизма и германского нацизма

  • Список литературы

  • Содержание Теоретический вопрос Ситуационное задание Список литературы Теоретический вопрос Основы буддийского учения о государстве и праве


    Скачать 30.77 Kb.
    НазваниеСодержание Теоретический вопрос Ситуационное задание Список литературы Теоретический вопрос Основы буддийского учения о государстве и праве
    Дата26.03.2023
    Размер30.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDOC-20230301-WA0007.docx
    ТипДокументы
    #1015827

    Содержание

    Теоретический вопрос.............................................................................................2

    Ситуационное задание............................................................................................4

    Список литературы................................................................................................13

    Теоретический вопрос

    Основы буддийского учения о государстве и праве

    Во второй половине I тыс. до н. э. благодаря деятельности Сиддхартхи Гаутамы (Будды) (563-483 гг. до н. э.) в Индии распространяется буддизм. Основа буддийского учения содержится в сборнике “Типитака” (“Три корзины”). Распространившись в I тыс. н. э. за пределы Индии, буддизм нашел себе множество приверженцев в Китае, Тибете, Монголии, Корее, Японии, Юго-Восточной Азии. Его относят к числу мировых религий.

    С самого своего возникновения это религиозно-этическое учение концентрировало внимание на отдельной личности, видя свою задачу в прекращении человеческих страданий, вызванных необходимостью следовать бесконечной последовательности перерождений. Необходимо стремиться к отрешению от всех забот жизни, к достижению состояния полной безмятежности и безразличия — нирваны.

    Вместе с тем, буддизм — глубоко рационалистическое учение, отвергающее ведические суеверия и верховенство касты кшатриев. Возникновение кастового строя в социальной философии буддистов связывается с появлением частной собственности и связанных с ней четырех зол: кражи, осуждения, лжи, насилия. Буддийская мифология повествует о счастливой жизни первых людей, живших в согласии и мире. Однажды нашелся человек, который присвоил себе чужой земельный надел и стал его обрабатывать. Несмотря на общественное порицание (осуждение) и обещание возвратить землю хозяину, он этого не сделал, за что был убит. Для дальнейшего предотвращения четырех зол люди избрали себе правителей и положили начало кастам, которые являются чисто человеческим изобретением. В действительности между членами различных варн и каст нет отличий, все они в равной степени способны к духовному самосовершенствованию. Кроме кастовой системы, конфликты за землю явились причиной создания политической власти, государства.

    Буддисты не ставили задачу социального переустройства мира; подлинное равенство они видели прежде всего в сфере духовного. Буддизм призывал отрешиться от земных интересов и низменных страстей. Его идеал — монашеская жизнь. “Восьмеричный путь спасения” буддистов включает в себя воздержание от лжи, грубых слов, фривольностей, честный заработок, борьбу с соблазнами, не причинение зла живому.

    В целом буддизм можно определить, как неполитическое учение, уклоняющееся от активной общественной жизни. Однако постулат о всеобщем духовном равенстве вел к отрицанию приверженцами буддизма полновластия царей. Идеалом правителя в этом учении выступает праведный монарх, тем самым обладающий правом на политическое верховенство над всем миром — царь, “четыре края земли подчинивший”. В основу его законов должны быть положены буддийские принципы умеренной и праведной жизни. Будда отвергал любое насилие, в том числе наказания, предусмотренные государственной властью: “Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти — поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству”.


    Ситуационное задание: Фашизм в разных странах 20 веке. Сравните государственные правовые теории итальянского фашизма и германского нацизма

    Сходство между итальянским фашизмом и германским национал-социализмом заключалось в том, что обе идеологии носили тоталитарный характер и предполагали полный контроль государства над всеми сферами жизни людей. Общим для двух идеологий был также культ вождя; в Италии — дуче, в Германии — фюрера.

    Различие:

    Итальянский фашизм и германский национал-социализм разделяло многое, например, само представление о роли государства. Нацистский лозунг «Партия управляет государством» никогда не являлся актуальным в Италии, где партия играла подчинённую роль. Кроме того, итальянский фашизм не носил ярко выраженного террористического характера, в то время как нацизм создал нечто совершенно беспрецедентное; нацистскими преступниками была спроектирована и выстроена бюрократизированная система уничтожения людей по расовому признаку — такою в человеческой истории еще не было.

    Главной и определяющей чертой, отличающей идеологические устремления итальянских фашистов, было возрождение блеска и величия древнего государства. Римской империи. В то же время в основе политической программы немецких национал-социалистов была идея завоевания жизненного пространства для немцев-арийцев. Это рассматривалось как первый шаг к установлению мирового господства избранной расы.

    Разграничение понятий итальянского фашизма и немецкого национал-социализма стало систематическим в исторической и политической науке лишь в 1960-е гг. Чем более детальному исследованию подвергали фашизм и национал-социализм, тем больше обнаруживалось отличий. Некоторые исследователи ставили под вопрос само понятие фашизма.
    И итальянский фашизм, и немецкий национал-социализм являются формами такого феномена в рамках политических движений и идеологий как фашизм. Под фашизмом в современной науке понимают всю совокупность крайне правых политических движений и идеологий и соответствующую им форму тоталитарного (диктаторского правления). Термин в одинаковой мере применяется и к современным политическим движениям. Характерными признаками фашизма являются воинствующий национализм, антилиберализм, шовинизм, расизм, этатизм, вера в господство элит и геноцид (в том числе собственного народа). Идеология фашизма основывается на идее расового (национального) превосходства и сплачивает гражданское население вокруг целей национального возрождения.

    Фашизм как политическое движение в разных странах был вызван рядом причин, среди которых:

    → разрушение традиционного уклада жизни и форм общественных отношений, вызванные изменяющейся геополитической обстановкой (Первая Мировая война);

    → экономический кризис 1920-х гг.;

    → маргинализация большей части населения, разрушение социальной структуры общества, революционные настроения и поиск внешнего врага.

    Как видно, все указанные причины хорошо поддаются объяснению в рамках идеи национального возрождения и единства, которая призвана сплотить народ перед лицом выпавших на его долю трудностей. Именно такие ценности пропагандировал фашизм. Другое дело, что достижение этих ценностей требовало жертвы всего того, что не вписывалось в рамки националистической идеи, и часто туда не вписывались целые народы.

    Фашизм как явление наблюдался во многих европейских странах, однако, самые тяжелые последствия он повлек за собой в Италии и Германии. Вероятно, именно эти страны в наибольшей степени пострадали от фашизма, потому что именно в них последствия экономического и социально кризиса 1920-х гг. проявились с особой силой.

    Если рассматривать итальянский фашизм и немецкий нацизм в рамках методологии, то необходимо отметить, что первый, в отличие от второго никогда не являлся стройной идеологией. В итальянской доктрине (если ее можно назвать таким образом) сосуществовала масса разных, иногда противоречащих друг другу идей, силлогизмов, пафосных лозунгов и пропагандистских концепций. Именно поэтому диктаторский по сути итальянский фашизм никогда не был в полном смысле тоталитарным режимом, поскольку не был подчинен единой идеологической цели и не имел методологически обоснованных средств к ее достижению. Его концепция составлялась на ходу, отвечая сиюминутным политическим и экономическим целям.

    Совсем другое дело немецкий фашизм, безусловно отягченный идеологической риторикой и шитой белыми нитками пропагандой, во все времена своего существования сохранивший теоретическую основательность и методологическую выдержанность. Если, например, в отношении Церкви Муссолини проводил совершенно разную политику, как об этом будет сказано далее, то национал-социализм всегда был подчеркнуто антиклерикален. Если Германия обращалась в будущее, то фашистская Италия сохраняла традиции, что и объясняет разный уровень рассматриваемых феноменов.

    Многие историки, философы и политологи задавались вопросом о конкретных сходствах и различиях немецкого национал-социализма и итальянского фашизма. Так русский мыслитель Н. А. Бердяев пишет о том, что между этими двумя формам фашизма существует разница в стиле и символике. Итальянский фашизм по Бердяеву имеет в своем основании миф о государстве как о высшей ценности и верховном существе, продолжая таким образом традицию Древнего Рима и вписывая себя в классический стиль. По мнению философа итальянская идеология намного менее тиранична по отношению к личности, чем национал-социализм в Германии, поскольку не выдвигает на первый план превосходство расы. По сути итальянский фашизм это такая своеобразная языческая религия, тогда как немецкая ее форма во главу угла ставит расовое превосходство, а государство отправляет к нему на службу. Сверхценная идея немецкой идеологии − создание чистой и сильной расы, для которой все средства хороши. Государство обязано обеспечить эти средства.

    Фашизм – тоталитарная идеология, исторически первым местом ее возникновения была именно Италия (1922 г.), здесь же он просуществовал и дольше всего. В Германии фашизм как государственный строй и господствующая идеология сложился к 1933 г. с приходом к власти Гитлера.

    Коренное отличие немецкого и итальянского фашизма кроется, как было сказано только, что, в представлениях о роли государства. В Германии основным лозунгом был: «Партия управляет государством». В Италии партия играла второстепенную роль и была подчинена государству. Помимо этого, в Италии идеология уничтожения (геноцида против собственного народа, за чистоту расы) никогда не выходила на тот уровень, которого она достигла в Германии. Именно немцы создали целую систему уничтожения людей по расовому признаку, не имеющую аналогов в истории.

    Для нацизма первичным была даже не нация, а раса. Отсюда и отличия двух режимов: итальянский просуществовал гораздо дольше и был несравненно мягче, потому что преследовал только тех, кто был врагом существующего порядка (хотя, конечно, всегда были и невинные жертвы). Нацистский режим своей идеологией обрекал себя и на агрессивную внешнюю политику, и на уничтожение огромных массивов людей не за какие-то преступления против режима, а из-за положений своей расистской доктрины.

    Итальянский фашизм в начальном виде не был ни расистским, ни антисемитским, он ориентировался не на лиц итальянской национальности, а на граждан Италии, поэтому те же хорваты и другие славянские народы отнюдь не подвергались массовому уничтожению, просто их пытались сделать итальянцами.

    Основным стремлением итальянских фашистов было возрождение блеска и величия Римской империи, наследниками которой они себя считали. Немцы же, используя римскую символику (орлов, приветствие в виде поднятой руки, красный цвет), ограничились лишь внешней стороной дела. Они в большей степени были заняты поиском нового идеологического и географического пространства для новой формируемой арийской расы, призванной установить свое мировое господство.

    Эти имперские чаяния итальянцев проявились уже в самом названии их движения. Этимологически «фашизм» происходит от итальянского «fascio» (лиги), а также от латинского «фасция» (пучок). В Древнем Риме фасциями назывались пучки прутьев с воткнутым в них топориком. Право ношения фасций закреплялось за ликторами (телохранителями). Муссолини, ведомый идеей восстановления Римской империи, после Первой мировой войны избрал фасции символом своей партии, откуда и появилось ее название − фашистская.

    Немецко-русский социал-демократ Александр Шифрин писал в 1931 г.: «в Италии существует самый современный фашизм внутри слаборазвитого капитализма, в Германии же напротив, отсталый фашизм в сложном и высокоразвитом капиталистическом пространстве». Шифрин полагал, что попытка национал-социалистов реализовать их утопические социальные и хозяйственные проекты не выдержит жесткого отпора со стороны немецких капиталистов. Гитлер не понимает законов современного высокоиндустриализированного общества. Отсюда его ненависть к «сокрушительной мощи» крупного капитала. Как считал Шифрин, большинству немецких капиталистов было ясно, что национал-социалистическое мировоззрение идет вразрез с важнейшими хозяйственными принципами тогдашнего немецкого общества.

    На первом этапе существования итальянского фашизма его прочно отождествляли с ленинизмом и большевизмом, чего никогда не было с национал-социализмом, который практически с самого своего начала стал в оппозицию к коммунизму. Известный немецкий социолог Р. Михельс так отзывался о фашизме в Италии: «Как римская волчица вскормила близнецов Ромула и Рема, так и наступившее после войны всеобщее недовольство вскормило двух близнецов − большевизм и фашизм». В русской эмигрантской газете «Воля России» из номера в номер публиковали снимки и материалы, которые показывали преемственность двух Великих Октябрей (революции 1917 г. и марша на Рим Муссолини в 1922 г.). Аналогий, действительно, было много.

    Безусловно, большевистские воззрения Муссолини не имели под собой никаких теоретических или философских оснований. Дуче никогда не предпринимал каких-либо экономических исследований и никогда не изучал отличия диалектики Гегеля от метода Маркса. Однако, практически, на уровне общих смыслов основные черты коммунистической доктрины были им усвоены, особенно в части классовой борьбы, конечной цели и интернационализма. Муссолини понимал и принимал классовую борьбу как фундаментальную действительность эпохи и осознавал ее универсальный характер, поскольку она является определяющей для всех других видов борьбы. По сути итальянский фашизм − это замена классового сознания национальным. То есть таким образом убирался элемент классовой борьбы пролетариата против всех остальных, и создавалась база для сплочения, для единения нации.

    В отличие от Муссолини немецкие национал-социалисты никогда не принимали сегрегационных законов и не вели дискуссий относительно черной и белой расы, но говорили лишь о расе идеальной, арийской, которая определялась совершенно не по цвету кожи.

    Антисемитизм, в свою очередь, явление целиком немецкое, являющееся краеугольным камнем национал-социалистической идеологии. С 1933 г. в Германии начинается преследование евреев на законодательном уровне, которое продолжилось их массовым истреблением в 1939-1945 гг., получившим в истории название Холокоста.

    В фашистской Италии идеологические, а тем более законодательные преследования евреев не наблюдались. Лишь в поздние годы имели место случаи притеснения евреев. Но они не носили массового характера и были вызваны лишь желанием Муссолини угодить Гитлеру.

    Несмотря на некоторую близость идеологий в части национального вопроса, нацисты и фашисты не считали себя единомышленниками: немцы никогда не называли себя фашистами, итальянцы не были нацистами. Так, Гитлер постоянно подчеркивал, что антисемитизм является фундаментом его политического проекта, ибо в евреях он видел основных виновников бед немецкой нации; в фашистской Италии государственного антисемитизма практически не было. В частности, Муссолини отклонил биологический расизм, по крайней мере, в нацистском виде, а вместо этого выделил усиленное «италианизирование» частей Итальянской империи, которую он хотел построить. Он заявлял, что идеи евгеники и, в расовом отношении понятие «арийской нации», не могут быть возможны.

    Для фашизма характерен корпоративный подход в решении национального вопроса, когда путем взаимодействия наций и классов достигается конечная цель абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путем подчинения одной высшей расе всех других рас и обеспечения ее господства над остальными.

    Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений. Муссолини: Фашизм − концепция историческая, в который человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации. А. Гитлер: Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача − поработить иные народы.

    Э. Нольте отмечает, что в итальянском фашизме практика первична, тогда как в немецком она является завершающим результатом и там первична идеология. [7] Проще говоря все свершения Муссолини были продиктованы какими-то практическими действиями (например, сначала оккупация Эфиопии, потом сегрегационная политика, сначала поход на Рим, потом закрепление доктрины фашистов на государственном уровне). Не так с Гитлером, у него идеологическая составляющая превалирует (сначала разработка идей расового превосходства, потом создание лагерной системы отделения неугодных, сначала «Майн кампф», потом создание национал-социалистической партии).

    Итальянский фашизм зарождался как атеистическое и антиклерикальное движение, но затем пошел на компромисс с католической церковью. Латеранский договор 1929 дал церкви большие полномочия и укрепил ее влияние в стране. Помимо значительных государственных дотаций она приобрела далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни. С 1929 г. оскорбление Папы Римского стало уголовно наказуемым преступлением.

    Муссолини хотел, чтобы его считали христианином, он понимал, что союз с церковью обеспечить ему поддержку масс как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того, откровенное язычество и кондотьерство могло отвратить от фашистской партии интеллигенцию. Еретические и языческие сочинения Муссолини, которые он так любил в юности, перестали печататься, средства массовой информации напротив стали подчеркивать набожность итальянского лидера, публиковались фотографии, представлявшие его благочестивым и набожным человеком.

    С 1923 г. Муссолини делает все возможное, чтобы вернуть себе благосклонность церкви, он поддерживает папский престол в Палестине в идеологической борьбе против православных и англикан, вмешивается во внутренние дела Албании, помогая местной православной церкви перейти под покровительство Ватикана. Он запрещает в стране масонство, освобождает священников от налогов, ссужает средствами (через общественные фонды) католические банки, спасая их таким образом от банкротства. В целом, хотя Ватикан и осуждал фашизм за применение насилия и знал, что часть ответственности за это лежит непосредственно на Муссолини, все же союз с ним оставался для католической церкви наиболее приемлемой из всех возможных альтернатив.

    В Германии национал-социалисты укрепляли связи с протестантской конфессией и стремились ограничить влияние католической церкви. Однако, говорить о прочном союзе государства и церкви в Германии, в том виде в каком он сложился в фашистской Италии, не приходится. Религиозный компонент не играл никакой роли в идеологии национал-социалистов. Фактически можно говорить о новоязыческом компоненте, который продвигался усилиями идеолога нацизма А. Розенберга.

    Список литературы

    1. Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. 406 с.

    2. Введение в российское право. Учебник / Курбанов Р. А. М: Проспект, 2019. 472 с.

    3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. 14-е изд., стер. М: Дашков и К, 2021. 607 с.

    4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. М: Омега-Л, 2017. 608 с.

    5. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие для колледжей. 4-е изд., стер. М: Дашков и К, 2020. 238 с.

    6. Терениченко А. А., Горохова С. С., Тедеев А. А. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть. М: Юрайт, 2016. 338 с.

    7. Ущаповская М. О., Никодимов И. Ю. Теория государства и права. Сборник тестов. М: Дашков и Ко, 2019. 104 с.

    8. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М: Омега-Л, 2019. 324 с.

    9. Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. 520 с.


    написать администратору сайта