Главная страница

лекция 1 История медицины. Сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение болезней и лечение больного


Скачать 23.31 Kb.
НазваниеСохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение болезней и лечение больного
Дата03.04.2023
Размер23.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлалекция 1 История медицины.docx
ТипДокументы
#1034919

Медицина - одна из древнейших и гуманнейших профессий человека.

Медицина (лат. medicina) - представляет собой уникальную систему научных знаний и практической деятельности, целью которой является сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение болезней и лечение больного.

История медицины как область науки и как предмет преподавания играет важную роль в подготовке будущего врача, повышает уровень его профессиональной и общественной культуры. Она изучает историю врачевания всех народов мира, начиная с доисторических времен до наших дней.

История медицины показывает, как в ходе трудовой деятельности человека возникли методы распознавания болезней и сохранения здоровья, а также практические умения и навыки лечения. Медицинская наука и медицинская практика развиваются исторически в неразрывной связи и взаимодействии.

История медицины - процесс непрерывного и прогрессивного развития знаний о строении и функциях человеческого организма, болезнях человека и практических навыков по их обнаружению, предупреждению и лечению. Этот процесс продолжается и в наше время.

Находясь в зависимости от уровня культуры, медицина в течение тысячелетий развивалась преимущественнов так называемых очагах цивилизации.

Египет

Медицина древних египтян восходит к периоду Древнего царства (III тысячелетие до н.э.), когда появились первые медицинские сочинения, записанные в “Книге мертвых”. “Книга мертвых” - это сборник гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь душе умершего преодолеть опасности странствия в потустороннем мире.

В папирусах описаны болезни сердечно-сосудистой и дыхательной систем, глаз, носа, ушей, кожи, гельминтоз и заболевания органов пищеварения. По-видимому, египтянам был известен также рак желудка и конечностей.

Вообще в Древнем Египте медицина достигла высокой степени специализации, так что греческие авторы (например, Геродот) утверждали, что у египтян существовали врачи для каждой части тела: офтальмологи, терапевты, хирурги, дантисты.

Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия стоматолога.

Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты.

Египтяне излечивали раны накладыванием на них свежего куска мяса здорового животного. При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки (такие шины обнаружены на египетских мумиях), или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.

Гонорара врачи не должны были ожидать, а жили, как все жрецы в храме, за счет жертвоприношений, делаемых выздоровевшими.

Анатомия у египтян достигла известного развития в связи с обычаем бальзамирования трупов, связанным с верой в учение о переселении душ.

Египетским врачам были известны сердце, почки, кишечник, мышцы. Однако уровень анатомических знаний в целом был невысок.

Сердце считалось важнейшим органом, вес которого ежегодно возрастал, а после 50 лет уменьшался в той же пропорции, что приводило к смерти.

Им были известны двигательные параличи конечностей при ранениях головы.

В области физиологии и патологии древние египтяне придавали огромное значение 4 первоэлементам (огонь, воздух, земля, вода) и их эквивалентам в организме человека - гуморам, создав таким образом зачатки гуморальной теории, которые в дальнейшем были развиты Гиппократом в стройную теорию гуморальной патологии. Большое значение придавали египтяне пневме, считая, что все болезни возникают от порчи крови и пневмы (дух, душа, невидимая субстанция, находящаяся в воздухе и в космосе). По мнению египтян, вдыхаемый воздух был “живым”, а выдыхаемый

  • “мертвым”.

Согласно представлениям египтян здоровье сохраняется до тех пор, пока свойства гуморов и пневмы нормальны, а изменение их вызывает болезнь. И потому врачи для удаления испорченных соков предлагали в целях лечения кровопускание, рвотные, мочегонные, слабительные и потогонные средства.

Для египетской медицины характерно внимание к гигиеническим процедурам, которые способствовали сохранению здоровья. Жрецы разработали различные предписания для профилактики болезней: содержание платья и тела в чистоте, ванны и гимнастические упражнения, необходимость следить за чистотой воздуха, воздержанность в отношении пищи, употребление в пищу мяса здоровых животных.

Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили недоброкачественную пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов.

Сверхъестественные причины болезней, по представлениям египтян, состояли в проникновении в организм злых духов умерших.

Египет - родина косметологии. В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос.

Значительного развития достигли в Древнем Египте хирургия и гинекология, причем помимо малых хирургических операций врачи отваживались на трепанацию.

Лекарственная терапия в Древнем Египте получила значительное развитие. Так, для лечения глазных и кожных заболеваний пользовались соком растения очанки - Anagallis (корхорус), который обладал кроме противовоспалительного и противоаллергического также антитоксическим действием и помогал при укусе змей. В рецепты египетских папирусов входили ягоды можжевельника (Juniperus) и винограда, корни аира (Acorus calamus), мастика (Pistacia lentiscus) и мирра (Commiphora myrrha). Египтянам были известны также ядовитые свойства стрихнина.

Согласно мнению специалистов, древним египетским врачевателям уже тысячи лет назад была известна треть всех природных средств, используемых в современной медицине. Например, при куриной слепоте они предлагали больным употреблять богатую витамином А бычью печень и мед.

Индия

Медицина Древней Индии зародилась в глубокой древности, около III тысячелетия до н.э.

Аюрведа” (дословно - знание жизни и долголетия). По преданию, богами- хранителями здоровья людей, даровавшими им целебные лекарства, являлись небесные близнецы Асвины, к которым обращались с мольбами об исцелении. Им приписывалось создание чудесного напитка Сома.

На самом деле напиток Сома готовили жрецы-брахманы из гималайских растений

Второй редакцией “Аюрведы” является труд врача Чараки (букв. - странствующего), который собрал все наследие Атреи и изложил его в виде диалогов между учителем Атреей и его учениками.

Третья редакция “Аюрведы” принадлежит знаменитому индийскому хирургу Сушруте.

Чарака больше внимания уделял внутренним болезням, способу обучения медицины и вопросам медицинской этики, тогда как труд Сушруты по преимуществу посвящен вопросам хирургии.

Если в предыдующий ведантический период обязанности врачей-заклинателей исполняли брахманы, то впоследствии эта функция перешла к высшей врачебной касте Вайдья и сословию медицинских слуг - Вайшья

Медицинским преподаванием занимались особые наставники из высшего врачебного сословия (вайдья).

От врача требовалось основательное знакомство с вопросами как теоретической, так и практической медицины. Индусы говорили: “Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение. Врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним крылом”. Врачам предписывались

справедливость к коллегам, даже врагам, гуманное обращение с больными и святость врачебной тайны.

Не должно чувствовать страха перед врачом.

Запрещалось требовать вознаграждения от бедняков, нищих, брахманов и друзей врача. Охотников и преступников, а также одержимых неизлечимыми недугами запрещалось лечить. Особенно строго преследовалось неправильное лечение.

Анатомия в Древней Индии получила большее развитие, чем в Египте и Китае. Вскрытие трупов не преследовалось законом и религиозными запретами,

Физиология Сушруты включает понятие о пищеварении, выделении и пр. Большое внимание уделялось 5 основным космическим первоэлементам, каковыми считались земля, вода, огонь, воздух и эфир.

Возрасты, по Сушруте, делились на 3 группы: детский - до 16 лет, средний - от 16 до 70 и старческий - выше 70 лет.

Основной причиной болезней Сушрута считал изменение и порчу слизи, желчи и пневмы, которые под воздействием таких этиологических факторов как обильная пища, чрезмерный труд, гнев, печаль, продолжительный сон и прочее, подвергались порче и затем переходили в другие органы, вызывая их расстройство и появление наряду с функциональными и анатомических изменений.

Болезни, согласно классификации Сушруты, делились на:

  1. наследственные (туберкулез, проказа, эпилепсия);

  2. болезни зародыша (врожденные уродства);

  3. болезни от порчи соков (болезни желудка, кишок и душевные расстройства);

  4. болезни случайные (отравления, ранения, хирургические болезни);

  5. болезни, вызванные атмосферными факторами (жара, холод, ветры);

  6. болезни темперамента (аллергии);

  7. болезни, ниспосланные демонами (венерические заболевания).

Диагностика Сушруты основывалась на исследовании больного с помощью органов чувств, причем обращалось внимание на температуру тела, цвет кожи, язык, голос, дыхательные шумы, а также вид мочи и испражнений.

Терапия индусов исходила из положения об излечимости и неизлечимости болезней. Восемь наиболее тяжелых болезней, таких как столбняк, паралич, проказа, гонорея, геморрой, водянка, желчнокаменная болезнь и диабет считались трудно излечимыми или даже неизлечимыми.

Целью лечения было восстановление нарушенного равновесия между основными первоэлементами, дисгармония которых приводит к болезни. Для достижения гармонии между первоэлементами и регулирования жизненной силы Сушрута рекомендовал лечение диетой, лекарственными веществами, служащими для удаления испорченных соков, такими как рвотные, слабительные, потогонные средства, а также мероприятиями хирургического характера,

Методом лечения, который применялся в Индии, был также и массаж.

Особое место занимала в Аюрведе Сушруты хирургия

Хирургический арсенал индусов был весьма богат. Так, Сушрута описал свыше 127 инструментов.

Блестящим достижением индийской медицины были пластические операции по возмещению дефектов ушей, губ и носа, которые проводились посредством лоскута, выкраиваемого из края щеки или лба.

Высокого развития в индийской медицине достигла также офтальмология.

Гигиене в Индии было посвящено много сочинений. В них изучалось влияние климата, времен года, пищи и т.д. Свежие продукты считались наиболее способствующими здоровью. Рекомендовались купанье и растирание тела мазями. Зубы чистили щеткой из мягких древесных ветвей; зубной порошок приготовляли из меда, длинного перца, сухого имбиря и т.д. Из пищевых веществ наиболее полезными считались свежее мясо, мед, топленое коровье масло и молоко различных животных. Спиртные напитки были запрещены Ведами, но позже распространились повсюду.

Из медико-философских систем Древней Индии, имеющих значение для терапии, и в частности для психотерапии, следует остановиться на учении йоги, которая этиологически связывается с английским словом yoke - ярмо. Смысл этого термина толкуется также как дисциплина духа. Учение йоги включает систему упражнений по аутотренингу. Основной древний текст этого учения - “Йогасутра” Патанджали. Курс воспитания йоги делится на 8 этапов:

  1. самоконтроль (яма) - межличностные взаимоотношения, т.е. следование 5 моральным принципам: ненасилие, правдивость, воздержание от воровства, целомудрие и отказ от алчности;

  2. самообуздание (нияма) - внутриличностная самодисциплина, т.е. постоянное и полное соблюдение 5 правил морали: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед, преданности Богу;

  3. телоположение (асана) - позы, т.е. восседание в определенных позах, требующих постоянной тренировки и необходимых также для медитации. Наиболее известной является падмасана, поза лотоса, при которой каждая нога помещается на противоположном бедре (поза богов и мудрецов);

  4. контроль дыхания (пранаяма), при котором дыхание задерживается и контролируется, а вдох и выдох осуществляются в необычных ритмах, полезных в физическом и духовном отношении;

  5. самоотвлечение (пратьяхара) - отход от чувственного восприятия, при котором органы чувств приучаются не воспринимать внешних раздражений;

  6. сосредоточение разума (дхарана) - концентрация мысли путем фиксации его на едином объекте - кончике носа, пупке или священном символе;

  7. медитация (дхьяна), когда объект сосредоточения полностью овладевает умом;

  8. глубокая медитация (самадха), когда личность временно полностью растворяется, т.е. состояние нирваны.


КИТАЙ
Медицина Древнего Китая восходит к IV тысячелетию до н.э. Ее успехи были тесно связаны с крупнейшими достижениями китайцев в области философии, математики, астрономии и естествознания. Важнейшими открытиями в области науки в Древнем Китае было изобретение иероглифов, бумаги и компаса.

Императорские врачи и лекари имели один из самых важных государственных статусов и стояли на вершине власти почти наравне с императором. В Китае врачи, прежде чем начинать самостоятельную лечебную практику, проходили обучение сроком до 15 лет,

Данные древнекитайской медицины были записаны во “Внутреннем каноне” и в “Лекарствоведении” Ли Ши Чжена,
Вскрытие трупов в Древнем Китае находилось под запретом.

Медицинские воззрения китайцев являются отражением их философских и космологических представлений, по которым основой бытия признавались 2 изначальные сущности: Le - первоначальная нематериальная сила, Ke - подчиненное материальное начало. Последняя являлась источником материального мира, состоящего в свою очередь из 5 первоэлементов: земли, воды, огня, дерева и металла, образующих все богатство органического и минерального царства. Материальная сущность Ke (Ци или Цин), по представлениям древних китайцев, обладала двойственной природой: “Ян”-положительное, небесное, активное, мужское начало или жизненная теплота (пневма); “Ин”- отрицательное, земное, пассивное, женское начало или влажность (кровь). Китайцы полагали, что “Ин” преобладает в 5 главных плотных органах: сердце, печени, почках, легких и селезенке, а “Ян” - в 5 полых органах: толстом и тонком кишечнике, желчном пузыре, желудке и мочеточниках. Эти 10 главных жизненных органов соединяются между собой 10-12 главными каналами или меридианами, по которым перемещаются пневма и кровь, разнося во все части тела жизненную теплоту, энергию и влажность.

На протяжении многих тысячелетий китайские врачи изучали энергетическую субстанцию человека Цин. Термины “биоэлектричество” и “биомагнетизм”, только недавно вошедшие в обиход современной медицины, в Китае были известны с незапамятных времен. Современная наука только начинает изучать невидимые потоки энергии в человеческом организме, между тем как древнекитайские медики давно были знакомы с ее свойствами.

Главный принцип, положенный в основу восточной медицины - это свободная циркуляция жизненной энергии по энергетическим каналам организма, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и функционирование организма - все то, что составляет суть здоровья.

Согласно этой теории болезни возникают в результате закупорок в меридианах, соединяющих 10 главных органов, вследствие чего свободное продвижение пневмы и крови в организме нарушается. Болезни в китайской медицине подразделялись на две большие группы: внутренние и наружные.

Особо важное значение придавалось в китайской медицине исследованию языка. Белый язык указывал на болезни легких, ибо последним присущ белый цвет, синий - на болезнь печени, черный - на болезнь почек.

Диагностика и прогностика китайских врачей основывалась на исследовании пульса, которое достигло высокого профессионализма.

В качестве причин болезней выступали воздух, жара, холод, влажность, сухость, пища, питье, страсти, огорчения, наслаждения, страх, ненависть, чувственные желания, а также влияния злых духов.

Китайские врачи одними из первых выдвинули следующее положение: “Лучше предупредить болезнь, чем лечить ее”. Огромное значение придавалось режиму сна.

В области лечения в китайской медицине огромную роль играла лекарственная терапия (растительные, животные и минеральные средства). Наибольшей популярностью пользовались тонизирующие средства растительного происхождения: женьшень, чай, лимонник, кассия, а из животных препаратов - панты оленя, мясо змеи, гнездо ласточки, кровь, печень и даже усы тигра.

Необычайным почетом было окружено в Китае растение жень-шень, считавшееся символом жизни и бессмертия.

В Древнем Китае использовались также следующие тради- цоинные методы лечения: акупунктура (иглоукалывание), акупрессура и метод прижигания - мокса.
Все это подтверждает рациональный характер традиционной китайской медицины. Опыт китайской медицины в области лекарствоведения и иглоукалывания привлек внимание современных ученых. Во всем мире созданы институты для изучения методов традиционной китайской медицины.


написать администратору сайта