Главная страница

ИПЗ фил.. Сопоставьте идеалы государственного управления Аристотеля и Фомы Аквинского


Скачать 13.82 Kb.
НазваниеСопоставьте идеалы государственного управления Аристотеля и Фомы Аквинского
Дата31.05.2022
Размер13.82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИПЗ фил..docx
ТипДокументы
#560850

Сопоставьте идеалы государственного управления Аристотеля
и Фомы Аквинского.


Платон: идеальное государство возникает как общество
трех социальных групп: правители (философы), стратеги (воины)
и производители (земледельцы и ремесленники). У философов преобладает разумная часть души, у воинов - воля и благородная страсть, у производителей - чувственность и влечения, которые должны быть управляемыми, умеренными. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель – справедливость –
не относится к отдельным сословиям. Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место занимает его идеальное государство. Ближе всего к нему стоит аристократическая республика.

К упадочным он относит тимократию (власть нескольких личностей, основанная на военной силе). Существенно ниже тимократии стоит олигархия (власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, тесно связанные с чувственной частью души). Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, и тирания, которая представляет диктатуру, направленную против аристократии.

Аристотель Государство он понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои.
В их численном увеличении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.

Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших.

Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими - тиранию, олигархию и демократию. Он отвергает «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни
для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту
он считает политически бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, - общество, которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояние общества (относящиеся к интеллектуальной деятельности и к характеру человека).


написать администратору сайта