Главная страница

игпр соборное уложение занятие 1. Сословнопредставительная монархия в россии


Скачать 40.1 Kb.
НазваниеСословнопредставительная монархия в россии
Дата30.10.2021
Размер40.1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаигпр соборное уложение занятие 1.docx
ТипЗанятие
#259692

Тема: СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ

(сер. XVI – сер. XVII вв.)

Занятие 1


  1. Общая характеристика Соборного уложения 1649 г

Время происхождения: Земский собор 1648-1649 годов стал самым масштабным из всех предшествующих Соборов. К 1 сентября 1648 года в Москву прибыли выборные чины государства, торгово-промышленные посадские лица, служилые. Проект Уложения слушался с 3 сентября в двух палатах: царем, думными людьми и духовенством – одна палата, выборные люди различных чинов – другая. На принятие многих норм огромное влияние оказали депутаты дворян и посадов. Редактирование Уложения было закончено 29 января 1649 года. По указанию царя высшее духовенство, выборные и думные люди закрепили список Уложения своими руками. В 1649 году документ со всеми подписями был разослан в московские приказы и в воеводские канцелярии городов. На всю разработку, обсуждение и принятия Уложения ушло чуть больше шести месяцев. Всего было создано 967 статей.

Авторство: Разработкой проекта Соборного уложения занималась специальная комиссия из пяти человек: думные люди - князья С. В. Прозоровский и Н. И. Одоевский, князь Ф. А. Волконский, дьяки Ф. А. Грибоедов и Г. Леонтьев. Комиссия должна была собрать и переработать в свод действующих законов, не соглашенные, разновременные, разбросанные по разным ведомствам, нормы права. Также нужно было нормировать случаи, не предусмотренные на тот момент текущим законодательством. Важно было учесть все общественные отношения, нужды, изучить практику административных и судебных учреждений.

Источниками

  • Судебник 1497 года;

  • Судебник 1550 года;

  • Указные книги, где фиксировались все вышедшие законопроекты и акты;

  • Челобитные царю;

  • Византийское право;

  • Литовский статут 1588 года использовался в качестве образца судебника.

Именно в Соборном уложении 1649 года наметилась тенденция к разделению норм права по отраслям, соответствующая современному законодательству. Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей.

Цели законодателя: определить статус государства и самого царя, установить комплекс норм, регулирующих деятельность всех органов государственного управления, установить порядок въезда и выезда из страны. Завершить процесс закрепощения крестьян, установить право их бессрочного сыска и возвращения прежнему владельцу.

Структура: Уложение состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей. Деление на главы - это также новость в русском праве. При создании Уложения была предпринята попытка систематизировать материал, разбить его по отраслям. Например, первые 5 глав и последние главы 22 - 25 регламентируют нормы уголовного права, главы 16, 17 - нормы гражданского права (о поместьях и вотчинах). Однако, можно говорить лишь о попытке создать систематизированный правовой сборник, в большинстве глав Уложения система нарушается. Например, в самой крупной 10 главе «О суде» соединяются нормы судоустройства, судопроизводства, уголовного, вещного, обязательственного права.

Содержание Соборного уложения 1649 года

  • Определяло статус государства и самого царя, законодательно закреплял процесс становления абсолютной монархии

  • Окончательно юридически закрепляло закрепощение крестьян

  • Оформлена юридически сословная структура общества, регламентировало права и обязанности каждого сословия

  • Ограничивалось церковное землевладение

  • За дворянами было признано право передачи земли в наследство, если сыновья будут служить, как отец, то есть значительно повышалась роль дворянства в стране

  • Нормы права, регулирующие деятельность органов государственного управления

  • Нормы права по отдельным отраслям

  • Прикрепляло жителей посада к «тяглу» ( тягло- государственные повинности) и месту жительства

Таким образом, Соборное уложение в своей основе является национальным правовым сборником, рецепция иностранного права присутствует, но она незначительна. Соборное уложение не является кодексом нового права, это первая попытка в нашей истории создать свод всех действовавших правовых норм (Судебников, указов, приговоров и пр.). Хотя некоторые нормы действительно стали новыми для общества, имели реформаторский характер: например, статьи Уложения о прикреплении крестьян, посадского населения, ограничении судебных и имущественных прав Церкви.


  1. Правовое положение крестьян, посадских людей и холопов.

ход закрепощения крестьян от Судебника 1497 г. до Уложения, отмена урочных лет, общее ухудшение положения крестьян:

Первым законодательным мероприятием, направленным на массовое прикрепление крестьян к земле, явилось введение Юрьева дня Судебником 1497 года. Около 1580 года вводятся заповедные лета, отменяется право перехода в Юрьев день, сразу же после этого была проведена перепись населения, законченная в 1592 г. Она зафиксировала принадлежность крестьянина тому или иному владельцу и имению. Чтобы упорядочить сыск беглых крестьян и споры между феодалами о них, в 1597 г. издается указ от урочных летах, устанавливающий пятилетнюю давность сыска беглых. В первой половине 17 в. этот срок удлиняется. В 1607 г. Василий Шуйский издает указ об удлинении срока возврата беглых до 15 лет. Но этот закон был предан забвению после его низвержения. В период восстановления народного хозяйства после Смуты феодалы неоднократно добиваются отмены урочных лет, то есть установления права сыска беглых крестьян без всякого ограничения во времени (1614 г. Троицкий монастырь получил разрешение сыскивать беглых в течение 9 лет). Только Соборное уложение удовлетворило требования феодалов в полной мере удовлетворило интересы феодалов. Был разрешен бессрочный сыск беглых

Крестьянин по своему правовому положению приближается к холопу. В ряде статей крестьяне упоминаются наравне с холопами (XI, 13,16,19,33,34).

Правовое положение женщины определяется по ее мужу (XI, 16)

Крестьянин бесправен и в имущественном отношении. Его имущество по сути считается принадлежащим помещику. Поэтому везде, где упоминается возврат крестьян, говориться и об их имуществе.

Правовое положение зависимого населения ощутимо ухудшается. Так, например, теперь оно должно было:

1. нести военную службу (даточные люди) (VII, 9) помещики посылали их вместо себя на военную службу, по выходу в отставку, не имея родственников мужского пола, достигших возраста службы.

2. бремя расходов по выкупу пленных ложилось на податное население, в разной мере, в зависимости от конкретной соц. группы. (VIII, 1)

3. бремя по содержанию недельщика также ложилось на крестьян (X, 122)

при невозможности вызова ответчика в суд, отвечать должны его крестьяне и холопы. Эти люди, дав на себя поручительство, обязаны доставить своего хозяина в суд (X, 138-141).

4. XIII, 7 Крестьяне недееспособны перед судом по основной массе дел и лишь в сложных уголовных делах они остаются субъектом преступления

5. XI, 9 – в наиболее полной форме приводится принцип окончательного закрепощения крестьян Речь идет обо всех крестьянах без различения того, кому они принадлежат.

6. Если дети крестьянина родились после переписи 1626 года, то, если они не успели отделиться, следуют судьбе своих родителей – возвращению к прежнему владельцу

посадские люди, разрешение конфликта между черным и белым посадом, отмена белых мест, прикрепление к посаду:

посадские люди: К середине XVII вв. окончательно сложилась сословная группа, получившая общее название посадские люди. Это было население, жившее в городах на гос. земле, занятое торговлей, ремеслом и промыслами и несшее определенные повинности (тягло) в пользу государства. Посад имел монополию на торговлю (XIX, 17)

Термин «посадские люди» не получил однозначного толкования. Правовые документы чаще всего употребляют его для обозначения торговой профессии.

Торговые посады возникали, как правило, около городов. Единицей при исчислении посадского тягла был посадский двор. Основными постоянными податями посада являлись: прямая государева подать, стрелецкие деньги, ямские деньги, полоняночные деньги. Кроме этого взимались чрезвычайные сборы (пятая деньга, десятая деньга)

На посадских людей возлагалось выполнение и различных тяглых служб (например, подводная повинность, постойная повинность, постройка и ремонт городских укреплений, ямская гоньба и т.д.)

Вольные люди могли обращаться в тягло, вступая в семейные связи с посадскими. Но если дочь выходила замуж за вольного человека на сторону, последний в тягло не записывался (XIX, 21)

Вернувшиеся из плена посадские люди и их дети могли выбирать месть жительства и освободиться от тягла (XIX,33).

Соборное уложение употребляет термины «посадские люди» и «тяглые» в разных значениях. Ст 34 гл. XIX проводит различие между гостиной и суконной сотнями и посадскими людьми. Некоторые исследователи посада не включают в число посадских людей гостей и торговых людей гостиной и суконной сотен. Так, они освобождались от тягла и повинностей с двора, от пошлины за питье, постоялой повинности и других.

Посадские люди делились на лучших, середних и молодших. Среди городского населения довольно большой процент составляли служилые люди по прибору (стрельцы, казаки, пушкари и другие) Стрельцы поселялись в слободах, жили совместно с семьями, получали жалованье и кроме военного дела занимались промыслами., торговлей, огородничеством.

Белый посад

Значительная часть дворов и населения в городах находилась на землях, принадлежавших отдельным феодалам и монастырям. Население этих земель освобождалось от посадского тягла и в связи с этим называлось «белым». «Белые» слободы постоянно пополнялись выходцами из черного посада, стремившимися освободиться от городских податей. Посадские люди в своих сословных интересах требовали ликвидации «белых» слобод. Вопрос о белых слободах поднимался еще в 16 в. Законодательство неоднократно выдвигало различные запреты, стремясь ограничить привилегии монастырей и бояр в торгово-ремесленных занятиях, но белые слободы продолжали существовать. Посад выступал также против права владельцев вотчин и поместий облагать пошлинами в своих землях проезжих купцов и их товары.

Общая тенденция Соборного Уложения – ограждение посадских людей от конкуренции беломестцев. Мыта и перевозы на землях отдельных феодалов не входят в источники доходов, находящихся в непосредственном ведении государства (IX, 6).

Слободы, принадлежащие духовым и светским феодалам, переходили в посад безлетно и бесповоротно (XIX, 13). Все торговые и ремесленные люди этих слобод должны были платить гос. подати. Исключение делалось для старинных, вечно кабальных людей и для дворовых людей Патриарха, они оставлялись прежним владельцам (XIX, 1-3,37).

Белые слободы были практически ликвидированы (XIX, 5-9)

правовое положение холопов (XX)

В ст. 34 был ярко выражен взгляд на крестьянина как на вещь: «...Принадлежность его к тому или иному владельцу  решалась жребием, проигравший помещик вознаграждался деньгами».

В ст. 7, 24, 34 гл. II проявляется тенденция  к превращению личности крестьянина  в товар.

Статьи 10, 23 гл. 11 устанавливают ответственность  за прием беглых крестьян, бежавших после Соборного Уложения 1649 г.

Землевладельцы, принимавшие беглых, были обязаны  не только вернуть их, но и уплатить законному владельцу крестьян определенную сумму. При этом устанавливается  судебный порядок («по суду и сыску») разрешения споров о возвращении  крестьян.

По Соборному Уложению 1649 г. крестьянин окончательно был превращен в собственность владельца, который мог распоряжаться трудом, имуществом, самой личностью крестьянина и даже его семьей (ст. 18 гл. 11).

При изучении правового положения крестьян нужно иметь в виду, что Уложение, не вмешиваясь во многие отношения  феодалов с крестьянами, оставляет  полный простор для произвола  вотчинников и помещиков. Так, например, в Уложении нет норм, регламентировавших размер крестьянских повинностей.

В отношении холопов Уложение проводило линию на смягчение и ограничение холопства, которая вполне сочеталась с установкой на консолидацию холопьего сословия. Во всяком случае, холопство занимает вполне определенное место в крепостнической системе. Если положение вотчинных, и особенно помещичьих,  крестьян   было гораздо тяжелее  положения государственных крестьян,  то в самом низу этой лестницы стояли холопы и кабальные люди (ст.8,16,27,35,63,85 главы 27).  Холопы не имели личных и имущественных прав, хотя фактически они все чаще превращались в пашенных людей и зачислялись в тягло.

 Институт  холопства ведет свое начало со времени  Древнерусского феодального государства. В «Русской Правде», Судебнике 1497 г. Царском Судебнике 1550 г. имеются упоминания о холопах.

Соборное  Уложение сохраняет деление холопов на полных, докладных, старинных и кабальных, отличавшихся степенью зависимости. Все холопы, кроме кабальных, были «крепки» своим господам .в течение всей жизни и с семьей переходили по наследству родственникам умершего холоповладельца.

Основным  источником пополнения кабальных холопов  были не закрепощённые элементы общества.

В статьях 7, 8, 16, 25 гл. 20 говорится  этом. Купленные татары также пополняли  холопов.

Вместе  с тем Уложение строго регламентировало источники пополнения кабального холопства. Так, кабала оформлялась только с 15 лет (ст. 20 гл. 20). Запрещалось закабалять верстанных и неверстанных детей боярских (ст. 2 гл. 20).

Кабальные холопы находились в зависимости  у своих господ в течение срока, установленного кабальной грамотой. Дети кабального холопа по наследству не передавались.

Уложение 1649 г. всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале. Холопий приказ обязан был строго проверять место рождения, происхождение и род занятий холопов.

Лицу, ставшему кабальным холопом, выплачивалось  «жалование» (ст. 78 гл. 20). Особенностью правового положения кабального холопа была зависимость от господина до его смерти (ст. 63 гл. 20). Запрещалось включать кабальных холопов в грамоты, передать их в приданое или по завещанию (ст. 61 гл. 20).

Экономической основой бесправия холопов в  отличие от крестьян было отсутствие у них собственности.

     Если  в Уложении с крестьянами неразрывно связано понятие о «животах» (возврат крестьянина из бегов вместе с животами), то в отношении холопов это понятие предусматривало платье, в котором бежал холоп от господина (ст. 93 гл. 20). «А кто у кого поймается за холопа, и на том холопе за платье приведет его в Холопий приказ... то поличное платье отдавати истцом, а по суду и по сыску меж им указ учинить».

     Уложение  всесторонне регламентировало процесс  оформления зависимости по служилой кабале и не создавало исключения из правил наследования кабальных холопов применением к ним старого принципа: по холопу - раба, по рабе - холоп (ст. 31 гл. 20). Брак кабального холопа на вольной женщине делал ее холопкой по мужу (ст. 85 гл. 20).


  1. Вещное право.

Вещное право. Основными способами приобретения вещных прав считались захват (оккупация), давность, находка, пожалования и договор.
Наиболее сложными были вещные имущественные права, связанные с приобретением и передачей недвижимой собственности. Отмечался переход от фактических форм завладения землей (основанных на захвате) к формально очерченному порядку, закрепляемому жалованными грамотами, зафиксированному межевыми знаками и пр. (формализованный порядок установления вещных прав был знаком уже Псковской судной грамоте).

Пожалование земли представляло собой сложный комплекс юридических действий, включавших выдачу жалованной грамоты, составление справки, то есть запись в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице, обыск (проводился по просьбе наделяемого землей, заключался в установлении факта незанятости передаваемой земли), ввод во владение (заключался в публичном обмере земли). Раздачу земли осуществляли Поместный приказ, Разрядный приказ, Приказ Большого дворца, Малороссийский, Новгородский, Сибирский и другие приказы.

Права на пожалованные земли впервые были сформулированы в Указе 1566 г. (право менять земли, сдавать их внаем и передавать в приданное).

Приобретательная давность как способ приобретения права собственности (в частности, на землю) устанавливалась следующим образом:

четыре и пять лет — Псковская судная грамота; три года (в отношениях между частными лицами), шесть лет (в отношениях частных лиц с государством) — по Судебникам (в Судебнике 1550 г. — 40-летний срок для выкупа имений);

15 лет — по закону великого князя Василия, сына Дмитрия Донского; 40 лет — по Соборному Уложению.

Основным способом приобретения прав собственности на имущество в XVII в. являлся договор. Договорная грамота, составленная заинтересованными лицами, приобретала законную силу только после ее заверения в официальной инстанции. Первым законом, в котором закреплялась обязательная явка и запись договора в регистрационную книгу, был Указ 1558 г. В XVII в. практиковалось составление договорных грамот площадными подьячими: написанные ими грамоты заверялись печатями в Приказной палате.
Среди личных прав на различные объекты земельной собственности особенно важными являлись вотчины и поместья.
Вотчиныделились на несколько видов в соответствии с характером субъекта и способом их приобретения — выделялись дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие вотчины (в Московском государстве обладание вотчинами было привилегией класса служилых людей).

Дворцовые вотчины формировались из еще не освоенных никем земель или из частных земельных фондов князей. Долгое время различался правовой статус частновладельческих земель князя и земель государственных. Но когда в лице верховного субъекта собственности слились государство и князь, тогда на смену старому разделению пришло новое: государственные «черные» земли и дворцовые земли.

Правовой статус церковных вотчин был обусловлен особым характером субъектов собственности, которыми являлись отдельные церковные учреждения: монастыри, епископаты, приходские церкви.

Источники, порождавшие церковное землевладение: пожалования; захват пустошей; дарение; завещание со стороны частных лиц; обязательные вклады в монастырские владения при поступлении бывших собственников в монахи.

Следует отметить, что если государственные земельные владения подвергались постоянному дроблению в ходе земельных раздач, то церковь, не имевшая права отчуждать свои земли, только концентрировала их в своих руках. Уже с XVI в. государство предпринимало меры, направленные на сокращение церковного землевладения. Соборное Уложение запретило «увод» земель лицами, уходящими в монастырь.

Процесс концентрации земель в руках церкви был нарушен мерами административно-правового вмешательства: с одной стороны, прямо запрещались определенные способы приобретения недвижимостей (например, приобретение земель по дарственным, по завещаниям, купчим и закладным грамотам), с другой — государство брало на себя право контролировать имеющийся имущественный фонд церкви, мотивируя это своим сюзеренным правом

Церковные земли раздавались на правах жалованных вотчин или поместного владения людям, выполняющим служилые функции для церкви; на церковных землях располагались крестьянские общины, наделявшиеся такими же землевладельческими правами, как и черносотенные общины.

По способам приобретения вотчинные земли делились на родовые, купленные, выслуженные.

В отношении родовых вотчин правами пользования и владения наделялись отдельные представители рода, а право распоряжения оставалось за родом (на это указывает, в частности, обязательность согласия всех родичей при отчуждении родового имущества отдельным членом рода). Проданное имущество могло быть выкуплено членами рода, которые имели на это преимущественные права перед другими покупателями. Отчуждение или приобретение (и родовой выкуп) родовых вотчин осуществлялось с учетом согласия всего рода. Соборное Уложение подтвердило право родового выкупа (вторичного приобретения проданной или заложенной вотчины); родовой выкуп осуществлялся одним лицом, но от имени рода в целом; при этом к выкупу не допускались родственники по нисходящей линии продавца. Выкуп родовой вотчины мог быть произведен в течение 40 лет с момента ее продажи. Выкупленная родичами вотчина попадала под особый режим распоряжения (отдельный член рода не мог распорядиться ею по своему произволу, родовая вотчина не могла быть выкуплена для третьего лица и на его деньги, заложена без соблюдения определенных условий и т.п.).

Кроме права родового выкупа, права на родовую вотчину ограничивалась также и правом родового наследования.

Субъектом права собственности на купленные вотчины была семья (муж и жена), этот вид вотчины приобретался супругами совместно. Поэтому после смерти одного из супругов такие вотчины переходили к пережившему супругу; а после смерти вдовы право на купленную вотчину переходило в род мужа (что тоже указывает на принадлежность купленной вотчины именно семейной паре). Купленные вотчины, перешедшие по смерти приобретших их лиц родичам, получали статус родовых. При жизни супругов отчуждение купленной вотчины совершалось солидарной волей супругов.

Статус выслуженной (жалованной) вотчины зависел от ряда конкретных фактов. Чаще всего круг правомочий вотчинника прямо определялся в самой жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением законных прав вотчинника на его имущество. В случае отсутствия грамоты вотчина могла быть изъята у наследников государством. В целом жалованные вотчины приравнивались практикой к купленным, а в начале XVII в. было уравнено правовое положение жалованных вотчин с родовыми.

Поместное землевладение складывалось в качестве особой формы землевладения уже в XVI-XVII вв. Поместья предоставлялись за службу государству. Но в XVII в. наметилась тенденция сближения поместий с вотчинами: стали разрешать обменивать вотчины на поместья и приобретать (с особого дозволения) поместья в вотчину. Соборное Уложение разрешило продавать поместья.

Первоначальным обязательным условием пользования поместьем была реальная служба (начиналась для дворян с 15 лет — с этого возраста поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию поместьем). Ушедший в отставку помещик получал поместье на оброк вплоть до достижения сыновьями совершеннолетия. С середины XVI в. поместье на тот же срок оставалось в его пользовании. К наследованию поместьем стали привлекаться боковые родственники, женщины получали с него «на прожиток». Соборное Уложение разрешило сдачу поместий в аренду за деньги, к концу XVII в. установилась практика обмена поместий на денежные оклады («кормовые деньги»), что означало скрытую куплю-продажу поместий; в XVII в. была допущена продажа поместий за долги. Порядок передачи поместий по наследству мало отличался от вотчинного наследования.

Впервые в Соборном Уложении регламентировался институт сервитутов — юридическое ограничение права собственности одного субъекта в интересах права пользования других лиц. Были известны личные сервитуты — ограничение в пользу определенных лиц, специально оговоренных в законе (потрава лугов ратниками, находящимися на службе, право на их въезд в лесные угодья, принадлежащие частному лицу), и вещные сервитуты — ограничение права собственности в интересах неопределенного числа субъектов (право возводить печь у стены соседского дома или строить дом на меже чужого участка).

Словарь

Сословно-представительная монархия — это такая форма правления, при которой власть принадлежит не только монарху, но и отдельному органу, состоящему из представителей различных сословий, который участвует в управлении, составлении законов

Соборное Уложение – первый письменный свод законов.

Вотчина (Родовая) — древнейший вид земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству.

Выслуженная Вотчина — - разновидность феод. земельной собственности. По своему правовому статусу занимала промежуточное положение между родовой вотчиной и поместьем.

Купленная, полученная в дар, вотчина становится "вотчиной" после смерти приобретателя или передатчика

Поместье - Разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу

Родовой выкуп - это право наследников умершего владельца родовой вотчины выкупить земельное владение у нового владельца.

Кабала - долговое обязательство, ставившее заемщика в личную зависимость от заимодавца

служилые сословия - В России XIV-XVIII веков общее название лиц, обязанных нести военную или гражданскую службу в пользу государства

Гости - название крупных купцов до введения купеческих гильдий, иноземный купец.

Гостиная сотня (торговые люди гостиной сотни) — сословие Русского государства

Суконная сотня, одна из привилегированных корпораций русского купечества

Чёрная сотня — городское сословие торговцев и ремесленников Русского государства.

Слобода - население, которое временно освобождалось от государственных повинностей

Беломестцы — юридический термин в средневековой Руси в XIV—XVI веках, обозначавший население, жившее в Белых слободах на белых землях и потому освобожденное от государственных налогов и повинностей (тягла)

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII века.

Корпора́ция (от лат. corpus — тело) — форма организации бизнеса, основанная на долевой собственности и раздельной функции собственника и управления

Артель - добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки

«заповедные лета» - годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день

закрепощение - Совокупность юридических норм, закрепляющих запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов без разрешения властей

Закладник - зависимое от кредитора лицо , занимавшее середину между холопами и вольными людьми

Кабальное холопство — особый вид холопства, возникший и получивший юридическое определение в московском праве.

Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами

Барщина — это трудовая повинность зависимых крестьян, которая выражалась в их бесплатном труде с помощью собственного инвентаря в хозяйстве собственника земли.

Круговая порука - Групповая солидарная ответственность. Заключается в том, что вся группа людей отвечает по нарушенным обязательствам одного из них.


написать администратору сайта