концепция воспитания. современные концепции воспитания
Скачать 34.66 Kb.
|
Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ» Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных воздействий в соответствии с определенным социально – педагогическим идеалом. Воспитание является одним из важнейших элементов педагогического процесса. Общая социальная функция воспитания состоит в освоении опыта предшествующих поколений, знаний, умений, норм, образцов поведения и т.д. Конкретная же социальная функция воспитания в том или ином сообществе изменяется в ходе истории и определяется соответствующими условиями жизни общества, характером общественных отношений, культурой, ценностными ориентирами. Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности. Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первое из них – обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности. Второе условие – самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление ребенку возможности более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие таких четких и ясных перспектив в той деятельности, в которую ребенок включается. Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики. В данной работе рассмотрим основные современные концепции воспитания. Определение научной проблемы исследования Проблемы в воспитании всегда были актуальными, и сегодняшнее время — не исключение. В социальной и экономической сфере отсутствует стабильность, что влияет и на межличностные отношения, включая семейные. Появившись на свет, ребенок попадает в семью, затем в школу, в компанию и т.д. Все эти среды неоднородны и часто находятся в противоречии друг с другом. Низкий уровень жизни, отсутствие работы, демонстрация непотребств по телевидению и в интернете, аморальный образ поведения среди окружающих — это приводит к опустошению и деградации. Многих детей матери не забирают из роддомов, другие растут в малоимущих семьях с низким уровнем культуры, третьих хоть и обеспечивают состоятельные родители, но не оказывают им никакой моральной поддержки. Неблагоприятные условия воспитания негативно сказываются на внутренней идентификации ребенка и его самооценке. Если в семье им никто не занимается, то ответственность ложится на школу. Разработанные воспитательные концепции, способствующие формированию в человеке развитой личности, самостоятельной и всесторонней, должны устранить недостаток духовного развития в семье. Новые педагогические тенденции, в основе которых лежит принцип гуманизма, становятся все более и более популярными. Они совершенствуются и постепенно заменяют устаревшие практики. Технологический подход и формирование условий, способствующих формированию полноценной личности, направлены на достижение благоприятного результата. Содержание научного поиска. Цели и задачи данной работы направлены на то, чтобы продемонстрировать разницу в методах воспитания детей прошлых столетий и современного мира; рассмотреть методы, способы и средства обучения и воспитания, применяемые в современных детских учреждениях; изучить новаторские педагогические подходы к воспитанию; указать на проблемы современной педагогики; ознакомиться с педагогическими взглядами и подходами к воспитанию и обучению детей выдающихся психологов-педагогов в истории педагогике и современных ученых всего мира; рассмотреть цели и задачи образования и воспитания, закономерности и принципы воспитания. Объектом исследования являются современные концепции воспитания. Предметом исследования являются особенности реализации современных концепций воспитания. Теоретической основой являются труды отечественных педагогов А.С. Макаренко, Януша Корчака, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова. В XXI веке основными ценностями цивилизованного мира выступают демократизм, плюрализм мнений и возможность выбора. В современной педагогике данные принципы находят свое отражение благодаря разработке новых воспитательных подходов. Воспитанием признается результат действий со стороны семьи, школы и окружающей среды в отношении индивида, направленных на прививание навыков для их осуществления во взрослой жизни. Для этого процесса характерно взаимодействие между субъектами, которое сопровождается уважением к индивиду-воспитаннику, а также передачей ему ценностей и норм, способствующих формированию его личности. Концепция воспитания — это система принципов, направленных на усвоение основных составляющих воспитательного процесса (целей, форм, сути, задачи и методов), способствующих самоидентификации человека и превращению его в личность. После распада Советского Союза классический подход к воспитанию поменялся. В стране возникла проблема создания и введения в практику новой педагогической концепции с целью формирования единой программы воспитательного процесса. Сегодня в России существует около 30 различных подходов и интерпретаций. Вот некоторые из них: Социальное воспитание. Концепция базируется на идее системно-социального проектирования, рассматривающего процесс воспитания как целенаправленный и влияющий на поведение и всю последующую жизнь личности. Концепции коллективного воспитания. Процессы воспитания рассматриваются как управление развитием личности. Личностная концепция, базирующаяся на антропологическом подходе и основанная на восприятии воспитания как культурного процесса. Личностно-ориентированный подход самовоспитания, рассматривающий его в качестве процесса для решения проблем, возникающих в течение жизни. В современной отечественной педагогике отсутствует единая концепция воспитания. На сегодняшний день это является актуальной проблемой, требующей решения. К классическим концепциям воспитания можно отнести концепции: А.С. Макаренко, Януша Корчака, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова. А.С. Макаренко. Основные идеи теории воспитательного коллектива: 1) разновозрастные отряды – каждому отряду свой возраст, помощь младшим; 2) советы командиров - один из органов самоуправления, дети решали все сами; 3) самоуправление; 4) педагогика параллельного действия – воздействие со стороны Макаренко и командиров; 5) система перспективных линий – ближняя - завтрашняя радость ребенка, средняя, дальняя - воспитание нравственных людей; 6) создание отношение ответственной зависимости, между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие единство целей деятельности (рабочее сплочение). Януш Корчак.Основная идея: «Воспитатель должен любить детей»: Нельзя мерить детей на взрослый аршин – нельзя сравнивать ребенка со взрослым, т.к. душа ребенка очень ранима, воспитатель должен любить, понимать детей; Проступок ребенка по своему ценен, потому что в конфликтах с совестью и вырабатывается моральная стойкость. Пусть дитя грешит (дать ребенку возможность исправиться, прощать ребенка, помогать ребенку решать проблемы); Всякое общение с ребенком без любви – это общение без внимания. Пустое общение. Оно пагубно для детей; Если жизнь требует клыков, разве в праве мы вооружать детей одним румянцем стыда тихими вздохами? Твоя обязанность – воспитать людей, а не овечек (нам нужны борцы. А не овечки; воспитать ребенка так, чтобы он смог дать отпор, отстаивать свою позицию). В.А. Сухомлинский. Основные направления научной и практической деятельности: 1) развитие учения о коллективе; 2) разработка методики работы с отдельной личностью: умение учителя познать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное»; задача школы не просто передать знания, но открыть перед каждым те сферы развития духа, где ученик может достичь вершины, проявить себя, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым; воспитание у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами, обществом и собственной совестью; забота о богатой духовной жизни ребенка, об его здоровье; 3) воспитание у подрастающего поколения нравственности и гражданственности. Идеи Сухомлинского о путях нравственного воспитания основываются на природе ребенка, его психологических особенностях, а воспитание он понимает как постоянное духовное обогащение учителя и ребенка; 4) разработка основ школоведения; 5)воспитание любознательности, интереса к знаниям, науки. Задача Сухомлинского – давать детям глубокие, прочные знания; 6) воспитание чувства ответственности у детей. И.П. Иванов. Концептуальная идея: воспитание отношений, которые носят характер заботы об улучшении жизни в целом и о каждом воспитаннике. Цель – воспитание общественно активных и творческих людей. Содержание – общественная активность, улучшение окружающей жизни. Методы – рассказ, изъяснение, убеждение, создание воспитывающих ситуаций, «совет по секрету», поощрение. Формы – КТД, игры, беседы, экскурсии, кружки. Педагогические условия – 1) включение каждого ребенка в совместную деятельность; 2) отношение педагогов к воспитаннику как к младшему товарищу; 3) развитие в единстве всех 3-х сфер личности (рацио, эмоцио, действие); 4) способы воздействия педагога направлены как на детей, так и на себя; 5) использование различных видов воспитательного воздействия (открытое, незаметное). Результат – какого человека воспитала система? (коллективиста, творца, общественно-активного человека) К современным концепциям воспитания можно отнести концепции Е.В. Бондаревской, О.Газмана, Н.Е.Щурковой. Концепция Е.В. Бондаревской. Цель воспитания – «человек культуры». Культурный человек – это воспитанный человек. Человек культуры – это эталон к которому надо стремиться. Содержательный анализ «человека культуры» и необходимые условия для воспитания: Личность свободная, способная к самоопределению. Свобода каждой личности – это свобода выбора. Интересы др человека не должны игнорироваться. Чувства собственного достоинства, независимость суждения, умение принимать самостоятельное решение, нести ответственность за свои поступки – это составляющие свободной личности. Условия для воспитания: исключить авторитарные методы и формы, обеспечивая ребенку ситуацию выбора и вариативное обучение. Личность гуманная. Милосердие, доброта, способность к сопереживанию, альтруизм (безвозмездная помощь), понимание ценностей и неповторимости другого человека. Условия для воспитания: гуманитаризация содержания образования, ориентированная на общечеловеческие ценности. Гуманизация (уважение к человеку) форм, методов обучения и всей системы воспитательных отношений. Наличие практической подготовки к жизни. Нужно готовить детей к практической деятельности, к инновациям. Условия для воспитания: готовить детей к жизни в условиях рыночной экономики, межнационального общения, повышения роли частной жизни (овладевать основами экономики, компьютерной грамотности, языками мира, бережного отношения к своему психическому и физическому здоровью). Личность творческая. Личность стремящаяся что-то изменить. Условия для воспитания: создавать условия для развития чувства нового, стремления к созиданию. Поощрять преобразующую деятельность. Способность к культурной идентификации. Идентификация – принадлежность (например, к национальной культуре). Условия для воспитания: способствовать осознанию школьника, его принадлежности к определенной культуре, интериоризация ее ценностей. Интериоризация – принятие ценностей из внешнего во внутреннее (в себя). Например, у человека, любящего родину формируется ценность патриотизма. Концепция Газмана. Концептуальное содержание деятельности классного воспитателя (руководителя). Основные положения концепции: Человек – цель всей социальной политики государства; Заказчики содержания воспитания – государство, общество, семья, сам человек. До перестройки все школы работали по одной программе, по одному плану. Сейчас дети могут учиться в разных школах (частные школы, воскресные). Это потребности общества. В сфере воспитания все должно быть построено на основе учета принципа добровольности, мотивов личности, ее потребностей. Ребенок в воспитательном процессе субъективно свободен, он хозяин своих ценностей. Нельзя навязывать ценности. Реализм в постановке цели воспитания и в подборе средств воспитания. Цель воспитания – формирование базовой культуры личности. Компоненты базовой культуры личности: - культура жизненного самоопределения – самопознание, саморазвитие. Человек – цель государства, а не средство; я сам определяюсь в системе ценностей; - экономическая культура и культура труда; - политическая, демократическая и правовая культура (довести до сознания учеников требования правовых норм; добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получить внутреннюю санкцию (мотивация)); - интеллектуальная (осмыслить значимость интеллектуального труда; проявить любовь к умственному труду; ознакомиться с умениями и навыками организации умственного труда), нравственная, экологическая (формирование у школьников ответственного бережного отношения к природе), физическая культура (содействовать правильному физическому развитию детей; развитие двигательных умений и навыков); - культура общения и культура семейных отношений (влияние семьи на ребенка). В.А. Караковский: общечеловеческие ценности – земля, отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек. Н.Е. Щуркова: ценности выступающие ориентиров в воспитании – человек (уважать человека, помогать, стараться понять), природа, общество, родина, знание, труд, прекрасное. Педагогическая теория как система идей и подходов в области воспитания характеризуется такими теоретическими положениями как целенаправленность, целостность, системность, закономерность, непрерывность, детерминированность и т.д. Среди них системность воспитания является одним из ведущих положений. Именно с позиций этой идеи школа, прежде всего, определяется как педагогическая система, т.е. совокупность неотъемлемых компонентов (целей, субъектов воспитания, взаимодействия и взаимоотношений между ними, содержания, методов и форм взаимодействия), причинно-следственные связи которых, обеспечивают ее целостность, тождественность и сохранение основных свойств воспитательной системы при различных внешних и внутренних изменениях. Теоретическое обоснование воспитательного процесса школы и его систематизация осуществляются конкретными авторами или авторскими группами ученых-педагогов. Ведущие идеи (основной замысел) автора или авторской группы в исследуемой отрасли педагогических знаний называется концепцией. Авторская концепция выстраивается, как правило, на ведущих положениях и подходах современной педагогической теории. Но любая концепция обречена остаться замыслом ученых-педагогов, если не будет доведена до уровня технологического воплощения в практике школы. Современные педагогические подходы к воспитанию. В настоящее время наибольшую актуальность приобретают такие педагогические теории как гуманистическая педагогика (гуманистический подход), личностно ориентированная теория воспитания (личностно ориентированный подход), теория деятельности в воспитании (деятельностный подход), культурологический, аксиологический, природосообразный подходы к воспитанию. Гуманистическая педагогика – направление воспитания, реализующее идеи гуманистической философии и психологии: свободное всестороннее развитие личностью своих потенциальных способностей, потребностей и интересов (самоактуализация личности); формирование способности к осознанному и ответственному выбору значимых для личности знаний, привычек, поведения, поступков в разнообразных жизненных ситуациях. Гуманистический подход к воспитанию – это совокупность положений, исходящая из признания человека высшей ценностью и создания благоприятных условий для развития его природной заданности, уникальности и личностного самоосуществления. Гуманистический подход к воспитанию объединяет следующие идеи: - восприятие личности ребенка как высшей ценности, цели, критерия и результата воспитания; - гуманизацию воспитания, основанную на развитии воспитательных систем, нацеленных на создание условий для самоопределения, самореализации, самоутверждения, самоактуализации личности человека, расцвета его интересов и потребностей. Гуманизация, в свою очередь, предполагает: - гармонизацию взаимоотношений между субъектами воспитательного процесса (организацию воспитывающей деятельности, гуманного общения, поворота к личности ребенка, реальную заботу о детях, ориентацию на сотрудничество, создание ситуаций успешности, увлечение, партнерство); - гуманитаризацию воспитания, нацеленную на приоритет гуманитарных дисциплин и предметов; - демократизацию воспитания, гарантирующую доступность каждому воспитаннику возможностей для развития активности, инициативности и творчества. Демократизация воспитания утверждает: уравнивание воспитателей и воспитанников в правах, право ребенка на свободный выбор, право на ошибку, соблюдение Конвенции о правах человека, демократический стиль отношений воспитателя и воспитанников; - новую трактовку индивидуального подхода с ориентацией на учет различий в интеллектуальной, эмоционально-волевой и практико-действенной сферах личности, особенностей физического и психического развития каждого воспитанника; дифференциацию, требующую всемерное стимулирование способностей каждого воспитанника, развития каждой личности с учетом его интересов, мотивов, ценностных установок; - природосообразность воспитания, исходящую из гуманистического понимания того, что природа ребенка изначально хороша; - формирование положительной Я-концепции. Наряду с перечисленными положениями гуманистическая педагогика вбирает в себя ведущие идеи культурологического и аксиологического подходов к воспитанию. Культурологический подход –совокупность теоретических идей, исходящая из понимания образования как культуросообразной образовательной среды, включающей в себя лучшие качества человечества, способы деятельности, материальные и духовные ценности культуры, в которой проявляется индивидуальность личности ребенка, способного сохранить и воссоздать общечеловеческую культуру. Аксиологический подход – совокупность теоретических идей, в основе которых лежит ориентация на систему социально-педагогических ценностей, ядром которой является понимание и утверждение ценности человеческой жизни, свободной созидательной деятельности и гуманного общения. Личностно ориентированный подход – совокупность положений, исходящая из признания ценности личности человека и необходимости создания условий для выявления возможностей ее самоопределения, самореализация, самоутверждения и самосовершенствования. Личностно ориентированный подход основывается на следующих теоретических положениях: - личность является субъектом, а не объектом в образовательном процессе; - личность является целью образовательной системы, а не средством для достижения каких-либо внешних целей; - приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.); - основными факторами социализации и воспитания личности ребенка являются его природная заданность, социальный опыт, положительная социальная среда, развивающие виды деятельности, атмосфера гуманного общения, позитивная информационная среда; - ведущим условием развития личности ребенка является целенаправленный процесс воспитания, основанный на принципах природосообразности, культуросообразности, успешности и креативности развития ребенка. Личностно ориентированный подход является основой теории деятельности в педагогике. Деятельностный подход к воспитанию – совокупность теоретических положений, исходящая из признания деятельности ведущим фактором воспитания, и создания условий для целесообразного отбора и оптимальной организации видов деятельности, способствующих успешному развитию личности ребенка. Деятельностный подход отражает следующие характеристики: - субъектный характер деятельности, где ребенок выступает не только объектом организуемой и управляемой деятельности, но и субъектом творческой самодеятельности; - развивающий характер деятельности; - постоянно усложняющийся характер деятельности; - перцептивно-коммуникативный характер деятельности; - креативно-творческий характер деятельности; - индивидуально-коллективный характер деятельности; - социально-значимый характер деятельности. Каждый из рассмотренных подходов нуждается в авторском осмыслении и творческой адаптации идей к конкретным условиям современной школы. Гуманистический подход, может отражаться в ряде концепций, таких как концепция личностно ориентированного воспитания Е.В. Бондаревской, концепция педагогики свободы личности и педагогической поддержки О.С. Газмана, концепция формирования общечеловеческих ценностей В.А. Караковского и др. Таким образом, мы исходим из понимания теории как совокупности основных теоретических идей в области педагогики, далее выявляем систему воспитания как совокупность компонентов воспитательного процесса, включающую цели субъекты воспитания, характер взаимодействий и взаимоотношений, особенности содержания и методики воспитания, адаптируем их с позиций авторского концептуального видения и технологического обоснования идеи. Современные концепции воспитания. Прежде чем рассмотреть ведущие концепции в области воспитания необходимо выявить алгоритм их анализа. С позиций системного анализа прежде всего необходимо определить концептуальные цели, особенности содержания, особенности методики и формы взаимодействия. С позиций структурного анализа важно, с нашей точки зрения, вскрыть характер взаимодействия и взаимоотношений между субъектами воспитания, выявить системообразующее ядро и соответствующие принципы воспитания. И, наконец, с позиций технологического подхода важно рассмотреть операциональное отражение ведущих идей в действиях, приемах, актах, операциях, в необходимой последовательности и логике развития. Критериями эффективности воспитательной концепции является ее целенаправленность (личностно ориентированный характер), системность, целостность (гуманистическая взаимосвязь целей, содержаний, методов и форм воспитательной системы), закономерность (наличие устойчивых причинно-следственных связей системы) и технологичность (операциональное обеспечение идей). |